Динамика смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе
Смысложизненные ориентации или жизненные стратегии – один из наиболее влиятельных компонентов интегральной индивидуальности, формирующих социогенез личности. Соотнесение с индивидуальными потребностями с целью адекватной самореализации является важнейшим условием формирования у человека постоянно действующей установки на решение имеющей и общественное, и личное значение задачи, содержательный характер которой по мере продвижения человека по жизненному пути постоянно претерпевает изменения. Кроме того, оно способствует формированию у человека отношения к себе как к ценности и убежденности в том, что важнейшим способом утверждения ценностного начала в себе выступает постоянное свершение поступков и деяний. Жизненные стратегии играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества.
Жизненный путь человека – это процесс формирования и развития личности в определѐнном обществе, современника определѐнной эпохи и сверстника определѐнного поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций стало в последнее время актуальной темой исследований. Смысложизненные ориентации тесно связаны с уровнем развитости личностной рефлексии.
Ценности, как и другие личностные образования, такие как направленность, убеждения, установки, рассматриваются как результат отражения в сознании человека общественных отношений и социально – экономических условий жизни. Система смысложизненных ориентаций не является чем – то упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Смысложизненные ориентации личности, ее жизненные перспективы, планы являются проекцией духовной жизни общества, формируются под влиянием общественных воздействий, обусловлены системой воспитания и обучения в семье и в школе, определенной структурой общественных отношений.
Можно сказать, что cмысложизненные ориентации представляют собой динамическую проекцию смысложизненных концепций личности на конкретные условия ее повседневной жизни. Т. В. Столина дает следующее определение смысложизненной концепции – это «индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. В основе этой концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности. Смысложизненная концепция начинает складываться к подростковому возрасту, может изменяться и трансформироваться на протяжении жизни человека, но на определенном этапе онтогенеза является достаточно устойчивой».[19] Таким образом, можно сказать, что смысложизненная концепция – это стержневая направленность личности, ее смысл жизни. Она содержит в себе те жизненные смысловые универсалии, те ценности, которые и составляют основу личности.
Переход из одной возрастной категории в другую обычно связан со сложными личностными переменами, сдвигами в структуре сознания, пересмотром смысложизненных целей, коррекцией жизненных планов. Вопросы периодизации формирования смысловой сферы личности и становления ее смысложизненной концепции достаточно широко изучаются в современной науке, такими авторами, как Дубровина И. В., Леонтьев Д. А., Мухина В. С., Слободчиков В. И. и другие.
Смысложизненные ориентации, являющиеся важнейшим компонентом структуры личности и регулятором активности человека, складываются под непосредственным влиянием социальной среды. Личностный смысл, по А. Н. Леонтьеву, является не только составляющей сознания, но и детерминантой развития личности, которое, по своей сути, и есть становление связной системы личностных смыслов.[20] Рассмотрим динамику формирования смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе.
Современными специалистами активно разрабатывается возрастной аспект становления смысложизненных ориентаций. Так, В. Э. Чудновский характеризует детство как период интенсивной подготовки «психологической почвы», на которой затем происходит становление осмысленности жизни, в частности - путем развития способностей и нравственности ребенка.[21]
В подростковом возрасте, по мнению В. Э. Чудновского, происходит отказ от прежних ценностей и стремлений. В данный возрастной период ценности и смыслы представляют собой своеобразный «конгломерат», который еще не обрел свойства логичности и иерархичности. Поиск оптимального смысла жизни в подростковом возрасте протекает весьма активно, однако он в значительной степени осложняется отсутствием у подростка необходимого жизненного опыта. На смысложизненные ориентации подростка во многом оказывает влияние учебная группа, в частности, благоприятный психологический климат учебной группы позитивным образом взаимосвязан с осмысленностью жизни подростков, однако с возрастом сила данной связи ослабевает. При этом чем выше осмысленность жизни в подростковом возрасте, тем выше уровень психологической готовности личности к профессиональному самоопределению.[22]
К началу юношеского возраста создаются предпосылки для проявления психологического новообразования – смысла жизни. Смысл жизни развивается на основе становления главного мотива – жизненной цели, выявления и формулирования главной задачи, связанной с ближайшим будущим. В юношеском возрасте внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность, формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, основанной на логике свободного выбора, характерной для зрелой независимой личности.
Возрастной период зрелости характеризуется определенной стабилизацией личности на основании накопленного жизненного опыта. Однако данный процесс, как утверждает Е. В. Некрасова, отличается значительными индивидуальными различиями и «в ряде случаев становится периодом отказа от прежних смысложизненных ориентаций и поиска нового смысла жизни».
