Актуальность темы исследования

А.Е.Величенко

ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ
АУРОБИНДО ГХОША

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт-Петербургский государственный университет, 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.. 3

Актуальность темы исследования. 3

Степень разработанности темы.. 3

* * *. 3

Цель и задачи диссертации. 6

Теоретическая и методологическая основа. 7

Научная новизна результатов исследования. 8

Научно-практическая значимость работы.. 9

Источники. 9

* * *. 9

Апробация работы.. 10

Структура работы.. 10

Часть Первая. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.. 10

Глава 1. БИОГРАФИЯ ПРОФАННАЯ.. 10

* * *. 11

Глава 2. БИОГРАФИЯ САКРАЛЬНАЯ.. 17

* * *. 17

* * *. 29

* * *. 31

* * *. 32

Часть Вторая. ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ.. 33

ЙОГА И ОНТОЛОГИЯ АУРОБИНДО.. 33

* * *. 34

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СВЕРХСОЗНАНИЕ. 37

* * *. 37

Планы сознания в дневниках. 38

* * *. 38

Arya. 40

* * *. 41

Дневники, 1919-1920 гг. 47

* * *. 50

Беседы, 1922-1926 гг. 50

Дневники, декабрь 1926 по февраль 1927. 53

"Письма о йоге", 1930-1938 гг., "Жизнь божественная", 1939-1940 гг. 54

* * *. 59

* * *. 61

* * *. 63

Глава 2. МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ АСПЕКТЫ БОЖЕСТВЕННОГО.. 66

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 72

* * *. 73

* * *. 74

* * *. 74

* * *. 74

* * *. 76

* * *. 78

* * *. 79

Библиография.. 79

На русском языке. 79

На английском языке. 81

Примечания.. 85

Автореферат. ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ АУРОБИНДО ГХОША 97

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.. 97

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.. 100

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.. 108

Введение

Крупнейшим представителем индийской философии первой половины XX века по праву считается Ауробиндо Гхош (1872-1950). Его можно рассматривать как политика, поэта, драматурга, йогина, философа и даже как аватару и в зависимости от этого исследовать его жизнь и творчество.

Актуальность темы исследования

После снятия железного занавеса в России появилось и/или стало открыто пропагандироваться множество различных школ йоги. Появились гуру – иногда это индийские наставники – и посвященные. Часто традиционные методы психотехники сопровождаются комментарием какого-либо авторитета современности. Одни учения приходят непосредственно из Индии, другие – с Запада. Чтобы разобраться в глубине и адекватности различных направлений модернизированного индуизма самой индийской традиции и определить их место в структуре общечеловеческой культуры, необходимо тщательное изучение биографий и текстов их основателей. В их ряду стоит имя Ауробиндо Гхоша, видного индийского политика и мыслителя, основателя интегральной йоги, исследованию развития религиозно-философских взглядов которого посвящена данная работа.

Цель и задачи диссертации

Зависимость философии Ауробиндо от религиозного опыта обуславливает ее эволюцию вслед развитию последнего. Поэтому ее статичное рассмотрение не представляется возможным. Более того, – при таком подходе все рассыпается в противоречиях. Конечно, мировоззрение любого философа в течение его жизни претерпевает определенные изменения. Цель исследования состоит в том, чтобы показать, в чем именно заключалась эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша, для чего будет предпринята попытка реконструировать мировоззрение в динамике его развития и провести унификацию понятий.

Ауробиндо использует множество собственных терминов. Трудность работы с ними заключается не столько в их обилии, сколько в том, что в разные периоды творчества Ауробиндо наполнял одни и те же понятия различным содержанием. Неопределенность и вследствие этого "ноуменальность" терминологии в значительной степени препятствует пониманию той картины мира, из которой исходил Ауробиндо в решении философских проблем и в формулировании принципов собственной философии.

Таким образом, выяснение содержания понятий, используемых мыслителем, тесно связано с реконструкцией его философской картины мира. Говорить о реконструкции картины мира следует потому, что во множестве работ мы сталкиваемся лишь с ее частичными проявлениями, обусловленными темой того или иного текста, но не с ней самой, ясно и четко сформулированной и устраняющей возможные неправильные толкования. Встречаются, конечно, и ясные высказывания, однако они дают представления лишь о фрагментах многоплановой и многоаспектной структуры мировоззрения, не раскрывая ее в целом. Сама структура рассеяна, растворена в потоке речения, наполняющего собой книги Ауробиндо.

