Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов
Упражнение № 23. "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно"
Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Учитель говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
Грузовик Гнев
Веселая игра Дерево Наказание
Умная кошка Мальчик-трус Капризный ребенок Хорошая погода Интересная сказка
Серия № 2
реселый праздник темный лес Отчаяние Смелость Глухая старуха
Серия № 3
Сомнение Сила воли Успех Скорость Справедливость
Радость Болезнь
Быстрый человек Печаль Теплый ветер
Зависть
День
Страх
Сильный характер
Хороший товарищ
2-й этап — представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Упражнение № 24. "Мысленные образы и эмоции"
"Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку.
Лев, нападающий на антилопу.
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Миндальное печенье в коробочке в форме
ромба.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Крик ужаса в ночи.
Друг, ворующий вашу любимую игрушку.
Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить ц Это упражнение можно использовать как для тренировки записать названные фразы". ,рительной, так и слуховой памяти.
Это же упражнение можно использовать для тренировка зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не про.» износится ведущим, а дается написанным на листке бумаги. Инструкция также меняется соответствующим образом: "Про читайте нижеприведенные строчки и после каждой строчки, закрыв глаза, представьте себе соответствующую картину".
Упражнение № 25. "Мысленные образы и их эмоциональная окраска"
"Закройте глаза и вообразите следующие картины:
Осиное гнездо
Осиное гнездо у вашей двери
Осиное гнездо у вашей кровати
Старик на скамейке
Старик на скамейке на солнце
Плачущий старик на скамейке на солнце
Острый нож
Острый нож, режущий мясо
Острый нож, режущий вам палец
Птичка, клюющая корм в саду
Птичка, купающаяся в луже
Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки
Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось".
]58
Упражнение № 26. "Фигуры" (тренировка зрительной памяти)
Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, под-яв его на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную шгуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается усчитать количество использованных спичек. Затем открыва-г глаза и выкладывает из своих спичек " сфотографирован-,ую" фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для упоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнение можно в случае, если ребенок свободно удерживает в во-)бражении не менее 10 спичек.
5. Мысленные образы и умение видеть главное и особеннос-, а (усложненный вариант упражнения № 23). Используется 'ля тренировки слуховой памяти. Берется 200-300 спичек. Вы .иктуете детям слова, а их задача — выкладывать из спичек >браз, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички южно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 минуту. После того, как закончили диктовать
юва, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" юспроизвести слова. По мере тренированности повышается
сорость и увеличивается количество слов. Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы, 'блекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне
роцесса запоминания — осознанному восприятию. Научить
отей концентрировать внимание на запоминаемом объекте по-южет вам привлечение к его исследованию чувств как стиму-|яции деятельности мозга.
159