Партизанская и гражданская войны
Партизанская война есть народная вооруженная борьба, ведущаяся самостоятельно действующими отрядами на занятой противником территории.В ходе революции она возникает в двух случаях: либо когда революция уже фактически началась, но полной готовности для решительного сражения у нее пока нет; либо когда в решающем сражении революция потерпела поражение, но окончательно еще не завершилась. В обоих случаях революционная активность масс выражается в различных партизанских действиях против контрреволюционных сил.
В нашей стране партизанская война получила широкое распространение в период революции 1905–07 гг. в виде деятельности боевых рабочих дружин. Ленин уподобил ее «затяжному восстанию», которое в отличие от «восстания сразу» занимает длительный промежуток времени. Свой взгляд на содержание данного явления он изложил в подготовленном для IV съезда РСДРП проекте резолюции «Партизанские боевые выступления». Там отмечается:
1. Партизанские боевые выступления по своему характеру должны быть сообразованы с задачей воспитания руководителей масс во время восстания и наработки опыта наступательных, внезапных военных действий.
2. Главнейшей непосредственной задачей партизанских выступлений является разрушение правительственного, полицейского, военного аппаратов и беспощадная борьба с активно-черносотенными организациями, прибегающими к насилию над населением и к запугиванию его.
3. Допустимы также боевые выступления для захвата денежных средств, принадлежащих неприятелю, т.е. правительству, и для обращения этих средств на нужды восстания. Причем необходимо обратить серьезное внимание на то, чтобы интересы населения были возможно менее нарушаемы.
4. Партизанские боевые выступления должны проводиться под контролем партии и притом так, чтобы силы пролетариата не растрачивались понапрасну, учитывались условия революционного движения данной местности и настроение широких масс.
Ленин уделил пристальное внимание осмыслению использовавшихся в ходе партизанской войны форм борьбы. Ими были:
Баррикадные и уличные сражения.В свое время Энгельс на основе обобщения опыта баррикадной борьбы середины XIX в. пришел к выводу, что эра баррикад и уличных боев миновала навсегда, ибо защитники баррикад против современного войска устоять не могут. Ленин, изучив баррикадную борьбу в период декабрьского вооруженного восстания 1905 г., уточнил, что миновала не эра баррикадных сражений, а только эра старой баррикадной тактики, когда баррикады обороняются, а правительственные войска наступают. Декабрьское восстание, пишет он, выдвинуло новую баррикадную тактику, состоящую в деятельности подвижных мелких рабочих дружин. И она показала возможность успешной открытой вооруженной борьбы народа даже против современной военной техники и военной организации. Да и сам Энгельс сделал свой вывод с оговорками, указав на необходимость выработки здесь новой революционной тактики и отметив, что хотя баррикады и устарели, они снова могут оказаться нужными, когда армия станет на 1/3–2/5 социалистической, и дело дойдет до ее выступления на стороне народа.
Террор.Выше сказано, что марксизм-ленинизм, отрицая индивидуальный террор, признает необходимость в классовой борьбе всенародного террора, связанного с массовым революционным движением трудящихся. Именно такой террор и характерен для партизанской войны. Он представлял собой не месть, а военные действия и направлялся против шпионов, провокаторов, предателей. Вместе с тем Ленин указывал, что, беря на вооружение всенародный террор, революционные социал-демократы должны тщательно организовывать и контролировать его, подчиняя интересам классовой борьбы трудящихся и беспощадно отсекая возможные босяческие извращения этой формы партизанской войны.
Экспроприации («эксы»).Под ними понимается принудительное отчуждение собственности. Большевики допускали осуществление в партизанской войне «эксов»с тем, чтобы, во-первых, отчуждение личной собственности не производилось совсем, и, во-вторых, чтобы отчуждение казенной собственности производилось непременно под строгим контролем партии при употреблении, как уже отмечено, полученных средств на нужды восстания.
В конечном итоге значение партизанской войны в ходе революции заключается в том, что она истомляет противника непрерывными стычками, колеблет его войско, обучает, воспитывает и закаляет революционную армию, дает народным силам время для подготовки к решающей битве.
Наибольшее выражение насилие в классовой борьбе получает через гражданскую войну. Гражданская война есть организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными слоями, характеризующаяся общенациональным размахом и особой ожесточенностью. В своем отношении к гражданской войне марксизм-ленинизм исходит из того, что кто признает классовую борьбу, не может не признавать и гражданской войны. Во всяком антагонистическом обществе она представляет естественное, при известных обстоятельствах неизбежное продолжение, развитие и обострение классовой борьбы. Все великие революции подтверждают это. В такие периоды коммунисты обязаны стоять на точке зрения гражданской войны. Любое моральное осуждение ее недопустимо. Коммунисты должны возглавить трудящихся и сделать все для их победы над угнетателями. Яркий пример тому – гражданская война в России в 1918–1920 гг. Большевики подняли против контрреволюционных сил самые широкие слои трудящихся, организовали и возглавили их. И благодаря победе в этой войне было сохранено, упрочено первое в мире государство рабочих и крестьян, создана возможность перехода к мирному развернутому социалистическому строительству.
Характеризуя в целом роль и значение вооруженной борьбы в революционном движении трудящихся, Ленин писал: «Это – тяжелая школа, и полный курс ее неизбежно содержит в себе победы контрреволюции, разгул озлобленных реакционеров, дикие расправы старой власти над мятежниками и т.д. Но только отъявленные педанты и выжившие из ума мумии могут плакаться по поводу поступления народов в эту мучительную школу; эта школа учит угнетенные классы ведению гражданской войны, учит победоносной революции, концентрирует в массах современных рабов ту ненависть, которую вечно таят про себя рабы забитые, тупые, невежественные, и которая ведет к величайшим историческим подвигам рабов, сознавших позор своего рабства»[85].