Поскольку цель исследования ограничена реконструкцией эволюции религиозно-философских взглядов Ауробиндо, их генезис по отношению к европейской и собственно индийской традиции подробно не рассматривается.

Реконструкция эволюции религиозно-философских взглядов Ауробиндо предполагает реконструкцию последовательности разворачивания его религиозного опыта. Для решения этой задачи требуется работать не только с текстами – необходимо обратиться к биографии индийского философа, однако сразу следует отметить, что биография как простая последовательность событий дает весьма поверхностное представление о жизни Ауробиндо. Так, например, когда ему предложили прокомментировать биографическую статью о нем, он заметил, что таковая едва ли является необходимой и полезной, поскольку она не может отразить его реальную жизнь. "Попытка обречена на провал, потому что ни вы, ни кто-либо другой ничего не знаете о моей жизни – она не была на поверхности, и люди не могли ее видеть".9

Терминологически разделение, данное самим Ауробиндо, на жизнь внешнюю и жизнь внутреннюю можно закрепить с помощью ставшей уже классической оппозиции профанного и сакрального, предложенной Мирча Элиаде. В этом случае биография оказывается состоящей из двух планов или частей – биографии профанной и биографии сакральной.

Под профанной биографией мы подразумеваем ту сторону жизни Ауробиндо, которая определяется чисто земными причинами. Эта биография по сравнению с биографией внутреннего развития, которая связана с опытом трансцендентного, неизбежно становится мирской, во многом производной от нее, символической. Взятая сама по себе, она дает представление о весьма одаренном и разностороннем человеке, блестящем, по оценке Джавахарлала Неру и многих других, политике, который по не вполне понятным причинам, с точки зрения биографии профанной, постепенно отходит от политической деятельности и погружается в медитативное созерцание, оставив свою борьбу за независимость Индии.

Сакральная биография представляет собой историю развития религиозного опыта Ауробиндо. Это название оправдано также и тем, что индийские последователи Ауробиндо в большинстве своем относятся к нему как к аватаре, а жизнь аватары не может не быть предметом религиозного почитания. Сам Ауробиндо не стремился описать сколько-нибудь полно свою внутреннюю биографию. Но ее возможно реконструировать на основе отдельных высказываний Ауробиндо и Матери (Мирры Ришар), "официальной" версии его духовной жизни, принятой в ашраме, и работам Сатпрема, ученика Матери. Сопоставляя с последней тексты в хронологическом порядке их написания, мы получаем не только элементы эволюции взглядов Ауробиндо, но и объяснение их развития. В результате обилие текстов и концепций, в них содержащихся, а также высказывания Ауробиндо, связанные с его сакральной биографией, приводятся в систему, что позволит в дальнейшем более осознанно подходить к изучению его творческого наследия.

Источники

При изучении философии Ауробиндо мы в основном опираемся на юбилейное собрание сочинений (книги, изданные позднее и указанные в библиографии, воспроизводят отдельные тома этого собрания). Но даже изучение текстов Ауробиндо на основании собрания сочинений не представляется вполне адекватным в контексте заявленной темы диссертации, поскольку Ауробиндо писал несколько книг одновременно, которые при последующих переизданиях частично редактировал, вследствие чего практически исключается возможность отслеживания хронологической последовательности того или иного текста, той или иной мысли. Поэтому мы обращаемся к репринтному изданию "Арьи"11, а также к материалам и результатам исследований, опубликованным в таком издании ашрама Шри Ауробиндо, как "Sri Aurobindo. Archives and Research".

