Сайты, посвященные Шри Ауробиндо

  • http://www.aurobindo.ru – Сайт о Шри Ауробиндо.
  • http://www.miraura.org – Сайт о Шри Ауробиндо.
  • http://www.evolutionsforschung.org/SA.htm – Сайт о Шри Ауробиндо.
  • http://intyoga.bravepages.com – Самая большая в Интернете коллекция ссылок по интегральной йоге.

Электронные библиотеки

  • http://www.here-now4u.de/eng/aurobindo_online.htm – Тексты Шри Ауробиндо (Германия).
  • http://www.odinring.de/eng/english.htm – Тексты Шри Ауробиндо и его учеников (Германия).
  • http://www.inicia.es/de/chien/aurobindo.htm – Тексты Шри Ауробиндо (Испания).
  • http://integral-yoga.narod.ru/IntegralYoga/etc/contents-short.win.html – Интернет-сервер по интегральной йоге (Россия).
  • http://sri-aurobindo.chat.ru – Переводы книг Шри Ауробиндо Игоря Савенкова (Россия).
  • http://www.booksite.ru/fulltext/Aurobindo – Тексты Шри Ауробиндо (Россия).
  • http://www.searchforlight.org – Тексты Шри Ауробиндо и его учеников (США).

Сайты о "Савитри"

  • http://www.edition-sawitri.de/integral.htm – Немецкий сайт, посвященный "Савитри".
  • http://savitribysriaurobindo.com – Американский сайт, посвященный "Савитри".

Ашрам

  • http://www.sriaurobindoashram.org – Ашрам Шри Ауробиндо (Пондичери).
  • http://www.collaboration.org/centers/delhi/index.htm – Филиал ашрама в Дели.

Общества Шри Ауробиндо и центры интегральной йоги

  • http://www.gnosticcentre.com – Гностический центр в Нью-Дели.
  • http://www.matagiri.org – Матагири – центр эволюции сознания (Вудсток).
  • http://www.yogaintegral.com – Общество Шри Ауробиндо в Гонконге.
  • http://www.sriaurobindosociety.org.in/index.htm – Общество Шри Ауробиндо в Пондичери.
  • http://www.sassingapore.cjb.net – Общество Шри Ауробиндо в Сингапуре.
  • http://www.aha.ru/ savitri/russian.htm – Центр интегральной йоги "Савитри".
  • http://www.fundacionaurobindobcn.com – Центр в Барселоне.
  • http://www.collaboration.org/centers/sasaranam – Центр в Вашингтоне.
  • http://www.halcyon.com/comvis/aurobindo.html – Центр в Вашингтоне.
  • http://yogaloka.tripod.com – Центр в Гамильтоне (Канада).
  • http://www.auromira.org/homepage.html – Центр в графстве Мидлсекс.
  • http://sasp.collaboration.org – Центр в Калифорнии.
  • http://www.collaboration.org/97/nov/text/4_mandir.html – Центр в Катманду.
  • http://www.sriaurobindocenter-la.org – Центр в Лос-Анджелесе.
  • http://www.realyoga.ru/aurogold/_win/welcome3c.html – Центр в Москве.
  • http://www.all-1.nl/aurobindo – Центр в Нидерландах.
  • http://www.culturalintegration.org – Центр в Сан-Франциско.
  • http://www.sassingapore.cjb.net – Центр в Сингапуре.

Другие организации

  • http://www.auroville.org – Ауровиль.
  • http://www.auroville-international.org – Ауровиль-интернешнл.
  • http://www.auroville.ru – Сайт Ауровиля и Павильона России в Ауровиле (на русском языке).
  • http://sriaurobindoinstitute.org – Институт культуры Шри Ауробиндо (Калькутта).
  • http://www.all-1.nl/aurobindo – Центр интегрального образования (Нидерланды).
  • http://www.collaboration.org – Американская Ассоциация Шри Ауробиндо (Калифорния).
  • http://sabda.sriaurobindoashram.org – Издательство ашрама (Пондичери).
  • http://www.aditi.ru/index.htm – Издательство "Адити" (Санкт-Петербург).

Глоссарий

Аватар (Аватара, букв. "нисхождение") – воплощение Божества, когда нужно изменить ход земной истории.

Агни (букв. "огонь") – ведическое божество огня; согласно Шри Ауробиндо, проявление Тапаса, космической Энергии, Сознания Истины (или божественной Воли) в творении. Один из первоэлементов материальной вселенной.

