Дневники, с декабря 1926 по февраль 1927
Судя по записям 1927 года, Шри Ауробиндо продолжал реализацию программы, данной ему Кришной. С 1920 по 1926 год Шри Ауробиндо не вел свой отчет о продвижении в йоге, но сама она развивалась. Так, 24 ноября 1926 года ("День сиддхи") в тело Шри Ауробиндо снизошло сознание Кришны.
В записях от 29 октября 1927 года впервые появляется "система глобального разума", на следующий день говорится о силах глобального разума. В том же 1927 году Шри Ауробиндо прекращает вести дневники. Вероятно, такое решение было связано с изменением роли Кришны и переосмыслением значения его программы в развитии йоги Шри Ауробиндо
Роль Кришны действительно изменяется. Если 15 августа 1923 года Шри Ауробиндо говорил ученикам, что он пытается низвести императивный сверхразум в свое тело [8: 131], то в 1935 году – что произошедшее 24 ноября 1926 года нисхождение было нисхождением божества глобального разума (в физическое сознание), которое подготавливает нисхождение сверхразума [27: 136].
К XVI главе "Жизни Божественной" ("Тройной статус сверхразума") Шри Ауробиндо ставит эпиграфом слова Кришны: "Мое самосущее бытие – то, которое поддерживает все сущее, обитает в нем и образует его" [18: 193].59 Использование слов Кришны в качестве эпиграфа к данной главе указывает на то, что Шри Ауробиндо относился к нему как к самому Всевышнему.
Следовательно, сначала Кришна рассматривался Шри Ауробиндо как божество сверхразума, затем императивного сверхразума и наконец – глобального разума. В качестве последнего он перестал быть для Шри Ауробиндо Владыкой его йоги.60 Шри Ауробиндо лишился прежнего надежного руководства и был теперь вынужден действовать сугубо самостоятельно. По крайней мере, после 1927 года указания на какое-либо руководство в работах Шри Ауробиндо отсутствуют.
"Письма о йоге", 1930-е гг., "Жизнь Божественная", 1939-1940 гг.
В своих письмах Шри Ауробиндо отвечает ученикам на многочисленные вопросы, посвященные практике йоги. В 1930-е годы в связи с появлением глобального разума и очередным смещением вверх плана сверхразума Шри Ауробиндо пересматривает свое учение о сверхсознании. Оно обретает более четкие, классические формы.
Вплотную по времени к "Письмам о йоге" примыкает заново отредактированная "Жизнь Божественная", включающая в себя дополнительные главы, отражающие изменение взглядов Шри Ауробиндо на область сверхсознания.
То, что он прежде называл идеальностью, виджняной и сверхразумом, теперь именуется духовным разумом (spiritual mind), включающим в себя возвышенный разум (Higher Mind), озаренный разум (Illumined Mind), интуицию (Intuition) и глобальный разум (Overmind).
Представляется возможным сопоставить озаренный и возвышенный разум с репрезентативным сверхразумом и божественным супраментальным рассудком. Возвышенный разум Шри Ауробиндо описывает как обладающий чистотой и прозрачностью духа. Как и божественный рассудок, он называется лучезарным (luminous thought-mind). Главная его характеристика – спонтанное внутреннее знание, рожденное в Духе. Знание раскрывается в нем как вечная мудрость, предстающая в виде идеи, но чаще – в виде системы, объединяющей в себе многочисленные аспекты истины. Мысль возвышенного разума создает репрезентативный образ истины [33: 939-940, 945]. Возвышенный разум дает субстанцию и форму знанию в мысли и слове, тогда как озаренный разум наделяет это знание особым светом, который возрастает по мере восхождения по планам сверхсознания [26: 1154].
За пределами озаренного разума существует еще более великая сила, которой Шри Ауробиндо дает название интуиции. Ее источником служит сверхсознательный космический ум (глобальный разум), который пребывает в непосредственном контакте с супраментальным Сознанием Истины [33: 278]. План интуиции наделен четырьмя силами:
- силой раскрывающего видения истины,
- силой вдохновения, или слышания истины,
- силой истинного соприкосновения, или непосредственного восприятия смысла,
- силой мгновенного различения истин и понимания их правильного соотношения [33: 949].
Способности интуиции, которые ранее Шри Ауробиндо располагал на различных планах сверхразума, теперь сосредоточены им в одном.
В период с 1930 по 1939 гг. Шри Ауробиндо использует термины "интуиция" и "интуитивный разум" как равноправные. В 1940-е годы Шри Ауробиндо отказывается от использования термина "интуитивный разум", определяя его как смесь подлинной интуиции с обычной ментальностью и проводя различие между собственно интуицией и интуитивной человеческой ментальностью [42: 167]. Поэтому в "Жизни Божественной" (глава "Восхождение к сверхразуму") интуитивный разум не рассматривается как план сверхсознания.