На широко известную работу "Йогическая садхана" опираться как на источник по философии Ауробиндо нельзя, поскольку она является примером автоматического письма, эксперименты с которым он начал еще находясь в Бароде. Ауробиндо отрицал свое авторство и неоднократно заявлял протест, когда издатели печатали эту работу под одним из его имен – Уттара Йоги (Йогин с севера). Этим именем его наделил один знаменитый тамильский подвижник. Ауробиндо отрицал свое авторство по той причине, что он только записывал информацию, получаемую от духа человека, который, по его словам, выглядел как Раммохан Рой, основатель "Брахмо самадж" (1772-1833).12 Примечательно, что духовные существа, опыт общения с которыми переживал Ауробиндо, исповедовали идеи, следующие из его опыта, – учение о планах, находящихся над обычным разумом (дух Вивекананды), и утверждение того, что шакти действует через макушку в своем нисходящем движении (дух автора "Йогической садханы"). Стилистика "Йогической садханы", сильно отличаясь от большинства работ Ауробиндо, все же напоминает "Йогу и ее цели" – то же изложение последовательности ступеней в йогическом опыте, та же насыщенность специальной санскритской лексикой.

* * *

Несколько слов о специфике работы с переведенными на русский язык источниками по философии Ауробиндо Гхоша. В переводах его работ на русский язык еще не выработалось единой традиции, единых правил, поэтому, читая их, можно встретить рядом такие термины, как "сверхразум", "надразум", "глобальный разум", "суперразум". На первый взгляд они представляются синонимами, но в силу вышесказанного их следует четко различать. Сверхразум, надразум и глобальный разум – варианты перевода английского "overmind" (последний вариант как синоним дает сам Ауробиндо). Суперразум – перевод-калька "supermind". Прилагательное "супраментальный" относится к суперразуму, а "сверхразумный" – к глобальному разуму. Иногда, правда, встречается противопоставление сверхразума и надразума – в данном случае речь идет о суперразуме (переводчик решил отказаться от кальки) и глобальном разуме, что становится очевидным при сравнении перевода с оригиналом. Встречается также перевод термина "supermind" как "высший разум", но в этом случае его невозможно отличить от "higher mind".

Подобные разночтения существенно затрудняют как понимание структуры мировоззрения Ауробиндо, так и цитирование различных переводов в рамках одной работы. Поэтому, дабы избежать описанных трудностей, мы используем понятия "суперразум" и "глобальный разум".

Апробация работы

Содержание работы отражено в публикациях автора:

  • Величенко А.Е. Учение о человеке как условие понимания культуры в философии А.Гхоша // Смыслы культуры. Материалы международной научной конференции. СПб., 1996. С.214-216.
  • Величенко А.Е. Восток и Запад: проблемы понимания (по учению А.Гхоша) // Метафизические исследования, №4. СПб., 1997. С.302-305.
  • Величенко А.Е. Концепция нирваны и космического сознания в учении А.Гхоша и в индийской традиции // Метафизические исследования, №7. СПб., 1998. С.82-98.
  • Ауробиндо Гхош. Йога и цель эволюции. Перевод и комментарий Величенко А.Е. // Метафизические исследования, №8. СПб., 1998. С.185-193.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух частей, каждая из которых включает по две главы, заключения, в котором излагаются основные выводы и перспективы дальнейшего исследования, библиографии и приложения (перевод писем, в которых Ауробиндо сопоставляет свое учение с ведантой, буддизмом и тантрой*).

* Автор счел этот перевод недостаточно совершенным для публикации в Интернете. – Прим. вебмастера.

ЙОГА И ОНТОЛОГИЯ АУРОБИНДО

С точки зрения Ауробиндо принцип интегральной йоги дан Кришной в Гите: действовать в мире, но при этом отречься от плодов действий.104 Имеется в виду следующее. Можно действовать, не думая о плодах действий, то есть избегая ментальной активности, следовательно – сохранять покой сознания во время деятельности. Это и есть интегральная йога, которую Ауробиндо определяет как совершенство в действии. Систему карма-йоги, данную в Гите, Ауробиндо определяет как евангелие труда.105

Поскольку мир – это мир действия, то есть кармы, отречение от действий представлялось, по мысли Ауробиндо, единственно правильным решением. Причем под миром понимается не столько мир материальный, сколько мир людей, полный борьбы и страстей, – социальная реальность. "Все те, кто покидает мир на долгое время, уже не могут в него вернуться. Они утрачивают эту возможность, поскольку какая-то часть их существа не выдержит столкновения с миром", – говорил Ауробиндо своему ученику.106

Ауробиндо сближает понятия "кармайогин" и "дживанмукта": "Идеалом кармайогина служит дживанмукта, душа (self), достигшая спасения, которая вместо того, чтобы немедленного покинуть феноменальное существование, остается в нем, свободная от рабской зависимости ему".107

