Шкала оценивания презентации
10-8 баллов - изложение материала отличается логичностью и смысловой завершенностью, студент показал владение материалом, умение четко, аргументировано и корректно отвечать на поставленные вопросы, отстаивать собственную точку зрения.
7-5 баллов – работа выполнена на недостаточно широкой источниковой базе и не учитывает новейшие достижения историографии темы, студент показал достаточно уверенное владение материалом, однако недостаточное умение четко, аргументировано и корректно отвечать на поставленные вопросы и отстаивать собственную точку зрения.
4-2 балла – работа не полностью соответствует поставленным задачам, работа не учитывает новейшие достижения историографии темы, студент показал неуверенное владение материалом, неумение отстаивать собственную позицию и отвечать на вопросы.
2-0 балла - работа в основном не соответствует теме, студент показал неуверенное владение материалом, неумение формулировать собственную позицию
Шкала оценивания конспектов
10-8 баллов - изложение материала отличается логичностью и смысловой завершенностью
7-5 баллов – изложение материала носит преимущественно описательный характер
4-2 балла – студент показал неуверенное владение материалом
2-0 балла - студент показал неуверенное владение материалом
Шкала оценивания рефератов
10-8 баллов - содержание соответствует поставленным целям и задачам, изложение материала отличается логичностью и смысловой завершенностью.
7-5 баллов – содержание недостаточно полно соответствует поставленным целям и задачам исследования, работа выполнена на недостаточно широкой источниковой базе и не учитывает новейшие достижения культурологии, изложение материала носит преимущественно описательный характер.
4-2 балла – содержание не отражает особенности проблематики избранной темы, - содержание работы не полностью соответствует поставленным задачам, источниковая база является фрагментарной и не позволяет качественно решить все поставленные в работе задачи, работа не учитывает новейшие достижения историографии темы.
2-0 балла - работа не имеет логичной структуры, содержание работы в основном не соответствует теме, источниковая база исследования является недостаточной для решения поставленных задач.
Шкала оценивания теста
0-20 % правильных ответов оценивается как «неудовлетворительно» (2 балла); 30-50% - «удовлетворительно» (3-5 баллов); 60-80% - «хорошо» (6-8 баллов); 80-100% – «отлично» (8-10 баллов).
5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Примерные вопросы для подготовки к устному опросу
1. Предмет философии науки. Понятие науки.
2. Вопросы и проблемы, рассматриваемые в курсе философии науки.
3. Соотношение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания.
4. Генезис и основные исторические этапы развития науки.
5. Классическое естествознание и его методология.
6. Возникновение дисциплинарно организованной науки и неклассического естествознания.
7. Перестройка общенаучной картины мира в 20-30-е гг. XX в.
8. Типы научной рациональности.
9. Философия позитивизма (сер. XIX в.).
10. О. Конт о телеологической, метафизической и научной стадиях развития познания.
11. «Социальная физика» О. Конта. Тезис об эпистемологической исключительности науки.
12. Представители Венской школы и их вклад в развитие философии науки.
13. Логика науки Львовско-варшавской школы.
14. Логико-гносеологическая модель знания Л. Витгенштейна. Принцип верификации и протокольные предложения.
15. Стандартная модель научной теории: факты, эмпирические законы, теоретические законы.
16. К. Поппер и принцип верификации.
17. Модель эволюции научного знания, по Попперу.
18. Наука как набор эффективных правил и соглашений.
19. И. Лакатос о методологии научно-исследовательских программ.
20. «Структура научных революций» Т. Куна.
21. Понятия: «нормальная наука», «парадигма», «сдвиг парадигм».
Примерные темы для сообщений и презентаций
1. Типы научной рациональности Нового времени (XVII-XXI вв.): классический, неклассический и постнеклассический.
2. Классическое естествознание (XVII-XVIII вв.): торжество механицизма и дисциплинарно организованная наука.
3. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в.
4. Кризис классического естествознания (конец XIX в.).
5. Различие идеалов науки классического и неклассического естествознания.
6. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.).
7. Обыденный, стихийно-эмпирический и теоретический уровни познания.
8. Теоретическое познание. Понятие о законе и научной теории.
9. Проблема демаркации между наукой и другими областями познавательной деятельности.
10. Наука и антинаука («псевдонауки», «альтернативные науки», «маргинальные науки», «паранаучные знания» и т.д.).
11. Понятие истины в современной науке. Основные концепции истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая.
12. Философии позитивизма О. Конта.
13. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса: история становления и основные принципы;
14. Конвенционализма в науке: от А. Пуанкаре до У. Куайна.
15. Тезис Дюгема-Куайна и онтологическая относительность знания в конвенционализме.
16. «Венский кружок»: история становления и основные принципы.