План интуиции сопоставим с интерпретирующим сверхразумом и со вторым планом виджняны – герметической идеальностью. В своих дневниках Шри Ауробиндо указывает, что действия последней сопровождаются божественным великолепием света, вспышками и сверкающей лучезарностью (20 июля 1919 г.) [47: 116]. Интуицию же Шри Ауробиндо описывает с помощью метафоры, которую заимствует из древних текстов: интуиция подобна морю "беспрестанного сверкания молний" (sea or mass of "stable lightnings") [33: 948]. С герметической идеальностью план интуиции сближает и то, что им в равной степени присуща сила вдохновения, или истинного слышания. Одно из названий герметической идеальности – шрути, что буквально переводится как "услышанное".
Интуицию и озаренный разум Шри Ауробиндо наделяет схожими характеристиками – видением и светом, однако он подчеркивает, что свет, открывающийся на уровне озаренного разума, по сравнению с планом интуиции рассеян [26: 1155].
Глобальный разум пребывает над планом интуиции. Но это еще не сверхразум, поскольку в нем присутствует характерный для разума принцип разделения. В нем безличное может предстать как истина, а личное божественное – лишь как маска безличного или, наоборот, личное – как высшая истина, а безличное как его аспект. Здесь – исток противостояния различных религий и конфликтующих между собой философских систем: каждая берет лишь один аспект истины, присутствующей в глобальном разуме, как самодостаточное основание сущего, как Божественное или как истинного Бога, над которым нет ничего более высокого. Именно глобальный разум, по мнению Шри Ауробиндо, порождает такую ситуацию в человеческом познании, но в нем самом нет ни конфликтов, ни смешения различных истин – каждый аспект, каждая идея, каждая сила обладают возможностью полной самореализации и пребывают в гармонии друг с другом (Пуруша и Пракрити, единство и множественность, личное Божественное и Божественное безличное). Эта гармония, однако, не сохраняется вне глобального разума, поскольку по мере нисхождения возрастает влияние принципа разделения, или множественности. Гармония сменяется конфликтом, в результате которого появляются такие негативные возможности, как неведение, бессознательность, ложь, смерть и страдание, которые также стремятся к своей реализации [26: 244; 31: 84; 33: 279].
На уровне глобального разума сознание обретает переживания космического масштаба – чувство универсума в себе; чувство тождества себя и космоса и всего того, что в нем; чувство присутствия космического "Я", или Ишвары [33: 951].
Выше уже говорилось о том, что вплоть до 1926 года Шри Ауробиндо рассматривал императивный сверхразум как сознание Шри Кришны. Именно энергию этого плана он стремился привлечь вниз в физическое сознание для его преображения. И такое нисхождение произошло, но в 1930-е гг. Шри Ауробиндо интерпретирует его как нисхождение сознания глобального разума. Следовательно, императивный сверхразум, который в период "Бесед" Шри Ауробиндо называл высшим, трансформировался в глобальный разум, а сверхразум вновь поднялся выше как принципиально иная, чем разум, ступень сознания. Кроме того, и на уровне императивного сверхразума, и на уровне глобального разума открывается присутствие Ишвары.
Открытие глобального разума сказалось также на толковании Шри Ауробиндо образа полусфер бытия, воспринятого им из индийский традиции. Существует две версии этого описания. Согласно версии 1926 г,, к верхней полусфере относится Сат-Чит-Ананда, а к нижней – ментальное, витальное и физическое сознание. Между полусферами находится сверхразум [8: 51]. В "Письмах о йоге" нижняя полусфера остается той же, верхняя же включает в себя супраментал (сверхразум), а линией, разделяющей полусферы, становится глобальный разум – золотой диск, заслоняющий собой лицо супраментальной Истины [26: 103, 243, 248, 252; 33: 278, 592].
Публикации 1940-х гг.
В одной из поздних работ Шри Ауробиндо, которая объединила в себе восемь кратких эссе ("Супраментальное проявление на Земле"), последовательность планов сверхсознания не изменилась – возвышенный разум, озаренный разум, интуиция, глобальный разум и сверхразум. Разве что сверхсознательный духовный разум стал называться разумом света. О нем Шри Ауробиндо говорит, что он практически относится к верхней полусфере, но онтологически – к нижней. Это замечание – не что иное, как память о прежнем отождествлении всей верхней полусферы с областью сверхсознания, в результате чего первый план сверхсознания рассматривался им как сверхразум [37: 67-74].