Чистый разум (mental proper)
III.3. Чистый разум работает с идеями самими по себе. Его функция состоит в том, чтобы думать (вырабатывать идеи), рассуждать, понимать, изучать, выяснять или давать оценку. Он стремится ответить на вопрос "Что есть истина?". Как и центральный витал (bigger vital), этот разум не связан поисками счастья. Его интересует лишь чистое знание, поэтому он ищет Истину и путь к победе [8: 78; 26: 326, 334, 1285, 1295].
Чистый ментальный разум и витальный разум
Подлинный мыслящий разум способен мыслить свободно и независимо от витальных движений. Он может наблюдать за ними и судить о них столь же свободно, как он это делает в отношении объектов внешнего мира. Этим он отличается от прагматично мыслящего разума, который у большинства людей подвержен влиянию витального разума и потому несвободен в своих суждениях [26: 336].
Принцип мышления
Слабостью чистого разума Шри Ауробиндо считает аналитический характер его мышления. В основе этого мышления лежит элементарный принцип разделения (primitive divisional principle), который сопровождает ментальное знание человека повсюду. Даже когда тот полагает, что достиг в своем познании абсолютного единства, это единство оказывается искусственным, ибо в его основе лежит лишь один из аспектов Истины. Так, например, ученый стремится обосновать единство знания, изучив тот или иной аспект физического мира (энергию, материю, электричество или эфир), а майявадин полагает, что достиг абсолютной Адвайты52, разделив Бытие надвое и назвав верхнюю половину Брахманом, а нижнюю – Майей.
Разум оперирует идеальными образами и конструкциями (representations and constructions), разделяя и комбинируя порожденные им элементы мышления (constructed data); он может создать универсальную теорию и рассматривать ее как совершенное знание, но как только он обращается к самой реальности, лежащей в основе проявленного мира, он вновь вынужден прибегать к абстрактным построениям, поскольку не обладает реальным видением, опытом и контактом с нею, – всем тем, к чему так стремятся мистики [26: 244, 245].
Комментарий
В "Тайне Веды" Шри Ауробиндо упоминает о трех планах разума в контексте описания духовного опыта ведийских риши, где каждой способности или аспекту сознания соответствует определенное божество. Так,
"Сома освобождает божественный свет из перцептивной ментальности (sense mentality), Индра – из динамичной ментальности (dynamic mentality), Сурья – из чистой рефлективной ментальности (pure reflective mentality)" [36: 194].
Последнюю способность Шри Ауробиндо рассматривал в период "Арьи" как высший уровень буддхи.
Этот чистый теоретически мыслящий разум (pure ideative mind) живет в мире идей независимо от их практической ценности для действия и опыта. Он рассматривает данные чувств и неглубоких внутренних переживаний, но лишь для того, чтобы открыть истину, о которой они свидетельствуют, и затем редуцировать ее до уровня знания. Он полностью поглощен процессом познания – он стремится к тому, чтобы пережить радость открытия новой идеи, поиска истины53, познания себя самого, мира и всего того, что может лежать за его пределами и пределами мира. Лишь очень немногие могут использовать этот высший уровень буддхи.
Высший уровень буддхи это в первую очередь разум знания и лишь во вторую – разум воли. Стремясь лишь к знанию, он часто оказывается неспособен проявить иную волю, чем воля к познанию. Поэтому в действии, в жизненной сфере он зависит от прагматично мыслящего разума и чувствует свою слабость в мире практичного и привычного мышления; поэтому человек склонен изменять чистоте открывшейся ему Истины. Отсутствие равновесия между знанием и волей является одним из принципиальных дефектов человеческого разума.
Но и в области знания буддхи несовершенен, так как сама [всеразделяющая] природа ума мешает ему объединить те истины, которыми он овладевает. Он может лишь соотносить их друг с другом, чтобы затем рассматривать противоречия между ними или создавать рабочие комбинации аспектов этих истин. Он склонен конструировать абстрактные и условные системы истины. Однако высшие истины или чистые идеи так и остаются для него абстракциями, ибо он живет частично в мире феноменов [чувственного восприятия], частично в мире интеллектуальных конструкций, и потому должен использовать метод абстракции, чтобы достичь представления о более высоких планах реальности.