В обосновании принципов интегральной йоги Ауробиндо опирается не только на Гиту, но и на авторитет Упанишад. В статье "Интегральная йога в упанишадах" Ауробиндо отмечает, что йога, названная им интегральной, опирается на опыт божественной реальности в сердце, разуме и теле и утверждает, что данный опыт отнюдь не является его открытием, напротив – этим опытом обладали ведийские риши и провидцы упанишад.108

Ауробиндо полагает, что эта йога существует в самой природе вещей, поскольку сам Брахман интегрален, объединяя в себе множество состояний сознания. Стремясь к полноте реализации божественного, последователь йоги Ауробиндо также должен стать интегральным и всеохватывающим.109 Как говорит Ауробиндо, интегральный метод дает интегральный результат. Именно это и отличает йогу Ауробиндо от прежних путей, под которыми он понимает весь комплекс духовных учений и практик, уводящих от мира.

Интегральность понимается им как:

  1. имманентная – гармонизация всех планов человеческого существа, а не только тела, разума или витального в отдельности или в различных сочетаниях;
  2. трансцендентная – полнота реализации божественного, а не одного из его аспектов;
  3. социальная – гармония человека и общества (отречение от плодов действий, но не от них самих).

Название основного философского труда Ауробиндо ("Жизнь божественная") полностью формулирует принцип интегральной йоги – это обычная жизнь, преобразованная тотальным переживанием божественного.

Ауробиндо называет свою йогу не только интегральной, но и супраментальной. Особенность йоги Ауробиндо заключается в том, что в ней главную роль играет нисходящая свыше сила, преобразующая смертную природу человека в природу бессмертную. Это нисхождение происходит в результате концентрации сознания и его стремления достичь источника этой силы: "Супраментальная йога есть одновременное восхождение души к Богу и нисхождение божества (шакти. – А. В.) в воплощенную природу".110

Итак, йога Ауробиндо называется интегральной по задачам и супраментальной по методу, объекту и источнику.

* * *

На основе своего йогического опыта Ауробиндо разрабатывает онтологию, по отношению к которой все остальные его философские построения в значительной степени являются производными. Онтология макрокосмоса, в свою очередь, производна от онтологии микрокосмоса – человека. Эта духовная онтология (некая карта внутреннего мира человека) строится по отношению к физическому телу человека и подразделяется на планы и области, их объединяющие.

Планы – это планы сознания. Их наиболее общая последовательность в восходящем движении выглядит так: материя, жизнь, разум, суперразум, Сат-Чит-Ананда (бытие-сознание-блаженство – высочайшее катафатическое определение абсолюта в индийской традиции). Материя, жизнь и разум составляют космос. Сат-Чит-Ананда супракосмична, а потому трансцендентна. Суперразум – активная сторона абсолюта, действующая в низшей тройственной природе космоса.111 Она трансцендентна по источнику, но космична по области своего действия.

По отношению к человеку Ауробиндо выделяет четыре области сознания: сверхсознание, подсознание, а между ними – сознание, поверхность нашего существа, о котором мы осведомлены в бодрствующем состоянии, и сублиминальное. Существует также некая промежуточная зона, ничья земля (No-man's-land), находящаяся между поверхностью нашего существа и сублиминальным.112

Нельзя с уверенностью утверждать из каких источников Ауробиндо заимствовал понятие сублиминального.113 В "Жизни Божественной", а также в "Письмах о йоге" Ауробиндо предупреждает читателя от неверного понимания сублиминального как синонима подсознательного, поясняя, что сублиминальное не относится к тому, что находится ниже по отношению к бодрствующему уму, оно есть то, что скрывается за вуалью поверхностного существа.

Сам Ауробиндо рассматривал подсознание в двух значениях: 1) как субментальное, то есть то, что находится ниже бодрствующего ума (в этом случае к подсознанию относятся планы витального и физического сознания); 2) как область, локализованную ниже области физического сознания и начинающуюся сразу от подошв ног (таким образом, подсознание оказывается под землей). Сублиминальное по Ауробиндо лежит вне этих значений. Оно находится между сверхсознанием и подсознанием за порогом области сознания.

