Сайты, посвященные Шри Ауробиндо
- http://www.aurobindo.ru – Сайт о Шри Ауробиндо.
- http://www.miraura.org – Сайт о Шри Ауробиндо.
- http://www.evolutionsforschung.org/SA.htm – Сайт о Шри Ауробиндо.
- http://intyoga.bravepages.com – Самая большая в Интернете коллекция ссылок по интегральной йоге.
Электронные библиотеки
- http://www.here-now4u.de/eng/aurobindo_online.htm – Тексты Шри Ауробиндо (Германия).
- http://www.odinring.de/eng/english.htm – Тексты Шри Ауробиндо и его учеников (Германия).
- http://www.inicia.es/de/chien/aurobindo.htm – Тексты Шри Ауробиндо (Испания).
- http://integral-yoga.narod.ru/IntegralYoga/etc/contents-short.win.html – Интернет-сервер по интегральной йоге (Россия).
- http://sri-aurobindo.chat.ru – Переводы книг Шри Ауробиндо Игоря Савенкова (Россия).
- http://www.booksite.ru/fulltext/Aurobindo – Тексты Шри Ауробиндо (Россия).
- http://www.searchforlight.org – Тексты Шри Ауробиндо и его учеников (США).
Сайты о "Савитри"
- http://www.edition-sawitri.de/integral.htm – Немецкий сайт, посвященный "Савитри".
- http://savitribysriaurobindo.com – Американский сайт, посвященный "Савитри".
Ашрам
- http://www.sriaurobindoashram.org – Ашрам Шри Ауробиндо (Пондичери).
- http://www.collaboration.org/centers/delhi/index.htm – Филиал ашрама в Дели.
Общества Шри Ауробиндо и центры интегральной йоги
- http://www.gnosticcentre.com – Гностический центр в Нью-Дели.
- http://www.matagiri.org – Матагири – центр эволюции сознания (Вудсток).
- http://www.yogaintegral.com – Общество Шри Ауробиндо в Гонконге.
- http://www.sriaurobindosociety.org.in/index.htm – Общество Шри Ауробиндо в Пондичери.
- http://www.sassingapore.cjb.net – Общество Шри Ауробиндо в Сингапуре.
- http://www.aha.ru/ savitri/russian.htm – Центр интегральной йоги "Савитри".
- http://www.fundacionaurobindobcn.com – Центр в Барселоне.
- http://www.collaboration.org/centers/sasaranam – Центр в Вашингтоне.
- http://www.halcyon.com/comvis/aurobindo.html – Центр в Вашингтоне.
- http://yogaloka.tripod.com – Центр в Гамильтоне (Канада).
- http://www.auromira.org/homepage.html – Центр в графстве Мидлсекс.
- http://sasp.collaboration.org – Центр в Калифорнии.
- http://www.collaboration.org/97/nov/text/4_mandir.html – Центр в Катманду.
- http://www.sriaurobindocenter-la.org – Центр в Лос-Анджелесе.
- http://www.realyoga.ru/aurogold/_win/welcome3c.html – Центр в Москве.
- http://www.all-1.nl/aurobindo – Центр в Нидерландах.
- http://www.culturalintegration.org – Центр в Сан-Франциско.
- http://www.sassingapore.cjb.net – Центр в Сингапуре.
Другие организации
- http://www.auroville.org – Ауровиль.
- http://www.auroville-international.org – Ауровиль-интернешнл.
- http://www.auroville.ru – Сайт Ауровиля и Павильона России в Ауровиле (на русском языке).
- http://sriaurobindoinstitute.org – Институт культуры Шри Ауробиндо (Калькутта).
- http://www.all-1.nl/aurobindo – Центр интегрального образования (Нидерланды).
- http://www.collaboration.org – Американская Ассоциация Шри Ауробиндо (Калифорния).
- http://sabda.sriaurobindoashram.org – Издательство ашрама (Пондичери).
- http://www.aditi.ru/index.htm – Издательство "Адити" (Санкт-Петербург).
Глоссарий
Аватар (Аватара, букв. "нисхождение") – воплощение Божества, когда нужно изменить ход земной истории.
Агни (букв. "огонь") – ведическое божество огня; согласно Шри Ауробиндо, проявление Тапаса, космической Энергии, Сознания Истины (или божественной Воли) в творении. Один из первоэлементов материальной вселенной.