Буддхи ищет некую универсальную реальность, и на этом пути абстрагирование неизбежно. Но в конце концов он приходит к пониманию, что аспектов Истины бесконечно много, и что ни одна из его конструкций или комбинаций истин не соответствует реальности во всей ее полноте, ибо Дух бесконечен, и в Духе все есть истина, но ничто в разуме не способно дать всю истину Духа [20: 535-536, 658; 21: 136; 38: 652, 671-672, 843-844].
Когда мыслящий разум (thought-mind) отрекается от собственной познавательной активности, он в полной мере реализует свою подлинную функцию – наблюдать, понимать, беспристрастно судить с безмятежным восторгом познания, а также открываться посланиям и озарениям [свыше], играющим (как луч света) на всем, что он наблюдает, и на всем том, что еще сокрыто от него [18: 717; 38: 351].
* * *
Главное отличие чистого разума "Писем о йоге" от высшего уровня буддхи "Синтеза йоги" заключается лишь в том, что Шри Ауробиндо перестает его рассматриваться через призму индийской традиции (Санкхьи и Веданты) и наделять функцией воли. Теперь она связана с динамичным, или прагматичным, разумом, а чистое мышление – с чистым разумом.
Правда, в "Жизни Божественной" Шри Ауробиндо вновь обращается к традиции и создает еще одну (синтетическую) модель разума, объединяющую в себе систему Санкхьи и его собственную систему понимания. Так, по его словам, существует три типа интеллекта.
Тамасичный интеллект (tamasic intelligence) пребывает в физическом разуме. Он пассивно относится к любым идеям, кроме тех, которые приходят к нему из уже известного или признанного источника. Он не желает расширять границы своего понимания, и потому крайне консервативен. Он упрямо держится за сложившуюся (привычную и оправданную с практической точки зрения) систему знаний и столь же упрямо ее воспроизводит. Он отвергает все новое, поскольку оно может потревожить его инертное состояние.
Раджасичный интеллект (rajasic intelligence) пребывает в витальном разуме и бывает двух видов. Первый страстно утверждает свою ментальную индивидуальность и свое эгоцентричное мировоззрение, агрессивно реагируя на все то, что противоречит его собственным интеллектуальным предпочтениям и склонностям. Второй – с энтузиазмом открывается всему новому. Страстный, настойчивый, чрезмерно подвижный и непостоянный, он руководствуется в своем мышлении не столько истиной и светом, сколько желанием померяться интеллектуальными силами и стремлением к авантюрным спекуляциям.
Саттвичный интеллект (sattwic intelligence) – это искатель чистого знания. Он воспринимает все, что только может усвоить. Он тщательно анализирует, проверяет, взвешивает и приводит в систему (или гармоничный порядок) все те данные, которые представляются ему истинным. И все же, его свет ограничен, и потому он не способен расширить свои границы настолько, чтобы воспринимать всю истину и все знание. Этому препятствует его ментальное эго: даже просвещенное, оно обусловливает его наблюдения, суждения, размышления, ментальный выбор и предпочтения [33: 620].
Очевидно, что тамасичный интеллект объединяет в себе два вида физического разума – интериоризирующий (I.3) и объективирующий (III.1). Раджасичный интеллект, как на это указывает и сам Шри Ауробиндо, работает через два вида витального разума – ментальный аспект витального сознания (II.3) и витальный аспект ментального сознания (III.2). Последний аспект (динамичный разум) в данной классификации наделяется новыми характеристиками. Саттвичный интеллект связан с чистым разумом, и потому в нем не прослеживается внутренней дифференциации.
Семантическое поле термина "чистое ментальное сознание" | |
Синонимы | |
буддхи | buddhi |
высший интеллект | higher intelligence |
высший разум | higher mind |
мыслящий разум | thinking mind, thought-mind |
высший мыслящий разум | higher thinking mind |
ментальный разум | mental mind |
собственно разум | mind proper |
собственно мыслящий разум | thinking mind proper |
чистый тонкий разум | mind proper and subtle |
чистый интеллект | pure intelligence |
свободно мыслящий интеллект | free intelligence |
мыслящий интеллект | thinking intelligence |
мыслящий и различающий аспект разума | reflective and discriminate part of the mind |
подлинный разум знания | true mind of knowledge |
подлинный мыслящий разум | true thinking mind |
С точки зрения европейской традиции, разум – это способность понимания и осмысления, способность мыслить всеобщее, универсальное, а в рамках этого – целесообразную связь всех вещей и явлений. Разум отличает стремление к поиску безусловных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта, – стремление постичь абсолютное, бесконечное, неизменное, божественное. На этом пути он выходит за пределы сложившихся систем: критически пересматривает и анализирует имеющиеся данные, вырабатывает новые идеи, творит новое знание. Он открывает единство противоположностей, которые рассудок мыслит полярно. Однако его интересуют не только причинно-следственные связи (как прагматично мыслящий разум), но и высшие ценности, высшие нравственные основания. И все же разум никогда не достигает своей цели – создать универсальную картину мира, – поскольку впадает в неразрешимые противоречия (антиномии), опираясь на данные опыта (чувственного созерцания). Эти противоречия и указывают на его онтологические границы и гносеологические границы его применения.