Адвайта (букв. "недвойственная", чистый монизм) – влиятельная школа Веданты. Главным ее представителем был Шанкара, создавший наиболее авторитетные комментарии к упанишадам, Веданта-сутре и Бхагавадгите. Адвайта утверждает, что Абсолют, Брахман, – это единственная реальность. Атман есть Брахман. Проявленный мир иллюзорен (майя). Отсюда другое название Адвайта-веданты – Майявада (учение о майе).

Ананда – духовное блаженство как состояние Божественного бытия, один из трех аспектов (наряду с Сат и Чит) абсолютного Духа.

Антаратман (или Пуруша Антаратман) – сознательное существо как внутреннее "я" (подлинная душа).

Асат – Не-Бытие, Не-Существование, Ничто.

Асуры (а-сура, т.е. "не-боги") – "титаны" древнеиндийской мифологии, противники богов, враждебные существа ментального аспекта витального плана.

Атман – высшее "Я", истинная сущность человека, чистый субъект (не могущий быть объектом), индивидуальный дух, тождественный универсальному Духу (Брахману).

Ашрам (Ашрама) – уединенная лесная обитель, жилище аскетов (место, в котором учитель живет вместе со своими учениками); в современном мире – организация, основанная каким-либо духовным авторитетом или его последователями для пропаганды идей и образа жизни своего учителя.

Брахма – см. Тримурти.

Брахман – высшая Реальность, основа проявленного мира, Единый, Абсолют, универсальный Дух, тождественный индивидуальному духу (атману).

Брахманы – часть корпуса Вед; высшая варна древнеиндийского общества. В обязанности брахмана входило: учить и совершать жертвоприношения.

Будда (Сиддхартха Гаутама Шакьямуни) – основатель буддизма, живший, согласно буддийской традиции, в 7-6 вв., а по данным ученых, в 6-5 вв. до н.э. Слово "будда" буквально означает "пробужденный".

Буддхи – согласно Веданте, один из аспектов внутреннего органа (антахкараны), анализирующий (различающий и оценивающий) знание, принимающий решения.

Бхагавадгита (букв. "песнь Господа"), или Гита, входит в 6-ю книгу древнеиндийской эпической поэмы Махабхараты. Она звучит перед самым началом великой битвы на Курукшетре из уст Кришны (земного воплощения высшего божества Вишну) и адресована Арджуне, одному из братьев Пандавов, которые ведут борьбу со своими двоюродными братьями Кауравами, хитростью отнявшими у них царство. В Бхагавадгите Кришна указывает на единство трех путей освобождения – пути знания (джняна-йога), пути преданности Богу (бхакти-йога) и пути действия (карма-йога).

Бхакта – любящий Бога, последователь бхакти-йоги.

Бхакти – любовь к Божественному, преданность, служение Божественному.

Веда (священное знание) – одна из четырех Вед (Ригведа).

Веданта (букв. "завершение Вед") – упанишады как заключительная часть Вед; одна из шести религиозно-философских школ (даршан), комментирующая и систематизирующая учение Вед, упанишад, Брахма-сутры, Бхагавадгиты и Бхагавата-пураны.

Веды (букв. "ведание, знание") – название канонического свода древнейших священных текстов индуизма, в центре которого четыре книги: Ригведа "веда гимнов", Яджурведа "веда жертвенных формул", Самаведа "веда напевов", Атхарваведа "веда атхарванов" (Атхарван – имя мифического жреца огня, от которого происходит род жрецов атхарванов).

Вишну – см. Тримурти.

Гуны – три основных качества Пракрити (Природы), определяющих свойства человеческого характера (по учению Санкхьи): саттва – ясность, гармония, уравновешенность, сознательность, раджас – энергия, движение, тамас – тьма, инертность, бессознательность.

Гуру – духовный наставник и учитель.

Гурувада – доктрина, утверждающая необходимость гуру на духовном пути.

Джада – неодушевленный, механический, инертный, несознательный.

Джада-лайя – трансовое состояние, в котором замирают функции ментального, витального и физического сознания.

Джада-пракрити – инертная, неодушевленная Природа.

Джива (или Дживатман) – центральное существо; дух (или вечное "я") живого существа, поддерживающее его в процессе эволюции и переходящее от рождения к рождению; в европейской традиции именуется монадой.

Дживанмукта – человек, достигший духовного освобождения при жизни.

Джняна-йога – йога Знания.

Ишвара – одно из имен Шивы и других богов в Индии; Творец и Повелитель вселенной; бог личной судьбы (личный Бог, Господь); высший Пуруша (в филос. системе Йога); проявленный аспект безличного неподвижного Брахмана (в Веданте).

Йога (букв. "связь, соединение", сосредоточение, усилие) – одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии, основана Патанджали; практика медитации, ведущая к познанию Истины и духовному освобождению.

