Глава шестая. Парамита терпения.
Если мы действительно хотим сохранить драгоценную Бодхичитту, мы должны уделить особое внимание практике этой парамиты, ибо именно терпение позволяет Бодхисаттве справиться со своим злейшим врагом — гневом. Буддизм, пожалуй, говорит о гневе больше, чем какая бы то ни было другая религия. Под этим словом понимается всякое «озлобленное раздражение (нетерпимость) по отношению к существам, к [своему] страданию, к оружию, колючкам или другим вещам, причиняющим страдание; злонамеренность по отношению к объектам13». Причем буддизм не делает исключения и для так называемого праведного гнева, считая, что он омрачает ум волной бурной неконтролируемой страсти.
Гнев, как никакая другая клеша, подрубает под корень обет Бодхисаттвы трудиться на благо всех живых существ. Как сказано в Упали-парипричха-сутре: «Если, практикуя Махаяну, Бодхисаттва под влиянием желания будет преступать обеты в течение кальп, неисчислимых, как песчинки Ганга, все же нарушение, допущенное им, невелико. Но, если Бодхисаттва, пусть даже один единственный раз преступит обет под влиянием гнева, он допустит тягчайшее нарушение. Почему это так? Бодхисаттва, нарушающий обеты под влиянием желания, сохраняет связь с живыми существами, а Бодхисаттва, нарушающий обеты под влиянием гнева, полностью отсекает эту связь. ... Нарушение обетов под влиянием гнева — это тягчайшее нарушение, существенный изъян, страшное падение, порождающее труднопреодолимые препятствия в [осуществлении] Дхармы14 ».
Вот почему Шантидева начинает изложение парамиты терпения (санскр. ksanti-paramita) с обсуждения пагубности гнева (ст. 1—6), способного уничтожить все благодеяния, накопленные за тысячу кальп. Причина возникновения гнева, как и других клеш, кроется в цепляний за «я», из которого рождаются желания и страхи. Если же наши желания не осуществляются, мы начинаем испытывать недовольство, на почве которого и развивается гнев (ст. 7). Именно поэтому Шантидева говорит о порочности не только гнева, но и всякой удрученности, подавленности и печали, ибо они не только препятствуют нам в достижении наших целей, но и способствуют появлению гнева (ст. 8—И).
В Шикшасамуччае Шантидева, цитируя Дхармасамгити-сутру, говорит о трех видах терпения:
1) терпение в отношении страданий;
2) терпение, возникающее при размышлении о Дхарме;
3) терпение при взаимодействии с другими существами.
Все эти виды терпения подробно обсуждаются в Бодхичарья - аватаре. Прежде всего, Бодхисаттва, решивший одолеть свои клеши на благо всех живых существ, должен научиться терпеливо сносить небольшие телесные страдания (ст. 12—21). Это первый шаг, который позволит нам впоследствии выйти победителем из схватки с клешами. И здесь терпение — это высшая доблесть, высший героизм, с которым не сравнятся никакие подвиги на полях сражений. Ибо оно помогает нам укротить наш «необузданный ум», способный причинить вред и нам самим, и существам, нас окружающим. К тому же в страдании можно усмотреть и множество качеств, полезных для духовного развития: оно усмиряет гордыню, пробуждает «сочувствие ко всем существам в самсаре, страх перед пагубным и стремление к Победителям».
Нашим соратником в борьбе с гневом должна быть Дхарма (ст. 22—33). В этой главе Шантидева впервые предлагает нам цепочку традиционных доводов, ведущих к постижению взаимосвязи причин и следствий. С материалом такого рода мы подробно познакомимся позже, в девятой главе, при обсуждении парамиты мудрости. Здесь же цель Шантидевы — доказать, что все явления (включая и те, что вызывают страдание) возникают в силу множества разнообразных условий. Ни одно из самсарических явлений не обладает постоянством, неизменностью и независимостью, ничто не существует вне связи с предшествующими причинами и последующими плодами. Все иллюзорно и призрачно. И если все явления, все поступки и помыслы существ определяются великим разнообразием причин, как же можем мы винить в своих несчастьях какого-то одного человека или явление? Разве не абсурден наш гнев?
Как же мы должны поступать, когда другие существа причиняют нам вред (ст. 34—134)? Для того, чтобы удержаться от гнева и сохранить терпение в этой ситуации, нам необходимо взрастить в себе сострадание к существам, которые ежедневно и ежечасно наносят ущерб самим себе своими пагубными деяниями (ст. 34—38). Кроме того, нужно всегда помнить, что незрелые существа, причиняющие нам вред, действуют не по собственной воле, а под влиянием клеш. И потому именно клеши и есть наши настоящие враги (ст. 39—41).
Существует еще один действенный метод, который позволяет сохранить терпение в сложной ситуации. Шантидева предлагает нам задуматься о том, что все те существа, которые сегодня причиняют нам зло, в прошлом сами страдали от наших дурных деяний (ст. 42—75). И потому лишь самих себя можем мы обвинять в тех бедах, которые выпадают нам на долю.
Очень часто причиной гнева становится зависть к успехам, славе и благополучию других существ (ст. 76—98). И снова Шантидева предлагает нам взглянуть на себя со стороны. Разве не мы сами повинны в том, что не породили причин для достижения славы и почестей?
Да и что такое — богатство, слава и почести? Всего лишь оковы, мешающие нам прийти к Пробуждению. А потому враги, избавляющие нас от этих оков, в действительности, оказывают нам неоценимую услугу. Здесь Шантидева переходит к обсуждению важнейшей темы — правильного отношения к врагам (ст. 99—108). С точки зрения буддизма, враг играет важнейшую роль в духовном развитии, ибо, провоцируя нас своими дурными поступками, он одновременно «содействует нам в деяниях Бодхисаттвы». Ведь только в отношениях со своими врагами мы можем развивать высшее совершенство — терпение, которое позволит нам достичь Пробуждения. А потому своих врагов мы должны почитать наравне со святой Дхармой, ибо они способствуют обретению благородных качеств Будды (ст. 109—118).
Эта глава завершается цитатами из Гандавьюха-сутры (ст. 119— 134), созвучными с основными идеями автора,