Список основной и дополнительной
Литературы по курсу
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Логика» включает учебные пособия и методические указания по организации самостоятельной работы студентов, расположенные на сайте ЦДО, а также основную и дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
а) основная литература:
Справочная литература
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.- М., 1976.
Современный словарь по логике / Сост. В.В. Юрчук. Минск: Современное слово, 1999.
Учебные пособия
1. Асмус В.Ф. Логика ( серия из истории логики).3-е изд. – М.: Либроком, 2010.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Т. Логика. – М.: Владос, 2010.
3. Гетманова А.Д. Логика: Учебник. – М.: Омега-Л., 2010.
4. Демидов И.В. Логика: учебник. - М.: Изд-во Дашков и К, 2006.
5. Егоров А.Г. Логика: учеб.пособие / А.Г. Егорова, Ю.А. Грибер – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЭКСМО, 2009
6. Ивин А. Логика – М.: Гардарики, 2007.
7. Ивлева М.И. Логика: Учеб.пособие. 3-е изд.- М.: МАКЕТ-ДС, 2009.
8. Кожеурова Н.С. Логика и теория аргументации: Учебник для студентов и бакалавров гуманитарных вузов. М.:МГПУ, 2011.
9. Светлов В.А. Логика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2011.
10. Хоменко И.В. Логика. Конспект лекций.- М.: 2010.
б) дополнительная литература:
1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
2. Ивин А.А. Теория аргументации: Учеб. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2000..
3. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник. 2-е изд., испр. М.: Дело, 2005.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учеб. для юридич. вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005
5. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокша Н.И. Упражнения по логике: Учеб. Пособие.- М.: Изд-во Проект, 2006
6. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора - СПб.: Лань, 1998. - 160 с.
7. Светлов В.А. Логика. Экзаменационные ответы для студентов. – СПб.: Питер, 2008
8. Светлов В.А. Практическая логика. – М.: Изд-во Росток, 2003.
9. Светлов В.А. Конфликт: модель, решение, менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.
10. Челпанов Г.И. Учебник логики. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1994.
План семинарского занятия и
домашнее задание к нему.
Тема: Понятие и суждение как формы мышления (4 часа)
1. Понятие.
Выражение понятий в логике и грамматике. Логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Содержание и объем понятия. Закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятий.
Виды понятий: по объему и содержанию. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Круги Эйлера как схема для выражения отношений между понятиями.
Определение понятий. Правила и ошибки в определении. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение
Операции над понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Виды деления. Правила и ошибки деления. Классификация. Дихотомия.
Суждение
Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Суждение и норма. Состав простого суждения. Виды простых суждений. Атрибутивные суждения (суждения свойства), релятивные суждения (суждения с отношениями), экзистенциальные суждения (суждения существования).
Деление суждений по количеству и качеству. Виды категорических суждений. Распределенность терминов в суждении. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях.
Отношения между суждениями по истинности. Логический квадрат.
Сложное суждение и его виды. Логические союзы: конъюнкция, строгая и слабая дизъюнкция, импликация, эквивалентность, отрицание. Условия истинности суждений. Необходимые и достаточные условия.
Суждение и вопрос. Вопросно-ответные ситуации в юридической области. Логическая структура вопроса. Виды вопросов и ответов. Правильная и ошибочная постановка вопросов и формулировка ответов.
Домашнее задание к семинару:
Домашнее задание состоит из двух частей:
1) изучение теоретического материала по теме семинарского занятия, 2) решение логических заданий
Теоретическая часть:
1. Внимательно прочитать в учебных пособиях, расположенных на сайте ЦДО страничке по логике для каждого студента, темы «Понятие» и «Суждения».
2. Выписать из учебника для себя в тетрадь ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ», чтобы можно было работать на семинарском занятии:
2.1. Логическую характеристику понятий по объему и содержанию;
2.2. Логические операции ограничения и обобщения понятий;
2.3. Правила определения понятий;
2.4. Правила деления понятий.
2.5. Виды отношения между понятиями по объемам: подчинение, соподчинение, равнозначность понятий, противоположность понятий и противоречащие понятия, скрещивание понятий. Несравнимые понятия. Выразить виды отношений между понятиями в форме круговых схем Эйлера.
