Диагностика честности по почерку
Автор Инесса Гольдберг
Перед вами графические признаки, свидетельствующие о нечестности человека. Перед тем как их перечислить и объяснить, важно запомнить: чем больше указанных особенностей вы обнаруживаете, тем выше риск. Если во всем анализируемом вами почерке наберется четыре — шесть таких признаков, то ситуация еще нормативная, хотя и «пограничная». Если вы обнаруживаете в почерке человека восемь признаков — дело уже плохо и нужно «бить тревогу», если же десять — то речь уже идет о явной патологии. Начиная с семи признаков — будьте осторожны, не доверяйте — лучше проверяйте!
Примечание: признаки актуальны для людей с восемнадцати лет, так как некоторые подростковые внутренние конфликты и проблемы иногда могут давать кое-какие из признаков «лжи».
1. Медленный, не спонтанный, не беглый почерк. При таком почерке у человека есть время, чтобы подумать и скрыть свои спонтанные порывы. Такой почерк может быть обусловлен и потребностью производить впечатление, выглядеть «красиво». Однако в любом случае, так или иначе, речь идет об искусственности и сокрытии своего истинного лица.
2. Наивный стиль школьных прописей. Этот признак имеет связь с предыдущим и говорит о «делании вида» и необходимости понравиться. Большая вероятность личных психологических проблем. Иногда эти вещи вынуждают человека кое-что утаивать или промолчать…
3. Общая изменчивость и непостоянство: переменчивость наклона, нечитаемость. Это свидетельствует о чрезмерной податливости внешнему влиянию, а также о трудности устоять перед соблазном. Изменчивость в почерке говорит обычно о нехватке дисциплинированности. Настолько, что ни логика, ни воспитание, ни совесть не могут здесь помочь.
4. Нечитаемость либо двусмысленность букв. Человек упускает важные детали либо отвечает двусмысленно, способность избегать ответственности. При неспонтанном почерке нечитаемость обычно говорит о пренебрежении, а порой о скрытности или сокрытии чего-то: человек не заинтересован, чтобы его поняли.
5. Прямонаклонность или левонаклонность. Специфика этих видов наклона почерка в том, что они говорят либо о сдержанности (сдерживании себя), либо о скрытности (сокрытии своих настоящих чувств).
6. Выделение первых букв в словах. Ощущение своей значительности и самонадеянность. Может не счесть (или, наоборот, счесть) нужным сказать или сделать что-либо исключительно на свое собственное усмотрение, не думая о других.
7. Замена, пропуск букв либо одинаковое написание разных букв (если нет дислексии). При медленном почерке, например, есть достаточно времени, чтобы писать, не запутываясь.
8. Исправления. Говорят часто о попытке сокрыть правду или личные ошибки, недостатки. Особенно «подозрительны» исправления, не способствующие читаемости этой буквы или слова.
9. «Поломанность» линий или «дрожащие» линии. Страх, запуганность, большая неуверенность.
10. Сильная нитеобразность в форме букв. Хитрость, манипулятивность, отсутствие четкой позиции, колебания; может рассказывать не все, а «примерно».
11. «Кресты», перекрещивание линий. Скрытность, закрытость в себе.
12. «Висящие в воздухе» буквы. Страх перед обязательствами.
13. Сложные «петли» и «пузыри». Несбыточные фантазии (человек может мечтать, но по сути — невольно обманывать).
14. Буквы, открытые снизу, у основания. Нечестность.
15. «Залитые» буквы (чернильными кляксами). Скрытность в сочетании с необходимостью удовлетворения чувственных потребностей.
16. Слишком сильная правонаклонность. Легко подвергается влиянию сильных и авторитетных.
17. Два разных стиля в одном почерке. Неискреннее представление себя с целью создания желаемого образа.
18. Внезапные перемены в нажиме. Неожиданные перемены поведения.
19. Сильно петляющий ход строк и/или отступающие начальные поля. Нахождение поводов и отговорок, приспособленчество.
20 «Крючки» в конце линии по типу вязального крючка. Алчность.
Как наглядный пример для тренировки автор приводит два образца почерка. Первый в качестве упражнения с последующим анализом, а второй предлагается как «домашнее задание» для желающих потренироваться самостоятельно.
Первый образец (рис. 1).
Рис. 1
Если внимательно присмотреться, в почерке этой девушки можно обнаружить несколько «признаков ненадежности», в зависимости от количества и выраженности которых уже можно сделать определенные выводы.
Признаки следующие. Почерк очень медленный, неспонтанный. Стиль наивный, банальный, «прописной». Двусмысленность некоторых букв (см. «я» — перед «призвалась», «т», «н», «п», «м», «и»). Замена, пропуск букв (в «заВетных», в «жительсТво, в «професСия»), а также одинаковое написание букв («ч» = «н» = «и»; «т» = «ш»). Отступающие начальные поля текста. Висящие «в воздухе» буквы (см. «ы», «п»). Пузатость, надутость букв (см. «з», «у», «б»). Кресты в «р». Прямонаклонность многих букв. Исправление, не способствующее читаемости буквы (см. «и» в слове «руки»).
