Дневники, декабрь 1926 по февраль 1927
Судя по записям 1927 года, Ауробиндо продолжал реализацию программы, данной ему Владыкой йоги. С 1920 по 1926 год Ауробиндо не вел свой отчет о продвижении в йоге, но сама она развивалась. Так, 24 ноября 1926 года ("День сиддхи") в тело Ауробиндо снизошло сознание Кришны.
В "Записи" от 29 октября 1927 года впервые появляется "система глобального разума", на следующий день говорится о силах глобального разума.
Но вскоре после появления глобального разума в том же 1927 году Ауробиндо прекращает вести дневники. В 1928 году выходит работа "Мать". Ауробиндо уже не мыслит свою деятельность в терминах программы "Семь четверок" и ведических образов, которыми он руководствовался в дневниках. Прекращение ведения дневников, вероятно, связано с изменением роли Кришны и переосмыслением значения его программы в развитии йоги Ауробиндо.
Роль Кришны действительно изменяется. 15 августа 1923 года Ауробиндо говорил ученикам, что он пытается низвести императивный суперразум в тело.191 В 1935 году – что произошедшее в тот день нисхождение было нисхождением божества глобального разума, которое подготавливает нисхождение суперразума.192
К XVI главе "Жизни Божественной" ("Тройной статус суперразума") Ауробиндо ставит эпиграфом слова Кришны: "Мое самосущее бытие – то, которое поддерживает все сущее, обитает в нем и образует его".193 В издании, вошедшем в юбилейное собрание сочинений, перевод несколько изменен и к нему добавилась цитата из Веды. Использование слов Кришны в качестве эпиграфа к данной главе указывает на то, что Ауробиндо относился к нему как к самому Всевышнему.
Следовательно, Кришна вначале рассматривался Ауробиндо как божество суперразума, затем императивного суперразума и, наконец, – глобального разума. В качестве последнего он перестал быть для Ауробиндо Владыкой его йоги.194 Ауробиндо лишился прежнего надежного руководства и был теперь вынужден действовать сугубо самостоятельно. По крайней мере после 1927 года указания на какое-либо руководство в работах Ауробиндо отсутствуют.
"Письма о йоге", 1930-1938 гг.,
"Жизнь божественная", 1939-1940 гг.
В этих письмах Ауробиндо отвечает ученикам на их многочисленные вопросы, посвященные практике йоги. В 30-е годы в связи с появлением глобального разума и очередным смещением вверх в области сверхсознания суперразума Ауробиндо пересматривает свое учение о сверхсознании. Оно обретает более четкие, классические формы. Планы сверхсознания теперь точно локализованы – они лежат над головой (overhead planes).
Вплотную к "Письмам о йоге" по времени примыкает заново отредактированная "Жизнь божественная", включающая в себя дополнительные главы, отражающие изменение взглядов Ауробиндо на область сверхсознания.
То, что прежде Ауробиндо называл идеальностью, виджняной и суперразумом, теперь именуется духовным разумом (spiritual mind), включающим в себя высший разум (Higher Mind), озаренный разум (Illumined Mind), интуицию, или интуитивный разум (Intuition, Intuitive Mind) и глобальный разум (Overmind). Нам предстоит выяснить, что представляют собой эти новые термины и как они соотносятся с теми, что были в ходу прежде, разумеется, кроме последнего. Сразу отметим, что Ауробиндо стал различать интуитивный и озаренный разум.
Духовный разум Ауробиндо определяет так. Это разум, открытый переживанию божественного "Я". Он видит и понимает природу "Я" и его отношения с проявленным миром.195 Теперь перейдем к рассмотрению его планов.
Высший разум (Higher Mind)
Первое описание высшего разума встречается в "Жизни божественной", в "Арье" за 1916 год. Выше мы уже упоминали о нем. Теперь приведем полностью тот контекст, в котором он используется, чтобы лучше понять, чем отличается или, наоборот, чем он похож на высший разум "Писем о йоги" и "Жизни божественной" редакции 1939-1940 годов. В последней полностью присутствует глава из "Арьи" ("Разум и суперразум"), добавились только поясняющие сноски. Сочетание в одной книге версий раннего и позднего периодов творчества еще раз показывает сложность изучения наследия Ауробиндо по юбилейному изданию.
