Проведение намеченной генеральной линии в жизнь

Здесь прежде всего важны следующие марксистско-ленинские установки:

Первое. Стратегическое руководство обязано постоянно следить за тем, чтобы в ходе повседневной деятельности партии по решению очередных задач не произошло отклонение от намеченной генеральной линии, не выпали из поля зрения основные цели борьбы. Допущение этого ведет к громадной ошибке, именуемой у моряков «потерей курса». Она чревата исключительно негативными последствиями и может полностью обесценить все усилия коммунистов. Через любые перипетии и затруднения, зигзаги и повороты принятая на вооружение генеральная линия должна неуклонно, последовательно претворяться в жизнь.

Второе.Стратегическое руководство обязано позаботиться о том, чтобы не возник отрыв используемой партией тактики от потребностей стратегии, не образовалось несоответствие между ними. Поскольку тактика вытекает из стратегии, подчиняется ей и обслуживает ее, тактические решения и действия должны расцениваться не сами по себе, не с точки зрения своего непосредственного эффекта, а с позиций того, в какой мере они соответствуют замыслу и возможностям стратегии, как способствуют решению ее задач. И если оказывается, что тактические успехи, блестящие по непосредственному эффекту, противоречат замыслу, возможностям и задачам стратегии, от них следует безусловно отказаться. Насущно необходимо пренебречь сиюминутным успехом, сознательно пойти на тактические минусы и проигрыши, чтобы в будущем обеспечить за собой стратегические плюсы и выигрыши. На каждом этапе, в каждый момент борьбы требуется использовать такие формы деятельности, которые более всего соответствуют замыслу, возможностям стратегии и максимально способствуют решению ее задач.

Третье.Стратегическое руководство обязано в ходе осуществления генеральной линии последовательно применять принцип глав-ного звена в работе. Речь идет о том, чтобы из всего многообразия задач, стоящих перед партией в какой-либо момент, выделять именно ту задачу, решение которой является для коммунистов главным делом и позволяет решить все остальные задачи. Ленин по этому поводу разъяснял: «Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено»[69]. «Всякий вопрос ‘‘вертится в заколдованном кругу’’, ибо вся политическая жизнь есть бесконечная цепь из бесконечного ряда звеньев. Все искусство политика в том и состоит, чтобы найти и крепко-крепко уцепиться за такое именно звенышко, которое всего меньше может быть выбито из рук, которое всего важнее в данный момент, которое всего более гарантирует обладателю звенышка обладание всей цепью»[70]. «Недостаточно быть революционером и сторонником социализма или коммунистом вообще. Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену, причем порядок звеньев, их форма, их сцепление, их отличие друг от друга в исторической цепи событий не так просты и не так глупы, как в обыкновенной, кузнецом сделанной цепи»[71]. Игнорирование принципа главного звена неизбежно приведет к распылению внимания, сил и ухудшит общие результаты.

Четвертое. Стратегическое руководство обязано обеспечить своевременный и правильный выбор момента решающего удара по противнику. Удара, рассчитанного на нанесение ему стратегического поражения. Это предполагает соблюдение ряда условий:

1. Определение «зрелости плода».То есть выяснение, достиг ли политический кризис в обществе высшей точки и сложились ли необходимые для удара предпосылки. Ленин считал, что решительное сражение вполне назрело, если:

а) все враждебные коммунистам классовые силы достаточно запутались, достаточно передрались друг с другом, достаточно изнурили себя непосильной борьбой.

б) все колеблющиеся , шаткие, неустойчивые, промежуточные элементы, мелкобуржуазные слои достаточно разоблачили себя перед народом, достаточно опозорились своим практическим банкротством;

в) в пролетариате началось и стало могуче подниматься массовое настроение в пользу поддержки самых решительных, беззаветно смелых, революционных действий против буржуазии.

При наличии и верном учете названных обстоятельств победа становится вполне реальной.

2. Подсчет сил. Он может быть осуществлен в виде, например, подготовки и проведения коммунистами демонстрации трудящихся с тем, чтобы посмотреть, насколько активно откликаются массы на призывы партии и на что ей, при начале решительных действий, уместно рассчитывать.

3. Проба сил. Ее задача – дать возможность коммунистам проверить и свою собственную боеготовность, и боеготовность противника31. Осуществляться она может тоже в виде демонстрации, но не такой, как при подсчете сил, а которая по своему политическому весу и значению во многом приближается уже к прямому штурму правящего режима.

4. Сосредоточение главных, с подавляющим перевесом, сил в решающий момент на наиболее уязвимом для противника месте. Этот закон военных успехов, отметил Ленин, является также законом и политического успеха, особенно в той ожесточенной войне классов, которая называется революцией. Надо заставать противника врасплох, нападать на него там, где он более всего слаб и менее всего ожидает нападения.

5. Наличие какого-либо бросающегося в глаза события как повода для начала нанесения удара. Таким событием могут быть враждебные народу акции правящего режима, факты особо вопиющей эксплуатации, произвола и притеснений, стихийные выступления масс и так далее. Они призваны послужить своего рода запалом для воспламенения заряда, должны привести политическую армию революции в активно действующее состояние, обеспечить ей симпатии и поддержку большинства трудящихся.

Игнорирование названных условий неизбежно даст чрезвычайно негативные результаты. Планируемый решающий удар не только не достигнет цели, но, наоборот, может выродиться в карикатурный путч и будет использован противником для разгрома коммунистических сил или, во всяком случае, их деморализации.

Наши рекомендации