Согласно Шри Ауробиндо, чистый мыслящий разум действительно представляет собою вершину человеческой природы на данном этапе ее развития. Однако эволюция продолжается, и потому чистый разум может черпать информацию не только из сферы чувственного восприятия – в ходе йогической практики ему открывается область сверхсознательного опыта.
Именно в этом видел главную задачу своей йоги Шри Ауробиндо – подняться за пределы разума (на следующую ступень эволюции) и одновременно с этим трансформировать уже существующие планы нашей природы (через привлечение вниз нового принципа сознания). Когда-то это произошло с физическим планом: в нем появился витальный аспект (I.2), а на витальном плане, соответственно, – физический (II.1). То же самое повторилось с ментальным сознанием, но уже в отношении двух низлежащих планов: в них появились ментальные аспекты сознания (I.3 и II.3), а на ментальном плане – физический (III.1) и витальный (III.2). Тот же алгоритм эволюции, по мысли Шри Ауробиндо, должен реализоваться, когда сознание человека преодолеет границы ментального плана.
Заключение
Итак, работа с терминологическим аппаратом Шри Ауробиндо позволила, как нам представляется, реконструировать целую систему его взглядов на природу человека и описать в восходящей (эволюционной) последовательности аспекты фронтального сознания.
Ключевая идея реконструкции йогической антропологии Шри Ауробиндо заключалась в том, что поле человека (аура) обладает лишь теми оболочками, которые соответствуют пройденным этапам эволюции. Таких оболочек три (грубая и тонкая физическая оболочка, витальная оболочка и ментальная оболочка). Они пересекают три плана универсального сознания, проецирующиеся на физическое тело человека (план универсального физического сознания, план универсального витального сознания и план универсального ментального сознания). В результате пересечения образуются комбинации качеств сознания, которые Шри Ауробиндо обозначает с помощью бинарных терминов.54 Особенностью этих терминов является их непереводимость обычными средствами.
Непереводимые термины философского идиолекта Шри Ауробиндо представляют собой атомы его ключевой системы понимания. Именно она определяет их значение. Только в контексте данной системы ее элементы теряют свои ноуменальные (понятные лишь их автору) характеристики. Если же базовая терминология истолкована неправильно, то из переведенных текстов исчезает каркас и они превращаются в рассыпанную мозаику.
Система бинарных терминов это своего рода causa exemplaris, порождающая модель, глубинная структура, знание которой дает понимание всех текстов Шри Ауробиндо (хотя при этом, конечно, нужно учитывать эволюцию его взглядов). Кроме того, данная система через семантические поля базовых терминов упорядочивает десятки синонимов, которые использует Шри Ауробиндо. Зная ее, можно сразу понять, о каком аспекте сознания идет речь.
Таким образом, ключевая (глубинная) структура философского мышления Шри Ауробиндо проявляется в оперировании им базовой бинарной терминологией, а производная (поверхностная) – в оперировании многочисленными синонимами базовых терминов. В этом случае глубинная структура работает в фоновом режиме, оказываясь тем самым неявным молчаливым знанием, о котором писал М.Полани.
* * *
Реконструкция йогической антропологии Шри Ауробиндо позволяет глубже понять природу философского мышления. Так, философствование можно рассматривать как мышление в собственной системе понимания, а эту систему – как некую схему, состоящую из взаимозависимых и взаимопорождаемых элементов-терминов. Последние относятся к языку, но их употребление обусловлено главным образом схемой, а не логикой языка. Значение термина задается его местом в системе понимания, а не в контексте или предложении. Термины относятся к идиолекту, построенному как синтез языка и внеязыковой логической схемы (в данном случае – топографической модели).