Адвайта (букв. "недвойственная", чистый монизм) – влиятельная школа Веданты. Главным ее представителем был Шанкара, создавший наиболее авторитетные комментарии к упанишадам, Веданта-сутре и Бхагавадгите. Адвайта утверждает, что Абсолют, Брахман, – это единственная реальность. Атман есть Брахман. Проявленный мир иллюзорен (майя). Отсюда другое название Адвайта-веданты – Майявада (учение о майе).
Ананда – духовное блаженство как состояние Божественного бытия, один из трех аспектов (наряду с Сат и Чит) абсолютного Духа.
Антаратман (или Пуруша Антаратман) – сознательное существо как внутреннее "я" (подлинная душа).
Асат – Не-Бытие, Не-Существование, Ничто.
Асуры (а-сура, т.е. "не-боги") – "титаны" древнеиндийской мифологии, противники богов, враждебные существа ментального аспекта витального плана.
Атман – высшее "Я", истинная сущность человека, чистый субъект (не могущий быть объектом), индивидуальный дух, тождественный универсальному Духу (Брахману).
Ашрам (Ашрама) – уединенная лесная обитель, жилище аскетов (место, в котором учитель живет вместе со своими учениками); в современном мире – организация, основанная каким-либо духовным авторитетом или его последователями для пропаганды идей и образа жизни своего учителя.
Брахма – см. Тримурти.
Брахман – высшая Реальность, основа проявленного мира, Единый, Абсолют, универсальный Дух, тождественный индивидуальному духу (атману).
Брахманы – часть корпуса Вед; высшая варна древнеиндийского общества. В обязанности брахмана входило: учить и совершать жертвоприношения.
Будда (Сиддхартха Гаутама Шакьямуни) – основатель буддизма, живший, согласно буддийской традиции, в 7-6 вв., а по данным ученых, в 6-5 вв. до н.э. Слово "будда" буквально означает "пробужденный".
Буддхи – согласно Веданте, один из аспектов внутреннего органа (антахкараны), анализирующий (различающий и оценивающий) знание, принимающий решения.
Бхагавадгита (букв. "песнь Господа"), или Гита, входит в 6-ю книгу древнеиндийской эпической поэмы Махабхараты. Она звучит перед самым началом великой битвы на Курукшетре из уст Кришны (земного воплощения высшего божества Вишну) и адресована Арджуне, одному из братьев Пандавов, которые ведут борьбу со своими двоюродными братьями Кауравами, хитростью отнявшими у них царство. В Бхагавадгите Кришна указывает на единство трех путей освобождения – пути знания (джняна-йога), пути преданности Богу (бхакти-йога) и пути действия (карма-йога).
Бхакта – любящий Бога, последователь бхакти-йоги.
Бхакти – любовь к Божественному, преданность, служение Божественному.
Веда (священное знание) – одна из четырех Вед (Ригведа).
Веданта (букв. "завершение Вед") – упанишады как заключительная часть Вед; одна из шести религиозно-философских школ (даршан), комментирующая и систематизирующая учение Вед, упанишад, Брахма-сутры, Бхагавадгиты и Бхагавата-пураны.
Веды (букв. "ведание, знание") – название канонического свода древнейших священных текстов индуизма, в центре которого четыре книги: Ригведа "веда гимнов", Яджурведа "веда жертвенных формул", Самаведа "веда напевов", Атхарваведа "веда атхарванов" (Атхарван – имя мифического жреца огня, от которого происходит род жрецов атхарванов).
Вишну – см. Тримурти.
Гуны – три основных качества Пракрити (Природы), определяющих свойства человеческого характера (по учению Санкхьи): саттва – ясность, гармония, уравновешенность, сознательность, раджас – энергия, движение, тамас – тьма, инертность, бессознательность.
Гуру – духовный наставник и учитель.
Гурувада – доктрина, утверждающая необходимость гуру на духовном пути.
Джада – неодушевленный, механический, инертный, несознательный.
Джада-лайя – трансовое состояние, в котором замирают функции ментального, витального и физического сознания.
Джада-пракрити – инертная, неодушевленная Природа.
Джива (или Дживатман) – центральное существо; дух (или вечное "я") живого существа, поддерживающее его в процессе эволюции и переходящее от рождения к рождению; в европейской традиции именуется монадой.
Дживанмукта – человек, достигший духовного освобождения при жизни.
Джняна-йога – йога Знания.
Ишвара – одно из имен Шивы и других богов в Индии; Творец и Повелитель вселенной; бог личной судьбы (личный Бог, Господь); высший Пуруша (в филос. системе Йога); проявленный аспект безличного неподвижного Брахмана (в Веданте).
Йога (букв. "связь, соединение", сосредоточение, усилие) – одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии, основана Патанджали; практика медитации, ведущая к познанию Истины и духовному освобождению.