Ауробиндо рассматривает проблему неведения. Он показывает, как в человеке в зависимости от того, на каком из планов разума находится сознание, это неведение выражается.
Первой и самой глубокой степенью неведения человек обладает из-за своей тождественности с телом. Разум представляется полностью детерминированным телом, поэтому его деятельность связана исключительно с воспринимаемым миром здесь и сейчас, она основана на чувственных данных и не идет за их пределы. Но это не весь разум, а только первый его план, называемый Ауробиндо физическим. Физическую ментальность Ауробиндо именует также поверхностью разума.
За поверхностным разумом существует разум, который знает себя как нечто иное, чем тело. Когда мы осознаем его, мы впервые приходим к идее души. Этот подсознательный (= внутренний по отношению к разуму физическому. – А.В.) динамичный разум все же не свободен от неведения. Если физический разум отождествляет себя с телом, то динамичный разум – с жизнью. Его "я" постоянно воплощается в те энергии, которые через него проходят.
И все же существует другая более чистая созерцательная ментальность за динамичным разумом, которая способна избежать обусловленности жизнью и телом. Это источник чистого мыслителя в нас, он знает, что такое ментальность как таковая, и видит мир не в категориях жизни и тела, но разума. Открывая в себе эту способность, мы можем подумать, что это чистый дух, подобно тому, как ранее ошибались, рассматривая динамичный разум как свое "я". Этот более высокий разум (higher mind) способен придти к ментальному представлению о единстве им созерцаемого. Но даже чистая ментальность не избегает исходной ошибки разума, поскольку остается отдельное ментальное "я", которое рассматривает все со своей индивидуальной точки зрения. Реальное единство пока еще недостижимо, поскольку пелена, сотканная неведением между менталом и супраменталом, сохраняется.196 В представленной иерархии планы разума располагаются выше и глубже одновременно. Итак, планы разума: 1) физический разум, 2) динамичный разум, 3) высший разум.
Надо отметить, что планы разума воспроизводят в себе эволюцию планов сознания – физического, витального и ментального. Уже одно это предполагает дальнейшее развитие эволюции – к плану супраментальному.
В "Синтезе йоги" уже под конец издания "Арьи" Ауробиндо дает еще одну классификацию планов разума.
Анализируя составляющие ментальной активности, он выделяет в них характерные черты. Таким образом он получает три описания этих составляющих и приходит к выводу о существовании планов разума, которые служат им источником.
Первое самое низшее течение ментальной активности образует привычно мыслящий разум. Его мысли основаны на данных чувственного опыта и на привычных взглядах, сформированных образованием, внешней жизнью и окружением. В его деятельности Ауробиндо выделяет два движения. Одно состоит в постоянно возвращающемся механическом течении мысли, повторяющей себя в круге физического, витального, эмоционального, практического и интеллектуального опыта и представления, а другое – в освоении нового опыта путем сведения его к формулам привычного мышления, шаблонам.
Вторую ступень ментальной активности представляет прагматичный разум. Опираясь на данные опыта, он разрабатывает идею и претворяет ее в жизнь. Также он получает идеи из более высокого плана и пытается их реализовать. Прагматичный разум является посредником между жизнью и идеей, он весь обращен к действию и новому опыту. Мысль как таковая служит только инструментом, средством и не обладает иной ценностью.
Третий план – чистый идеативный, то есть способный к формированию понятий, разум, который ценит идеи безотносительно возможности их жизненного воплощения. Полученные данные он рассматривает для того, чтобы отыскать истину, о которой они свидетельствуют, получить знание. Его цель – пережить восторг понятийного мышления, поиска истины, и попытка познать себя, мир и все то, что может лежать за пределами его собственного и мирового действия. Идеативный разум – это вершина интеллекта, действующего в себе и для своих собственных целей. Поэтому он склонен конструировать абстрактные и условные системы истины.197
Очевидно, что перед нами – развитие идеи о трех планах разума, представленной в "Жизни божественной". При описании этих градаций нас, главным образом, интересовал высший, или идеативный, разум. Он представляет собою вершину интеллекта и реализует чистую способность мышления. По сути – это разум философа. Высший разум, как и физический и динамичный (прагматичный) планы, принадлежит области сознания. Благодаря воздействию суперразума высший разум превращается в озаренный интуитивный разум.
