Основные особенности творчества Новалиса

Все творчество Новалиса проникнуто богоискательством. Этот поиск – поиск души, отчетливо ощущающей присутствие Бога повсюду. Поэтому мистика, поэзия и философия соединяются в его творчестве в единое гармоничное целое – «магический идеализм». Весь мир поэт осмысливал поэтически, и поэзия эта – не просто искусство, а способ восприятия и познания всей Вселенной.

Новалис убежден, что ключ к этому познанию – в глубинах человеческого духа. Человек – микрокосмос, в центре которого сокрыто божественное зерно. Обращение к себе, изменение и преображение себя, внутренняя алхимия – то, что позволяет человеку непрестанно двигаться навстречу Отцу.

В 1798 г. под влиянием алхимии, которую поэт рассматривал с духовной точки зрения, Новалис пишет поэму «Знаю Тебя Самого»

Счастлив, кто сделался мудрым и миром больше не увлечен, Кто от себя самого камень вечной мудрости ждет. Только разумный человек – настоящий адепт, он превращает Все в жизнь и в золото – не нуждается больше ни в каких эликсирах. В нем самом работает святая реторта - Царь в нем - И Дельфы также, и он, наконец, понимает: Знаю Тебя Самого.

Самопознание предстает здесь как путь к Богу, но в нем же открываются и тайны природного, земного мира. Человек поднимает покрывало тайны, наброшенное на него самого и — «…что увидел он? Чудо чудес! — себя самого».

«Идеализм магический», который создал Новалис, не перестает быть идеализмом, укорененным в христианской вере. Нынешний природный мир – только образ того, до чего должен возвыситься дух в своем развитии. Но до тех пор люди должны прожить свою жизнь в истинной, идущей от сердца вере, питание которой – внутри человека, а не во внешних источниках. Таково романтическое христианство Новалиса – христианство, которое учит, что Бог истинно «внутри вас есть» и никого нет в посредниках между Ним и человеком. Во «Фрагментах» мы находим простую и одновременно великую мысль, вобравшую в себя все содержание религиозных взглядов Новалиса, а также и всю глубину мистической философии в целом: «Вся наша жизнь – богослужение» . Генрих Гейне удивительно точно отразил судьбу и творческий путь Новалиса в одной короткой фразе: «Новалис видел всюду чудеса и чудеса прекрасные, он подслушал беседы растений, знал тайну каждой распускающейся розы, отождествил себя, наконец, со всей природой, и когда наступила осень и опали листы, он умер».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роман Новалиса — нагромождение лирики, занесенной песком эпических повторов; великолепные лирические отрывки нанизаны на роман странствия, как бусы на нить. Нельзя ли переставить рассказы и вводные новеллы? Есть ли внутренняя логика их сочленения или все дело в нарастающем эмоциональном накале? Для обрисовки лирического размаха молодому лирическому поэту явно недостает формального мастерства.

После «Генриха фон Офтердингена» стало возможно произвольное как в средневековых хрониках смешение, переплетение исторического и мифологического, причем мифологический материал — библейский, античный, фольклорно-языческий был признан равноправным с мифами истории и культуры (легендами, житиями, биографиями, историческими анекдотами и проч.). Все они составляли единый плодородный слой

культуры, на котором взращивались новые философские и нравственно-этические тексты.

В античной традиции (наиболее очевидно у Софокла) миф подбирался в связи с исторической ситуацией и нравственными целями автора. Миф сковывал воображение следовавших античным образцам классицистов, но жесткие рамки правил заставляли ум находить необычные ходы и повороты, создав своеобразную и изящную поэтику классицистического хронотопа. После Новалиса миф обращается в параболу, в сложную символико-метафорическою концепцию, подсвеченную мистицизмом. Этот блестящий ход не мог быть оставлен без внимания последующей европейской литературой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 63.

2. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 45.

3. Новалис. Фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 102.

4. Жирмунский, В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. С. 186.

5. Жирмунский, В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996. С. 46.

Наши рекомендации