Теперь автор предлагает попробовать свои силы самостоятельно, без подсказок (образец почерка на рис. 2). Как вы уже знаете, язык не имеет значения, попробуйте решить судьбу этого человека: возьмете ли вы его «с собой в разведку»? Помните: все решает не факт присутствия признаков ненадежности, а их количество.
Рис. 2
Тест на честность (1)
1. Вы нашли чужой кошелек, в котором нет документов, а только визитки и деньги. Будете ли вы звонить по телефону, чтобы вернуть найденное?
а) Да, конечно.
б) Нет, ведь документов нет, а значит, ничего ценного не пропало.
в) Не знаю.
2. В магазине вам неправильно дали сдачу — ошиблись в вашу сторону. Что вы сделаете?
а) Уйду, прихватив «бонус».
б) Скажу об ошибке.
в) Все зависит от суммы.
3. Вы хоть раз украли что-нибудь в магазине?
а) Да.
б) Нет.
в) Не помню; вроде нет.
4. Вы случайно навредили соседу, но этого никто не видел. Что вы сделаете?
а) Сделаю вид, что это был не я, и не знаю, кто это сделал.
б) Честно признаюсь, что я, и предложу возместить ущерб.
в) Скажу, что это я, но ущерб возмещу, только если сосед будет грозить судом.
5. Если в ресторане вам забудут включить в счет хлеб, что вы сделаете?
а) Не буду говорить, это же мелочь.
б) Не скажу, даже если забудут включить в счет не только хлеб, но и напитки.
в) Сразу же скажу об ошибке.
6. Симулировали ли вы когда-нибудь недомогание, чтобы уйти пораньше с работы?
а) Да, один раз по крайне серьезной причине.
б) Нет, никогда.
в) Пользуюсь этим довольно часто.
7. Готовы ли вы дать взятку, чтобы ваш ребенок был принят в элитную школу?
а) Да, конечно.
б) Нет, ни за что.
в) Только если это единственный способ попасть в эту школу.
8. Вас назначили ответственным за покупку продуктов к корпоративному празднику. Осталась небольшая сумма сдачи. Что вы сделаете?
а) Заберу себе, должен же я получить «бонус» за то, что потратил время и силы на закупку продуктов.
б) Поделю сдачу между коллегами.
в) Куплю еще что-нибудь и заберу себе «сущие копейки» (нечего там делить).
9. Можно ли вас уличить в неуплате налогов или неполной их уплате?
а) Да, я стараюсь максимизировать прибыль и минимизировать налоги.
б) Нет, я исправно плачу налоги и сплю спокойно.
в) Разве что по незнанию или ошибке.
10. Кто-то на работе присваивает деньги компании или зарабатывает их махинациями. Вы скажете об этом начальнику?
а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.
Тест на честность (2)
Тест на честность (3)
Этот тест предназначен для понимания того, насколько человек искренен и честен с людьми. И наверное, самое главное, благодаря этому тесту можно понять, насколько вы честны сами с собой и готовы искренне принять результаты и открыто показать их всем остальным.
Опросник «Честность»
[39]
Цель данного опросника — выявить уровень честности, открытости испытуемого. Опросник «Честность» может применяться и как самостоятельная методика, предназначенная для выявления уровня честности, открытости испытуемого (например, в целях профотбора).
Инструкция. Внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости от того, согласны вы или нет с утверждением, напишите в бланке ответов «да» или «нет». Если вам сложно выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.
1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.
3. У меня бывают денежные затруднения.
4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.
5. Бывало, я откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
6. В компании я веду себя не так, как дома.
7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.
8. Я не всегда говорю правду.
9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.
10. Иногда я сержусь.
11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
12. Бывает, что я выхожу из себя.
13. В детстве я сразу и без пререканий делал все, что от меня требовалось.
14. Иногда я раздражен чем-нибудь.
15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.
16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
17. Я люблю иногда посплетничать.
18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся.
19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
20. Мне случалось опаздывать.
21. Мне свойственно иногда прихвастнуть.
22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.
24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
25. Бывало, что я говорил неправду.
26. Все мои привычки положительны.
27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что.
28. Иногда могу похвастаться.
29. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.
31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю.
33. Я люблю не всех своих знакомых.
34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо.
Обработка результатов. Необходимо посчитать количество ответов «да» на вопросы: 1, 3, 5, 6, 8–12, 14–25, 28–34 и количество ответов «нет» на вопросы: 2, 4, 7, 13, 26, 27.
0–5 баллов. Очень низкий показатель по шкале «Честность». Свидетельствует о ярко выраженной склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях социального интеллекта. Если данный опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам следует признать недостоверными.