Посмотрим, как высший разум описывается в 30-е годы.
Высший разум (Higher Mind) – первый и самый нижний план духовного разума.198 "Я" впервые переживается именно на уровне высшего разума, но им не ограничено.199
Обращаясь к своей внутренней биографии, непосредственным источником своей философии Ауробиндо называет знание, которое нисходило на него (flowed from above) во время медитации, главным образом из высшего разума (Higher Mind), когда он реализовал его.200 Характерно, что высший разум Ауробиндо продолжает связывать с философским творчеством, но не только.
Ауробиндо объясняет, что высший разум действует как посредник между истинным светом над ним и человеческим разумом. Разум значительного поэта или философа ближе к высшему разуму, чем к обычному интеллекту. Влияние этого плана выражается в особом ритме философского или поэтического мышления.201
Высший разум Ауробиндо описывает как обладающий чистотой и прозрачностью духа. Главная его характеристика – спонтанное внутреннее знание, рожденное в духе. Это светлый мыслящий разум (luminous thought-mind). Знание раскрывается в нем как вечная мудрость, предстающая в виде идеи, но чаще – в виде системы, объединяющей в себе многочисленные аспекты истины. Мысль высшего разума создает репрезентативный образ истины.202
Высший разум относится к области сверхсознания. Ауробиндо пишет: "Жить в высшем разуме не так уж сложно – это происходит тогда, когда сознание немного поднимается над головой".203
Итак, высший разум "Синтеза йоги" и "Жизни божественной" периода "Арьи" и высший разум 30-х годов – разные реалии. Первый принадлежит области сознания, а второй – области сверхсознания. При этом, однако, сохраняется некая преемственность. Высший разум продолжает связываться с концептуальным философским творчеством, правда, на основе спонтанного знания, озаренного свыше, а не путем логических построений.
Как же происходит этот переход от разума, создающего системы вероятных истин и живущего понятийным творчеством, к разуму, воспринимающему нисходящий свет и исполняющему не роль творца, а роль посредника в передаче истины?
Последовательность действий, по мнению Ауробиндо, такова. Мыслящий разум на вершине своего познания обращается к безличному. Вначале он приходит к пониманию существования безличной реальности, которая выражает себя вовне, но превосходит все явленное. Затем он открывает для себя бытие высшей истины, высшего блага, высшей красоты, чистоты и блаженства. Понимание это, вследствие стремления вечности превратить разум в самое себя, постепенно становится все менее абстрактным и все более духовным и конкретным. Так разум мыслителя развивается в разум святого, который идет за пределы абстракций к началам непосредственного опыта. В результате разум становится чистым, спокойным и безличным. Разум пробуждается к внутренней реальности, а следующим его шагом является восхождение к неизменному "Я".204
Это восхождение описывается также в одном из писем: "Обычный разум на своем высшем уровне является свободным интеллектом, получающим сверху интуитивные прозрения и указания, которые он "интеллектуализирует". Он находится на поверхности и видит вещи извне, за исключением тех случаев, когда интуиция и другие силы помогают ему видеть чуть глубже. Когда же этот обычный разум открывается внутрь влиянию внутреннего разума и психического и вверх высшему разуму и высшему сознанию вообще, тогда он одухотворяется и его высший уровень вливается в духовное ментальное сознание (spiritual mind-consciousness), первым планом которого является высший разум".205
Таким образом, высший разум, погруженный в ментальную активность, принадлежит области сознания. Если же он открывается духовному опыту, он занимает то место в иерархии планов сознания, которое потенциально занимал всегда.206 Тогда он уже принадлежит области сверхсознания, и его характеристики значительно изменяются.
На эту двойственность положения высшего плана ментального сознания человека Ауробиндо указывал ученикам еще в 1926 году:
"Неподвижный ментал не имеет определенного местонахождения, это вопрос привычки. Сейчас вы локализуете его в мозгу, но его подлинное место, соответствующее супраментальной истине, – это Сахасрара. Здесь ваше сознание развернется и станет космическим".207 "Если вы станете рассматривать ментальное существо человека, то обнаружите в нем то, что может быть названо чисто ментальной составляющей, она расположена немного выше головы и осуществляет через мозг связь с физической жизнью. Это "мыслящий разум".208
Приведенные цитаты еще раз показывают, насколько сильно философия Ауробиндо связана с йогической практикой. Ее практически нельзя изучать автономно от его религиозного опыта. Логика системы Ауробиндо опирается на онтологию этого опыта, на последовательность его развития.