Йога-Васиштха – священный текст, излагающий путь Знания, или джняна-йогу.
Кали (букв. "черная") – одно из имен супруги Шивы, Мать и разрушительница всего сущего, изначальная Сила (адья-шакти).
Карма (букв. "действие") – сверхъестественная причинность, определяющая судьбу человека в настоящем и будущем воплощении.
Карма-йога – путь деяний, ведущий к освобождению души. Карма-йогин действует с полной самоотдачей на физическом плане, но останавливает мышление в отношении результатов (или "плодов") своих совершенных или предполагаемых действий, таким образом внутренне отказываясь от них.
Кришна (черный) – божество ананды, Любви и бхакти, восьмая аватара Вишну. Упоминается в Ригведе, а как сын Деваки – в Чхандогья-упанишаде. В Махабхарате он предстает наставником героя Арджуны. Бхагавата-пурана описывает детство и юность Кришны. Как воплощение божественного сознания в человеческой природе, он реализует единство духовного знания (джняна) и способности действовать в проявленном мире (карма). Кришна ведет земную эволюцию к единению с Божественным через Любовь и Преданность (бхакти).
Кундалини (Кундалини-шакти) – божественная Энергия, свернутая в виде змеи и как бы спящая у основания позвоночника (Муладхара-чакре). Ее пробуждение, являющееся целью традиционных йогических практик, приводит к открытию центров сознания (чакр) вплоть до высшего (Сахасрадалы), расположенного над головой, где происходит соединение сознания человека с Божественным сознанием.
Лайя – растворение, уничтожение; исчезновение границ индивидуального сознания в Бесконечном.
Лила – космическая игра; проявленный мир как игра Божественного.
Майя – первоначально (в Ведах) рассматривалась как творящая Мудрость; в индийской мифологии это способность богов, демонов, духов изменять свой облик (колдовские чары, наваждение); в Адвайта-веданте – сила иллюзии, благодаря которой мы воспринимаем материальный мир как абсолютную реальность и не способны увидеть за видимым многообразием подлинную Реальность (единого, неизменного, неподвижного и вечного Брахмана).
Майявада – учение о мировой иллюзии (майе). Майя одновременно и реальна (так как мы воспринимаем материальный мир), и нереальна (ибо она не обладает собственной реальностью – подлинным бытием обладает лишь Брахман).
Манас – разум и повелитель чувств: тот аспект сознания, который осуществляет связь субъекта с объектом его внимания (как внешним, так и внутренним). Школы древнеиндийской философии дают разные толкования этого термина.
Махат (букв. "великий") – согласно Санкхье, первый продукт эволюции, возникший при соприкосновении первоприроды (первичной Пракрити, или Прадханы) с Пурушей и выступающий в индивидуальном субъективном опыте как буддхи, поскольку в нем отражается сознание Пуруши.
Мокша – духовное освобождение, отстранение от Пракрити (реализация сознания Свидетеля), выход за пределы сансары (круговорота рождений и смертей), избавление от Майи, блаженство в боге. Синонимы – нирвана, кайвалья, мукти.
Мукти – то же, что мокша.
Нирвана (букв. "угасание") – освобождение от земных привязанностей (желаний); состояние невыразимого покоя и совершенной отрешенности от внешнего мира; состояние блаженства, в котором исчезает представление о собственном внешнем "я"; единство с Брахманом как Сат-Чит-Анандой.
Ниргуна – лишенный качеств, невыразимый, непроявленный, безличный.
Ниргуна-Брахман – безличное, невыразимое, непроявленное, неподвижное Божественное.
Правритти – процесс развертывания вовне, проявление.
Праджня (праджна) – согласно Веданте, высшая мудрость или Всевышний, который ею обладает; высшее Я, пребывающее в области сверхсознания (в области глубокого сна без сновидений – сушупти).
Прадхана – первичная природа, пребывающая в аморфном состоянии.
Пракрити (букв. "действующая", "производящая") – тонкая и грубая Природа; вечное неоформленное начало (наряду с Духом), разворачивающееся в ходе своей эволюции в мир психических явлений и материальных форм.
Прана (букв. "тонкое дыхание") – жизненосная тонкая энергия в теле, тесно связанная с дыханием; проводник универсальной жизненной силы, который привносит и распределяет ее в физической системе. Существует пять видов праны: Прана, Апана, Вьяна, Самана, Удана.
Прана-шакти – витальная энергия.