Области сознания и сублиминального объединяют одни и те же планы – ментального, витального и физического сознаний. Ментальное сознание, проецируясь на физическое тело, занимает пространство от головы до сердца. От горла до пупка простирается витальное. Зона пересечения ментального и витального занимает пространство от горла до сердца. Ниже пупка и вплоть до Муладхары, нижней чакры, располагается зона перехода витального сознания в физическое. Физическое сознание занимает область от Муладхары до подошв ног.

Область сознания включает в себя внешнюю, волновую, активность вышеперечисленных планов. Находясь в этой области, сознание человека оказывается онтологически омраченным, ибо не ведает собственной природы, отличной от интеллекта, витального и тела.

Сублиминальное объединяет внутренние планы физического, витального и ментального сознания. Области сознания и сублиминального соотносятся как внешнее и внутреннее существо. Для первого характерно волнение, тогда как для второго – мир и покой.

Область сознания находится в контакте с обычными космическими силами и существами, стоящими за этими силами. Это космическое неведение. Сублиминальное открыто восприятию космических истин, единого универсального существа, единой космической силы, всех ведантических истин об этом едином.

Внутреннее сознание является индивидуализированной частью универсального, а именно – универсальных ментального, витального и физического планов сознания. В учении Ауробиндо понятия "универсальный" и "космический" почти тождественны. Различие заключается в том, что первое может обозначать как космическое в широком смысле, так и общее для всех.

Так, универсальное физическое – это материальный космос, который доступен чувственному восприятию, в отличие от универсальных ментального и витального. Когда становится возможным восприятие космического ментала или витала, материя (материальный космос) теряет свои абсолютные характеристики, свою незыблемую реальность в свете нового опыта. На этом положении строится концепция нирваны Ауробиндо. Согласно ей, нирвана приводит к постижению космического сознания.

В современной литературе понятие "космическое сознание" весьма неопределенно – оно может означать и высший разум Сократа, и ноосферу как некое информационное поле, облекающее планету, и сознание, пронизывающее собою астрономическую вселенную.

"Нирвана", с которой "космическое сознание" соотносится, напротив, представляет некую смысловую данность, атом, не подлежащий дальнейшему раскрытию. Этимология указывает апофатический смысл термина114, существенно не приближая к пониманию природы того религиозного опыта, который за ним скрывается.

С точки зрения Ауробиндо нирвана – это универсализация индивидуального (внутреннего, сублиминального. – А. В.) существа, которое может реализоваться на "любом уровне". Возможны разные виды нирваны – например, нирвана на витальном или физическом планах.115 По словам Ауробиндо сам он впервые пережил нирвану на уровне ума.116 "Ментальное существо во мне стало свободным умом, универсальным Разумом".117 Так Ауробиндо вошел в "безличную универсальность Абсолютного Брахмана".118

Сублиминальное отделено от космического оболочками тонкого ментального (environmental mind, surrounding intelligence), витального и физического тел (точно так же, как наша внешняя индивидуальная природа отделена от универсальной природы грубой материальной оболочкой – физическим телом). За их пределами существует некое поле сознания, которое Ауробиндо называет вокругсознательным (circumconscient). Теософы, полагает Ауробиндо, именуют вокругсознательное аурой. Именно с вокругсознательным соприкасаются волны, приходящие из всеобщих планов, прежде чем войти внутрь человека. Сублиминальное обладает способностью расширять вокругсознательное до тех пор, пока вокругсознательное и космическое сознание не сольются воедино. Тогда сознание практика становится универсально-индивидуальным, единым со всем сущим, единым с космическим разумом, жизнью и материей и их энергиями.119 Это и есть нирвана.

Расширение, в результате концентрации, внутреннего сознания и его растворение в космическим сознании лишает практического смысла прежнее разделение на внешнее и внутреннее. Своим ученикам, участвовавшим в вечерних беседах, Ауробиндо рассказывал, что в опыте нирваны сознание переживает себя как точку в бесконечности или как часть универсального; тело же чувствуется внутри сознания, а не сознание внутри тела, как прежде.120 Такого рода реализацию Ауробиндо называет горизонтальным освобождением. Вертикальное освобождение связано с областью сверхсознания. В вечерних беседах с ближайшими учениками Ауробиндо указывал, что внутреннее открытие относится к сублиминальному, высшее – к сверхсознанию.121

Область сверхсознания начинается сразу от макушки и поднимается вверх до бесконечности. Ауробиндо называет планы, лежащие над головой духовными. Часть этих планов составляют высшие планы разума. Взятые сами по себе, они образуют духовный, или одухотворенный, разум. Выше него располагаются супраментальные планы.

