Тест различения и выбора фонем
Количество правильно разложенных предло | Оценка |
жений или правильно указанных картинок | |
8—7 | |
6—5 | |
4—3 | |
2—1 | |
Задание для углубленной диагностики.
"Покажи, где на картинке: — круг под квадратом; — квадрат над кругом; — круг на квадрате; — круг над квадратом". .
Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 7 заданий для углубленной диагностики.
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое — фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза.
Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.
К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.
Задание 1.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку. Слушай:
Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".
После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3' (зъ). Слушай:
С', Ц', 3', Т', 3'".
И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду назы ватъ различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:
С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".
Примечание: Звуки Ш, 3', Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.
Шкала оценивания
Количество правильных ответов 6—5 4 3 2 1 — 0
Оценка
5 4 3 2 1
Задание для углубленной диагностики.
"Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:
ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, Т Я".
Задание 2.
Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы, попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках".
74
Далее учитель называет следующие пары:
трава — дрова, уточка — удочка, крыша — крыса, мишка — мышка, бочки — почки.
Шкала оценивания
Количество правильно указанных пар картинок | Оценка |
1—0 |
Задание 3.
Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает
75
еще две картинки: на первой изображен белый домик, на вто. рой — черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Поло. жи возле белого домика картинки с изображением предметов в названиях которых содержится звук Т, а возле черного до. мика — со звуком Д".
Шкала оценивания
Количество правильно соединенных картинок с соответствующим домиком | Оценка |
9—7 6 5—4 2—3 1—0 | 5 4 3 2 1 |
Задание для углубленной диагностики.
"Отбери картинки со звуком А".
76
Задание 4.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".
Шкала оценивания
Количество правильно названных слов | Оценка |
5 и более | |
2—1 | |
Задание 5.
Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово
"сковородка".
Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря:
"Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные".
Затем учитель по очереди называет слова:
нос, паук, школа, палатка, сковородка. Шкала оценивания
Количество правильно проанализированных слов | Оценка |
3—2 | |
77
Задание для углубленной диагностики.
"Назови первый и последний звук в слове
СЛОН".
Задание 6.
Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове " ласточка".
Шкала оценивания
Типы ответов | Оценка |
Правильное самостоятельное выполнение задания Выполнение задания с помощью наводящих вопросов учителя: "Назови первый звук в слове "ласточка" и отбери нужную картинку" "Назови первый звук в слове "ласточка". Назови первые звуки в словах "ракета", "лампа", "ваза", "кран". Отбери нужную картинку" "Назови первые звуки в словах "ласточка" и "лампа". Скажи: в начале этих слов один и тот же звук или нет?" Невыполнение | 4 3 2 1 |
Задание для углубленной диагностики.
"Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В".
Задание 7.
Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:
Ч Ш Ц Т
Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово — это слово "чашка". А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".
Шкала оценивания
Типы ответов | Оценка |
Правильное самостоятельное выполнение задания Выполнение задания с помощью наводящих вопросов учителя: "Назови первый звук в слове "чашка". Отбери из этих четырех букв (Ч, Ш, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова" | 5 4 |
79
Типы ответов | Оценка |
"Назови первый звук в слове "чашка". Прочитай эти буквы (Ч, Ш, Ц, Т). Отбери из этих четырех букв ту, которая соответствует звуку Ч" "Первый звук в слове "чашка" — Ч. Это буквы: Ш, Ч, Ц, Т. Скажи, какая буква соответствует звуку Ч?" Невыполнение | 2 1 |
Задание для углубленной диагностики.
"Отбери из 4-х букв ту, которой начинается слово АИСТ".
О У А М
Задание 8.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)
д... о... м
Ш... К... А... Ф К... О... Ф... Т... А
З... Е... Р... К... А... Л... О
Ц1кала оценивания
Количество правильно | Оценка |
синтезированных слов | |
Задание для углубленной диагностики.
"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)
н... о... с
П... А... У... К
З... А... М... О... К
С... О... Б... А... К... А
"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".
80
Методика "Домик"
Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая частя забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.
82
о/^иагностика сформированности приемов учебной деятельности
Методика "Рисование по точкам'
Методика включает б задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 — неправильная трапеция, в задаче № 3 — ромб, в задаче № 4 — квадрат и в задаче № 5 — четырехлучевая звезда (образцы см. дальше).
Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. На первом, чистом листе записываются данные об испытуемом (4:>амилия, имя, возраст, номер школы, класс, дата обследования и, в случае надобности, какие-либо дополнительные сведения). Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем Аетям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки ^а первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, кclк и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, зкспериментатор поправляет его.) Указывая на вершины тре-Угольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, ^десь были точки, которые соединили так, что получился э^nom рисунок (следует указание на стороны треугольника;
слова "вершина", "стороны", "треугольник" экспериментато. ром не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следу. ет указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставц. те, не будете соединять. Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило:
одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".
По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.
веденный элемент с1шгуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № б — луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек). Кроме того, начисляется по одному баллу за:
1) соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задачени разу;
2) полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3) одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).
Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 — от 0 до б, в задачах № 2, 3, 4 и 6 — от 0 до 7. Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно). Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются. В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка — число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).
Оценка выполнения задания
Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 — любой четырехугольник, в задаче № 6 — любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.
Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно. он получает по одному баллу за каждый правильно воспроиз-
84
Интерпретация результатов;
33-40 баллов (5-6 задач) — высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
'9-32 балла (3-4 задачи) — ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Менее 19 баллов (2 и менее задачи) — чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым.