17. От принципа верификации Р. Карнапа к принципу фальсификации К. Поппера.
Примерные темы для конспектирования и реферирования
1. Спор К. Поппера и Л. Витгенштейна (По кн. Эдмондс Д., Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами. М., 2004. 352 с.).
2. Философские предпосылки, значение и смысл фаллибилизма К. Поппера и его трактовки понятия "истины" в науке (По кн. Поппер К. Логика научного исследования // Логика и рост научного знания. М, 1983. С.33-235).
3. Логический позитивизм: основные идеи и концепции (По кн. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М.: Идея-Прогресс, 2003. С.37- 112).
4. «Научная революция» и «нормальная наука» по Т. Куну (По кн. Кун Т. Структура Научных революций. М.,1975 (2002). С.27-128).
5. Философия науки Львовско-Варшавской философской школы (По кн. Воленьский Ян. Львовско-Варшавская философская школа. М.: РОССПЭН. 2004. С.319-355)
6. Понятия «положительная эвристика» и «отрицательная эвристика» (по кн. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.1995. С.79-115).
7. Методологический смысл «иронии» и «анархизма в науке» П. Фейерабенда (По ст. П. Фейерабенда «Как защитить общество от науки». Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс. 1986. С.153-201).
8. Неартикулированный интеллект (По кн. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. С.103-251).
9. Социальные эстафеты и механизм воспроизведения образцов в науке (по кн. Розов М. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. –Смоленск, 2006.).
10. Проблема «конца науки» и «уменьшающихся результатов» в современных естественнонаучных открытиях (По ст. Крылов О.В. Будет ли конец науки // Российский химический журнал. 1999. № 6. С. 31-43).
11. Критерии и особенности системного мышления (по кн. фон Берталанфи «Общая теория систем» и А. Богданова «Тектология»).
12. Эмпирия и теория в научном познании (По кн. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995, гл. 8; Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998. С.35-140).
13. Философия науки логического позитивизма (По кн. Карнап Р. Философские основания физики. М, 1971; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998).
14. Логика научного объяснения (По кн. Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998).
15. Эволюционная эпистемология К. Поппера (По кн. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: 2000).
16. Теория науки и ее развития Т. Куна (По кн. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; 2002, Никифоров А.Л. Философия науки. М., 1998).
17. Методология науки И. Лакатоса (По кн. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Никифоров А.Л. Философия науки. М, 1998).
18. Философия науки П. Фейерабенда (По кн. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Никифоров А.Л. Философия науки. М., 1998).
19. Псевдонаука и ее отличие от науки (По кн. Холтон Дж. Что такое "антинаука"? // "Вопросы философии", 1992, № 2. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989).
20. Наука как традиция (По кн. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995, разд. 2).
21. Философия технического знания (По кн. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995, разд. 4).
22. Этика науки (По кн. Философия и методология науки. Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. гл. 18-20; Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989).
23. Эволюционная эпистемология К. Поппера (По кн. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000).
24. Проблема искусственного интеллекта в современной философии науки (По кн. Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002, гл. 9; Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. М., 1978).
25. Философия сознания Дж. Серла По кн. (Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002).
26. Методология социального познания М. Вебера (По кн. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993).
27. Идеальные типы и образование понятий в социальном познании (По кн. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1996).
28. Современные общественные дискуссии о достижениях и проблемах науки (По кн. Гордон А. Ночные диалоги. М., 2004. С.4-26, 172-199).
Примерные тестовые задания
1. Известный ученый и философ античности Аристотель придерживался в своей работе метода | системного; аналитического; индуктивного; дедуктивного. |
2. В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался) | знание; вера; опыт; здравый смысл. |
3. Метод эмпирической индукции разработал | Р. Декарт; Г. Гегель; Ф. Бэкон; Г. Лейбниц. |
4. Метод рациональной дедукции разработал | Р. Декарт; Ф. Бэкон; Г. Гегель; Г. Лейбниц. |
5. Принцип верификации как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал | Л. Витгенштейн; И. Лакатос; К. Поппер; Б. Рассел. |
6. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.) называется | дедукция; доказательство; аргументация; рассуждение. |
7. Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, называется | эмпиризм; агностицизм; скептицизм; сенсуализм. |
8. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется | дедукция; индукция; экстраполяция; аналогия. |
9. Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследованность проблемы, называется | заключение; основная часть; введение; оглавление. |
10. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется | моделирование; сравнение; измерение; идеализация. |
11. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать | Б. Рассел; Р. Карнап; К. Поппер; И. Лакатос. |
12. Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется | индукция; дедукция; аналогия; аргументация. |
13. Положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль знания, принимаемого без доказательства, называется | догмат; теорема; постулат; закон. |
14. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется | гипотезой; концепцией; теорией; аргументом. |
15. Та часть объективной реальности, которая взаимодействует с человеком, социальным институтом, обществом в процессе познания, называется | предмет познания; субъект познания; объект познания; предмет практики. |
16. Теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований, называется | методология; гносеология; герменевтика; пропедевтика. |
17. Философия науки как дисциплина появилась… | 1) в XVI веке. 2) в первой половине XVII века. 3) в конце XVII века. 4) в конце XVIII века. 5) в середине XIX века. 6) в 20-х годах ХХ века. 7) во второй половине ХХ века. |
18. Первым этапом развития философии науки считается… | 1) герменевтика. 2) позитивизм. 3) сенсуализм. 4) схоластика. 5) технократизм. 6) феноменология. 7) эволюционная эпистемология. |
19. Родоначальником позитивизма принято считать… | 1) Г. Спенсера. 2) Дж.С. Милля. 3) К. Поппера. 4) О. Конта. 5) Р. Бэкона. 6) Т. Куна. 7) Ф. Бэкона |
20. В работах Г. Спенсера были высказаны важные идеи, которые в ХХ веке стали одними из основных принципов… | 1) аппроксимации. 2) гипотетико-дедуктивного метода. 3) синергетики. 4) системного анализа. 5) формализации. 6) экономико-математического моделирования. 7) эксперимента. |
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Философия и методология науки: предпосылки возникновения, сущность и тенденция развития.
