Свойства подлинного покаяния

1. Покаяние основано на чувстве собственного бессилия в одиночку победить грехи и страсти.

2. Покаяние неразрывно связано с чувством Божьего милосердия и Его готовности помочь и простить в тот же момент, как мы покаялись.

3. Покаяние основано на сознании Божьего всемогущества, в особенности освобождать нас от власти бесов (страстей).

4. Покаяние сопряжено с чувством надежды на спасение. Прекрасно сказал об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния».

5. Покаяние приносит чувство облегчения, мир души и содействует победе над теми грехами, которые мы исповедуем.

Источник: Duhovnik.ru

Долгое и упорное переживание своей виновности в реальных или придуманных проступках может опускаться в глубины бессознательного и оттуда разрушительно действовать на здоровье и судьбу человека. Подавленная, а не «отреагированная», как говорят психологи, вина выражается в болезнях, постепенно подтачивающих организм. На уровне событий человек, носящий в себе постоянное чувство вины, может попадать в самые дикие переделки: автокатастрофы, несчастные случаи, где будет регулярно ломать себе руки и ноги, а то и шею. Психологи говорят в этом случае, что вина бессознательно ищет наказания.

Искупление

Искупление — это снятие с себя вины путем полного признания своей виновности, понесения наказания или свершения положительных поступков. Суть искупления как нравственного феномена в религиозных и этических учениях понимается одинаково (вне зависимости от ритуальных отличий). Однако именно в христианской этике понятие искупления получило вид законченной категории. Оно рассматривается как бы в двух стадиях: внутренне сориентированной, интроспективной (раскаяние, признание собственной вины и т. п.) и внешней ритуальной (публичное покаяние, исповедь, молитвы, обет, пост и другие формы послушания). Согласно библейскому преданию, Христос добровольно пошел на распятие ради искупления грехов человечества, а потому аморальные проступки могут быть прощены лишь Богом. Нравственное значение искупления определяется тем, что оно представляет собой одно из средств очищения и самоусовершенствования личности. Человек, свершивший провинность, своим искуплением доказывает, что он достоин прощения его людьми (А. Ю. Согомонов).

Чтобы преодолеть душевный дискомфорт, пользуются простым способом: жертвуют на благотворительные цели. Это помогает откупиться от собственной совести, обрести покой. Так в прежние времена поступали купцы, жертвовавшие деньги на постройку церквей.

Стремление людей загладить перед Богом свою вину использовали предприимчивые служители церкви, которые стали продавать верующим индульгенции. Индульгенция (от лат. indulgeo , «терпеть, позволять») — в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов, в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи.

Начиная с XII–XIII веков католическая церковь вела широкую торговлю индульгенциями, что нередко приводило к значительным злоупотреблениям; выдача индульгенций превратилась в своего рода налог на христиан. В качестве теоретического обоснования права церкви на индульгенцию служило утверждение, что огромные заслуги Иисуса Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемый запас божественной благодати, которой распоряжается церковь для раздачи ее достойным. Церковный реформатор М. Лютер утверждал, что папские индульгенции не могут простить греха или избавить от Божьей кары. В 1567 году папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчеты.

Индульгенции восточных патриархов, известные под названием разрешительных грамот, продавались за деньги в Малороссии и на Руси в XVII веке.

Продажа индульгенций папством не прекращена полностью и в настоящее время. Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенным в 1968 году и дополненным в 1999 году.

Аутоагрессия

Аутоагрессия — намеренная активность, направленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до самоубийства, отказе от получения удовольствия, удовлетворения потребности.

Аутоагрессия как привычка переживать свое неправильное, плохое поведение не заложена в человеке природой. В первый год жизни дети не оправдываются и не переживают свои ошибки, они учатся этому потом.

К определенному периоду жизни у ребенка формируется рефлексия — способность размышлять и анализировать самого себя. Он начинает оценивать свое поведение, что в нем хорошо, а что плохо. Свое неправильное поведение ребенок стремится убрать, для чего использует наиболее привычный и понятный ему способ, скопированный у родителей, — воспитание наказанием. Ребенок начинает сам себя ругать и наказывать за плохие поступки и ошибки. Психолог Менчинская вела дневник наблюдений за своим маленьким сыном и описывает такой случай. Как-то во время обеда четырехлетний ребенок заявил, что сегодня он компот (любимый его напиток) пить нет будет. На вопрос матери, почему, он сказал, что он (сын) плохой, так как обозвал папу нехорошим словом.