85
Образцы задач
Методика "Графический диктант"
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых — тренировочный.
1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш па самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь чдна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка '''верх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".
й7
2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".
3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки
вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка ^аправо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".
4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".
88
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Анализ результатов:
Безошибочное воспроизведение узора — 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок — 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят О баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10-12 баллов — высокий;
6-9 баллов — средний;
3-5 баллов — низкий;
0-2 балла — очень низкий.
89
Методика "Узор"
Методика состоит из трех контрольных диктантов и 1 трена. ровочного.
Детям говорят: "Мы будем учиться рисовать узор. У вас нц листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кру. жочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. У нас будут такие три правила:
1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2) линия нашего узора должна идти только вперед; \
3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты".
Затем проверяющий говорит: "Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом" (вводная — тренировочная — серия).
Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет
ребенку, в "чем он ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.
Далее следует первая серия. Проверяющий говорит: "Теперь мы будем рисовать без подсказок. Вы должны внимательно слушать ц соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия должна быть непрерывной и идти все время вперед, т.е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки".
Диктант для первой серии:
"Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольны -ком, треугольник с квадратом, два квадрата, квад -рат с треугольником, два треугольника, два тре -угольника, треугольник с квадратом".
Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дваждынельзя, т.к. некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.
После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.
Диктант для второй серии:
"Соедините квадрат с треугольником, два тре -угольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником,
90
два треугольника, треугольник с квадратом, квад . рат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником".
Диктант для третьей серии:
"Соедините два квадрата, квадрат с треугольна, -ком, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треуголъ -ник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника".
Никакой помощи во время выполнения задания детям не оказывается. После окончания работы листочки собираются. Листочки выдаются перед началом обследования. На них уже нарисован образец узора и 4 серии фигур (а, б, в, г). Каждая серия располагается одна под другой и представляет собой три ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2х2 мм).
Оценка результатов
Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:
1) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним);
2) за "разрывы" — пропуски "зон" соединения — между правильными соединениями.
Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).
Максимально возможное количество очков в каждой серии — 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания — 72.
Интерпретация полученных результатов:
60-72 очка — достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.
48-59 очков — умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.
36-47 очков — низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правила, хотя и старается на него ориентироваться.
Менее 36 очков — умение действовать по правилу не сформировано.
о/диагностика развития личностно-мотивационной сферы
Методика Рене Жиля
Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопроси и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, пря-
^еы некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных ц количественно.
Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
отношение к матери, отношение к отцу,
отношение к матери и отцу как к семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю,
любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущест-
во. Она может быть использована как инструмент глубинного^уиМуЛЬНЫЙ материал К методике Р.Жиля
изучения личности, а также в исследованиях, требующих из- которым сидят разные люди. Обозначь мерений и статистической обработки. 1- ——"• ^-"^-u•"-' . г .пестиком, где сядешь ты.
Ключ к методике Рене Жиля
№ шкал | Назначение шкал | № заданий | Общее количество заданий |
Отношение к матери | 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 | ||
Отношение к отцу | 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 | ||
Отношение к матери и отцу как к родительской чете | 1-4, 6-8, 14, 17, 19 | ||
Отношение к братьям и сестрам | 1. 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 | ||
Отношение к бабушке и дедушке | 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 | ||
Отношение к другу (подруге) | 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40 | ||
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) | 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 | ||
Любознательность | 5, 22, 23, 24, 26, 28-32 | ||
Доминантность | 20-22, 39 | ||
Общительность | 16, 22-24 | ||
Закрытость, отгороженность | 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 | ||
Социальная адекватность поведения | 9, 25, 28, 32-38 | ||
2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
96
97
3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ft,bi хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
4. А теперь размести нескольких человек и себя вогруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (п' 'а, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник)
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
Папа | |||||
Брат | и | ||||
мама | |||||
Сестра |
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
98
Папа | |||||
и | |||||
мама | |||||
Бабушка | |||||
и | |||||
дедушка |
99
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых 14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где на-
людей и твою комнату.
9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.
Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может, тебе все равно?
Напиши ниже.
10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там., куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?
Напиши ниже.
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого.
Кому первому ты расскажешь об этой неприят -ности?
Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один?
Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?
Напиши ниже.
13. Ты сдал экзамен.
Кому первому ты расскажешь об этом?
Напиши ниже.
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
16.Где ты на этот раз?
17. Теперь на этом рисунке размести себя и несколько человек. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы. ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где идешь ты.
21. С кем ты любишь играть?
с товарищами твоего возраста младше тебя старше тебя
Подчеркни один из возможных ответов.
22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
будешь плакать? пожалуешься учителю? ударишь его?
сделаешь ему замечание? не скажешь ничего?
Подчеркни один из ответов.
26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
27. Ты много помогаешь маме?
Мало? Редко?
Подчеркни один из ответов.
104
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
30. Во время прогулки все расположились на траве. Обо-ачъ, где находишься ты.
31. Эти люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать?
Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?
Подчеркни один из ответов.
34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь?
Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?
Подчеркни один из ответов. 108
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать?
Плакать?
Жаловаться?
Кричать?
Попытаешься отобрать?
Начнешь его бить?
Подчеркни один из этих ответов.
36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь.
Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать?
Продолжать играть дальше? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
37. Отец не разрешает тебе гулять. Что будешь делать?
Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать?
Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
109
40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатр много свободных мест. Где ты. сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?