Йога-Васиштха – священный текст, излагающий путь Знания, или джняна-йогу.

Кали (букв. "черная") – одно из имен супруги Шивы, Мать и разрушительница всего сущего, изначальная Сила (адья-шакти).

Карма (букв. "действие") – сверхъестественная причинность, определяющая судьбу человека в настоящем и будущем воплощении.

Карма-йога – путь деяний, ведущий к освобождению души. Карма-йогин действует с полной самоотдачей на физическом плане, но останавливает мышление в отношении результатов (или "плодов") своих совершенных или предполагаемых действий, таким образом внутренне отказываясь от них.

Кришна (черный) – божество ананды, Любви и бхакти, восьмая аватара Вишну. Упоминается в Ригведе, а как сын Деваки – в Чхандогья-упанишаде. В Махабхарате он предстает наставником героя Арджуны. Бхагавата-пурана описывает детство и юность Кришны. Как воплощение божественного сознания в человеческой природе, он реализует единство духовного знания (джняна) и способности действовать в проявленном мире (карма). Кришна ведет земную эволюцию к единению с Божественным через Любовь и Преданность (бхакти).

Кундалини (Кундалини-шакти) – божественная Энергия, свернутая в виде змеи и как бы спящая у основания позвоночника (Муладхара-чакре). Ее пробуждение, являющееся целью традиционных йогических практик, приводит к открытию центров сознания (чакр) вплоть до высшего (Сахасрадалы), расположенного над головой, где происходит соединение сознания человека с Божественным сознанием.

Лайя – растворение, уничтожение; исчезновение границ индивидуального сознания в Бесконечном.

Лила – космическая игра; проявленный мир как игра Божественного.

Майя – первоначально (в Ведах) рассматривалась как творящая Мудрость; в индийской мифологии это способность богов, демонов, духов изменять свой облик (колдовские чары, наваждение); в Адвайта-веданте – сила иллюзии, благодаря которой мы воспринимаем материальный мир как абсолютную реальность и не способны увидеть за видимым многообразием подлинную Реальность (единого, неизменного, неподвижного и вечного Брахмана).

Майявада – учение о мировой иллюзии (майе). Майя одновременно и реальна (так как мы воспринимаем материальный мир), и нереальна (ибо она не обладает собственной реальностью – подлинным бытием обладает лишь Брахман).

Манас – разум и повелитель чувств: тот аспект сознания, который осуществляет связь субъекта с объектом его внимания (как внешним, так и внутренним). Школы древнеиндийской философии дают разные толкования этого термина.

Махат (букв. "великий") – согласно Санкхье, первый продукт эволюции, возникший при соприкосновении первоприроды (первичной Пракрити, или Прадханы) с Пурушей и выступающий в индивидуальном субъективном опыте как буддхи, поскольку в нем отражается сознание Пуруши.

Мокша – духовное освобождение, отстранение от Пракрити (реализация сознания Свидетеля), выход за пределы сансары (круговорота рождений и смертей), избавление от Майи, блаженство в боге. Синонимы – нирвана, кайвалья, мукти.

Мукти – то же, что мокша.

Нирвана (букв. "угасание") – освобождение от земных привязанностей (желаний); состояние невыразимого покоя и совершенной отрешенности от внешнего мира; состояние блаженства, в котором исчезает представление о собственном внешнем "я"; единство с Брахманом как Сат-Чит-Анандой.

Ниргуна – лишенный качеств, невыразимый, непроявленный, безличный.

Ниргуна-Брахман – безличное, невыразимое, непроявленное, неподвижное Божественное.

Правритти – процесс развертывания вовне, проявление.

Праджня (праджна) – согласно Веданте, высшая мудрость или Всевышний, который ею обладает; высшее Я, пребывающее в области сверхсознания (в области глубокого сна без сновидений – сушупти).

Прадхана – первичная природа, пребывающая в аморфном состоянии.

Пракрити (букв. "действующая", "производящая") – тонкая и грубая Природа; вечное неоформленное начало (наряду с Духом), разворачивающееся в ходе своей эволюции в мир психических явлений и материальных форм.

Прана (букв. "тонкое дыхание") – жизненосная тонкая энергия в теле, тесно связанная с дыханием; проводник универсальной жизненной силы, который привносит и распределяет ее в физической системе. Существует пять видов праны: Прана, Апана, Вьяна, Самана, Удана.

Прана-шакти – витальная энергия.

Пураны (букв. "сказания о древности") – древнеиндийские и раннесредневековые произведения (основных Пуран – восемнадцать), которые содержат сведения по индуистской мифологии, космогонии, генеалогические данные о династиях, жизнеописания героев и т.д.