Зачастую излишняя критика, яркая демонстрация своего недовольства ребенком приводит к такому поведению малыша. «Ты плохая девочка, ты будешь наказана!» — малыш, уже начавший понимать, что он не идеален, бессознательно ищет в чувстве вины выход из сложившейся ситуации: «Я виноват, я должен себя наказать». Такая позиция изначально деструктивна — она не учит ребенка исправлять свои ошибки, извлекать урок на будущее. Не следует винить малыша за действия, которые он совершает непреднамеренно. Если же ребенок совершает проступок намеренно и уже может нести за него ответственность, то следует ругать и наказывать его за конкретные действия: в таком случае у него формируется здоровое чувство ответственности за свои действия.

Как правило, аутоагрессивных малышей родители наказывали в раннем детстве. Но причиной такого поведения малыша становится не жестокость наказания, а разгневанность взрослых, их яркое недовольство своим ребенком. Это оказывает психотравмирующее воздействие на малыша, он пугается гнева родителей. Эти страхи становятся настолько сильными, что ребенок впоследствии, чтобы опередить негативную реакцию родителей и других взрослых, начинает наказывать себя сам.

Другой причиной аутоагрессивного поведения ребенка может стать его сверхвысокая эмоциональная чувствительность. Чужое страдание и слезы для него становятся невыносимыми. Такой ребенок готов причинить себе боль сам, лишь бы не видеть страдания других. Он боится стать причиной страдания другого человека. Если вдруг нечаянно он причинил страдание другому человеку, то переживает это сильнее пострадавшего.

Имеется связь аутоагрессии с личностными особенностями. А. А. Реан (1996) выделил несколько основных свойств личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии.

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Особенности характера: демонстративность, педантичность, интроверсия, а также невротичность и депрессивность.

5. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей. Уровень аутоагрессии прямо пропорционален позитивному восприятию «других».

Аутоагрессия считается типичной для депрессивных личностей, а также может быть свойственна людям с мазохистическим характером.

У подростков аутоагрессия, как правило, провоцируется низкой самооценкой и неприятием себя, высокими показателями застенчивости и низкими показателями общительности. Уровень аутоагрессии оказался отрицательно связанным лишь с представлением о том, «каким меня видят другие» (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии подростка, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности.

По данным Е. В. Козыревой, лица, склонные к аутоагрессии, имеют более высокий уровень застенчивости и совестливости, чем лица, склонные к гетероагрессии (табл. 6.5). У женщин эта тенденция проявляется четче.

Таблица 6.5. Выраженность склонности к аутоагрессии (в баллах) у лиц с различной застенчивостью и совестливостью

свойства подлинного покаяния - student2.ru

По данным Е. В. Козыревой (2002), склонность к аутоагрессии более выражена у лиц фемининного типа и меньше — у маскулинного типа (рис. 6.2).

свойства подлинного покаяния - student2.ru

Рис. 6.2. Склонность к аутоагрессии в зависимости от гендерного пола

По данным М. К. Омаровой (2002), у девушек установка на самообвинение выражена больше, чем у юношей, что согласуется с результатами исследования Е. В. Козыревой.

Самонаказание сложно назвать эффективным методом освобождения от переживания вины и угрызений совести. Оно запускает ненужные негативные эмоции, отвлекает с дела на переживание. Вместо того чтобы исправлять ошибку, человек погружается в самоедство. Поэтому родители должны объяснять ребенку причины своего недовольства. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет альтернативой аутоагрессии.

Не следует заниматься самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

Избавление от чувства стыда

Пристыженный человек может искать мщения. Тщеславие и самомнение могут служить защитой от стыда и застенчивости. Амбициозность и непомерная гордыня нередко развиваются у человека, всеми способами избегающего стыда. Униженность же можно считать прямо связанной со стыдом.

