Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Упражнение № 4. Игра "Что это?"
Вы показываете детям контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них, а они должны узнать, что это за предметы. Например,
(машина)
(домик)
Упражнение № 5. "Составление фигур из разрозненных деталей"
Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получил^ заданный предмет.
Примерные задания:
"Человечек"
"Лицо'
"Лошадь"
"Автомобиль"
(Целостное изображение приведено только для учителя) 134
упражнение № 6. "Использование игр с постройками из кубиков"
Учитель дает карточку с орнаментом детям, а те должны составить такой же из своих кубиков. После работы каждый составленный узор разбирается (соответствует ли он образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).
Упражнение № 7. "Составление узоров из геометрических фигур"
Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.
Упражнение № 8. "Лабиринты"
Учитель показывает образец и говорит: "Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша".
По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь учителя уменьшается, постепенно сводясь на нет.
Примерные образцы лабиринтов:
'.зкии уровень развития внимания
Данные, полученные в ходе исследования процесса внимания с помощью лонгитюдного метода, свидетельствуют о том, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по-разному, в наибольшей степени страдая у тех детей, которые уже в 1 классе являются слабоуспевающими или плохо подготовленными к школе.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "заданиями на внимание" в процессе урока и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы. Такая работа может вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, в которых образуются относительно устойчивые сочетания свойств внимания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируетсявнимательность как свойстволичности.Рассмотрим некоторые упражнения, входящие в первое направление работы. (Приведенные ниже упражнения могут быть использованы и как тренировочные, и как диагностические).