В своем мышлении индийский философ оперирует ключевой, или аксиоматичной, терминологией. Любой термин становится аксиоматичным уже потому, что фиксирует в рамках той системы понимания, которой принадлежит, некую очевидность.55 Эти аксиомы, или атомы мышления56, представляют собой устойчивые данности. Из атомов складываются более сложные структуры, из аксиом – теоремы. Столкновение с противоречиями указывает на границы данной системы понимания, поскольку каждый термин и, соответственно, каждая система обладает собственным описательным потенциалом. Пересмотр терминологического, а значит и аксиоматического, аппарата приводит к пониманию тех данностей, которые обусловливают мышление.57 Термин-атом перестает быть неделимым, когда философ усматривает в нем новые оттенки смысла. Так происходит расширение интеллектуального горизонта. Новый смысл закрепляется за новым понятием или целой системой терминов.
Чтобы избежать опасности редуцирующего обобщения на основе того или иного принципа (поскольку логика системы не может полностью совпадать с логикой опыта), а также чтобы не разрушать сформированное ранее понимание, Шри Ауробиндо использует принцип комплиментарности, подключающий к уже существующим системам понимания новые, выступающие по отношению к прежним в качестве коэффициента поправки. Так, для адекватной передачи опыта он оперирует несколькими комплиментарными системами понимания, ни одна из которых не рассматривается им как исчерпывающая.
В его текстах присутствуют следующие системы понимания: 1) оболочек поля, 2) иерархии планов, 3) аспектов сознания, 4) чакр как центров этих аспектов, 5) изоморфизма поля человека и поля планеты, 6) инволюции сознания и эволюции планетарного космоса, 7) земной истории как проекции (или вектора) сил, способствующих или препятствующих эволюции (эти силы проявляются как на уровне планетарного космоса, так и на уровне человеческой природы).
Таким образом, мировоззрение Шри Ауробиндо состоит из комплиментарных систем (или подсистем) понимания. Индийский мыслитель создает системы терминов и набрасывает их на реальность, а получившийся рельеф называет картиной мира. Или же, подобно рыбаку из притчи А.Эддингтона, забрасывает в океан реальности сеть категорий и вытягивает этим неводом новые системы смыслов.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
На английском языке
Planes of consciousness | Sheaths of environmental consciousness (aura) | |
1. Physical sheath | 2. Vital sheath | 3. Mental sheath |
III. Universal mental consciousness | Mind, mental proper, buddhi / mental being | |
III.1. physical mental | III.2. vital-mental | III.3. mental proper |
conscious physical mind, expressing mind, expressive externalising mind, external physical mind, externalising (physical) mind, externalising mental, externalising Mind, formative part of the mind, lower reason, the lowest sub-plane of the intelligence, materialised mind, materialistic reason, outward physical mind, perceiving intelligence, physical mentality, physical mind, receiving and externalising intelligence, true physical mind | discerning intellect, discriminating reason, dynamic Intelligence, dynamic Mind, dynamic part of the mind, logical intelligence, reason, reasoning intelligence, thinking mind (reason), willing mind, vital dynamic part of the mental, willing intelligence | buddhi, free intelligence, higher intelligence, higher mind, higher thinking mind, mental mind, mind proper and subtle, mind proper, pure intelligence, reflective and discriminate part of the mind, thinking intelligence, thinking mind proper, thinking Mind, thought-mind, true mind of knowledge, true thinking mind |
Planes of consciousness | Sheaths of environmental consciousness (aura) | |
1. Physical sheath | 2. Vital sheath | 3. Mental sheath |
II. Universal vital consciousness | Vital proper / vital being | |
II.1. physical vital | II.2. vital proper | II.3. mental vital |
lower vital | higher vital | |
lower vital nature, lowest part of the vital proper, material vital, the most material vital | central vital (centralised vital consciousness), dynamic vital, middle vital | dynamic mind of impulse, emotional mind, emotional vital, higher vital, life-mind, mind in life, mind manifested in life, mind of the vital, ordinary mind in man, superficially active thinking mind, the most mentalised part of the vital nature, thinking desire mind, vital mentality, vital Mind (mind involved in vital), vital mind of desire (vital desire-mind) |
Planes of consciousness | Sheaths of environmental consciousness (aura) | |
1. Physical sheath | 2. Vital sheath | 3. Mental sheath |
I. Universal physical consciousness | Physical consciousness / physical being (physical consciousness being) | |
I.1. physical proper | I.2. vital physical | I.3. mental physical |