Эмоция стыда обладает особой отзывчивостью на критику по отношению к сокровеннейшей способности человека — способности к личностной целостности. При первых признаках посягательства на Я стыд встает на его защиту, он принуждает человека сильнее чувствовать сигналы, свидетельствующие об излишней открытости Я, о чрезмерной искренности и уязвимости. Переживание стыда и успешное противостояние стыду играют важную роль в развитии и сохранении Я-концепции и личностной идентичности. Естественное стремление избежать переживаний этой эмоции, нормальное желание не поддаваться ей с излишней легкостью становится существенным мотивом для развития целого комплекса интеллектуальных, физических и социальных навыков, помогающих индивиду укрепить чувство собственной адекватности и компетентности. Но если ребенок с детства, особенно на основе опыта социализации стыда, усваивает, что он несамостоятельный, неловкий и ни на что не годный, то, став взрослым, он, скорее всего, в своем поведении будет руководствоваться определенными приемами защиты Я (Lewis, 1971).

Одним из характерных способов избежать стыда является отрицание . Отрицание выступает в роли оборонительного сооружения на пути стыда, потому что стыд — крайне болезненная эмоция, переживание стыда мучительно, его трудно скрыть или выдать за что-то другое. Испытывая стыд, человек невольно стремится скрыться от источника своего тягостного переживания, скрыться физически или психологически. Отрицание самого существования или значимости источника стыда может стать одним из способов достижения этой цели, оно помогает, по крайней мере психологически, отодвинуть стыд. Кроме того, человек может отрицать само переживание стыда. Задача эта крайне сложна, потому что в первую очередь он должен убедить в этом самого себя, а переживание стыда, как правило, очень остро осознается человеком. Но если он воспринимает отрицание как последний рубеж защиты своего Я, то он будет заливаться краской стыда, прятать взгляд и отворачиваться и все-таки настойчиво утверждать, что не испытывает стыда.

Вторым способом защиты от стыда является подавление . Пользуясь механизмом подавления, люди пытаются не думать о самих смущающих ситуациях, о ситуациях, связанных с переживанием стыда или даже с возможностью переживания стыда. Подавление, по сравнению с отрицанием, может иметь более серьезные последствия для психологической адаптации и благополучия индивидуума. Механизм отрицания предполагает, что человек в момент переживания стыда отрекается от него, но отрицание не исключает того, что впоследствии он попытается осмыслить ситуацию, вызвавшую стыд, и постарается избежать ее в будущем. И наоборот, используя механизм подавления, человек сжигает все мосты, связывающие его с возможностью переосмысления ситуации и с самоусовершенствованием, он «удовлетворяется своим Я, самоутверждаясь, как Нарцисс» (Lewis, 1971).

Третьим способом защиты от стыда является самоутверждение . Если человек предпочитает этот способ защиты, то постыдная ситуация вызовет у него потребность в самоутверждении, причем не обязательно оно будет касаться именно тех аспектов личности, которые послужили причиной стыда. Этот тезис не исключает возможности самоутверждения именно той части Я, которая подверглась осмеянию. Так, если человек стыдится своего маленького роста, он либо попытается развить некие интеллектуальные навыки, которые могли бы отвлечь внимание окружающих от недостатков его телосложения, либо увлечется специальными тренировками, которые помогут ему стать более привлекательным, компенсировать малый рост.

По утверждению Хелен Льюис, такое аффективное расстройство, как депрессия, можно рассматривать в качестве крайнего, наиболее радикального способа защиты Я от стыда. Согласно ее теории, депрессия — прямое следствие «непроработанного стыда». Если человека преследуют переживания стыда, если они остры и влекут за собой унижение, если он не способен извлекать из этих переживаний пользу и не владеет ни одним из множества адаптивных механизмов защиты Я (отрицание, самоутверждение), — такой человек склонен к переживаниям печали, враждебности, направленной на себя, к переживаниям страха и вины, то есть он во всех отношениях предрасположен к депрессии (Izard, 1972). Депрессия, так же как и стыд, центрируется вокруг Я. Индивид воспринимает свое Я как ущербное, неадекватное, никчемное и жалкое во всех отношениях. Пребывая в депрессии, равно как и переживая стыд, человек склонен видеть корни ущербности в собственном Я, что практически всегда с неизбежностью приводит к самообвинению. Депрессия, так же как и стыд, мешает человеку найти объяснение или оправдание своим недостаткам.

