Специфические особенности самосознания, обусловливающие нарушения половой идентичности
Специфические нарушения самосознания, и, прежде всего, поло- вого самосознания, часто рассматриваются как первопричина, исхо- дный фактор в патогенезе сексуального садизма. Надо отметить. что повышенный интерес к этой проблеме связан с сильными психоа- налитическими тенденциями в зарубежной психологии. Большая группа теорий, направленная на объяснение психологического склада личности серийных убийц, создана в рамках психоаналити- ческих традиций, основана на клинических интервью и в силу этого плохо поддается экспериментальной проверке и реинтерпретации (например, Groth N.A., 1979; Prentky R.A. и al., 1985).
Начиная с R.P. Brittain [1970], предложившего психологический пор- трет сексуального убийцы, считающийся классическим, в литературе отмечается фемининный оттенок половой идентификации личности этих преступников. Целый ряд исследований, как зарубежных [Russell D.H., 1975; Chodorow N., 1978; Lisak D., Roth S., 1990 и др.], так и отечественных [Гульман Б.Л., 1994; Дворянчиков Н.В., Ткаченко А.А., 1998] связывают совершение сексуальных убийств с недостаточностью половой идентич- ности и фемининными тенденциями личности насильников.
Трудно переоценить роль полового самосознания в регуляции
девиантной (прежде всего, агрессивной) активности. Однако, на наш взгляд, механизмы непосредственной регуляции такой активности значительно сложнее.
Прежде всего, следует отметить, что феномен, описываемый понятием
«половая идентичность», а тем более «половое самосознание» представ- ляет собой сложное многокомпонентное образование. Поэтому простое указание на его фемининность представляется весьма расплывчатым и
недостаточным. Кроме того, девиантная активность, определяясь осо- бенностями полового самосознания, в свою очередь, не может не влиять на сексуальную идентичность субъекта. Поэтому, по нашему мнению, следует говорить не столько о фиксированных, статических отклонениях в половом самосознании, сколько о динамике половой идентичности.
Под половой идентичностью понимается осознанность личностью своей принадлежности к определенному полу, которая проявляется в половом содержании самосознания: чувств, мыслей, ценностных ориентаций, поведения в целом и внешнего вида.
В качестве параметров, описывающих феномен половой идентич- ности, мы использовали предложенные О.К. Труфановой [1996] харак- теристики: степень идентификации себя с социокультуральным стерео- типом мужественности-женственности; система ценностей личности, которые могут быть ранжированы по параметрам мужественности- женственности; самооценка себя как представителя определенного пола; образ телесного Я как представителя определенного пола.
В нашем исследовании мы использовали методику косвенного ис- следования системы самооценок (КИСС) [Соколова Е.Т., Федотова Е.О., 1982], представляющую синтез проективного и психосемантического подходов к диагностике личности. Стимульным материалом были схе- матические изображения мужских лиц. В ходе исследования изучалась самооценка испытуемых по десяти качествам, традиционно относимым к женской или мужской половой роли [Кон И.С., 1988; Труфанова О.К., 1996]. Выбор этой методики был обусловлен тем, что она позволяет оценить параметры, характеризующие особенности половой идентифи- кации, изучение которых представляется необходимым при исследова- нии личности испытуемых: соотношение ценности мужских и женских качеств (Zмуж/Zжен) и самооценок по этим качествам (Sмуж/Sжен).
Степень идентификации себя с традиционной культурной и социальной ролью мужчины исследовалась с помощью опросника MMPI. Этот тест наряду с другими личностными особенностями по- зволяет выявить выраженность мужских и женских черт в характере жизненного опыта, эстетических и культурных интересах, профессио- нальных устремлениях. По шкале мужественности-женственности низкие значения у мужчин свидетельствует о высоком уровне иден- тификации с мужской ролью (маскулинный тип).
При исследовании телесного Я, одного из параметров, описы- вающих феномен половой идентичности, использовалась мето- дика Дембо-Рубинштейна. В нашем исследовании испытуемым
предлагалось оценивать свое состояние по 4-м шкалам: 1) внеш- няя привлекательность: 2) желаемая внешняя привлекательность;
3) сексуальная привлекательность; 4) желаемая сексуальная привлека- тельность. Это позволило нам не только выявить самооценку испытуе- мых своей привлекательности, но и, в известной мере, судить о присущем им уровне притязаний в этой сфере. Чтобы обеспечить возможность количественной обработки результатов шкалы были разделены на 5 уровней, которым были присвоены следующие баллы: низкий – 1, ниже среднего – 2, средний – 3, выше среднего – 4, высокий – 5.
Дополнительные сведения об отношении испытуемых к своей внешности были получены в ходе клинической беседы и изучения материалов уголовных дел.
Результаты распределения испытуемых по кластерам видны из данных таблицы 10.