6–13 баллов. Низкий показатель по шкале «Честность». Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, свое поведение. Если опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам не обязательно следует признавать недостоверными. Однако следует отнестись к результатам вполне критично.
14–29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Может быть, изредка склонен приукрашивать себя, свое поведение, но в пределах нормы.
30–34 балла. Высокий результат по шкале «Честность». Такой высокий результат может быть связан с высокой личностной честностью, а также быть следствием других причин: преднамеренного искажения ответов, очень неверной самооценки. Следует осторожно отнестись к данному результату.
[1]Как пишет А. А. Столяров (2000), в отношении совести возникло терминологическое запаздывание, когда субъективное переживание в отношении дурного или доброго, совершенного или планируемого действия уже существует, но еще не обозначено специальным понятием.
[2]Схоластика — систематическая европейская «школьная философия», сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение.
[3]Релятивизм — признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
[4]Локк Д . Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 1. С. 99.
[5]Гольбах П . Карманное богословие. М., 1959. С. 172.
[6]Гольбах П . Система природы. М., 1940. С. 140.
[7]Руссо Ж.-Ж. О влиянии наук на нравы. СПб., 1908. С. 56.
[8]Гегель Г. Ф. В . Феноменология духа. М., 1959. С. 339–352.
[9]Там же. С. 351–352.
[10]Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. С. 630.
[11]Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 6. С. 140.
[12]Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 2011. С. 152.
[13]И все же справедливости ради надо сказать, что в реальной жизни на одного Дон Кихота приходилось по несколько «рыцарей», которым понятия «совесть» и «честь» были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и «портили» деревенских девушек.
[14]Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953–1959. Т. 12. С. 23.
[15]Епитимья — исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, принимавшего таинство покаяния, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры.
[16]Источник: Newsland.com/news/detail/id1126091.
[17]В противоположность этому В. Франкл (1990) считал, что совесть (как и любовь) может действовать лишь интуитивно, «это связано с их сущностью, интуитивного и иррационального и поэтому никогда полностью не рационализированного функционирования и действия» (с. 98).
[18]Григор Нарекаци — армянский поэт (951–1003). См.: Нарекаци Г. Книга скорби. Ереван, 1977. С. 163.
[19]Отсюда и пресловутая борьба мотивов, и платоновская упряжка с белым и черным конями, и Фауст: «Две души живут в моей груди» (а с ними никакой возничий не управится, как на то ясно указывает судьба Фауста)», как пишет К. Юнг (Jung, 1958).
[20]Франциск Ассизский (настоящее имя Джованни Бернардони), сын богатейшего в Ассизи (Италия) торговца сукнами, отказался от богатства и вместе с единомышленниками стал проповедником бедности. Он и два его друга поклялись жить подаяниями, не стричься и не мыться, босыми покинули город и поселились в развалюхе, заброшенной прокаженными. За свои проповеди подвергался оскорблениям и побоям со стороны населения. Со временем добился у папы Иннокентия III права на организацию монашеского ордена францисканцев. В 1228 году был канонизирован церковью.
[21]Мольер . Комедии. М., 1983. С. 88.
[22]Глава 3. Евангелия от Матфея.
[23]Из статьи Й. Геббельса «Дети с отрубленными ручками».
[24]Публикации см.: dep_siup.pnzgu.ru/page/2497.
[25]Марков А . Эволюция человека. Т. 2. Обезьяны, нейроны и душа. 2011.
[26]Источник: lenta.ru/news/2008/08/26/leaders.
[27]Философский словарь. М., 1980. С. 412.
[28]La None F. Discours politiques et militaries. Basel, 1587. P. 244.
[29]Источник: spb-rasstanovki.ru/publ/stati_specialistov/chuvstva_viny/3–1–0–26.
[30]Эксгибиционизм — форма отклоняющегося сексуального поведения, когда сексуальное удовлетворение достигается путем демонстрации половых органов незнакомым лицам, обычно противоположного пола.
[31]Этика: Учебник / Под общ. ред. А. А. Гусейнова. М., 2013.
[32]В. Алексеев [Inpearls.ru/comments/439919].
[33]Тансилло Л . Слезы апостола Петра (Le lagrime di San Pietro, 1560).
[34]По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. По одному преданию, она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Левенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребенок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струей мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы. С годами вокруг статуи возникло несколько любопытных традиций, например в праздничные дни заменять струю воды вином или пивом. Время от времени статую наряжают в костюмы.
[35]Мизантропия — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость.
[36]При написании этого раздела использована статья Э. А. Гассина (1999).
[37]Источник: mtelegin.ru/dialog/vdialog/82-metod15.
[38]Источник: psycabi.net/testy/518-metodika-vosprinimaemyj-indeks-viny-pgi-test-na-chuvstvo-viny-perceived-guilt-index#ixzz3eTRbhRmY.
[39]Источник: azps.ru/tests/kit/kit1011.html.