body-consciousness, body-nature, gross material physical, gross physical being, gross physical, material consciousness, material-physical, physical body-consciousness, physical consciousness (proper), physical material, physical nerve-system, the most physical consciousness, purely physical | bodily life, bodily vital, nervous envelope (nervous being, nervous body, nervous or vital-physical sheath, the vital-physical part of the being), prānakosha, subtle nervous system, the crude vital-physical, vital in the body, vital in the physical, vital-material, vital-physical proper | animal, physical or sense mentality, manas, mechanical mental physical, mechanical mind, mechanical physical mind, mental in the physical (mind in the physical), mental material, nervous mentality (nervous mind), outward sense-mind, physical mind, physical sense-mind, receptive sensational mind, sensational mentality (sensational thought-mind), sense mind (sense-mind) |
На русском языке
Планы сознания | Оболочки поля сознания (ауры) | |
1. Физическая | 2. Витальная | 3. Ментальная |
III. Универсальное ментальное сознание | Разум, собственно разум, буддхи / ментальное существо | |
III.1. физический аспект ментального сознания | III.2. витальный аспект ментального сознания | III.3. чистое ментальное сознание |
сознательный физический разум, выражающий разум, выражающий (или объективирующий) разум, внешний физический разум, объективирующий (физический) разум объективирующий ментал, объективирующий разум, выражающий аспект разума, низший рассудок, разум, обусловленный влиянием материального тела, материалистически мыслящий рассудок, направленный вовне физический разум, воспринимающий интеллект, физическая ментальность, физический разум, принимающий и объективирующий интеллект, низший подплан интеллекта, подлинный физический разум | различающий (распознающий) интеллект, различающий рассудок, динамичный интеллект, динамичный разум, динамичный аспект разума, логически мыслящий интеллект, рассудок, рассуждающий интеллект, прагматично мыслящий разум (рассудок), витальный (или динамичный) аспект ментала, волящий интеллект, волящий разум | буддхи, свободно мыслящий интеллект, высший интеллект, высший разум, высший мыслящий разум, ментальный разум, чистый тонкий разум, собственно разум, чистый интеллект, абстрактно мыслящий и различающий аспект разума, мыслящий интеллект, собственно мыслящий разум, мыслящий разум, подлинный разум знания, подлинный мыслящий разум |
Планы сознания | Оболочки поля сознания (ауры) | |
1. Физическая | 2. Витальная | 3. Ментальная |
II. Универсальное витальное сознание | Витальный план сознания / витальное существо | |
II.1. физический аспект витального сознания | II.2. чистое витальное сознание | II.3. ментальный аспект витального сознания |
низший витал | высший витал | |
низшая витальная природа, низшая часть витального плана, материальный витал, наиболее материальная часть витального плана | центральный витал, динамичный витал, средний витал | динамичный разум [витального] импульса, эмоциональный разум, эмоциональный витал, высший витал, разум жизни, разум в жизни, разум, проявленный в жизни, разум витала, обычный разум человека, энергичный поверхностно мыслящий разум, наиболее ментализованная часть витальной природы, мыслящий разум желаний, витальный разум, витальный разум (разум, погруженный в витальное сознание), витальный разум желаний |
Планы сознания | Оболочки поля сознания (ауры) | |
1. Физическая | 2. Витальная | 3. Ментальная |
I. Универсальное физическое сознание | Физическое сознание / физическое существо | |
I.1. собственно физическое сознание | I.2. витальный аспект физического сознания | I.3. ментальный аспект физического сознания |
сознание тела (телесное сознание), телесная природа (природа тела), грубый материальный аспект физического сознания, грубое физическое [сознание], грубое физическое существо, материальное сознание, материальный аспект физического сознания, физическое сознание тела, (собственно) физическое сознание, физический аспект материального сознания, физическая нервная система, наиболее грубое физическое сознание, чистое физическое [сознание] | телесная жизнь, телесный витал, оболочка тонкой нервной системы, пранакоша, тонкая нервная система, наиболее грубая часть витального аспекта физического сознания, витал в теле, витал, погруженный в физическое сознание, витальный аспект материального сознания, собственно витальный аспект физического сознания | животная, физическая (или перцептивная) ментальность, манас, автоматически действующий ментальный аспект физического сознания, автоматический разум, автоматически действующий физический разум, разум, погруженный в физическое сознание, ментальный аспект материального сознания, разум нервной системы, направленный вовне разум чувств, физический разум, физический разум чувств, воспринимающий перцептивный разум, перцептивный разум, разум чувств |