Глава пятая. насилие в стратегии и тактике
КОММУНИСТОВ
Насилие – неизбежный момент исторического
Развития, классовой борьбы
Насилие есть применение определенным классом, социальным слоем различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов, социальных слоев с целью установления или сохранения своего господства.В основе насилия, стало быть, лежат не субъективные желания кого-либо, а объективная противоположность интересов и устремлений классов, социальных слоев. Они побуждают классы, социальные слои использовать по ходу деятельности насилие, силу. Требование, не опирающееся на силу, отметил Ленин, смешно. Причем если насилие используется реакционными классами, социальными слоями, то оно играет в истории отрицательную, контрреволюционную роль, ибо сдерживает общественный прогресс, мешает рождению и утверждению новых форм жизни. Если же насилие используется прогрессивными классами, социальными слоями, то оно играет в истории положительную, революционную роль, ибо ускоряет общественный прогресс, способствует рождению и утверждению новых форм жи-зни.
В марксистско-ленинском идеале места насилию над людьми вообще нет. И уже отмечено, что с точки зрения марксизма-лени-низма коммунистам предпочтительно мирно решать стоящие перед ними задачи. Но они вынуждены прибегать к революционному насилию там, где сталкиваются с насилием реакционным. Ведь реакционные классы обыкновенно сами прибегают к насилию, ставят, пишет Ленин, в порядок дня штык. И, разъясняет он, говорить просто о насилии, без разбора условий, отличающих реакционное от революционного насилия, значит быть мещанином, отрекающимся от революции, обманывать себя и других софистикой. Насилие реакционное осуществляется во имя интересов меньшинства, насилие революционное осуществляется во имя интересов большинства; оно ущемляет права эксплуататоров, но расширяет права эксплуатируемых. И, по выражению Маркса, революционное насилие является повивальной бабкой старого общества, когда оно беременно новым. Революционное насилие помогает новому родиться. Посредством него общественное движение пролагает себе дорогу, ломая все окаменевшее и омертвевшее.
Таким образом, революционное насилие представляет собой вполне нормальное, законное средство борьбы трудящихся против угнетателей. Маркс даже ставил в упрек Парижской коммуне то обстоятельство (видя в нем одну из причин ее поражения), что она недостаточно пользовалась оружием для подавления своих противников. Сопротивление, писал он, должно быть не пассивным, а активным. На контрреволюционное насилие следует отвечать революционным насилием. Иначе сопротивление уподобится сопротивлению теленка, которого мясник тащит на убой. Вооруженное сопротивление классового врага, указывал Ленин, должно быть сломлено и раздавлено вооруженной рукой. Всякое моральное осуждение вооруженной борьбы совершенно недопустимо с точки зрения марксизма. Без насилия народа по отношению к насильникам над народом нельзя избавить народ от насильников. Выступая за мирное течение классовой борьбы, коммунисты должны помнить, что в ней бывают моменты, когда интересы трудящихся, требуют беспощадного истребления их врагов в открытых боевых схватках.
Аналогично марксизм-ленинизм рассматривает и войны – крайнее проявление насилия в истории. К войне, считает он, нельзя подходить с сентиментальной точки зрения, воспринимать ее просто как «грех», как случайность, которой может и не быть. Она составляет такую же обязательную форму жизни антагонистического общества, как и мир. Пока человечество делится на антагонистические классы, пока существуют эксплуатация и угнетение, войны неизбежны. Однако они бывают разные. Есть войны несправедливые, реакционные – ведущиеся в интересах эксплуататоров и угнетателей против трудовых масс. И есть войны справедливые, прогрессивные – ведущиеся в интересах трудовых масс против эксплуататоров и угнетателей. И, бесповоротно осуждая войны как зверские способы решения споров, марксизм-ленинизм в то же время утверждает, что коммунисты не могут быть против всякой войны, а должны признавать и поддерживать войны справедливые, прогрессивные. К их числу принадлежит и революция. Ее, как сказано, правомочно считать единственно законной, справедливой, священной и правомерной войной из всех, какие только знала история. Ибо она ведется не в корыстных целях эксплуататоров и угнетателей, а в интересах народа, трудящихся против эксплуатации и угнетения.
В марксизме-ленинизме особо подчеркивается, что во время войны идеалом коммунистов должна стать воюющая партия. Всю ее деятельность надлежит подчинить принципу: «коль война, так по-военному». Она должна на деле выступать, как воюющая сторона, не упускающая ни одного случая нанести ущерб неприятелю.