3. Выписать для себя в тетрадь ПО ТЕМЕ «СУЖДЕНИЕ»:
3.1. Структуру простого категорического суждения: « S есть P”, понятия «субъект», «предикат», «связка»
3.2. Записать формулы: общего утвердительного суждения (А), общего отрицательного суждения (Е); частного утвердительного суждения (I); частного отрицательного суждения (O).
3.3. Рассмотреть основные отношения между подлежащим (субъектом) и сказуемым (предикатом) в суждениях типа A, E,I , O. Выразить эти соотношения кругами Эйлера графически.
3.4. Сформулировать, что значит, что термин (субъект или предикат) распределен или нераспределен относительно другого термина.
Практическая часть домашнего задания:
к встрече с преподавателем на семинаре в форме видеоконференции
ПОДГОТОВИТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:
Задание 1.
Дайте логическую характеристику следующих понятий (то есть оцените, является ли каждое из них по объему: общим, единичным или пустым;
по содержанию: конкретным или абстрактным, относительным или нет, собирательным или нет, положительным или отрицательным.
1.1. лес
1.2. ложь
1.3. белизна
1.4. чужестранец
1.5. композитор Фредерик Шопен
1.6. волшебник
Задание 2.
Рассмотрите правильность определений. Если есть нарушение правил, то в чем они состоят:
2.1. Покой есть отсутствие беспокойства
2.3. Железные дороги есть средства сообщения людей между собой
2.4. Невежество есть слепой руководитель
2.5.Аспирин есть жаропонижающее средство
Задание 3.
Выразите с помощью кругов соотношение понятий по объемам:
3.1. Специалист (А), преподаватель (В), балерина (С);
3.2. Маленькая порция, немаленькая порция;
3.3. Посуда, чашка, тарелка.
3.4. Спортсмен, студент
3.5.Квадрат, прямоугольный ромб.
Задание 4
Оцените, где имеет место операция ограничения, а где — обобщение:
4.1. дождь — грибной дождь — теплый грибной дождь;
4.2. дождь — атмосферные осадки
4.3 Ограничьте имя: "цветок".
Задание 5
Укажите, в каких примерах имеет место деление понятий, а в каких - расчленение:
5.1.Дерево состоит из корня, ствола и кроны.
5.2. Дом состоит из пяти квартир
5.3.Зрение бывает нормальное, дальнозоркое, близорукое.
5.4.Войны бывают справедливые и несправедливые
Задание 6.
Определите вид суждения по количеству и качеству, обозначьте их A,E,I,O и выразите распределенность терминов в суждениях круговыми схемами, заштриховав ту область применения, о которой говорится:
6.1.Все птицы имеют крылья.
6.2.Некоторые растения являются водорослями
6.3.Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки
6.4.Реки - естественные пути сообщения
6.5.Большинство из нас не совмещают работу с учебой.
4. Задания для самостоятельной работы по темам курса «ЛОГИКА»
Варианты заданий по теме «Понятие»:
1. Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:
а) Человек - смеющееся животное
б) Революции - локомотивы истории
в) Идеалист - человек с идеалистическими убеждениями
г)Кит - рыба, превосходящая остальных своими размерами
2. Проверьте правильность деления понятий:
а) Зубы делятся на резцы, клыки, большие и малые коренные.
б) Люди делятся на детей. Взрослых и пенсионеров
в) Книги делятся на художественные, публицистические, научные и религиозные.
3. Проверьте, правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:
а) гордость - черта характера;
б) планета - Юпитер;
в) Брянск - город в России;
г) книга - учебник;
д) тарелка – посуда,
в) час - предрассветный час.
4. Укажите, в каких примерах имеет место деление понятий, а в каких - расчленение:
а) Дерево состоит из корня, ствола и кроны.
б) Дом состоит из пяти квартир
в)Зрение бывает нормальное, дальнозоркое, близорукое.
г) Войны бывают справедливые и несправедливые
5. Ограничьте имена:
а)университет,
б) память,
в) текст,
г)перевод.
6. Укажите тип отношений между понятиями по объемам в следующих примерах:
а) сосед - друг - знакомый - родственник.
б) трудный, нетрудный ,
в) халатность, черта характера.
г) наказание- лишение свободы,- ссылка
7.Раскройте содержание и объем понятий:
а) планета Солнечной системы,
б) океан,
в) учебник,
г) понятие.