Пуруша (букв. "[внутренний] человек") – дух, душа, истинное существо, чистое сознание-свидетель (драштри), противоположное грубой и тонкой природе – Пракрити.

Пурушоттама – высший Пуруша (Дух), Всевышний.

Раджас (пыл, страсть) – одна из трех гун, инерция движения, энергия, проявляющаяся в виде эмоций, желаний, жара в теле.

Радха (Радхика) – пастушка, возлюбленная Кришны.

Ракшасы – враждебные существа среднего витального плана, противостоящие, в отличие от асуров, в основном не богам, а людям.

Рама – считается седьмым земным воплощением бога Вишну. Легендарный царь, подвиги которого описываются в древнеиндийском эпосе Рамаяна.

Ригведа ("Книга гимнов") – древнейший памятник индийской литературы, самая древняя и авторитетная из четырех Вед. Сложилась в среде арийских племен в эпоху переселения их в Северо-Западную Индию приблизительно в XV-X вв. до н.э. в основном на территории современного Пенджаба. Именно в ней (а также в ранних упанишадах) сформировались такие понятия, как "брахман" и "атман", "рита", "сатья", "дхарма", "карма", "мокша", "бхава" и "абхава", "майя", "авидья" и т.д.

Риши (букв. "провидец") – легендарные мудрецы, жрецы, поэты арийских племен, создатели священных текстов Вед.

Сагуна – обладающий качествами, проявленный, Личный.

Сагуна-Брахман – проявленное, Личное Божественное, творец мира (Брахма).

Садхак – человек, практикующий духовную дисциплину (садхану).

Садхана – духовная практика.

Самадхи – йогический транс, последняя ступень восьмеричного пути Патанджали.

Санат (Санаткумар, Санаткумара) – самый известный из четырех сыновей Брахмы, ученик гуру Дакшинамурти, йогин. В переводе с санскрита его имя означает "вечно (sanat) юный (kumara)".

Санкхья (букв. "исчисление") – одна из шести ортодоксальных (брахманских) философских школ Индии, признающих авторитет Вед. Создана Капилой (ок. VI в. до н.э.). Санкхья является теоретическим фундаментом йоги Патанджали.

Санньяса – аскетизм, отречение от мира, совершаемое с целью достижения освобождения (мокши) и выхода из круговорота рождений и смертей.

Санньясин (саньяси) – человек, отрекшийся от мира, аскет.

Сансара – циклическое движение; мир; состояние мирской активности или мирское существование; обычная жизнь в Неведении.

Санскара – устоявшееся представление, впечатление, склонность, привычная реакция, сформированная прошлой жизнью.

Сат – бытие, истинно-сущее; чистое Бытие; один из трех аспектов (наряду с Анандой и Чит) абсолютного Духа.

Саттва – одна из трех гун, свойств природы, являющая собой ясность, прозрачность, уравновешенность, сознательность, порядок, гармонию.

Сат-Чит-Ананда – Бытие-Сознание-Блаженство.

Сиддхи (совершенство, реализованность) – паранормальные телесные или психические способности, приобретаемые в результате практики йоги; полубожественные существа, живущие в воздушном пространстве (Антарикше).

Сканда (Карттикея, Кумара) – вечно юный бог войны, победитель асуров. В различных мифах он провозглашается сыном Агни, Брахмы, Шивы (покровителя йоги).

Тамас – одна из трех гун, инерция покоя, качество тьмы и бессознательности природы. Проявляется в вялости или лености тела, апатичности эмоций, глупости.

Танматра (букв. "очерчивание"). Танматры – пять тонких качеств энергии, обеспечивающих контакт сознания с грубыми формами материи через пять каналов восприятия (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние).

Тантра – система йоги, в основе которой культ поклонения божественной Матери, Шакти, в одном из ее многочисленных аспектов; как духовная практика, тантризм основан на признании Природы (проявленного мира), а не отвержении ее, и ставит целью одухотворение человеческой природы.

Тапас (букв. "жар, пыл, тепло") – духовная энергия, накапливаемая в результате аскетической практики и позволяющая оказывать магическое воздействие на окружающий мир и обстоятельства.

Тапасья – аскетическая сила, усилие, концентрация воли, контроль разума, витала и физического сознания ради достижения йогических целей.

Тримурти (букв. "три лика", "[имеющий] три образа") – божественная триада Брахма, Вишну и Шива. Брахма творит мир, Вишну поддерживает его существование, Шива разрушает. Сначала наибольшим почитанием пользовался Брахма, но к концу второй половины I тысячелетия до н.э. главными богами в индуистском пантеоне стали Вишну (его антропоморфными воплощениями считались Кришна и Рама) и Шива (который стал рассматриваться как покровитель йоги).