Пураны (букв. "сказания о древности") – древнеиндийские и раннесредневековые произведения (основных Пуран – восемнадцать), которые содержат сведения по индуистской мифологии, космогонии, генеалогические данные о династиях, жизнеописания героев и т.д.
Пуруша (букв. "[внутренний] человек") – дух, душа, истинное существо, чистое сознание-свидетель (драштри), противоположное грубой и тонкой природе – Пракрити.
Пурушоттама – высший Пуруша (Дух), Всевышний.
Раджас (пыл, страсть) – одна из трех гун, инерция движения, энергия, проявляющаяся в виде эмоций, желаний, жара в теле.
Радха (Радхика) – пастушка, возлюбленная Кришны.
Ракшасы – враждебные существа среднего витального плана, противостоящие, в отличие от асуров, в основном не богам, а людям.
Рама – считается седьмым земным воплощением бога Вишну. Легендарный царь, подвиги которого описываются в древнеиндийском эпосе Рамаяна.
Ригведа ("Книга гимнов") – древнейший памятник индийской литературы, самая древняя и авторитетная из четырех Вед. Сложилась в среде арийских племен в эпоху переселения их в Северо-Западную Индию приблизительно в XV-X вв. до н.э. в основном на территории современного Пенджаба. Именно в ней (а также в ранних упанишадах) сформировались такие понятия, как "брахман" и "атман", "рита", "сатья", "дхарма", "карма", "мокша", "бхава" и "абхава", "майя", "авидья" и т.д.
Риши (букв. "провидец") – легендарные мудрецы, жрецы, поэты арийских племен, создатели священных текстов Вед.
Сагуна – обладающий качествами, проявленный, Личный.
Сагуна-Брахман – проявленное, Личное Божественное, творец мира (Брахма).
Садхак – человек, практикующий духовную дисциплину (садхану).
Садхана – духовная практика.
Самадхи – йогический транс, последняя ступень восьмеричного пути Патанджали.
Санат (Санаткумар, Санаткумара) – самый известный из четырех сыновей Брахмы, ученик гуру Дакшинамурти, йогин. В переводе с санскрита его имя означает "вечно (sanat) юный (kumara)".
Санкхья (букв. "исчисление") – одна из шести ортодоксальных (брахманских) философских школ Индии, признающих авторитет Вед. Создана Капилой (ок. VI в. до н.э.). Санкхья является теоретическим фундаментом йоги Патанджали.
Санньяса – аскетизм, отречение от мира, совершаемое с целью достижения освобождения (мокши) и выхода из круговорота рождений и смертей.
Санньясин (саньяси) – человек, отрекшийся от мира, аскет.
Сансара – циклическое движение; мир; состояние мирской активности или мирское существование; обычная жизнь в Неведении.
Санскара – устоявшееся представление, впечатление, склонность, привычная реакция, сформированная прошлой жизнью.
Сат – бытие, истинно-сущее; чистое Бытие; один из трех аспектов (наряду с Анандой и Чит) абсолютного Духа.
Саттва – одна из трех гун, свойств природы, являющая собой ясность, прозрачность, уравновешенность, сознательность, порядок, гармонию.
Сат-Чит-Ананда – Бытие-Сознание-Блаженство.
Сиддхи (совершенство, реализованность) – паранормальные телесные или психические способности, приобретаемые в результате практики йоги; полубожественные существа, живущие в воздушном пространстве (Антарикше).
Сканда (Карттикея, Кумара) – вечно юный бог войны, победитель асуров. В различных мифах он провозглашается сыном Агни, Брахмы, Шивы (покровителя йоги).
Тамас – одна из трех гун, инерция покоя, качество тьмы и бессознательности природы. Проявляется в вялости или лености тела, апатичности эмоций, глупости.
Танматра (букв. "очерчивание"). Танматры – пять тонких качеств энергии, обеспечивающих контакт сознания с грубыми формами материи через пять каналов восприятия (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние).
Тантра – система йоги, в основе которой культ поклонения божественной Матери, Шакти, в одном из ее многочисленных аспектов; как духовная практика, тантризм основан на признании Природы (проявленного мира), а не отвержении ее, и ставит целью одухотворение человеческой природы.
Тапас (букв. "жар, пыл, тепло") – духовная энергия, накапливаемая в результате аскетической практики и позволяющая оказывать магическое воздействие на окружающий мир и обстоятельства.
Тапасья – аскетическая сила, усилие, концентрация воли, контроль разума, витала и физического сознания ради достижения йогических целей.
