Проработайте. Из философского наследия.
Семинар 4.
Тема: «Круг основных проблем философской антропологии».
Цель: всестороннее рассмотрение проблемы человека.
Основная учебная проблема: проблема человека в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь.
План:
1.Предпосылки и факторы антропосоциогенеза.
2.Практика как основа бытия человека. Культура как способ бытия человека.
3. Личность как мера социальности человека. Свобода и ответственность личности.
4.Основополагающие ценности человеческого бытия.
Методические рекомендации:
1.Рассмотрение первого вопроса надо начать с изучения статьи Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (см. Приложения). Обратите внимание на вопрос: как возник и сформировался человек – уже не просто природное, а социальное существо? Почему именно труд стал в этом процессе определяющим фактором? Раскройте комплексный характер антропосоциогенеза таких его составных, как общение, речь, мышление. Назовите общие и отличительные признаки человека и животного.
2.Выясните смысл основных понятий вопроса: деятельность, практика, культура. Раскройте связь этих понятий. Покажите отличие между материальной и духовной культурой, отображающей и преобразующей деятельностью человека. Обоснуйте, что практика и культура есть способ бытия человека.
3. Выясните смысл понятия «личность»—какмера человека,человека как субъекта социальных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности. Рассмотрите сущностное понимание личности в диалектичном ряде её структурных качеств. Раскройте такие концепции личности: психологическая концепция,социологическая концепция,ролевая концепция,философская концепция.
4. Четвертый вопрос необходимо начать с трактовки понятия «ценность», а затем перейти к характеристике многообразия существующих ценностей.
Задания:
1.Усвоить содержание основных понятий: человек, личность, природная среда, социокультурная среда, свобода, индивидуальность, конформизм, ответственность, самореализация, историческая необходимость, необходимость, свобода выбора, смысл жизни, ценности, антропосоциогенез, самоопределение.
2.Подготовить темы для устных сообщений:
1. Проблема «Маугли».
2. Эвтаназия: «против» и «за».
3. Философские аспекты проблемы клонирования человека.
4.Проблема смерти и бессмертия человека.
3.Проработать вопросы:
1. Продолжается ли биологическая эволюция человека?
2. Почему младенца называют лишь кандидатом в человека?
3. Что вкладывается в понятие «идеальный человек»?
4. Согласны ли Вы с тем, что достижение человеком бессмертия сделало бы его жизнь более осмысленной и наполненной?
5. Возможна ли смерть при жизни?
5. Ваше отношение к выражению: «Незаменимых нет!»
5. Возможно ли преодоление всех форм человеческого неравенства?
6. Что, по-Вашему, важнее: согласие со своим «Я» или согласие с социумом?
А. герменевтиков
Б. марксистов
В. неотомистов
Г. позитивистов
Д. фрейдистов
4.В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...
А. Аристотель
Б. Демокрит
В. Платон
Г. Сократ
Д. Фалес
5.Согласно концепции креационизма, человек...
А. возник в результате космического излучения
Б. сотворен Богом
В. является продуктом космического разума
Г. является результатом эволюции
Д. является ошибкой природы
6.Личность – это:
А. выдающийся человек;
Б. человек во всем многообразии социальных значимых качеств;
В. человек, обладающий совокупностью биологических, психологических, социальных качеств;
Г. «идеальная субстанция».
Единичный представитель человеческого рода. Это определение понятия
А. личности;
Б. человека;
В. индивида;
Г. индивидуальности.
Совокупность своеобразных, неповторимых черт, отличающих одного человека от другого – это характеристика понятия
А. индивидуальности; Б. индивида; В. личности.
Личность – продукт
А. воспитания; Б. воспитания и самовоспитания; В. самовоспитания.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фридрих Энгельс
Семинар 4.
Тема: «Круг основных проблем философской антропологии».
Цель: всестороннее рассмотрение проблемы человека.
Основная учебная проблема: проблема человека в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь.
План:
1.Предпосылки и факторы антропосоциогенеза.
2.Практика как основа бытия человека. Культура как способ бытия человека.