Не кто иной, как Жорж Сименон, создатель знаменитого сыщика Мегре, дал мне точку опоры, когда я собирался разделить с другими свою борьбу с «теневой» темой стыда. Понимание пришло, когда я прочел следующее: «Каждый имеет теневую сторону, которой он более или менее стыдится. Но когда я вижу кого-то похожего на меня, имеющего те же симптомы, тот же стыд и ту же внутреннюю борьбу, то говорю себе, что я не одинок, я не чудовище».

Читая строчки Сименона, мне показалось, что индивидуумы, мучающиеся от стыда, смогли бы получить некоторое облегчение, слушая про других, кто страдает похожими муками, или укрепить свой дух, зная, что они не одни такие.

Якоби М., 2001.

Для борьбы со стыдом используются защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения (Lewis, 1971).

Отрицание выступает в роли оборонительного сооружения на пути стыда: человек отрицает существование или значимость источника стыда. Отрицание значимости источника стыда может стать одним из способов скрыться физически или психологически от источника своего тягостного переживания, оно помогает, по крайней мере психологически, отодвинуть стыд.

Человек может вообще отрицать наличие у него стыда. Однако при этом он должен убедить себя в этом.

Однако отрицание не исключает того, что впоследствии он попытается осмыслить ситуацию, вызвавшую стыд, и постарается избежать ее в будущем.

Подавление как механизм защиты состоит в том, что люди стараются не думать о ситуациях, связанных с переживанием стыда. Пользуясь механизмом подавления, люди пытаются не думать о самих смущающих ситуациях, о ситуациях, связанных с переживанием стыда или даже с возможностью переживания стыда. Подавление, по сравнению с отрицанием, может иметь более серьезные последствия для психологической адаптации и благополучия индивидуума. Используя механизм подавления, человек сжигает все мосты, связывающие его с возможностью переосмысления ситуации и с самоусовершенствованием, он «удовлетворяется своим Я» (Lewis, 1971).

Самоутверждение заключается в том, что человек путем развития каких-то сторон своего Я пытается сделать себя более привлекательным, чтобы отвлечь внимание других от своих недостатков (например, маленького или слишком высокого роста), развивая интеллект, достигая высот в спорте и т. д.

К. Изард пишет, что «восстановление и укрепление Я, надломленного мощным переживанием стыда, нередко затягивается на несколько дней и недель. Даже спустя несколько месяцев, а иногда и лет индивид может вспомнить о постыдной ситуации и вновь будет пытаться найти достойный выход из нее. Вновь и вновь предаваясь фантазиям о ситуации, вызвавшей стыд, индивид упражняет свои способности межличностного общения, овладевает техниками контроля над постыдными ситуациями и обстоятельствами. Впоследствии, оказавшись в подобной ситуации, он испробует придуманный им способ противостояния стыду и, обогащенный новым опытом, продолжит воображаемые репетиции и усовершенствования. Описанный здесь процесс позволяет человеку почувствовать собственную адекватность и способствует упрочению самоидентичности» (с. 358).

К. Изард отмечает, что индивид ощущает себя более защищенным, более уверенным в себе, а следовательно, и менее уязвимым для стыда, если он чувствует принадлежность к группе, если принимает групповые нормы. Чем отчетливее выражена идентификация индивида с группой, чем более насущно для него чувство принадлежности к группе, тем уязвимее он для группового осуждения. Поэтому каждый свой поступок такой человек склонен проверять на соответствие групповым нормам, а его поведение в целом во многом определяется стратегиями и техниками противостояния эмоции стыда.

Как справиться с переживанием позора. Бывает, что человек попадает в ситуации, связанные с переживанием позора, неожиданно, без совершения безнравственного поступка. В этом случае человеку необходимо избавиться от неприятной ситуации, в которую он попал. Для этого психологи рекомендуют следующее.

Попробуйте выговориться . Не держите все в себе, расскажите близкому человеку о ситуации, которая с вами произошла. Со стороны все может выглядеть не так уж и страшно, и близкий человек скажет вам об этом и успокоит вас.

Повышайте свою самооценку . Ваша главная задача в данной ситуации — найти в себе неповторимые достоинства, свою изюминку. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы были на высоте и вызывали восхищение окружающих. Постарайтесь запомнить эти ощущения и чаще вспоминать причины, по которым вас стоит уважать.

