Игровая методика формирования

НАВЫКОВ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

С ОПОРОЙ НА СЕРИИ КАРТИНОК

Цель: формирование навыков выявления вре­менной и логической последовательности собы­тий, изображенных на картинках серии, и со­ставления на этой основе устного рассказа.

Особенность повествовательной речи заключает­ся в том, что при этом описывается последова­тельность событий во времени. Ребенок должен по­нять, как начали развертываться изображенные на картинках события (завязку), в какой после­довательности они далее развивались (собственно сюжет) и чем все это завершилось (финал, или развязку). Умение создавать подобные повествовательные рассказы по опорным картинкам зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные свя­зи между ними. В ряде случаев необходимо выя­вить так называемый «скрытый смысл», то есть ту часть содержания рассказа, которая наглядно не представлена на картинке. Например, в серии картинок № 3 к скрытому смыслу относится тот факт, что, пока ребенок пытался стянуть свой носок, котенок выпил все молоко из его рожка. В серии № 8 скрытый смысл заключается в том, что, пока курица гуляла во дворе, из яиц вылу­пились цыплята.

В зависимости от возраста детям можно предло­жить серии разной сложности. В три-четыре года — серию из 2 картинок, в четыре-пять лет — серию из 3-4 картинок, в пять-шесть лет — серию из 5 картинок. Однако в каждом конкретном случае надо учитывать индивидуальные возможности ре­бенка.

Игра «КНИЖКА РАССЫПАЛАСЬ»Вариант 1

Играть можно с одним или несколькими деть­ми. Взрослый объясняет детям, что у него было несколько маленьких книжек, содержащих расска­зы в картинках: «Книжки рассыпались, и странич­ки перепутались. Давайте попробуем снова собрать книжки. Но чтобы это сделать, нужно догадаться, с чего начинался рассказик, что было сначала, что произошло (случилось) потом, и чем все за­кончилось».

После того как ребенок объявит, что сложил книж­ку, предложите ему рассказать, что за история изоб­ражена на картинках, что там произошло. Не стоит формулировать задачу таким образом: «Расскажи, что нарисовано на картинках». Это провоцирует ребенка на формальное описание того, что изображено на каждой отдельной картинке, а не на повествование о развитии событий.

Предложение рассказать делается вне зависимо­сти от того, правильно ребенок сложил серию или нет. Иногда, составляя устный рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их. Если же уст­ный рассказ существенно расходится с реальным развитием событий на картинках (или это замене­но неправдоподобным вымыслом), следует оказать ребенку организующую помощь. Если он ошибся, не следует сразу объявлять ему об этом, лучше задать уточняющие вопросы. Старайтесь делать это так, чтобы в вашей реакции ощущалась не нега­тивная оценка результата, а искреннее желание понять, что имел в виду ребенок, сложив картин­ки именно таким образом. Например: «Слушай, я что-то не совсем понял. Ты мне не объяснишь, почему...»

Пример. Предположим, серию № 3 ребенок сло­жил следующим образом: а-б—г-в. В устном рас­сказе это выразилось так: «Маленький ребенок пил молочко из бутылки. Потом он снимал носок. Потом заплакал. А котенок пьет молоко из буты­лочки».

Взрослый. Мне что-то непонятно, почему ребено­чек расплакался. Как ты думаешь?

Ребенок. Ему стало скучно без мамы.

Взрослый. Давай посмотрим на первую картинку. Что находится в бутылочке?

Ребенок. Молоко.

Взрослый. Конечно! Я тоже теперь вижу. А что в бутылочке на 3-й картинке, где ре­бенок плачет?

Ребенок. Пусто. Молока нет. Взрослый. А куда же оно делось? Ребенок. Ребенок выпил.

Взрослый. Давай посмотрим на последнюю кар­тинку (в данном варианте, сложенном ребенком, это картинка в). Что там в бутылке?

Ребенок. Молоко. 36

Взрослый. А откуда же оно опять появилось? На 3-й картинке его уже нет, а здесь опять есть?

Если после подобных наводящих вопросов ребе­нок самостоятельно не понял причинно-следственную связь событий, можно оказать ему помощь в виде прямых разъяснений: «Молоко выпил котенок, а не ребенок. Как ты думаешь, почему же ребенок рас­строился и заплакал?»

Самостоятельной задачей в данной дидактической игре является обучение составлению развернутых по­вествовательных рассказов. Помощь, которую при этом оказывает взрослый, зависит от степени выра­женности затруднений у ребенка. Если рассказ со­ставлен верно, но слишком лаконичен, нужно задать дополнительные вопросы о деталях и подробностях, не упомянутых ребенком, но присутствующих на кар­тинках.