Упанишады (букв. "сидение [ученика] подле [учителя]") – тайное учение об устройстве мира и о путях духовного освобождения, доступное лишь посвященным; заключительная часть Вед. Ведические боги и обряды истолковываются в упанишадах как аллегорические изображения человека и вселенной. Внешние ритуалы, зафиксированные в брахманах, не отвергались, но рассматривались как символическое описание внутренних ритуалов. В центре упанишад – учение о тождестве Брахмана и Атмана. Число главных, наиболее авторитетных упанишад, сложившихся в основном в VII-VI вв. до н.э., варьируется от десяти до четырнадцати, часть из которых стихотворные, а часть прозаические.

Хаягрива (букв. "с лошадиной шеей") – один из дайтьев, противников богов, укравший Веды во время сна Брахмы в конце одной из прошлых кальп. Хаягрива был убит Вишну, когда тот стал аватарой в образе рыбы. В то же время так иногда называют самого Вишну, который принял облик Хаягривы, чтобы разыскать Веды, похищенные другими дайтьями.

Чакра – энергетический центр в тонком теле. Семь основных чакр – Муладхара, Свадхиштхана, Манипура, Анахата, Вишуддха, Аджна, Сахасрара. В проекции на тело они располагаются на разных уровнях вдоль позвоночника.

Чит – сознание; свободное и всепорождающее самосознание Абсолюта; один из трех аспектов (наряду с Анандой и Сат) абсолютного Духа.

Читта – субстанция фронтального сознания; память, непрерывный хаотичный поток ассоциаций.

Чит-Шакти – сознание-сила, сознательная сила; Божественная Энергия.

Шакти (сила, могущество) – творческая божественная энергия, женский аспект проявления Божественного, Сила Божественного, с помощью которой Оно проявляет себя в Природе.

Шанкара (788-820 гг. н.э.), или Адишанкара ("Изначальный Шанкара"), Шанкарачарья ("Учитель Шанкара") – главный представитель Адвайта-веданты.

Шива – см. Тримурти.

Шунья (пустота) – Ничто, которое есть Все. Одно из основных понятий буддизма Махаяны, указывающее на отсутствие собственной природы (подлинного бытия) у материального мира и мира психических явлений. Аналог Майи в Адвайта-веданте.

Шуньявада (мадхьямика – срединный путь) – буддийское учение, основателем которого, по преданию, считают Нагарджуну (ок 2 в. н.э.). Истину нельзя описать ни с помощью положительных, ни с помощью отрицательных понятий. Всякое умственное представление оказывается иллюзией. В познании мира и духовной практике нужно придерживаться срединного пути. Для этого вводится понятие "шуньяты" ("нулевой" характеристики). Собственно, благодаря Шуньяваде в индийской математике и было сформулировано понятие нуля.

Яджнявалкья (Яджнавалкья) – мудрец и йогин, живший в Индии около трех тысяч лет назад. Его учение излагается в Брихадараньяка упанишаде, Пайнгала упанишаде и Джабала упанишаде.

Примечания

  1. После 24 ноября 1926 года – "Дня обретения сиддхи".
  2. Поэтическое творчество было для Шри Ауробиндо йогой в слове. Он говорил, что использовал "Савитри" как средство восхождения [28: 728] и надеялся, что эпос "Савитри" станет не только подробной картой планов и переживаний, но и, будучи мантрой (ритмическим воплощением его религиозного опыта), позволит пробудить соответствующие вибрации в тех, кто будет ее читать [13: 130]. Таким образом текст "Савитри" рассматривался им как порождающая модель йогического опыта.

В 26-м томе собрания сочинений приводятся письма Шри Ауробиндо, в которых он определяет принадлежность цитируемых учениками стихотворных строк к тому или иному плану сверхсознания благодаря наличию в них характерного ритма [27: 290-296].