Тримурти (букв. "три лика", "[имеющий] три образа") – божественная триада Брахма, Вишну и Шива. Брахма творит мир, Вишну поддерживает его существование, Шива разрушает. Сначала наибольшим почитанием пользовался Брахма, но к концу второй половины I тысячелетия до н.э. главными богами в индуистском пантеоне стали Вишну (его антропоморфными воплощениями считались Кришна и Рама) и Шива (который стал рассматриваться как покровитель йоги).
Упанишады (букв. "сидение [ученика] подле [учителя]") – тайное учение об устройстве мира и о путях духовного освобождения, доступное лишь посвященным; заключительная часть Вед. Ведические боги и обряды истолковываются в упанишадах как аллегорические изображения человека и вселенной. Внешние ритуалы, зафиксированные в брахманах, не отвергались, но рассматривались как символическое описание внутренних ритуалов. В центре упанишад – учение о тождестве Брахмана и Атмана. Число главных, наиболее авторитетных упанишад, сложившихся в основном в VII-VI вв. до н.э., варьируется от десяти до четырнадцати, часть из которых стихотворные, а часть прозаические.
Хаягрива (букв. "с лошадиной шеей") – один из дайтьев, противников богов, укравший Веды во время сна Брахмы в конце одной из прошлых кальп. Хаягрива был убит Вишну, когда тот стал аватарой в образе рыбы. В то же время так иногда называют самого Вишну, который принял облик Хаягривы, чтобы разыскать Веды, похищенные другими дайтьями.
Чакра – энергетический центр в тонком теле. Семь основных чакр – Муладхара, Свадхиштхана, Манипура, Анахата, Вишуддха, Аджна, Сахасрара. В проекции на тело они располагаются на разных уровнях вдоль позвоночника.
Чит – сознание; свободное и всепорождающее самосознание Абсолюта; один из трех аспектов (наряду с Анандой и Сат) абсолютного Духа.
Читта – субстанция фронтального сознания; память, непрерывный хаотичный поток ассоциаций.
Чит-Шакти – сознание-сила, сознательная сила; Божественная Энергия.
Шакти (сила, могущество) – творческая божественная энергия, женский аспект проявления Божественного, Сила Божественного, с помощью которой Оно проявляет себя в Природе.
Шанкара (788-820 гг. н.э.), или Адишанкара ("Изначальный Шанкара"), Шанкарачарья ("Учитель Шанкара") – главный представитель Адвайта-веданты.
Шива – см. Тримурти.
Шунья (пустота) – Ничто, которое есть Все. Одно из основных понятий буддизма Махаяны, указывающее на отсутствие собственной природы (подлинного бытия) у материального мира и мира психических явлений. Аналог Майи в Адвайта-веданте.
Шуньявада (мадхьямика – срединный путь) – буддийское учение, основателем которого, по преданию, считают Нагарджуну (ок 2 в. н.э.). Истину нельзя описать ни с помощью положительных, ни с помощью отрицательных понятий. Всякое умственное представление оказывается иллюзией. В познании мира и духовной практике нужно придерживаться срединного пути. Для этого вводится понятие "шуньяты" ("нулевой" характеристики). Собственно, благодаря Шуньяваде в индийской математике и было сформулировано понятие нуля.
Яджнявалкья (Яджнавалкья) – мудрец и йогин, живший в Индии около трех тысяч лет назад. Его учение излагается в Брихадараньяка упанишаде, Пайнгала упанишаде и Джабала упанишаде.
Примечания
- После 24 ноября 1926 года – "Дня обретения сиддхи".
- Поэтическое творчество было для Шри Ауробиндо йогой в слове. Он говорил, что использовал "Савитри" как средство восхождения [28: 728] и надеялся, что эпос "Савитри" станет не только подробной картой планов и переживаний, но и, будучи мантрой (ритмическим воплощением его религиозного опыта), позволит пробудить соответствующие вибрации в тех, кто будет ее читать [13: 130]. Таким образом текст "Савитри" рассматривался им как порождающая модель йогического опыта.
В 26-м томе собрания сочинений приводятся письма Шри Ауробиндо, в которых он определяет принадлежность цитируемых учениками стихотворных строк к тому или иному плану сверхсознания благодаря наличию в них характерного ритма [27: 290-296].
- Так, Шри Ауробиндо пишет, что есть идеи, "которые приходят, не нуждаясь в словах, чтобы выразить себя; они обладают природой непосредственного видения в сознании, это своего рода сокровенное чувство или соприкосновение, которое воплощается в точное выражение своего понимания (...); но как только эти идеи превращаются в слова, они уже принадлежат царству интеллекта, ибо работа со словами – его привилегия" [26: 177].