Озаренный разум
Вторым планом духовного сверхсознательного разума является озаренный разум. Это разум, говорит Ауробиндо, не столько возвышенной мысли, сколько духовного света. Здесь ясность и чистота высшего разума уступают место озарению духа, игре молний духовной истины и силы, которая нисходит в сознание и дополняет своей энергией покой и мир первого плана духовного разума. Озаренный разум действует посредством внутреннего видения, в нем мысль – только подчиненное движение, выражающая зрение. Духовное зрение несет внутри себя более глубокое понимание того, что представлено в высшем разуме как знание. Свет озаренного разума представляет собой свет божественной реальности, по отношению к которому материальный свет – только подчиненное его проявление (representation), приспособленное к задачам материальной энергии.209
Высший разум дает субстанцию и форму знанию в мысли и слове, озаренный разум наделяет это знание особым светом, который возрастает по мере восхождения по планам сверхсознания.210
Интуиция и интуитивный разум
За пределами озаренного разума существует более великая сила, которая сочетает в себе истинное видение, истинное мышление, истинное ощущение, истинное чувство и истинное действие. Этой силе Ауробиндо дает название интуиции. Ее источником служит сверхсознательный космический ум (глобальный разум), который пребывает в непосредственном контакте с супраментальным сознанием истины.211
Интуиция обладает силой, которая проявляется в четырех аспектах и предстает как: сила истинного видения; сила вдохновения, или истинного слышания; сила истинного соприкосновения, или мгновенного схватывания значения, и сила подлинного различения. Способности интуиции, которые ранее Ауробиндо располагал на различных планах суперразума, теперь сосредоточены им в одном.
В период с 1930 по 1939 гг. Ауробиндо использует термины "интуиция" и "интуитивный разум" как равноправные.212 Правда, при описании интуитивного разума Ауробиндо иногда показывает его преемственность с прежней идеей интуиции как пребывающей на нескольких планах сверхсознания. Так, в 1937 году, отвечая на письмо ученика, он пишет, интуитивный разум "тянется" от плана интуиции вплоть до интуитивизированного внутреннего разума, поэтому он одновременно – сила сверхсознания (overhead power) и ментального плана сознания. Внутренний разум отнюдь не всегда является интуитивным, поясняет далее Ауробиндо, но легко им становится.213
Из этого письма становится ясно развитие идеи Ауробиндо о трансформации высшего разума. В "Синтезе йоги" интеллект (низший буддхи) постепенно должен превратиться в разум интуитивный как свою высшую форму. В 30-е годы Ауробиндо полагает, что трансформация идеативного разума происходит путем перемещения оного в область сверхсознания. Интуитивный разум "Синтеза йоги" при этом смещается в область сублиминального сознания, в частности – сублиминального разума.
В 40-е годы Ауробиндо отказался от использования термина "интуитивный разум", определяя его как смесь подлинной интуиции с обычной ментальностью и проводя различие между собственно интуицией и интуитивной человеческой ментальностью.214 Поэтому в "Жизни божественной" (глава "Восхождение к суперразуму") интуитивный разум рассматривается в духе "Синтеза йоги", а не как план сверхсознания.
В "Путешествии сознания" Сатпрема иерархия планов сверхсознательного разума выглядит следующим образом: высший разум, озаренный разум, интуитивный разум, глобальный разум215. Таким образом, Сатпрем воспроизводит версию 30-х годов, а не "Жизни божественной", где вместо интуитивного разума дан план интуиции. Высший разум, описываемый Сатпремом, в большей степени воспроизводит версию, данную в "Синтезе йоги". Последнее обстоятельство дезориентирует при изучении текстов самого Ауробиндо.