  1. Так, Шри Ауробиндо пишет, что есть идеи, "которые приходят, не нуждаясь в словах, чтобы выразить себя; они обладают природой непосредственного видения в сознании, это своего рода сокровенное чувство или соприкосновение, которое воплощается в точное выражение своего понимания (...); но как только эти идеи превращаются в слова, они уже принадлежат царству интеллекта, ибо работа со словами – его привилегия" [26: 177].
  2. В 1912 году Ауробиндо писал одному из своих учеников, что Шри Кришна раскрыл ему истинное значение Вед [40: 212].
  3. В течение 1930-1940-х гг. Шри Ауробиндо неоднократно заявлял, что лично он близок к цели, но каждый раз "поднималась грязь" и отдаляла момент трансформации.
  4. Т.е. Шри Ауробиндо покинул тело. В буддийской традиции в аналогичной ситуации говорят: "Он ушел в Паринирвану (высшую Нирвану)".
  5. Даже название книги содержит в себе скрытую цитату: "путешествие души" (the soul's adventure) – выражение Шри Ауробиндо [33: 158].
  6. См. "Краткий очерк эволюции взглядов Шри Ауробиндо на сверхсознание".
  7. Критерием базового термина служит его непереводимость. Словарное значение и контекст не вносят ясности, поскольку значение такого термина определяется его местом в системе связей с другими базовыми терминами.

Забегая вперед, скажем, что для описания различных областей сознания Шри Ауробиндо использует более трехсот специальных терминов. Очевидно, что системообразующих терминов должно быть значительно меньше.

  1. Глоссарии терминов Шри Ауробиндо, издаваемые его ашрамом (см. Библиографию), представляют собою свод цитат. Словарные статьи даются лишь в отношении санскритской терминологии.
  2. Структура сублиминального (внутреннего) сознания в данной работе не рассматривается.
  3. Такое определение абсолюта в индийской традиции можно в равной степени рассматривать как катафатическое и апофатическое, поскольку, с одной стороны, описываются его основные характеристики, а с другой, человеческий разум, по словам Шри Ауробиндо, уже не способен сказать об абсолюте что-либо большее.
  4. Таким образом, Шри Ауробиндо избегает рассуждений на тему "Что предшествовало творению или проявлению", поскольку сама мысль о начале в отношении действий вечного абсолюта внутренне противоречива. Творение про-исходит из условий вечности (вечного настоящего) в условия времени. Но наш язык сказывается во времени, поэтому его логика не допускает отсутствие хронологической последовательности в отношении какого-либо процесса.
  5. Типическое (типичное) – нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы.
  6. Другое название – "жизнь", план эмоций и желаний.
  7. В беседах с Павитрой Шри Ауробиндо демонстрирует знание идей Е.П.Блаватской, А.Безант, Ч.У.Лидбитера [14: 20].
  8. Терминология Шри Ауробиндо дана в таблице без перевода из соображений компактности и наглядности.
  9. Арабскими цифрами обозначены оболочки, а римскими – универсальные, или космические, планы сознания.
  10. Планы сознания.
  11. Оболочки ауры.
  12. Физическая оболочка.
  13. Витальная оболочка.
  14. Ментальная оболочка.
  15. Универсальное ментальное сознание.
  16. Универсальное витальное сознание.
  17. Универсальное физическое сознание [в т.ч. Материя].
  18. Дальнейшее содержание письма подтверждает правильность этого предположения: "Подобно тому, как витальный разум ограничен витальным взглядом на мир и витальными переживаниями (...), точно так же и разум в физическом [сознании], или ментальный аспект физического сознания (mind in the physical or mental physical), ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом..." [26: 326].
  19. Конечно, это не означает, что абсолютно все наши мысли, эмоции и желания нам не принадлежат. Часть волн зарождается в нашем поле и уходит за его пределы. "Силы постоянно исходят от нас", – говорит Шри Ауробиндо [26: 1141].
  20. "Физическое сознание" – более общее понятие, чем "материальное сознание", поскольку включает в себя витальный и ментальный аспекты физического сознания, а также физический аспект ментального и физический аспект витального планов сознания.

Иногда термин "материальный" Шри Ауробиндо использует для того, чтобы показать наличие еще более грубых слоев или градаций в чистом физическом сознании. Они непосредственно примыкают к области подсознания.