Не впадайте в уныние . Ничего нет хуже, чем отчаяние. Возьмите себя в руки и работайте над собой. Чтобы выбраться из сложной жизненной ситуации, потребуются силы. Смотрите на вещи с оптимизмом, старайтесь получать больше положительных эмоций, просматривая кинокомедии, забавные ролики и общаясь в Интернете.

Попробуйте самореализоваться . Разберитесь в себе, точно определите то, чего вы хотите в настоящее время, и наметьте шаги по достижению своей цели. Это может быть поиск интересной работы, попытка заработать на новую вещь или изучение иностранного языка. Вы — «капитан корабля» собственной судьбы. Помните об этом и не плывите по течению. Определите приоритеты в своей жизни и решайте главные задачи. Делайте хотя бы минимальные шаги к достижению своей цели, и вам будет некогда вспоминать о неприятностях, случившихся в вашей жизни.

В первые дни после ситуации, которая вас огорчила, старайтесь не встречаться с людьми, перед которыми вы опозорились, чтобы не возобновлять в памяти прошлые события. Если вы оплошали перед друзьями, то они наверняка поймут вас и не осудят. Вы, скорее всего, придаете происшедшему большее значение, чем другие люди. Просто вы совестливый человек, и уже этот факт должен поднять вашу самооценку.

Посмейтесь над случившимся казусом . Обычное чувство юмора может выручить вас из любой ситуации. Оно поднимет вам настроение и не заставит чувствовать себя неловко в катастрофической ситуации. Кто же смеется вместе с другими, вовсе теряет ощущение позора и потом вспоминает о неловкой ситуации со смехом.

И помните, что время — хороший лекарь, и скоро все забудут о случившемся, и вы в том числе.

Список литературы

Адушкин Г. Е. Совесть — самоконтроль выбора // Моральный выбор. М., 1980. С. 209–225.

Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 80–88.

Алимов А. А. Критерии способности личности к переживанию вины и стыда // Наука вчера, сегодня, завтра: Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013.

Алимов А. А. Развитие способности к переживанию чувств вины и стыда как показатель сформированности ценностно-нормативной структуры личности в контексте духовно-нравственного образования // Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи: Материалы VI международной научно-практической конференции. М., 2013.

Алпатова К. А., Барсукова С. А. Когнитивный подход к проблеме формирования нравственности и совести // Философия, вера, духовность: истоки, позиции и тенденции развития: Монография / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Кн. 26. Воронеж, 2011.

Анненкова А. В. Статус понятия «совесть» как социально-философская категория // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 47. № 3.

Антонова Л. Е. Семантика стыда и способы ее выражения в современном русском языке: норма и субстандарты: Автореф. дисс. … канд. наук. СПб., 2009.

Апресян Р. Г . «Совесть» // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М., 2001. С. 449–451.

Арсеньев К. К. Свобода совести и веротерпимость: Сборник статей. СПб., 1905.

Арутюнова Н. Д. О стыде и совести // Логический анализ языка: Языки этики / Под ред. Н. Д. Арутюновой, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М., 2000. С. 54–78.

Арутюнова Н. Д. О стыде и стуже // Вопросы языкознания. 1997. № 2. С. 58–69.

Баженов М. В. Бытие стыда (стыд в человеке, человек в стыде). Ижевск, 2009.

Баженов М. В. Человек стыдящийся как философская проблема: Автореф. дисс. … канд. наук. Ижевск, 1998.

Барменков А. И. Свобода совести в СССР. М., 1986.

Барсукова С. А. Антропоцентрический аспект понимания совести в русской философии конца XIX — начала XX века // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Монография / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Кн. 20. Воронеж, 2009. С. 85–97.

Барсукова С. А. Антропоцентрический подход к пониманию совести в психологии // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России. М., 2011. С. 105–118.

Барсукова С. А. Взаимосвязь совести и эмпатии // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2010.

Барсукова С. А. К пониманию феномена совести в психологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. № 3 (3) (35). 2010. С. 693–701.

Барсукова С. А. К пониманию феномена совести в психологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара, 2010. Т. 12. № 3 (3).

Барсукова С. А. К проблеме становления совести человека // Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Псков, 2011.

Барсукова С. А. Концептуальное поле феномена «совесть» в психологии // Психологический журнал. 2013. № 1. С. 36–44.

Барсукова С. А. О соотнесении понятий «совесть» и «самоосуществление» // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 20–25.