Глобальный разум
Этот план, предшествующий суперразуму, Ауробиндо относит к области разума именно потому, что в нем присутствует характерный принцип разделения. В нем безличное может предстать как истина, а личное божественное – только как маска безличного или, наоборот, личное – как высшая истина, а безличное как его аспект. Здесь – исток противостояния различных религий и конфликтующих между собой философских систем: каждая берет лишь один аспект истины, присутствующей в глобальном разуме, как самодостаточное основание сущего, как божественное или истинного Бога, над которым нет ничего более высокого. Именно глобальный разум, по мнению Ауробиндо, порождает такую ситуацию в человеческом познании, но в нем самом нет ни конфликтов, ни смешения различных истин – каждый аспект, каждая идея, каждая сила обладают возможностью полной самореализации и пребывают в гармонии (пуруша и пракрити216, единство и множественность, личное божественное и божественное безличное217). Эта гармония, однако, не сохраняется вне глобального разума, поскольку по мере нисхождения возрастает влияние принципа разделения, или множественности. Гармония сменяется конфликтом, в результате которого появляются такие негативные возможности, как неведение, бессознательность, ложь, смерть и страдание, которые стремятся к своей реализации.218
На уровне глобального разума сознание обретает переживания космического масштаба – чувство универсума в себе; чувство тождества себя и космоса и всего того, что в нем; чувство присутствия космического "Я", или Ишвары.219 В глобальном разуме Ауробиндо выделяет уровни сверхразумного (overmind) мышления, сверхразумного озарения и сверхразумной интуиции.220 Это показывает, что метод терминирования остался прежним (таким же, как в период ведения дневников), изменились только переменные. Если раньше Ауробиндо комбинировал различные способности и силы интуиции, составляя из них планы и подпланы суперразума, то теперь он воспроизводит комбинации планов духовного разума в глобальном разуме.
Следуя индийской традиции, Ауробиндо описывает бытие как состоящее из двух полусфер. Существует две версии этого описания. Версия 1926 года выглядит так. В верхней полусфере располагается Сат-Чит-Ананда, в нижней – ментал, витал и физическое сознание. Между полусферами находится суперразум.221 В "Письмах о йоге" нижняя полусфера остается той же, верхняя же включает в себя супраментал (суперразум), а линией, разделяющей полусферы, становится глобальный разум.222
* * *
Теперь перед нами стоит задача сопоставить планы 20-х и 30-х годов. При сопоставлении мы будем исходить из принципа: от более очевидного к менее очевидному.
Выше уже говорилось о том, что вплоть до 1926 года Ауробиндо рассматривал императивный суперразум как сознание Шри Кришны. Именно этот план он старался привлечь вниз в физическое сознание для его преображения. И такое нисхождение произошло, но в 30-е гг. Ауробиндо определяет его как нисхождение сознания глобального разума. Следовательно, императивный суперразум, который в период "Бесед" Ауробиндо называл высшим, трансформировался в глобальный разум, а суперразум вновь поднялся выше как принципиально иная, чем разум ступень сознания. Кроме того, и на уровне императивного суперразума, и на уровне глобального разума открывается присутствие Ишвары.
Переходим к плану интуиции. В древних текстах Ауробиндо находит метафору, которая, по его мнению, хорошо описывает интуицию, – море беспрестанного сверкания молний (sea or mass of "stable lightnings").223 В "Письмах о йоге" Ауробиндо характеризует действие интуиции как непосредственное видение, которое осуществляется посредством постоянной игры света – различений, интуиций, вдохновений и откровений.224 Интерпретирующий разум ранее сопоставлялся нами со вторым планом виджняны – с герметической идеальностью. Описывая ее в дневниках, Ауробиндо указывает, что ее действия сопровождаются божественным великолепием света, вспышками и сверкающей лучезарностью (20 июля 1919 г.).225 С герметической идеальностью план интуиции сближает и то, что им в равной степени присуща сила вдохновения, или истинного слышания. Одно из названий герметической идеальности – шрути, что буквально переводится как "услышанное". Озаренный разум и интуицию Ауробиндо наделяет схожими характеристиками – видением и светом, однако он подчеркивает, что свет, открывающийся на уровне озаренного разума, по сравнению с планом интуиции рассеян.226
Представляется возможным сопоставить озаренный и высший разум с репрезентативным суперразумом, божественным умом и их прежними аналогами. При описании высшего разума и озаренного разума уже указывалось, что им свойственна репрезентативность. На уровне высшего разума, так же как на уровне репрезентативного суперразума открывается "Я". Высший разум подобно божественному уму называется светлым и в нем пребывает спонтанное знание. Озаренный разум наследует одно из имен Индры.