- В 1912 году Ауробиндо писал одному из своих учеников, что Шри Кришна раскрыл ему истинное значение Вед [40: 212].
- В течение 1930-1940-х гг. Шри Ауробиндо неоднократно заявлял, что лично он близок к цели, но каждый раз "поднималась грязь" и отдаляла момент трансформации.
- Т.е. Шри Ауробиндо покинул тело. В буддийской традиции в аналогичной ситуации говорят: "Он ушел в Паринирвану (высшую Нирвану)".
- Даже название книги содержит в себе скрытую цитату: "путешествие души" (the soul's adventure) – выражение Шри Ауробиндо [33: 158].
- См. "Краткий очерк эволюции взглядов Шри Ауробиндо на сверхсознание".
- Критерием базового термина служит его непереводимость. Словарное значение и контекст не вносят ясности, поскольку значение такого термина определяется его местом в системе связей с другими базовыми терминами.
Забегая вперед, скажем, что для описания различных областей сознания Шри Ауробиндо использует более трехсот специальных терминов. Очевидно, что системообразующих терминов должно быть значительно меньше.
- Глоссарии терминов Шри Ауробиндо, издаваемые его ашрамом (см. Библиографию), представляют собою свод цитат. Словарные статьи даются лишь в отношении санскритской терминологии.
- Структура сублиминального (внутреннего) сознания в данной работе не рассматривается.
- Такое определение абсолюта в индийской традиции можно в равной степени рассматривать как катафатическое и апофатическое, поскольку, с одной стороны, описываются его основные характеристики, а с другой, человеческий разум, по словам Шри Ауробиндо, уже не способен сказать об абсолюте что-либо большее.
- Таким образом, Шри Ауробиндо избегает рассуждений на тему "Что предшествовало творению или проявлению", поскольку сама мысль о начале в отношении действий вечного абсолюта внутренне противоречива. Творение про-исходит из условий вечности (вечного настоящего) в условия времени. Но наш язык сказывается во времени, поэтому его логика не допускает отсутствие хронологической последовательности в отношении какого-либо процесса.
- Типическое (типичное) – нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы.
- Другое название – "жизнь", план эмоций и желаний.
- В беседах с Павитрой Шри Ауробиндо демонстрирует знание идей Е.П.Блаватской, А.Безант, Ч.У.Лидбитера [14: 20].
- Терминология Шри Ауробиндо дана в таблице без перевода из соображений компактности и наглядности.
- Арабскими цифрами обозначены оболочки, а римскими – универсальные, или космические, планы сознания.
- Планы сознания.
- Оболочки ауры.
- Физическая оболочка.
- Витальная оболочка.
- Ментальная оболочка.
- Универсальное ментальное сознание.
- Универсальное витальное сознание.
- Универсальное физическое сознание [в т.ч. Материя].
- Дальнейшее содержание письма подтверждает правильность этого предположения: "Подобно тому, как витальный разум ограничен витальным взглядом на мир и витальными переживаниями (...), точно так же и разум в физическом [сознании], или ментальный аспект физического сознания (mind in the physical or mental physical), ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом..." [26: 326].
- Конечно, это не означает, что абсолютно все наши мысли, эмоции и желания нам не принадлежат. Часть волн зарождается в нашем поле и уходит за его пределы. "Силы постоянно исходят от нас", – говорит Шри Ауробиндо [26: 1141].
- "Физическое сознание" – более общее понятие, чем "материальное сознание", поскольку включает в себя витальный и ментальный аспекты физического сознания, а также физический аспект ментального и физический аспект витального планов сознания.
Иногда термин "материальный" Шри Ауробиндо использует для того, чтобы показать наличие еще более грубых слоев или градаций в чистом физическом сознании. Они непосредственно примыкают к области подсознания.
- В Таблице 2 показаны вертикальная и горизонтальная классификации терминов.
- Здесь речь идет о субличности данного аспекта сознания, движения которой выражаются через вербально мыслящий разум (III.1). О нем см. ниже.
- Шри Ауробиндо переводит термин "нади" как "нервы" [35: 241; 38: 535, 537]. А.Я.Сыркин вслед за Максом Мюллером переводит "нади" как "артерии".
- Так, подлинные голод и жажда (а не желание поесть или попить) относятся к витальному аспекту физического сознания [26: 1408].
- Низшим виталом (II.1). О нем см. ниже.
- Объятия между родственниками (матерью и сыном, братом и сестрой) тоже связаны с этим аспектом, но к ним не присоединяется низший витал [26: 1522].
- Вероятно, поэтому практика внутреннего тепла (туммо) в тибетском буддизме предполагает сохранение сексуальной энергии.