Таким образом, зрелый возраст характеризуется реалистичным взглядом на вещи, твердостью моральных установок, уверенностью в своих целях и адекватностью самооценки. Смысложизненные ориентации зрелой личности, как правило, ориентированы на семью и профессиональную сферу. Основной особенностью является то, что жизненные смыслы зрелого человека представлены в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей. Наиболее выраженной тенденцией, по мнению Т. Н. Сахаровой, определяющей смысложизненные ориентации на данном этапе онтогенеза, является «ориентация на результат жизни, на удовлетворенность уровнем самореализации».[23]
М. Г. Рябовой и Е. А. Уваровым установлено, что в зрелом возрасте смысложизненные ориентации являются основным критерием качества жизни субъекта.[24] В зрелом возрасте может быть прослежено влияние социальных факторов на смысложизненные ориентации. Так, А. В. Берсим и С. А. Прокопьева установили, что для осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии, характерно общее снижение осмысленности жизни.[25]
В период старости, утверждает В. Э. Чудновский, «осознание неотвратимости приближающейся смерти побуждает человека подвести итог собственной жизни и выработать на его основании новое отношение к себе и окружающему миру, в идеале способствующее сохранению оптимального уровня активности».
Существует и обратная взаимосвязь, как считают Е. Л. Летягина, М. В. Галимзянова, «сформированные на протяжении всего жизненного пути смысловые ориентиры обуславливают то или иное отношение к смерти у стареющего человека: в частности, высокий уровень осмысленности жизни в значительной степени снижает страх перед смертью».[26]
Вопрос смысложизненных ориентаций особенно остро встает в пожилом возрасте. Это связано как с потерей профессии, любимой работы и в связи с этим невозможностью в полной мере участвовать во всех сферах общественной и семейной жизни, так и с «ломкой» устоявшихся точек зрения, переосмыслением прошлого.
Именно пожилые люди испытывают наибольшую степень фрустрации, которая связана с мыслями о том, что их жизнь не удалась, что их труды оказались неправильными и никому не нужными. Очень часто потеря смысла жизни в старости сопровождается чувством одиночества, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, снижением интереса к жизни.
Но главным в этом возрасте все-таки остается осуществление внутренней работы в системе «жизнь – смерть», так как именно в этот период человек наиболее остро начинает воспринимать неизбежность и приближение смерти. Очень важную роль на этой стадии играет то, как человек оценивает свою прожитую жизнь, в чем видит ее смысл.
Выбор смысла и цели жизни, а, следовательно, возможности прогрессивного или регрессивного изменения личности возможен на самом позднем этапе онтогенеза.
Именно наличие смысла жизни в старости позволяет характеризовать данный период как возраст развития и позволяет противостоять тотальному угасанию. Итоговый выбор является не чем иным, как определением цели на оставшуюся жизнь, нахождением её смысла. В соответствии с этим выбором, а, следовательно, и с выбранной стратегией дальнейшей жизни, ведущая деятельность может быть направлена либо на сохранение личности человека, либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания всех функций организма. Оба варианта старения подчинены закону адаптации, но обеспечивают разное качество и продолжительность жизни человека.
Сохранение себя как личности, реализация потребностей и передача накопленного опыта связаны с осмыслением человеком своего прошлого и настоящего.
Б. Г. Ананьев показал, что размышления, связанные с вопросом о смысле жизни, оказывают огромное влияние на завершающие фазы жизненного пути.
По мнению Б. Г. Ананьева, «умирание» форм человеческого существования может происходить раньше, нежели наступит «физическое одряхление». Чтобы предотвратить деградацию личности, необходимо осознание и переживание человеком смысла жизни. Также очень важным становится результат этого осознания и выбранный человеком на основе этого осмысления дальнейший путь. [27]
В. Э. Чудновский, рассматривая смысл жизни как обобщенное итоговое отношение к жизни, в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, указывал, что в старости убывающие силы направляют человека на поиск смысла жизни.
А. И. Тащёвой было установлено, что представления о жизненных смыслах в пожилом возрасте соответствуют ценностям и доминирующим жизненным сферам, свойственным данной возрастной группе. Смысложизненные представления пожилые люди видят в счастье близких, в поддержании здоровья, в общении. Смысложизненные представления выступают как рационализации пройденного жизненного пути. Также имеются различия в смысложизненных представлениях у мужчин и женщин: женщины ориентированы на сферу семейной жизни, а мужчины - и на профессиональную деятельность, приобретение общественного признания, и на семейную жизнь.[28]
Итак, подводя итоги данного параграфа, мы выявили, что каждый возрастной период характеризуется своеобразием смысловой сферы личности. При этом необходимо отметить, что именно юношеский возраст специалисты указывают в качестве благоприятного и подходящего для становления осмысленности жизни, что обуславливает необходимость более углубленного рассмотрения особенностей смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.