Таблица 6
Планы сверхсознания | |||
1920-1926 | 1927-1940-е | ||
Свар, Индра (illumined Mind, Divine Mind, luminous intuitive mind); Сарама и Дакшина (интуиция и различение) | смрити, (logistic ideality, divine reason, supramental reason, luminous reason), припоминание | [божественный ум, супраментальный ум (divine reason, supramental reason)] | высший разум (Higher Mind, luminous thought-mind) |
репрезентативный суперразум (интуиция) | озаренный разум (Illumined Mind) | ||
Сарасвати (вдохновение) | шрути (hermetic ideality, higher ideality), вдохновение (inspired interpretation) | интерпретирующий суперразум (вдохновение) | интуиция (одна из пяти ее сил – сила вдохновения, или истинного слышания) |
Ила (откровение); Ишвара и его сила (surya-shakti) | дришти (seer ideality, highest ideality), откровение | императивный суперразум (откровение); Ишвара | глобальный разум (присутствие Ишвары) |
суперразум |
Если взглянуть на сакральную биографию с точки зрения поздней классификации планов сверхсознания, то мы увидим следующую картину. В 1908 году Ауробиндо реализует нирвану, а вслед за тем высший разум (когда центр мышления сместился в пространство над головой). В 1935 году Ауробиндо пишет ученику, что каждый может достичь тишины и безмолвия уже на уровне высшего разума (Higher Mind), который находится над обычной человеческой ментальностью, и указывает, что сам он реализовал высший разум в 1908 году.227
Надо полагать, что Ауробиндо не различал в то время высший разум и озаренный разум. Этот вывод можно сделать, исходя из его воспоминаний. Так, в беседе с учениками (1938 г.), он касается своего заключения в тюрьме Алипор джейл (май 1908 г.), в которой ему являлся дух Вивекананды, открывший план интуиции.228 Интуиции соответствует второй из планов, описываемых в 1914 году в "Арье", следовательно, первый охватывает собою планы высшего и озаренного разума. Однако тогда (в 1908 году) Ауробиндо рассматривал высший разум, озаренный разум и интуицию как единое целое (виджняна, высший буддхи). Этот этап (до 1913 года) отражает работа "Йога и ее цели".
В конце 1913 года виджняна разделяется на два, а концу 1914 года – на три плана, при этом первый план описывается как низший план виджняны или же как высшая супраментализированная ментальность, своего рода пересечение двух принципов сознания. К концу издания "Арьи" намечается выделение божественного супраментального ума как отдельного плана из репрезентативного суперразума, что увеличило число планов сверхсознания, располагающихся ниже Сат-Чит-Ананды, до четырех. В 30-е годы они превратились в планы высшего разума, озаренного разума, интуиции и глобального разума.
В конце 1927 года Ауробиндо вводит понятие глобального разума, и в область духовного сверхсознательного разума попадают все планы, которые ранее рассматривались им как супраментальные.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что глобальный разум Ауробиндо реализовал в 1914, а суперразум – в 1927 году или несколько позже.229 Действительно, в одном из писем Ауробиндо замечает, что "Арью" (1914-1921) он писал с точки зрения глобального разума.230 Таким образом, для того, чтобы пройти путь от интуиции (1908) до глобального разума, Ауробиндо потребовалось примерно 6 лет, а для достижения суперразума – в два раза больше. Эта цикличность развития религиозного опыта, в которой реализация каждого следующего плана требует в два раза большего времени, чем реализация предыдущего, позволяет предположить, что и в конце 40-х годов суперразум представлялся Ауробиндо принципиально тем же, что и в конце 20-х.