  1. В Таблице 2 показаны вертикальная и горизонтальная классификации терминов.
  2. Здесь речь идет о субличности данного аспекта сознания, движения которой выражаются через вербально мыслящий разум (III.1). О нем см. ниже.
  3. Шри Ауробиндо переводит термин "нади" как "нервы" [35: 241; 38: 535, 537]. А.Я.Сыркин вслед за Максом Мюллером переводит "нади" как "артерии".
  4. Так, подлинные голод и жажда (а не желание поесть или попить) относятся к витальному аспекту физического сознания [26: 1408].
  5. Низшим виталом (II.1). О нем см. ниже.
  6. Объятия между родственниками (матерью и сыном, братом и сестрой) тоже связаны с этим аспектом, но к ним не присоединяется низший витал [26: 1522].
  7. Вероятно, поэтому практика внутреннего тепла (туммо) в тибетском буддизме предполагает сохранение сексуальной энергии.
  8. Т.е. чакру Муладхару (самый нижний из энергетических центров).
  9. Выражение "облекает в ментальную форму" означает, что ментальный аспект физического сознания порождает ментальные реакции на физический мир (thoughts that are reflexes to the touch of external things) [22: 23]. Можно предположить, что данный аспект отвечает за ментальные рефлексы – столь же автоматичные, как и витальные рефлексы тонкой нервной системы (I.2).
  10. Встречаются письма, в которых Шри Ауробиндо называет автоматический разум частью физического разума, а также самим физическим разумом [26: 329, 734].
  11. Прилагательное "нервный" в данном случае используется с анатомической точки зрения.
  12. Из работ Шри Ауробиндо нам известны только два случая противопоставления витального аспекта физического сознания другим частям тонкой природы человека. В одном случае это физический аспект витального сознания, а в другом – низший витал, причем характеристики обоих практически совпадают.
  13. Таким образом, низший витал порождает сенсорный голод (желание немного поесть или попить), тогда как витальный аспект физического сознания реагирует на истинные потребности тела.
  14. Данные аспекты сознания настолько тесно связаны, что иногда термины "тонкая нервная система" (nervous envelope, nervous being) и "физический аспект витального сознания" используются Шри Ауробиндо как синонимы [26: 1034, 1578].
  15. Шри Ауробиндо говорит об области между Анахатой и Вишуддхой – сердечным и горловым центрами.
  16. Вероятно, внутренняя речь или внутренний диалог возникают в результате взаимодействия объективирующего физического разума (III.1, о нем см. ниже) и витального. Первый отвечает за вербальное мышление, а второй – за образный ряд.
  17. Рассуждающая и различающая воля – операциональное определение прагматично мыслящего разума.
  18. Букв. "обнаруживающий разум", т.е. выводящий внутренние движения наружу, на поверхность.
  19. В связи с данной функцией физического разума Шри Ауробиндо затрагивает проблему описания йогического опыта на языке интеллекта. С его точки зрения, если сознание человека возносится над разумом, то выражение опыта, полученного в самадхи (высшем трансе), становится весьма проблематичным. Если же происходит нисхождение Силы или Присутствия самой Реальности в субстанцию разума, тогда выражение йогического опыта (его изложение на языке мысли) должно быть возможным [26: 183].
  20. В дневниках (запись от 6 июля 1919) Шри Ауробиндо использует термин "повседневное привычное понимание" (current habitual understanding) [47: 78].
  21. Сходным образом действует на ментальный план и физический аспект витального сознания (низший витал): его энергия "устремляется в мозг и либо приводит его в замешательство, устраняя ментальный самоконтроль, либо делает разум своим рабом, а рассудок использует для оправдания своих страстей" [43, p. 376].
  22. В дневниках Шри Ауробиндо также используется этот термин [47: 78].
  23. Буквально термин "а-двайта" означает "не-двойственность".
  24. В дневниках Шри Ауробиндо встречается термин "ищущий истину рассудок" (truth-seeking reason) [47: 78].
  25. Вероятно, система бинарных терминов полностью сложилась к 1926-му году, поскольку именно в 1926-м году (13 августа) Шри Ауробиндо впервые дает разъяснение ее элементов своим ученикам [8: 77-85]. Однако он умолчал о том, какие принципы терминирования им использовались и на основе какой модели.
  26. Шри Ауробиндо предлагает своего рода периодическую систему аспектов сознания, а затем заполняет ее ячейки проявлениями психики. Он использует традиционный метод самоанализа: от следствия к причине, от функции – к субстанции. При этом он закрепляет за каждой субстанцией определенное название, иерархически связанное с другими. Так формируется целая сеть категорий, часть которых является основными, а часть – производными.
  27. Еще Платон называл свои идеи атомами.
  28. В этом, на наш взгляд, и заключается одна из главных задач философии – выявлять скрытые данности мышления.
  29. Непосредственное знание прошлого, настоящего и будущего: видение объектов и событий, отдаленных в пространстве и времени.
  30. В издании, вошедшем в юбилейное собрание сочинений, перевод несколько изменен и к нему добавилась цитата из Веды.
  31. Однажды в дневниках (запись от 24 июня 1914 года) встречается сомнение в том, что Владыка йоги – Кришна. Возникает идея, что реальный Владыка йоги – тот, кто принимает образ Кришны, сам же Кришна – только бог среди богов, а не высшее божество. Шри Ауробиндо связывает появление этого сомнения с влиянием сил Вритры. Их характерное проявление – недостаток веры, например, в йогические сиддхи. Судя по последующим записям, этот дефект веры был преодолен [45: 182].
  32. Встречается еще один вариант обоснования Шри Ауробиндо верховной роли Кришны по отношению к единству Брахмы, Вишну и Шивы. В этом случае Шри Ауробиндо говорит о четверичном единстве. Брахма – вечная ипостась (personality) бытия (из него все творится благодаря его присутствию, его силе, его импульсу), Вишну – сознания (в нем все поддерживается), Шива – силы (ибо все творится посредством его концентрации), Кришна – блаженства (благодаря его игре и его радости творение становится возможным). Шри Ауробиндо резюмирует: Брахма – бессмертие, Вишну – вечность, Шива – бесконечность, Кришна – высшее вечное, бесконечное и бессмертное "Я" [42: 31]. Таким образом, Кришна содержит в себе в снятом виде всю индийскую троицу.
  33. Артур Авалон в своей книге "Змеиная сила" (1918) рассматривает Шри Ауробиндо как последователя Тантры [1: 197]. Как известно, в Тантре почитается главным образом Шива, а в шактизме – Кали, Дурга и другие олицетворения энергии (шакти).
  34. В "Архивах и исследованиях" издан вариант программы Шри Ауробиндо "Семь четверок", к сожалению недатированный, в котором одной из характеристик шакти является "четырехварновость" (chaturvarnya). Совершенный человек должен быть наделен качествами всех четырех варн [43: 5]. Очевидно, при формулировании своей программы Шри Ауробиндо и в этом моменте своего учения хотел добиться интегральности.
  35. В "Арье" глава "Жертва и триединый путь" гораздо меньше по объему и в ней отсутствует учение об оппозициях.
  36. Фрэнсис Герберт Брэдли (1846-1924) – главный представитель английского неогегельянства. – Прим. перев.
  37. Вероятно, речь идет о книге Ф.Брэдли "Видимость и реальность: Опыт метафизики" (1893). – Прим. перев.
  38. Петр Демьянович Успенский (1877-1947) – русский философ и мистик, ученик Г.И.Гурджиева. – Прим. перев.
  39. Я уже говорил, что идея сверхразума существовала с незапамятных времен. В Индии, да и не только в ней, предпринимались попытки овладеть этим уровнем сознания через восхождение к нему, но при этом была утрачена возможность сделать сверхразум частью жизни – возможность его привнесения вниз с целью трансформации всей природы (в том числе и физической). – Прим. Шри Ауробиндо.
  40. Бертран Рассел (1872-1970) – британский философ, логик, математик, социолог, публицист, общественный деятель. Придерживался позитивистских взглядов. Некоторые его произведения: "Научный метод в философии" (1914), "Наше познание внешнего мира как поле действия научного метода в философии" (1914), "Философия логического атомизма" (1918), "Мистицизм и логика" (1918), "Анализ духа" (1921), "Человеческое познание, его сфера и границы" (1948).