Сверхсознательное находится над телом, подсознательное же – под ним, оно начинается сразу от подошв ног. Подсознание – это эволюционная основа в нас, оно является главной опорой смерти, ибо хранит в себе все санскары ума, витального и тела. Оно полно иррациональных привычек, оно – опора как всех привычных движений, в особенности физический и низших витальных побуждений, так и смерти.

В учении Ауробиндо каждый план сознания можно рассматривать как силу, или – как обладающий соприродной себе силой. Силы планов сверхсознания способны нисходить в человеческое существо, принося с собой озарение, интуицию или откровение. Нисхождение супраментальной силы способно преобразовать смертную природу человека в природу бессмертную, божественную. Действие нисходящей силы помимо этого универсализирует индивидуальные ментальное, витальное и физическое сознание.

Субъектом опыта областей и планов сознания является психическое существо, способное перемещаться по планам и областям сознания. О психическом существе Ауробиндо пишет, что оно нисходит в природу из божественного и может возвратиться к нему "через безмолвие высшего "Я".122 Таким образом, сознание способно перемещаться по различным планам бытия посредством культивирования в себе присущие им сущностных характеристик, например, безмолвия-неподвижности.

Такова в самых общих чертах та картина мира (отчасти итоговая), из которой исходил Ауробиндо в своем творчестве. Ее изложение понадобилось для того, чтобы дать некоторое представление о системе в целом, а также для того, чтобы помочь сориентироваться при локализации используемых в дальнейшем понятий.

Планы сознания в дневниках

Дневники Ауробиндо – это своего рода хроника религиозного опыта. Они носят название "Записи йоги". В ней Ауробиндо кратко описывает свой опыт и, приводя переживания в систему, разрабатывает фиксирующую их терминологию. Дневники ведутся с 1909 по 1927 год. При этом следует учитывать, что 1910 год в них не отражен, а более-менее регулярные записи ведутся с января 1912 по октябрь 1920 года. Затем следует перерыв, и записи вновь возобновляются на рубеже 1926 и 1927 годов. В конце 1927 года Ауробиндо прекращает ведение дневников, поэтому о последующих двадцати трех годах развития его садханы практически ничего не известно124

Следует отметить, что дневники – это своеобразная терминологическая лаборатория. В ней Ауробиндо создает термины и их группы. Одни термины постепенно вытесняют другие, вследствие чего возможно определенное их пересечение или дублирование. Наша задача – проследить в дневниках основную тенденцию в формировании терминологии, которая имела свое продолжение в книгах Ауробиндо. Детальное изучение "Записи йоги" – тема отдельного исследования. Для ориентации в терминологии и ее локализации мы используем приведенное выше разделение на области сознания.

* * *

В дневниках Ауробиндо фиксирует этапы реализации программы йоги, данной ему Кришной.

Ауробиндо располагает источник своей йоги в области сверхсознания. Суперразум (виджняна) находится сразу над головой. Из него в человеческую природу нисходит преобразующая супраментальная шакти. Забегая вперед, скажем, что эволюция взглядов Ауробиндо на сверхсознание развивалась по пути дифференциации суперразума, выделения в нем новых планов и подпланов.

До 24 ноября 1913 Ауробиндо проводит разделение на интеллект и виджняну. Интеллект относится к области сознания, а виджняна – к области сверхсознания. В этот день Ауробиндо пишет о самообразовании виджнянабуддхи (vijnanabuddhi, vijnana buddhi, Vijnana Buddhi) – интуиционного разума (intuitional mind).125

Прежде чем продолжить изложение, необходимо сделать небольшое отступление, связанное с переводом используемых Ауробиндо терминов. "Mind" и "reason" мы будем переводить как "разум" и "ум" соответственно. Прилагательные "intuitive" и "intuitional" на русский язык переводятся одинаково, но таким образом исчезает вся специфика, с ними связанная. Поэтому "intuitive" будет переводиться как "интуитивный", а "intuitional" – как "интуиционный".

