Формирование ее движущих сил
Выше отмечено, что поскольку социальную основу коммунистической деятельности составляют не героические одиночки или узкие группы лиц, а широкие слои трудящихся, то обеспечение тесной, постоянно крепнущей связи коммунистов с массами есть важнейшее свойство их стратегии. В соответствии с этим стратегическое руководство, согласно марксизму-ленинизму, на любых этапах борьбы должно предусматривать решение следующих непреходящих задач:
1. Завоевание коммунистами на свою сторону подавляющего большинства авангарда трудящихся – пролетариата и прежде всего его самую сознательную, активную часть.
2. Завоевание на сторону авангарда всех тех категорий населения, которые по своему объективному общественному положению заинтересованы в уничтожении несправедливых порядков и способны на определенном этапе стать союзниками пролетариата.
3. Проведение разносторонней работы по развитию классового сознания, просвещению и организации пролетариата, трудящихся.
Все вместе, данные задачи означают подготовку политической армии революции,формирование ее движущих сил. Из них главной движущей силой, гегемоном революции является пролетариат, а его союзники образуют дополнительные движущие силы, выступают в качестве прямого резерва революции.
В свете сказанного уместно еще раз обозначить исходную для коммунистов марксистско-ленинскую установку: действовать везде, где есть рабочие, есть масса. К укреплению и расширению связей с нею направлять всю деятельность партии, всех ее звеньев и организаций. Коммунисты должны в известном смысле слиться с массой, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определять в любой момент по любому вопросу ее настроения и стремления.
В то же время в марксизме-ленинизме указывается, что коммунисты не должны подпадать под влияние неразвитой массы, не должны льстить ей и тащиться у нее в хвосте. Они всегда были и всегда обязаны быть представителями сознательных, а не бессознательных рабочих, трудящихся. Поэтому опасно и преступно демагогическое заигрывание с неразвитостью масс. Нужно идти в ногу с рабочими, трудящимися на каждой стадии их движения, не скрывая, однако, и не принося в жертву своей четко выраженной коммунистической позиции, не допуская уступок в принципах. Дело коммунистов – поднимать рабочих, трудящихся до революционеров, а не опускаться самим до незрелой массы. Необходимо без тени фальшивой идеализации определять степень сознательности масс и силу влияния на нее тех или иных иллюзий, заблуждений, предрассудков. На каждом шагу общения с массами коммунисты должны толкать их сознание в социалистическом направлении. Очень также важно, чтобы при разработке линии своих действий коммунисты не руководствовались только сиюминутными, преходящими настроениями масс, а исходили из их коренных, глубоких, постоянных интересов. Сиюминутное настроение масс бывает унылым, деморализующим, а коренные интересы в то же время могут требовать активной борьбы и побуждать к ней. Поэтому учет сиюминутного настроения необходим для определения какого-то конкретного шага, но никак не для выстраивания стратегической линии в целом. Рассуждать иначе – значит подменять выдержанное политическое поведение беспринципной зависимостью от настроения. К тому же активная борьба уже сама по себе является обычно могучим фактором замены унылого, деморализующего настроения на боевое и мобилизующее.
В деле подъема масс на активную борьбу огромное, можно сказать, решающее значение имеет обретение ими собственного политического опыта. Таков, отметил Ленин, основной закон всех великих революций. Объясняется это тем, что десятки миллионов людей (особенно неразвитых, отсталых, неграмотных) учатся политике главным образом не из книжек, которые не читают, а из жизни. Только жизнь, ее объективные проявления показывают массам подлинную суть происходящего. И по одному лишь голому совету какой-либо партии десятки миллионов людей на широкие политические действия никогда не идут. Они идут на них лишь в том случае, если вынуждаются к этому жизненными обстоятельствами. Отсюда чрезвычайно сегодня актуально следующее разъяснение Ленина: «Настоящее, окончательное и массовое обособление пролетариата в класс, противопоставление его всем буржуазным партиям может произойти только тогда, когда история своей страны покажет пролетариату весь облик буржуазии как класса, как политического целого,– весь облик мещанства как слоя, как известной идейной и политической величины, обнаруживавшей себя в таких-то открытых широко-политических действиях. Мы должны неустанно разъяснять пролетариату теоретические истины, касающиеся сущности классовых интересов буржуазии и мелкой буржуазии в капиталистическом обществе. Но эти истины войдут в плоть и кровь действительно широких пролетарских масс лишь тогда, когда эти классы будут видеть, осязать поведение партий того или иного класса,– когда к ясному сознанию их классовой природы прибавится непосредственная реакция пролетарской психики на все обличье буржуазных партий»[66]. Массы действительно в первую очередь учатся на собственном опыте, оплачивая зачастую такое учение большими несчастьями и тяжелыми жертвами.
Стало быть, проблему воспитания коммунисты не должны понимать слишком узко, школярски – в виде одной только пропагандистско-агитационной проповеди. Помимо нее, требуется делать все для того, чтобы облегчить массам прохождение учения собственным опытом, помочь им посредством собственного опыта сформировать у себя зрелое классовое сознание, избавиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, глубоко понять, прочувствовать невозможность сохранения старых порядков и обязательность их уничтожения. А главное, необходимо всячески вовлекать массы в практические действия по отстаиванию своих прав и давлению на антинародные силы. Подлинное воспитание масс никогда не может быть отделено от самостоятельной борьбы самих масс. Только такие действия вполне воспитывают эксплуатируемые классы, показывают им меру их сил, расширяют кругозор, проясняют ум, выковывают волю и развивают способности.
Повышение классового сознания масс, их организация, просвещение и обучение на собственном опыте означают работу по подводу политической армии революции, ее движущих сил к ударным позициям, передовым рубежам революционной борьбы с тем, чтобы быть готовыми к прямым схваткам, когда они назреют, к нанесению противнику решающих ударов.