В 1920-1930-х гг. Рассел признавал лишь реальность "чувственных данных". И "дух", и "материю" он рассматривал как логические конструкции из "чувственных данных". Эта точка зрения была настолько известна, что Шри Ауробиндо назвал субличность физического аспекта ментального сознания "расселитом" (There is the physical-mental personality which is the Russellite, extrovert, doubter) [26: 53]. – Прим. перев.

  1. Что-либо недостающее, желаемое (лат.). – Прим. перев.
  2. Речь идет об агностицизме Томаса Генри Гексли (Хаксли) (1825-1895), английского естествоиспытателя и философа, автора самого термина "агностицизм". Согласно этой мировоззренческой позиции, непознаваемо все то, что не дано нам непосредственно в чувственном восприятии. – Прим. перев.
  3. Е.А.Торчинов сопоставляет опыт Шанкары (788-820) и Мейстера Экхарта (1260-1327): "Экхарт проводит различие между сущностью Бога (Божеством) и его природой – Богом самосозерцающим и созерцаемым творением. Соотношение между Божеством и Богом y него примерно такое же, как между Брахманом и Ишварой в адвайта-веданте... Хочется обратить внимание читателя на то, что Экхартово "ты – отныне Он" звучит уже почти как "великое речение" упанишад: "тат твам аси" ("ты есть то")" [11: 352-353].

С этим мнением согласна Н.В.Исаева: "Вероятно, ближайшую западную параллель с учением Шанкары представляет мистическая система Мейстера Экхарта" [2: 64]. Правда, она уточняет, что сравнение учений обоих мистиков корректно в области их высказываний о чистом сознании: "Тут уж действительно аналогии просто поразительны. Скажем, Шанкара утверждает: "Все модификации – причины, следствия и прочее – существуют только [в том случае], если прежде них су

Наши рекомендации