Продолжим. С точки зрения Ауробиндо, интеллект (manasabuddhi) должен передать свою познавательную функцию ("знание") виджнянабуддхи, чтобы тот в свою очередь передал ее виджняне. Этот процесс осуществляется благодаря виджняне, которая управляет виджнянабуддхи и озаряет его. Виджнянабуддхи должен постепенно вытеснить собою интеллект в качестве преобразующего человеческую природу нисхождения виджняны.

Ауробиндо относит виджнянабуддхи к идеальности, так же как и виджняну.126 Следовательно, этот новый план принадлежит области сверхсознания. Таким образом, с 1913 года в виджняну-суперразум127 вносится разделение – в ней появляется не выделяемый ранее план. Иерархия планов сознания теперь выглядит следующим образом:

  1. манасабуддхи;
  2. виджнянабуддхи;
  3. виджняна.

Таблица 1

Планы сознания
до 1913 ноябрь 1913
Область сознания
интеллект, манасабуддхи интеллект, манасабуддхи
Область сверхсознания
виджняна, идеальность, высший буддхи виджнянабуддхи, интуиционный разум, высшая идеальность
  виджняна, высочайшая идеальность (откровение)

Хотя появление нового плана в области сверхсознания можно толковать и так: первоначально Ауробиндо, как это показано в "Йоге и ее целях", не разделял высший буддхи (higher buddhi) и виджняну. Затем разделение все же произошло, в результате которого виджняна поднялась над высшим буддхи, что позволило говорить о нем отдельно. На прежнее родство указывает его двойное название.

Вероятно, преемственность с прежней терминологией сохранилась и в том, что идеальность Ауробиндо теперь разделяет на высшую (higher) и высочайшую (highest) (26 марта 1914). Первая характеризуется им как интуиционная, а вторая – как обладающая природой откровения (revelational).128

20 ноября 1914 года Ауробиндо пишет о том, что существует три вида виджняны. Первый соотносится с материальным разумом и позволяет ему интуитивно обращаться с вещами, с идеями, которые следуют из чувственного опыта. Это праджнянамайя виджняна, интуитивная и различающая. Вторая соотносится с интуитивным разумом (intuitive mind) и не зависит от какого-либо опыта. Она имеет характер вдохновения. Третья – чистая виджняна. Это откровение и непосредственное видение.129

Итак, в области сверхсознания к концу 1914 года появляется три плана виджняны, причем два из них сообщаются с ментальными планами в области сознания – материальным разумом и интуитивным разумом. Для первого плана характерны интуиция и различение, для второго вдохновение, третий же – виджняна как таковая – само откровение и провиденциальное видение.

Между уже существующими (виджнянабуддхи и виджняной) появился новый план, побудивший Ауробиндо дать новую классификацию виджняны. Снова чистая виджняна поднимается вверх, уступая свое место. Виджнянабуддхи как интуиционный разум наследовал способности интуиции и интуитивного различения. Отметим появление интуитивного разума.

Таблица 2

Планы виджняны
ноябрь 1913 ноябрь 1914
виджнянабуддхи, интуиционный разум, высшая идеальность интуиция и различение
виджняна, высочайшая идеальность вдохновение
  откровение

Arya

Проследив эволюцию представлений о сверхсознании в дневниках Ауробиндо, обратимся теперь к его произведениям, изданным в "Арье", которая начала выходить в августе 1914 года

Начнем с "Тайна Веды". А в чем собственно эта тайна состояла? Почему Ауробиндо дал такое интригующее название работе, которая наряду с "Жизнью Божественной" и "Синтезом йоги" открывает публикации в "Арье"?

Сатпрем пишет, что Ауробиндо на собственном опыте открыл то, что позже обнаружил читая гимны Ригведы. Действительно, в своих дневниках Ауробиндо использует образы Вед. Из Ригведы он отчасти заимствует язык описания религиозного опыта: так, например, неоднократно упоминается Вритра и его силы. Надо отметить, что над "Тайной Веды" Ауробиндо начал работать еще до ее публикации в "Арье".