Барсукова С. А. О соотношении понятий «совесть» и «ответственность» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск, 2010.

Барсукова С. А. О соотношении понятий «совесть» и «свобода» // Психология в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. М., 2011.

Барсукова С. А. Особенности представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в социальном приюте // Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Ишим, 2011.

Барсукова С. А. Понимание совести в отечественной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». Т. 1. 2009. № 4. С. 15–21.

Барсукова С. А. Понимание феномена совести в экзистенциализме // Экономические и социальные проблемы развития России: Сборник научных трудов. Пенза, 2009. С. 152–156.

Барсукова С. А. Представления о совести у младших школьников // Проблемы развития человека: психологический и педагогический аспекты: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. А. В. Андриенко, О. В. Белоус. Армавир, 2010.

Барсукова С. А. Представления о совести у старшеклассников с различным уровнем развития нравственного сознания и эмпатии // Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сборник материалов Международной конференции. СПб., 2010.

Барсукова С. А. Проблема исследования нравственных представлений (на примере исследования представлений о совести). М., 2013.

Барсукова С. А. Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Серия «Общественные науки». 2010. № 16 (20). С. 179–187.

Барсукова С. А. Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Серия «Общественные науки». 2010. № 16 (20).

Барсукова С. А. Психоанализ о развитии совести в онтогенезе // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2010. Т. 1.

Барсукова С. А. Психологические аспекты понимания совести как проявления морали и нравственности // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Сборник научных трудов / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Вып. XLIV. Воронеж, 2009. С. 22–30.

Барсукова С. А. Психология совести. Пенза, 2010.

Барсукова С. А. Развитие совести ребенка // Пензенская школа — школа социального действия: Материалы Региональной научно-практической конференции. Пенза, 2010.

Барсукова С. А. Различия в представлениях о совести и ответственности у педагогов и банковских служащих // Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Развитие личности в образовательном пространстве: психологические векторы и смыслы: Материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2011. С. 17–20.

Барсукова С. А. Различия в представлениях о совести и ответственности у педагогов и банковских служащих // Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Развитие личности в образовательном пространстве: психологические векторы и смыслы: Материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2011.

Барсукова С. А. Совесть в понимании современной молодежи // Молодежь в современном обществе: проблемы и решения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Псков, 2010. С. 60–63.

Барсукова С. А. Совесть и ее феноменология с точки зрения человекоцентрированного подхода // Инновационные исследования в психологии и педагогике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2010.

Барсукова С. А. Совесть как выбор себя, как условие жизнестойкости личности // Социальная компетентность и жизнестойкость личности в многополярном мире: интеграция научного знания. Исследования, практика, образование: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н. В. Калинина, А. С. Седунова. Ульяновск, 2010. С. 18–21.

Барсукова С. А. Совесть как выбор себя, как условие жизнестойкости личности // Социальная компетентность и жизнестойкость личности в многополярном мире: интеграция научного знания. Исследования, практика, образование: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н. В. Калинина, А. С. Седунова. Ульяновск, 2010.

Барсукова С. А. Совесть как предмет психологического исследования // Психология человека в современном мире. Т. 6: Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2009. С. 13–21.

Барсукова С. А. Совесть как проявление сущности и индивидуальности человека // Приволжский научный журнал. 2010. № 3 (15). С. 246–251.

Барсукова С. А. Совесть как смыслообразующий фактор человеческого существования // Эволюция общественных отношений в процессе российской модернизации: социетальный и региональный аспекты: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2008. С. 5–9.

Барсукова С. А. Совесть как характеристика индивидуальности // Психология индивидуальности: Материалы Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А. А. Орлов. М., 2010. Ч. 1. С. 69–71.

Барсукова С. А. Теоретико-методологические подходы к пониманию совести в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: «Психология. Социология. Педагогика». 2011. № 3.

Барсукова С. А. Философско-методологические основания понимания совести в психологии // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России: Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции / Под ред. В. А. Жилиной. Магнитогорск, 2010. С. 38–42.

Барсукова С. А. Формирование совести в подростковом возрасте // Социальный мир человека. Вып. 3: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть I: Направления социальной психологии / Под ред. Н. И. Леонова. Ижевск, 2010. С. 105–108.