2. Классификация и основные понятия современной философии науки.
3. Понятие «тип научной рациональности» и «нормативная структура исследования».
4. Общая характеристика типов научной рациональности Нового времени (XVII-XX вв.).
5. Классическое естествознание XVII-XVIII вв.
6. Дисциплинарно организованная наука XVIII века. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в.
7. Неклассическое естествознание конца XIX - сер. XX в.
8. Различие идеалов науки классического и неклассического естествознания.
9. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.).
10. Познание чувственное и рациональное. Основные формы чувственного и рационального познания.
11. Обыденный, стихийно-эмпирический и теоретический уровни познания.
12. Абстрагирование и систематизация. Абстрактное и конкретное.
13. Основные понятия теоретического познания: анализ, синтез, дедукция, индукция, систематизация, аппроксимация.
14. Специфика теоретического познания. Понятие о законе и научной теории.
15. Проблема демаркации между наукой и другими областями познавательной деятельности.
16. Методы теоретического познания: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конструктивистский, описательный.
17. Понятие истины в современной науке. Концепции истины: корреспондентская, когерентная и прагматическая.
18. Базовые понятия современной философии науки: научный факт, решающий эксперимент, научная гипотеза, теория, научно-исследовательская программа, парадигма и др.
19. Общая характеристика философии позитивизма. О. Конт о "Законе трех стадий", "социальной физике" (социологии) и "научной религии человечества".
20. Эмпириокритицизм как попытка выражения конечных принципов человеческого познания.
21. "Комплексы ощущений", "элементы", "принцип наименьшей траты сил" и "принцип координации" в системе философии эмпириокритиков (Э. Мах, Р. Авенариус).
22. Понятие конвенционализма в науке (А. Пуанкаре, П. Дюгем).
23. Онтологическая относительность всякого знания: тезис Дюгема-Куайна.
24. Идеальная наука как логико-гносеологическая модель знания в неопозитивизме.
25. "Протокольные положения" и принцип верификации Р. Карнапа.
26. К. Поппер о принципе фальсификации научной теории, о логике и росте научного знания и критерии научного прогресса.
27. Фаллибилизм К. Поппера и его отказ от понятия "истины" в науке.
28. Т. Кун о консерватизме науки, ее кризисах и научных революциях.
29. Понятия: "нормальная наука", "парадигма", "сдвиг парадигм", по Т. Куну.
30. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
31. Положительная эвристика как движение от наивных моделей знания к более строгим и точным (по И. Лакатосу).
32. Характеристика методологического анархизма П. Фейерабенда;
33. П. Фейерабенд о науке как одной из идеологий современности и о возможном катастрофическом ее влиянии на природу, общество и человека.
34. Концепция неявного (молчаливого) знания.
35. Артикулированный и неартикулированный интеллект (М. Полани).
36. Неартикулированный интеллект как компенсация отсутствия четкого множества интерпретаций в языке.
37. Социальная эстафета: куматоидный характер передачи знаний, идеальных объектов (М. Полани, М. Розов).
38. Современные ученые о пределах научного знания и кризисе доверия к науке: возможен ли конец научного прогресса?
39. Проблема "уменьшающихся результатов" в современных естественнонаучных открытиях.
40. Научные сообщества и их исторические типы.
41. Концепция “нормативного этоса” науки Р. Мертона.
42. Проблема государственного регулирования научных исследований.
43. Этические проблемы современной науки.