Ауробиндо полагает, что ведийские риши использовали сложную систему символики. Заимствуя образы из внешнего мира, на описание которого настроен наш язык, они использовали их для фиксации внутреннего опыта, добиваясь при этом двух целей: 1) передачи опыта следующим поколениям риши и 2) эзотеричности.130 Привычные значения слов и образов, ими создаваемых, служили для поддержания ритуальной религиозности. Ауробиндо полемизирует с Саяной, знаменитым толкователем гимнов, и европейскими авторами переводов, на него опирающимися. Он выстраивает собственную систему интерпретации.

Ведийские мифы рассказывают о похищении коров демонами пани, которые укрыли их в пещере, и о победе бога Индры над демонами Вритрой и Валой.

Ауробиндо решительно возражает против того, что риши в гимнах заняты исключительно описанием природных явлений, наделяемых сакральным значением. С его точки зрения они описывают внутренний путь к высшей реальности. Планы и области, через которые пролегает их путь, а также их силы олицетворяются и получают имена.131

Сурья – бог откровения и озарения, его область определяется как истина, закон и безбрежность, он божественный пуруша, он – Яма. Сурья – бог истины, его лучи в его собственной области – это супраментальная активность откровения, вдохновения, интуиции, различения. Веданта называет эту область виджняной, совершенным знанием, а Веда – истиной (ритам). Нисходя, эти лучи создают в человеческой ментальности мир светлой ментальности (luminous intelligence), или озаренного разума (illumined Mind) – Свар, богом которого является Индра.132

Свар именуется также светлым интуитивным разумом (luminous intuitive mind), который непосредственно получает высший свет божественного солнца.133

Заря (ушас) – это озарение истины, лежащей над ментальностью, которая приносит полуденный свет полноты сознания в ночь нашего бытия. Она приходит как Дакшина, чистое интуитивное различение, или как Сарама, раскрывающая интуиция, которая проникает в пещеру подсознания, где владыками чувств пани сокрыты стада солнца, и обращается к Индре. Туда к ним приходит Индра, господин светлого разума (luminous Mind), он взламывает пещеру и выпускает наверх на волю солнечные стада навстречу сознанию истины, дому богов.134 Заря – богиня солнечной славы. Она и есть супраментальная деятельность Сурьи, наделенная именем.

Пани – олицетворение чувственного сознания (sense-consciousness), именно они похищают лучи озаренного сознания и заключают их в пещерах подсознания (subliminal cavern). Слово "go", поясняет Ауробиндо, в санскрите означает и "корову", и "луч света". Таким образом, коровы – сокрытые лучи Зари или Сурьи.

Вритра, с которым сражался Индра, – персонификация бессознательного.135

Зачем понадобилось Заре нисходить в пещеру подсознания и обращаться к Индре? Для Ауробиндо ответ заключается в том, что подсознание содержит в себе все то, что относится к божественной жизни. Именно это божественное должно быть достигнуто, чтобы овладеть низшей жизнью и подчинить ее высшей.136 Эту мысль Ауробиндо называет ведической идеей подсознания.

* * *

Ауробиндо различает планы Сурьи и Свара, принадлежащего Индре, как супраментальный и высший ментальный планы соответственно, тем не менее, в текстах встречается ряд неопределенностей и противоречий.

В ноябре 1914 года Ауробиндо определяет откровение, вдохновение, интуицию и различение как аспекты супраментальной активности Сурьи. В декабре эти же способности приписываются интуитивному уму:

"... Ила, Сарасвати и Сарама представляют три из четырех способностей интуитивного ума (intuitive reason) – откровение, вдохновение и интуицию".137

В марте следующего года они снова становятся характерными силами суперразума:

"Я полагаю, что Дакшина, подобно более известным Иле, Сарасвати и Сараме, – одна из четырех богинь, представляющих четыре способности ритам, или сознания истины. Ила представляет истинное видение, или откровение;138 Сарасвати – истинное слышание, вдохновение, божественное слово; Сарама – интуицию; Дакшина – интуитивное различение".139

Попробуем соотнести способности Сурьи-суперразума с тремя планами виджняны, описанными выше. Очевидно, что Ила относится к третьему плану, Сарасвати ко второму, а Сарама и Дакшина – к первому.

Наши рекомендации