И действительно, в одной из поздних работ Ауробиндо, которая объединила в себе восемь кратких эссе ("Супраментальное проявление на Земле"), последовательность планов сверхсознания не изменилась – высший разум, озаренный разум, интуиция, глобальный разум и суперразум. Разве что сверхсознательный духовный разум стал называться разумом света. О нем Ауробиндо говорит, что он практически относится верхней полусфере, но онтологически – к нижней. Это замечание – не что иное, как память о прежнем отождествлении всей верхней полусферы с областью сверхсознания, в результате чего первый план сверхсознания рассматривался им как суперразум.231
Если мы принимаем во внимание сакральную биографию Ауробиндо, нам легче понять его собственно философскую сторону деятельности. Перед нами появляется своего рода карта творческой эволюции индийского философа, при использовании которой множество текстов, зачастую противоречащих друг другу, обретает системность.
* * *
По-видимому, в разные периоды Ауробиндо использует разные критерии систематизации планов сверхсознания:
- аспекты интуиции,
- трикаладришти,
- свет и силу.
Что касается интуиции, то здесь, возможно, сказалась своего рода магия чисел. Интуиция, с точки зрения Ауробиндо, обладает четырьмя аспектами – собственно интуицией, различением, вдохновением и откровением. Почему магия? Потому что это число в Индии обладает особым значением: четыре цели жизни, четыре периода жизни, четыре касты, четыре веды, четыре юги. У Ауробиндо программа йоги, продиктованная свыше Кришной, включает семь четверок, сам Кришна, как будет показано ниже, обладает четырьмя ипостасями, а суперразум – четырьмя махашакти. Наличие пяти сил у плана интуиции показывает, что Ауробиндо постепенно отказывается от символизма числа как указания на истинность обозначаемого им явления.
О том, что репрезентативный, интерпретирующий и императивный разум можно рассматривать в контексте трикаладришти, уже говорилось выше.
За критерий последней классификации Ауробиндо взял свет, интенсивность которого возрастает по мере приближения к суперразуму (разум светлый, озаренный, сверкающий подобно молнии, золотой диск и наконец само солнце суперразума). Об этом можно судить постольку, поскольку свет фигурирует в новой классификации столь же часто, как раньше аспекты интуиции.
В силу того, что Ауробиндо в различные периоды своего творчества берет различные критерии для описания планов сверхсознания, не всегда возможны точные соответствия. Тем не менее при их определении характеристика того или иного плана становится более определенной.
Супраментальное человечество
С эволюцией взглядов на суперразум напрямую связано учение Ауробиндо о сверхчеловеке.
При обосновании своего подхода к проблеме сверхчеловека Ауробиндо опирается на этимологию слова "человек". Человек (ману) – это разум (манас), следовательно сверхчеловек – это суперразум. Поднявшись над умом, войдя в область сверхсознания, человек обретает сознание сверхчеловека. Но для полноты божественной жизни необходимо обрести соответствующее бессмертное тело. В супраментальной йоге средством такого преображения служит нисходящая супраментальная сила, предваряющая нисхождение супраментала как плана, преобразующего по своему образу и подобию низлежащие планы разума, жизни и материи. Тело, по мысли Ауробиндо, должно стать инструментом, сосудом, храмом (shrine) Духа.
Такова цель йоги Ауробиндо. Трактовать результат эволюции как простое возвращение к изначальному состоянию, нельзя, поскольку замысел Ауробиндо предполагает раскрытие полноты божественного в условиях множественности. Не растворение троякой природы человека, а ее насыщение божественной вибрацией полноты бытия. Трудности трансформации как раз с этим и связаны. Природа человека либо не выдерживает новый ритм, который стремится установить в ней свои законы, либо сопротивляется его внедрению.
В программе "Семь четверок" задача преображения тела четко не поставлена. Акцент сделан на приобретении различных сиддхи и полноте восприятия божественного посредством практики супраментальной йоги. Сверхчеловек понимается как человек, реализовавший в своем опыте план суперразума. Та же тенденция прослеживается в "Арье" – стремление изучить планы суперразума и низвести их в человеческое сознание.
В 1923 Ауробиндо впервые четко формулирует задачу телесного преображения:
"Я обнаружил, что разум и витальное не могут быть пропитаны Супраментальным в полной мере, пока оно не установится в Материи. Поэтому физическое надо принять и преобразовать... Вот я и пытаюсь перенести самый высокий слой Сверхразума в физическое сознание".232
Речь идет об императивном суперразуме, который позднее будет рассматриваться как глобальный разум. По-видимому, с этого момента начинается йога клеток – практика, направленная на преображение клеточного сознания, дабы оно смогло вынести присутствие супраментальной силы. До 1926 года Кришна рассматривался Ауробиндо как сам Всевышний, поэтому день проникновения сознания Кришны на уровень физического сознания был назван днем сиддхи, или совершенства. Цель была как никогда близка, но в 1927 году Ауробиндо приходит к выводу, что Кришна не является олицетворением суперразума.
