Глава вторая. Осмысление сотворенного зла
Итак, созерцая неисчислимые достоинства Бодхичитты, мы взрастили в себе желание зародить «это драгоценное состояние ума». Как же это сделать? Существует великое множество разнообразных способов, позволяющих достичь этой цели. Однако, как отмечает Гамбопа в своем труде Драгоценное украшение освобождения7 (с. 126—127), основными можно считать два: (1) традицию учителя Шантидевы (изначально переданную Арьей Манджушри наставнику Нагарджуне) и (2) традицию учителя Дхармакирти, (первоначально полученную наставником Асангой от Арьи Майтреи).
Таким образом, метод, который описывает Шантидева, является одним из двух традиционно используемых в тибетском буддизме. При этом, помимо метода порождения бодхичитты, существует также специальный обряд (церемония) принятия бодхичитты. Он включает в себя, как и многие буддийские практики, семичленную молитву-обращение.
Семичленная молитва, как видно из названия, состоит из семи последовательных стадий, цель которых — подготовить ум для зарождения Бодхичитты. В Шикшасамуччае Шантидева описывает эту молитву, придерживаясь формулировок заключительной главы Гандавью-ха-сутры и выделяя следующие части:
1) Простирания;
2) Подношения;
3) Осмысление сотворенного зла;
4) Сорадование добродетели;
5) Обращение к Буддам с просьбой повернуть Колесо Дхармы;
6) Обращение к Буддам с просьбой не уходить в Нирвану;
7) Посвящение заслуг.
В Бодхичарья-аватаре Шантидева соединяет первые две части этой молитвы в одну, получая таким образом шесть частей, описанию которых он посвящает вторую и третью главы. Как показывают недавние исследования по сравнению канонических рукописей Бодхичарья-аватары с ранее неизвестными, изначально первая и вторая главы были объединены в одну, что вполне логично, учитывая, что обе они посвящены одной общей теме 8 .
Вторая глава начинается с ритуального подношения даров Татхага-там, Святой Дхарме и Сыновьям Победителей (ст. 1—25). Эта часть семичленной молитвы способствует обретению заслуги, без которой невозможно достичь полного Пробуждения. Наши дары могут быть материальными или воображаемыми, однако высшим подношением, согласно Гамбопе (с. 128), считается медитация о Бодхичитге и постижение учений о бессамостности.
Завершая описание подношения, Шантидева вновь обращается за прибежищем к Трем Драгоценностям (ст. 26). Интересно отметить, что ритуал подношения, приведенный во второй главе, в значительной степени совпадает с церемонией, описанной китайским монахом И-цзином, который посетил Наланду в конце VII века. Это еще раз свидетельствует о том, сколь сильно жизнь великого монастыря отразилась в Бодхичарья-аватаре.
Следующая часть молитвы — осмысление сотворенного зла (ст. 27—66). Она имеет колоссальное значение, ибо помогает нам очиститься от последствий пагубных деяний и помыслов, которые, в противном случае, будут препятствовать нам в достижении Пробуждения.
Здесь очень важно понять, какие именно деяния и помыслы Шантидева называет пагубными, или порочными, ибо в этом буддизм коренным образом расходится с привычным для нас христианским мировоззрением, с его делением на добро и зло. С точки зрения буддизма, ни одно деяние не может быть абсолютно пагубным или абсолютно благим. Все зависит от мотивации — побуждений, которыми мы руководствовались, его совершая. Как пишет Гамбопа (с. 129):
«Когда нашим умом движут клеши — желание, гнев и т. д., человек способен совершить пять тягчайших злодеяний, пять им подобных и десять пагубных деяний9, он может нарушить обет и клятву (самайю) или подстрекать других к совершению таких деяний. Не совершая этого лично, он может находить радость в том, что другие творят их10. Все перечисленное и является порочным, или пагубным. Даже деяния, связанные с Дхармой, — изучение текстов, размышление над ними и осуществление учений, исполняемые под влиянием желания, гнева и других клеш, являются пагубными».
Осмысление сотворенного зла пред лицом Будд и Бодхисаттв помогает нам избавиться от последствий таких пагубных деяний, совершенных как в этой, так и в предыдущих жизнях. Здесь важно подчеркнуть, что речь идет не о сиюминутном порыве сожаления, но о глубоком размышлении о причинах и плодах пагубного, а также о решительном отказе от него в будущем. Неоценимую роль в этом иградо четыре силы. к которым Шантидева и обращается в этой главе:
1) сила раскаяния;
2) сила вверения;
3) сила применения противодействующего средства;.
4) сила отречения от пагубного.
Сначала, прибегнув к первой силе и призвав Будд и Бодхисаттв, Шантидева размышляет обо всем, что совершил или мог совершить на протяжении безначальной самсары (ст. 27—31), а затем упоминает об ущербности любых самсарических дел, привязанностей и страстей (ст. 32—41). Бесчисленные злодеяния мы творим «ради своих друзей и из-за своих врагов», ради обретения земных благ и услад для тела. Но и друзья, и враги, и земные блага, и даже это лелеемое нами тело — все «обратится в ничто», и только плоды злодеяний, из-за них совершенных, будут нашими вечными спутниками. Так размышляя, легко пробудить в себе искреннее сожаление о сотворенном зле.
Итак, итог этой жизни — смерть. Что же ждет нас, не совершивших никаких благодеяний, но всю жизнь потворствовавших своим желаниям? «Страх», — отвечает Шантидева, усматривая в нем положительное зерно. Ведь именно он способен подвигнуть нас к раскаянию (ст. 42-46).
Преисполнившись сожаления, мы должны обратиться ко второй силе — силе вверения (ст. 47—53) и попросить прибежища у Победителей, Дхармы и собрания великих Бодхисаттв. Ведь только они могут вселить в нас бесстрашие и наставить на истинный путь.
Но и они не сумеют помочь нам, если мы не применим третью силу — силу противодействующего метода (ст. 54—59). Что же является этой силой, противоположной нашим злодеяниям и порокам? Осуществление Учения и совершение благих деяний.
Однако, несмотря на то, что нам давно известно о неизмеримой пользе Учения и практики добродетели, мы зачастую продолжаем нарушать «предписания учителей» и вовлекаемся в круговорот самсары. Дабы этого не случилось, нам необходимо обратиться к четвертой силе — силе отречения (ст. 60—65). Вслед за Шантидевой, мы должны взрастить в себе искреннее желание навсегда отказаться от па губного.