3. Личность как мера социальности человека. Свобода и ответственность личности.
4.Основополагающие ценности человеческого бытия.
Методические рекомендации:
1.Рассмотрение первого вопроса надо начать с изучения статьи Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (см. Приложения). Обратите внимание на вопрос: как возник и сформировался человек – уже не просто природное, а социальное существо? Почему именно труд стал в этом процессе определяющим фактором? Раскройте комплексный характер антропосоциогенеза таких его составных, как общение, речь, мышление. Назовите общие и отличительные признаки человека и животного.
2.Выясните смысл основных понятий вопроса: деятельность, практика, культура. Раскройте связь этих понятий. Покажите отличие между материальной и духовной культурой, отображающей и преобразующей деятельностью человека. Обоснуйте, что практика и культура есть способ бытия человека.
3. Выясните смысл понятия «личность»—какмера человека,человека как субъекта социальных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности. Рассмотрите сущностное понимание личности в диалектичном ряде её структурных качеств. Раскройте такие концепции личности: психологическая концепция,социологическая концепция,ролевая концепция,философская концепция.
4. Четвертый вопрос необходимо начать с трактовки понятия «ценность», а затем перейти к характеристике многообразия существующих ценностей.
Задания:
1.Усвоить содержание основных понятий: человек, личность, природная среда, социокультурная среда, свобода, индивидуальность, конформизм, ответственность, самореализация, историческая необходимость, необходимость, свобода выбора, смысл жизни, ценности, антропосоциогенез, самоопределение.
2.Подготовить темы для устных сообщений:
1. Проблема «Маугли».
2. Эвтаназия: «против» и «за».
3. Философские аспекты проблемы клонирования человека.
4.Проблема смерти и бессмертия человека.
3.Проработать вопросы:
1. Продолжается ли биологическая эволюция человека?
2. Почему младенца называют лишь кандидатом в человека?
3. Что вкладывается в понятие «идеальный человек»?
4. Согласны ли Вы с тем, что достижение человеком бессмертия сделало бы его жизнь более осмысленной и наполненной?
5. Возможна ли смерть при жизни?
5. Ваше отношение к выражению: «Незаменимых нет!»
5. Возможно ли преодоление всех форм человеческого неравенства?
6. Что, по-Вашему, важнее: согласие со своим «Я» или согласие с социумом?
Проработайте. Из философского наследия.
1 «…Нам не известен даже окончательный удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?» Карл Ясперс.
2 «Я многому радуюсь. Небо породило множество вещей, но самая драгоценная из них – человек. А мне довелось родиться человеком: вот моя главная радость». Конфуций.
3 «Человек – это вывих цивилизации, гримаса жизни». Г. Лессинг
4 «Тот, кто хорошо узнал человека не может относиться к нему иначе, как с презрением и ненавистью. Люди – волки. Быть первым среди них – утешения мало». Байрон.
5 «Человек не теряет человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья». Б. Паскаль.
Проанализируйте данные высказывания. Попытайтесь сформулировать свое понятие человека.
5.Тестовые задания.
Выбрать один правильный вариант ответа:
1. Человек, не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий, одинокий, глубоко несчастный в центре внимания философии:
А. экзистенциализма;
Б. неопозитивизма;
В. персонализма;
Г. томизма.
2.Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии...
А. Античности
Б. Средневековья
В. Возрождения
Г. Нового времени
Д. в постклассическую эпоху философии.
3.Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека, с точки зрения...
А. герменевтиков
Б. марксистов
В. неотомистов
Г. позитивистов
Д. фрейдистов
4.В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...
А. Аристотель
Б. Демокрит
В. Платон
Г. Сократ
Д. Фалес
5.Согласно концепции креационизма, человек...
А. возник в результате космического излучения
Б. сотворен Богом
В. является продуктом космического разума
Г. является результатом эволюции
Д. является ошибкой природы
6.Личность – это:
А. выдающийся человек;
Б. человек во всем многообразии социальных значимых качеств;
В. человек, обладающий совокупностью биологических, психологических, социальных качеств;
Г. «идеальная субстанция».