После 1926 года суперразум поднялся на один план вверх и, как выяснилось много позже, соответственно на один план вниз сместилась противостоящая ему трудность на пути эволюции сверхчеловека. Новому статусу суперразума отвечала задача преображения подсознания – области, располагающейся ниже физического сознания.
В 1939-м приоритет тела сменяется задачей изменения подсознания:
"Вроде бы все шло хорошо, и работа продвигалась, но тут произошел несчастный случай (перелом). Это означает, что для того, чтобы супраментальное сознание могло воплотиться в теле, необходимо изменить Подсознание; тогда Сознание-Истина волнами разойдется по всему человечеству".233
Практику супраментальной трансформации Ауробиндо разбивает на два этапа – этап сознания и этап тела. На первом предполагается овладение планами сверхсознания и низведение их сил в человеческую природу. Одни ученики достигнут самого суперразума, другие же остановятся на каком-либо из планов сверхсознательного разума. Поскольку только сила суперразума достаточна для преображения тело, только те из них, кто достиг суперразума, смогут перейти ко второй стадии йоги Ауробиндо – трансформации клеток тела. Главным препятствием на пути к божественному телу является разум клеток, воспроизводящий те привычки, обретшие силу закона, которые сохранены в эволюционной памяти подсознания. Это привычки боли, старения и дезинтеграции. На них работает все прошлое эволюции. Разум клеток, подобно физическому привычно мыслящему разуму, занят тем, что постоянно повторяет алгоритм боли и смерти. Одной из главных задач является поставить его на службу йоге – чтобы он воспроизводил законы и программы нового мира, нового бытия, старающегося утвердиться в природе. В результате центры тонкого тела (чакры) возьмут на себя функцию поддержания физической жизни, что приведет к уменьшению, а затем атрофированию соответствующих органов. Развитие супраментального тела должно идти по пути сближения характеристик физического тела с его тонко-энергетическим аналогом.
* * *
Учение Ауробиндо о сверхчеловечестве вызывает ассоциацию со сверхчеловеком Ф.Ницше и богочеловечеством Вл. Соловьева. Таким образом, одна и та же интенция мысли прослеживается в Германии, России и Индии, но реализуется она по-разному.
В книге Ницше "Так говорил Заратустра" впервые поставлена проблема будущего человека как иного вида. Она написана как евангелие сверхчеловека и полна скрытой полемики с Новым Заветом. Сверхчеловек, таким образом, изначально противопоставлен богочеловеку. Заратустра утверждает право земли на истинное бытие и отрицает таковое за небом, другим миром, Богом. Заратустра проповедует царство земное, а не внутреннее Царствие Небесное. "Я" – это тело, а не душа в теле. Дух есть кровь. Пренебрежение этим миром делает человека в нем слабым и болезненным. Это противоестественное состояние поддерживает вера в Бога. Но Бог умер – эту идею, правда, подбрасывает Заратустре дьявол.234 Он умер, чтобы жил сверхчеловек – антихристианский сверхчеловек. Место человека в действительности не между животным и богом, а между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек Ницше – это только-человек, ставший достаточно взрослым, чтобы жить в земном мире и выйти за пределы иллюзии иного мира. Он открывает мир заново, изымая из него прежние оценки.
В христианстве произошла переоценка античных ценностей. В свою очередь Ницше дает переоценку ценностей христианских, возвращаясь таким образом к ценностям язычества – силе, власти, красоте, здоровью. "Язычники – это все те из относящихся к жизни положительно, для которых Бог служит выражением великого Да по отношению ко всем вещам".235
Ницше противопоставляет человеку, ослабленному христианством, идеал, в котором Ауробиндо усматривает гипертрофическое развитие данного состояния человеческой природы.236 С его точки зрения немецкий философ правильно поставил вопрос237, но совершенно неверно развил идею сверхчеловека. Ницшеанский вариант развития неизбежно ведет к деградации человечества