Если ребенок разложил картинки верно, но не мо­жет составить связный рассказ, ему задаются опор­ные вопросы. В этом случае рассказ составляется со­вместно, в вопросно-ответной форме.

Пример.Ребенок трех с половиной лет, отстаю­щий в речевом развитии, не смог составить устный рассказ по серии № 1. Картинки разместил в пра­вильном порядке.

Взрослый. Кто нарисован на первой картинке? Ребенок. Мишка. Взрослый. Что он делает? Ребенок. Бежит.

Взрослый. Почему и за чем он бежит? Ребенок. За бабочкой. Взрослый. Верно. Мишка бежит за бабочкой.

А что он хочет с ней сделать? Ребенок. Поймать. Взрослый. Чем он хочет ее поймать? Ребенок. Сачком.

Взрослый. Верно. Мишка решил поймать бабочку сачком и побежал за ней. Как ты ду­маешь, он поймал бабочку?

Ребенок. Нет.

Взрослый. А почему мишка не смог поймать ба­бочку? Ребенок. Он упал в яму.

Взрослый. Верно. Молодец. А почему это произо­шло? Почему мишка упал в яму?

Ребенок. Он побежал и не заметил яму.

Взрослый. Конечно! Ты правильно понял. Миш­ка увлекся. Ему так хотелось пой­мать бабочку, что он не заметил ямы и упал в нее. Попробуй теперь без моей помощи рассказать, что случи­лось с мишкой.

Подобная форма помощи создает условия для овладения навыками самостоятельного планирова­ния повествовательного высказывания. Комменти­руя односложные ответы ребенка, взрослый одно­временно дает образцы развернутых высказываний. Эти образцы, не ориентируя ребенка на прямую подражательность, имитацию речи взрослого, по­зволяют тем не менее использовать их как модель для построения собственного рассказа. Это не ис­ключает, конечно, и возможности прямого подра­жания, но выбор в этом случае предоставляется самому ребенку. Иначе говоря, такая форма помо­щи является наименее авторитарным вариантом обучения.

Игра «КНИЖКА РАССЫПАЛАСЬ»

Вариант 2

Данный вариант игры предназначен для работы с группой детей. Его целесообразно использовать после того, как проработан вариант 1. Необходи­мо, чтобы участники были уже знакомы со всеми сериями картинок. В игре одновременно использу­ются несколько серий, составленных из одинакового количества картинок. Поэтому, используя один экземпляр пособия, удобнее играть втроем (не счи­тая ведущего). В этом случае используются три серии из 3 картинок или три серии из 4 карти­нок. При большем числе участников необходимо иметь два экземпляра пособия.

Картинки, которые будут участвовать в игре, нуж­но перетасовать и раздать всем игрокам поровну. Таким образом, если в игре задействованы серии из 3 картинок, то у каждого на руках оказывается по 3 картинки. Каждый игрок должен собрать се­рию, обмениваясь с другими игроками так, чтобы по­лучить недостающие картинки. При этом никто из игроков не должен видеть картинки, находящиеся на руках у других.

Начиная игру, каждый из игроков должен ре­шить, какую серию он будет собирать. После это­го кто-то начинает первым и объявляет, какая картинка ему нужна (то есть описывает ее). Тот, у кого такая есть, сообщает об этом и делает встречное предложение: на какую картинку (сле­дует описание) он готов ее обменять, чтобы до­полнить свою серию. Таким образом, в процессе подобного обмена у кого-то раньше всего склады­вается вся серия. Если ребенок сумел после это­го расположить картинки серии по порядку и со­ставил по ним достаточно полный устный рассказ, считается, что он выиграл. Если он сделал это неверно или многое пропустил в устном рассказе (это могут решать все участники коллективно), игра продолжается. Остальные участники обмени­ваются картинками, пока кто-то следующий опять не соберет всю серию. Этот участник в свою очередь складывает серию и составляет по ней рассказ. Если он все сделал верно, то выиграв­шим будет он.

После того как определился победитель, начи­нается новый этап игры. Картинки вновь соби­раются вместе, тасуются и раздаются игрокам. Используя фишки, можно давать их в качест­ве вознаграждения: одну — за собранную серию, одну — за правильно собранную серию и две — за полный рассказ. При игре в несколько этапов по­беждает тот, у кого на руках оказалось больше всего фишек.

Наши рекомендации