8. Установите, в каких случаях имеет место отношение рода и вида, а в каких - отношение части и целого:
а) минута, секунда,
б) минута, счастливая минута,
в) минута, час.
9. Имеет ли место операция обобщения в следующих случаях:
а) дом - улица,
б) электрон - атом,
в) Скандинавия - часть Европы,
г) племя - нация, д) водные лыжи – лыжи.
10. Дайте логическую характеристику понятий, т.е. укажите, является ли каждое из них положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым:
а) война,
б) граф Лев Толстой,
в) национальность,
г) равный,
д) созвездие.
Варианты заданий по теме «Суждение»:
1. Определите вид суждения по количеству и качеству:
а)Все птицы имеют крылья.
б)Некоторые растения являются водорослями
в)Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки
г) Реки - естественные пути сообщения
д)Большинство из нас не совмещают работу с учебой
2. Определите вид суждения по количеству и качеству:
а)Все птицы имеют крылья.
б)Некоторые растения являются водорослями
в)Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки
г) Реки - естественные пути сообщения
д)Большинство из нас не совмещают работу с учебой.
3. Выразите в виде формул структуру сложных суждений, используя логические термины:
а)Если данный четырехугольник - ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.
б)Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя.
4. Определите вид суждения по модальности:
а) К.Маркс родился 5 мая 1818 г. в г.Трире.
б) Возможно, существуют неземные цивилизации.
в) Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
5. Найдите количество следующих суждений, приведя их к одной из форм суждений типа A, E, I, O:
а) Из греков, сражавшихся при Фермопилах, никто не спасся.
б)Истинный ученый как правило скромен.
в)Сравнение - не доказательство.
г)Вода состоит из водорода т кислорода.
д) Мы все глядим в Наполеоны.
6. Придать логическую форму при помощи выражения суждений в формах A, или E, или I, или O следующим высказываниям:
а) Рыбы дышат жабрами
б) Лень никогда не приводит к добру.
в)Прекрасное и полезное отчасти совпадают.
г)Многие из порядочных людей несчастны.
д) Не все, здесь присутствующие, имеют значки.
7. Из следующих суждений сделайте выводы на основе логического квадрата и установите их истинность:
а) Истинно, что некоторые болезни пока неизлечимы.
б) Ложно, что все дороги ведут в Рим.
Варианты заданий по теме «Умозаключение»:
1.Произведите превращение следующих суждений:
а) Каждый воин должен понимать свой манёвр
б) Некоторые предприятия не являются рентабельными
2. Произведите обращение следующих суждений:
а) Ничто великое не легко
б) Все счастливые люди добры
3. Являются ли в следующих парах вторые суждения следствиями первых (если нет, то назовите логическую ошибку):
а) Все птицы имеют крылья. Значит, все, имеющие крылья, - птицы.
б) Ни один человек себе не враг. Значит, всякий, кто себе не враг, - человек.
4. Из следующих суждений сделайте выводы на основе логического квадрата и установите их истинность:
а) Истинно, что письменность некоторых народов не имеет алфавита.
б) Ложно, что все следы, найденные на месте преступления, принадлежат обвиняемому.
5. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построены силлогизмы:
а) Все преступления осуждаются гражданским обществом. Данное деяние не является преступлением. Значит, оно не осуждается гражданским обществом.
б) Некоторые лекарства являются ядами. Значит, некоторые яды служат для борьбы с болезнями, потому что все лекарства служат для борьбы с болезными.
6. Установите вид энтимемы (т.е. выясните, какая часть силлогизма выпущена) и проверьте ее правильность:
Николаев - не сильный шахматист, следовательно, он не знает теории шахматной игры
7. В следующих умозаключениях показать, к какому типу они принадлежат. Установите модус, запишите в символической форме. Если в умозаключениях есть ошибка, то следует показать, какая и почему:
а) Если вода нагревается, то она испаряется. Вода нагревается. Следовательно…?
б) Линии бывают или прямые, или кривые, или ломаные. Данная линия не кривая и не ломаная. Следовательно?…
8. Доказать любым из трех способов: по особым правилам фигур, по правилам категорического силлогизма или путем сведения к модусам первой фигуры, - является ли приведенный ниже категорический силлогизм правильным, а заключение - истинным суждением:
Все волки хищные
Это животное хищное
Это животное волк