- Т.е. чакру Муладхару (самый нижний из энергетических центров).
- Выражение "облекает в ментальную форму" означает, что ментальный аспект физического сознания порождает ментальные реакции на физический мир (thoughts that are reflexes to the touch of external things) [22: 23]. Можно предположить, что данный аспект отвечает за ментальные рефлексы – столь же автоматичные, как и витальные рефлексы тонкой нервной системы (I.2).
- Встречаются письма, в которых Шри Ауробиндо называет автоматический разум частью физического разума, а также самим физическим разумом [26: 329, 734].
- Прилагательное "нервный" в данном случае используется с анатомической точки зрения.
- Из работ Шри Ауробиндо нам известны только два случая противопоставления витального аспекта физического сознания другим частям тонкой природы человека. В одном случае это физический аспект витального сознания, а в другом – низший витал, причем характеристики обоих практически совпадают.
- Таким образом, низший витал порождает сенсорный голод (желание немного поесть или попить), тогда как витальный аспект физического сознания реагирует на истинные потребности тела.
- Данные аспекты сознания настолько тесно связаны, что иногда термины "тонкая нервная система" (nervous envelope, nervous being) и "физический аспект витального сознания" используются Шри Ауробиндо как синонимы [26: 1034, 1578].
- Шри Ауробиндо говорит об области между Анахатой и Вишуддхой – сердечным и горловым центрами.
- Вероятно, внутренняя речь или внутренний диалог возникают в результате взаимодействия объективирующего физического разума (III.1, о нем см. ниже) и витального. Первый отвечает за вербальное мышление, а второй – за образный ряд.
- Рассуждающая и различающая воля – операциональное определение прагматично мыслящего разума.
- Букв. "обнаруживающий разум", т.е. выводящий внутренние движения наружу, на поверхность.
- В связи с данной функцией физического разума Шри Ауробиндо затрагивает проблему описания йогического опыта на языке интеллекта. С его точки зрения, если сознание человека возносится над разумом, то выражение опыта, полученного в самадхи (высшем трансе), становится весьма проблематичным. Если же происходит нисхождение Силы или Присутствия самой Реальности в субстанцию разума, тогда выражение йогического опыта (его изложение на языке мысли) должно быть возможным [26: 183].
- В дневниках (запись от 6 июля 1919) Шри Ауробиндо использует термин "повседневное привычное понимание" (current habitual understanding) [47: 78].
- Сходным образом действует на ментальный план и физический аспект витального сознания (низший витал): его энергия "устремляется в мозг и либо приводит его в замешательство, устраняя ментальный самоконтроль, либо делает разум своим рабом, а рассудок использует для оправдания своих страстей" [43, p. 376].
- В дневниках Шри Ауробиндо также используется этот термин [47: 78].
- Буквально термин "а-двайта" означает "не-двойственность".
- В дневниках Шри Ауробиндо встречается термин "ищущий истину рассудок" (truth-seeking reason) [47: 78].
- Вероятно, система бинарных терминов полностью сложилась к 1926-му году, поскольку именно в 1926-м году (13 августа) Шри Ауробиндо впервые дает разъяснение ее элементов своим ученикам [8: 77-85]. Однако он умолчал о том, какие принципы терминирования им использовались и на основе какой модели.
- Шри Ауробиндо предлагает своего рода периодическую систему аспектов сознания, а затем заполняет ее ячейки проявлениями психики. Он использует традиционный метод самоанализа: от следствия к причине, от функции – к субстанции. При этом он закрепляет за каждой субстанцией определенное название, иерархически связанное с другими. Так формируется целая сеть категорий, часть которых является основными, а часть – производными.
- Еще Платон называл свои идеи атомами.
- В этом, на наш взгляд, и заключается одна из главных задач философии – выявлять скрытые данности мышления.
- Непосредственное знание прошлого, настоящего и будущего: видение объектов и событий, отдаленных в пространстве и времени.
- В издании, вошедшем в юбилейное собрание сочинений, перевод несколько изменен и к нему добавилась цитата из Веды.
- Однажды в дневниках (запись от 24 июня 1914 года) встречается сомнение в том, что Владыка йоги – Кришна. Возникает идея, что реальный Владыка йоги – тот, кто принимает образ Кришны, сам же Кришна – только бог среди богов, а не высшее божество. Шри Ауробиндо связывает появление этого сомнения с влиянием сил Вритры. Их характерное проявление – недостаток веры, например, в йогические сиддхи. Судя по последующим записям, этот дефект веры был преодолен [45: 182].