Батурин Н. А., Бормотов А. А., Первухина Е. С. Диагностика честности как устойчивой черты личности // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: Материалы Национальной научно-практической конференции. М., 2006. Т. 2. С. 115–116.

Белик И. А. Дифференцированный анализ эмоций: различия между виной и стыдом // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003. Т. 1. С. 375–379.

Белик И. А. К вопросу об определении понятия «вины» // Синергетика в междисциплинарном подходе современной психологии: Сборник научных трудов. Саратов, 2005. С. 27–32.

Белик И. А. Конструктивная и деструктивная вина // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции. СПб., 2004. С. 4–6.

Белик И. А. Концепция вины и ее измерение // Ананьевские чтения — 2004: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2004. С. 626–627.

Белик И. А. Роль вины в межличностных отношениях: Обзор зарубежных научных исследований // Психология и мораль. СПб., 2004. С. 171–175.

Белик И. А. Роль гендерных различий при переживании чувства вины // Психология системного функционирования личности: Материалы Международной научной конференции. Саратов, 2004. С. 43–46.

Белик И. А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: Автореф. дисс. … канд. наук. СПб, 2006.

Белинская Е. В. Вина и стыд: социально-психологический подход [rasstanovki-rostov.ru/?p=1816].

Белинская Е. В. Комплексный подход к понятию «вина» [rasstanovki-rostov.ru/?p=1830].

Белинская Е. В. Особенности переживания вины современным человеком [rasstanovki-rostov.ru/?p=1821].

Бенедиктов И. М. Совесть, грех и болезни человека [orthodox.etel.ru/Best/Medic/sovest.htm].

Бербешкина З. А. Проблема совести в марксистско-ленинской этике. М., 1963.

Бербешкина З. А. Совесть как этическая категория. М., 1986.

Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1998; М., 2008.

Бернс Д. Тайна настроения. М., 1997.

Богуславская О. Ю. И нет греха в его вине (виноватый и виновный) // Логический анализ языка: Языки этики / Под ред. Н. Д. Арутюновой, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцевой. М., 2000. С. 79–89.

Бодалев А. А. О нравственности и совести наших граждан // Мир образования. Образование в мире. М., 2006. № 3. С. 14–24.

Бормотов А. А. Разработка и апробация методики диагностики честности как устойчивой черты личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 3. С. 123–136.

Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1985.

Брейтуэйт Д. Преступление, стыд и воссоединение. М., 2002. С. 133.

Бреслав Г. М. Психология эмоций. 2-е изд. М., 2006.

Бубер М. Вина и чувство вины // Вестник Российской ассоциации экстренной психологической помощи. 1994. № 2. С. 7–34.

Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Грамматика позора // Логический анализ языка / Под ред. Н. Д. Арутюновой, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцевой. М., 2000. С. 216–234.

Вайсс Д. Как работает психотерапия. М., 1998.

Ван Хаоюй. Особенности представлений о совести в структуре жизненных ценностей китайских студентов: Автореф. дисс. … канд. наук. СПб., 2013.

Васильева О. С., Короткова Е. В. Комплексный подход к понятию «вина» // Прикладная психология. 2000. № 3.

Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М., 1991.

Ветошкин А. П., Матвеева А. И. Совестливый акт как условие духовной социализации личности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2.

Виткин Дж. Правда о женщинах (четырнадцать мифов, сочиненных мужчинами). СПб.: Питер, 1996.

Воловикова М. И. К проблеме психологического исследования совести // Психологические исследования духовно-нравственных проблем. М., 2011. С. 77–86.

Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Использование русских народных пословиц и поговорок в исследовании социальных представлений о совести // Знание, Понимание, Умение. 2012. № 3. С. 34–36.

Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Представления о совести современной российской молодежи: результаты эмпирического исследования // Психология воспитания и образования современного человека: диалог со святоотеческой традицией: Материалы Конференции международных рождественских образовательных чтений. М., 2011. С. 81–88.

Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Связь социальных представлений о совести с нравственной направленностью личности // Современные тенденции и проблемы психологической науки: Материалы Всероссийской научной конференции / Отв. ред. С. И. Галяутдинова, И. Н. Нурлыгаянов. Уфа, 2012. С. 9.

Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Структура социальных представлений российской молодежи о совести // Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2012. С. 365.

Волченко Л. Б.

Наши рекомендации