Особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте
Прежде чем переходить к подробному рассмотрению особенностей смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте, рассмотрим краткую психологическую характеристику данному периоду онтогенеза. Юношеский период развития, по мнению Г. С. Абрамовой, в самых широких границах включает в себя промежуток между 15 и 25 годами, захватывая, таким образом, обучение в старших классах школы, получение среднего специального и высшего образования.[29]
Что касается социальной ситуации развития, то именно в период юношества коренным образом изменяется положение субъекта в обществе. Он достигает возраста полной правовой и уголовной ответственности, получает избирательно право и право вступать в брак, что, однако, не определяет действительного наступления социальной зрелости, а, напротив, влечет за собой некоторую промежуточность поведения. На фоне эмансипации от родителей растет подверженность влиянию сверстников, происходит расширение мира личности, круга её общения, при этом в силу недостаточной критичности и отсутствия жизненного опыта человек становится легко внушаемым и подверженным переменам мнения, убеждений, целей. Помощь авторитетного взрослого, способного дать достойный пример для подражания, особенно важна в юношеском возрасте в связи с необходимостью самостоятельного построения реалистичных жизненных планов, профессионального самоопределения и получения дальнейшего образования, как считает В. С. Мухина.[30]
Ведущая деятельность юности - это учебно-профессиональная деятельность. При благополучно протекающем процессе социальной интеграции и адаптации у юношей наблюдается изменение отношения к учёбе, включающее осознание ценности знаний, основанное на устремлённости в будущее. Показателями данных изменений служат осознанное отношение к учёбе, избирательное отношение к предметам, появление навыков самостоятельной работы, формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
Новообразованиями в личностной сфере юноши являются становление целостного мировоззрения и рост самосознания, что выражается в стабильном образе «Я». У юношей меняются уровень и критерии самооценки, степень адекватности представлений о себе, увеличивается цельность, стабильность личности, развивается самоуважение. Исследование своего внутреннего мира обуславливается ощущением собственной неповторимости. Юность характеризуется также изменением временной перспективы. Человек в данном возрасте ориентирован на будущее, что объясняет его стремление к построению планов и подготовленность к профессиональному самоопределению.
Г. Крайг и Д. Бокум утверждают, что главными мотивами и потребностями в юношеском возрасте являются «личностное и профессиональное самоопределение, самовыражение и самораскрытие, познание себя, дружба, любовь, а также интимные отношения».[31] В эмоциональной сфере наблюдается падение эмоциональной напряжённости, формирование общей эмоциональной направленности и культуры, большая эмоциональная восприимчивость. В юношеском возрасте формируются обобщенные чувства – чувство влюблённости, радость творчества, интерес к миру чувств другого человека.
Именно к периоду юношеского возраста создаются предпосылки для поиска и проявления смысла жизни, который развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим. Осознание смысложизненных ориентиров в этот период приобретает перспективную стратегическую направленность, свободу от влияния соблазнов ситуации и сиюминутных, импульсивных побуждений. Происходит осознание своего пути.
Юношеский возраст характеризуется, прежде всего, тем, что внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность, и как считает М. А. Чулкова, в этом возрасте формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности, – системы, основанной на логике свободного выбора.[32] Н.М. Трофимова утверждает, что именно в этой связи юношеский возраст может быть назван благоприятным и подходящим периодом для развития смыслов и ценностей.
Тема смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте является достаточно активно разрабатываемой современными специалистами, при этом значительная часть исследований посвящена анализу осмысленности жизни у студентов различных специальностей, преимущественно, гуманитарного спектра.
Что касается конкретных смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте, то они в значительной степени зависят от особенностей жизнедеятельности молодых людей и их окружения. Так, согласно результатам исследования Н. В. Моздор, в условиях богословского образования преобладают нравственные ценности, ориентированные на милосердие и любовь, тогда как в условиях светского образования на первом плане стоят потребительские и материальные ценности. М. М. Далгатов и другие авторы также указывают на то, что структура ценностей студентов светских высших учебных заведений отличается большей рассогласованностью доминирующих ценностей по сравнению со студентами исламских высших учебных заведений.[33]
Помимо изучения особенностей смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте, современных специалистов интересует вопрос о взаимосвязях смысловой сферы личности молодого человека с другими её структурами. Так, Т. Н. Кочетковой обнаружено, что выбор смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте характеризуется взаимосвязью с самоотношением: в частности, при позитивном самоотношении личность характеризуется уверенной жизненной позицией и высокой осмысленностью жизни.[34] Е. Ф. Ященко и Э. В. Ященко выявлены значимые взаимосвязи показателей смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте с личностными качествами, такими как: ответственность, рефлексивность, локус контроля.
И. В. Ульяновой также установлено позитивное влияние образовательной среды на осмысленность жизни. Образовательная среда в значительной степени возрастает в процессе получения гуманитарного образования.
Обсуждая проблему становления смысла жизни в юношестве, особое внимание следует уделить характеристике переломных моментов в возрастном развитии, соотнести их специфику с особенностями жизненных смыслов. В работах Л. С. Выготского и его последователей психическое развитие рассматривается как процесс качественных изменений, которые происходят в ходе усвоения человеком социального опыта, представленного в предметах культуры. По мнению Л. С. Выготского, «перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». Так, в подростковом и юношеском возрасте происходит «овладение внутренним миром», возникновение жизненного плана как известной системы приспособления, которая впервые осознаётся молодым человеком. Именно в этот период создаются предпосылки для становления смысла жизни, поскольку это «возраст открытия своего «Я», оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения – с другой».[35] В этом возрасте, как отмечает И. С. Кон, встаёт вопрос о смысле жизни, который является наиболее общей, философской формой раздумий личности.
Рассматривая внутренние, биологические факторы проявления кризиса в юношеском возрасте, В. Э. Чудновский отмечает, что «в этот период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла». По словам В. Франкла, проблема смысла жизни становится особенно насущной в возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают всю неоднозначность человеческого существования.
Таким образом, к юношескому возрасту создаются предпосылки для проявления психологического новообразования – смысла жизни, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с ближайшим будущим. Осознание смысложизненных ориентиров в этот период приобретает перспективную стратегическую направленность, свободу от влияния соблазнов ситуации и сиюминутных, импульсивных побуждений. Юношеский возраст в интересующем нас аспекте характеризуется, прежде всего, тем, что внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность. Здесь формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности – системы, основанной на логике свободного выбора.