- Встречается еще один вариант обоснования Шри Ауробиндо верховной роли Кришны по отношению к единству Брахмы, Вишну и Шивы. В этом случае Шри Ауробиндо говорит о четверичном единстве. Брахма – вечная ипостась (personality) бытия (из него все творится благодаря его присутствию, его силе, его импульсу), Вишну – сознания (в нем все поддерживается), Шива – силы (ибо все творится посредством его концентрации), Кришна – блаженства (благодаря его игре и его радости творение становится возможным). Шри Ауробиндо резюмирует: Брахма – бессмертие, Вишну – вечность, Шива – бесконечность, Кришна – высшее вечное, бесконечное и бессмертное "Я" [42: 31]. Таким образом, Кришна содержит в себе в снятом виде всю индийскую троицу.
- Артур Авалон в своей книге "Змеиная сила" (1918) рассматривает Шри Ауробиндо как последователя Тантры [1: 197]. Как известно, в Тантре почитается главным образом Шива, а в шактизме – Кали, Дурга и другие олицетворения энергии (шакти).
- В "Архивах и исследованиях" издан вариант программы Шри Ауробиндо "Семь четверок", к сожалению недатированный, в котором одной из характеристик шакти является "четырехварновость" (chaturvarnya). Совершенный человек должен быть наделен качествами всех четырех варн [43: 5]. Очевидно, при формулировании своей программы Шри Ауробиндо и в этом моменте своего учения хотел добиться интегральности.
- В "Арье" глава "Жертва и триединый путь" гораздо меньше по объему и в ней отсутствует учение об оппозициях.
- Фрэнсис Герберт Брэдли (1846-1924) – главный представитель английского неогегельянства. – Прим. перев.
- Вероятно, речь идет о книге Ф.Брэдли "Видимость и реальность: Опыт метафизики" (1893). – Прим. перев.
- Петр Демьянович Успенский (1877-1947) – русский философ и мистик, ученик Г.И.Гурджиева. – Прим. перев.
- Я уже говорил, что идея сверхразума существовала с незапамятных времен. В Индии, да и не только в ней, предпринимались попытки овладеть этим уровнем сознания через восхождение к нему, но при этом была утрачена возможность сделать сверхразум частью жизни – возможность его привнесения вниз с целью трансформации всей природы (в том числе и физической). – Прим. Шри Ауробиндо.
- Бертран Рассел (1872-1970) – британский философ, логик, математик, социолог, публицист, общественный деятель. Придерживался позитивистских взглядов. Некоторые его произведения: "Научный метод в философии" (1914), "Наше познание внешнего мира как поле действия научного метода в философии" (1914), "Философия логического атомизма" (1918), "Мистицизм и логика" (1918), "Анализ духа" (1921), "Человеческое познание, его сфера и границы" (1948).
В 1920-1930-х гг. Рассел признавал лишь реальность "чувственных данных". И "дух", и "материю" он рассматривал как логические конструкции из "чувственных данных". Эта точка зрения была настолько известна, что Шри Ауробиндо назвал субличность физического аспекта ментального сознания "расселитом" (There is the physical-mental personality which is the Russellite, extrovert, doubter) [26: 53]. – Прим. перев.
- Что-либо недостающее, желаемое (лат.). – Прим. перев.
- Речь идет об агностицизме Томаса Генри Гексли (Хаксли) (1825-1895), английского естествоиспытателя и философа, автора самого термина "агностицизм". Согласно этой мировоззренческой позиции, непознаваемо все то, что не дано нам непосредственно в чувственном восприятии. – Прим. перев.
- Е.А.Торчинов сопоставляет опыт Шанкары (788-820) и Мейстера Экхарта (1260-1327): "Экхарт проводит различие между сущностью Бога (Божеством) и его природой – Богом самосозерцающим и созерцаемым творением. Соотношение между Божеством и Богом y него примерно такое же, как между Брахманом и Ишварой в адвайта-веданте... Хочется обратить внимание читателя на то, что Экхартово "ты – отныне Он" звучит уже почти как "великое речение" упанишад: "тат твам аси" ("ты есть то")" [11: 352-353].
С этим мнением согласна Н.В.Исаева: "Вероятно, ближайшую западную параллель с учением Шанкары представляет мистическая система Мейстера Экхарта" [2: 64]. Правда, она уточняет, что сравнение учений обоих мистиков корректно в области их высказываний о чистом сознании: "Тут уж действительно аналогии просто поразительны. Скажем, Шанкара утверждает: "Все модификации – причины, следствия и прочее – существуют только [в том случае], если прежде них су