А. Оппортунизм в российском рабочем движении
К нему относятся следующие разновидности:
«Легальный марксизм». Он возник в середине 90-х гг. XIX в. как специфическое отражение марксистской теории в среде либерально-буржуазной интеллигенции, выступавшей против царизма за утверждение в российском обществе капиталистических отношений. Представители его публиковали свои работы в легальной печати, из-за чего он и получил такое название. Суть данного течения состоит в том, что «легальные марксисты» брали на вооружение те положения марксистской теории, которые были для борьбы буржуазии против царизма приемлемы, и отбрасывали все то, что ее интересам противоречило. Так, «легальные марксисты» широко использовали выводы марксизма о прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом и закономерности смены первым второго. Опираясь на эти выводы, они всячески восхваляли капитализм, усматривали в нем высшую ступень развития человечества и призывали, признав свою некультурность, идти к нему на выучку. Однако «легальные марксисты» полностью игнорировали вскрытую марксистской теорией антагонистическую природу капиталистического строя, присущие ему противоречия, отрицали фундаментальные положения марксизма о пролетарской революции, диктатуре рабочего класса и переходе общества от капитализма к социализму. Ограничение самодержавия, утверждение конституционных прав и свобод они всецело связывали с буржуазно-либеральным реформированием российского общества, не признавали и боялись самостоятельного движения широких народных масс. «Легальные марксисты», следовательно, пытались «очистить» марксизм от всякой революционности и превратить его в откровенно либеральную теорию. Быстрая их эволюция в ее сторону привела к тому, что к концу 1900 г. это идейно-политическое течение перестало существовать.
«Экономизм». Он возник, сформировался в период 1897-1899 гг., и его идейный арсенал составляли три стержневых положения. Во-первых, «экономисты», неверно интерпретируя мысль марксизма о закономерном характере общественного развития, абсолютизировали стихийность рабочего движения и фактически преклонялись перед нею. Они утверждали: поскольку все в истории совершается по непреложным законам, то роль сознательного начала в общественных процессах ничтожна. Более того, влияние его излишне и вредно, ибо является насилием над историей. Поэтому, делали они вывод, вносить в пролетариат социалистическое сознание извне и направлять его деятельность не нужно. Следует просто пассивно ждать, пока он сам стихийно сформирует в себе необходимые качества. Во-вторых, «экономисты» считали, что рабочий класс, в силу означенной стихийности развития, не созрел и еще долго не созреет для политической борьбы. Поэтому ему не следует выдвигать собственных политических требований, а необходимо сосредоточиться главным образом на экономической борьбе за удовлетворение своих повседневных нужд (отсюда и название течения). Политической же борьбой должна заниматься либеральная буржуазия, защищая в ней не только собственные, но и пролетарские интересы. Добиваться нужных для себя политических изменений рабочему классу целесообразно не самому, а через либералов как легальной оппозиции царизму в рамках существующего строя. В-третьих, «экономисты» выступали против образования и деятельности самостоятельной революционной рабочей партии, поскольку (вследствие изложенного) в ней, по их мнению, не было необходимости. Они оправдывали разрозненность и кустарничество отдельных кружков, настаивали на создании лишь узкопрофессиональных рабочих организаций. Все это мешало сплочению пролетариата, препятствовало внесению в него социалистической идеологии, подчиняло рабочее движение либеральной буржуазии.
Меньшевизм. Он возник в 1903 г. на II съезде РСДРП из лиц, оказавшихся в меньшинстве при выборах в центральные учреждения партии (отсюда и название течения). Сначала меньшевизм существовал в рамках единой РСДРП как платформа и фракция, а в 1912 г. оформился в самостоятельную партию. С момента своего возникновения меньшевизм стал главным оппортунистическим мелкобуржуазным течением в российском рабочем движении. Это проявилось во всех его теоретических установках и практических действиях. Так, меньшевики отрицали необходимость того, чтобы пролетарская партия была классово выдержанной, крепкой и сплоченной, допускали возможность приема в нее всех желающих без обязательной работы в первичных организациях и соблюдения строгой дисциплины.(Подробно об этом говорится ниже). В период революции 1905-1907 гг. меньшевики не признавали гегемонии в ней рабочего класса, вели линию на подчинение его либералам, выступали против вооруженного восстания и перерастания буржуазно-демокра-тической революции в социалистическую. С образованием под натиском революционных сил Государственной думы меньшевики стали рассматривать ее не как вспомогательное средство, а как центр борьбы против самодержавия, были сторонниками блока с либералами, помогали им укреплять конституционные иллюзии и поддерживать несбыточные надежды на мирное, без свержения царизма, завоевание прав и свобод. После поражения революции в среде меньшевиков возникло движение ликвидаторства, нацеленное на упразднение подпольных партийных организаций, прекращение нелегальной революционной работы и замену ее исключительно легальной, реформистской деятельностью. В годы Первой мировой войны меньшевики встали на путь социал-шовинизма, приняли лозунги защиты буржуазно-помещичьего отечества и установления гражданского мира между эксплуататорами и эксплуатируемыми на военное время. В период Февральской революции 1917 г. меньшевики поддерживали буржуазное Временное правительство, входили в него, подталкивали рабочий класс к соглашательству с капиталистами. Они выступали против Октябрьского вооруженного восстания, а после его победы стали бороться с Советской властью.
Троцкизм. Он тоже возник в 1903 г. на II съезде РСДРП как разновидность меньшевизма, но впоследствии приобрел во многом самостоятельное значение. Название получил по фамилии его основателя и теоретика Л.Д. Троцкого.
Объединенная оппозиция. Она возникла во второй половине 20-х гг. прошлого века из различных антиленинских течений и выступила против курса на победоносное социалистическое строительство в СССР. В ней имелись два уклона – правый и «левый». Правые уклонисты формально признавали возможность построения социализма в СССР. Но, недооценивая силу капиталистических элементов, они отвергали необходимость фронтального наступления на них, исповедовали теорию мирного их врастания в социализм. А поскольку это было неосуществимо, то выходило, что объективно позиция правых уклонистов представляла собой приспособление партийной политики к потребностям «советской» буржуазии, ибо победа социализма здесь означала не ликвидацию капиталистических элементов, а их сохранение и дальнейшее выращивание. «Левые» уклонисты, наоборот, изначально и прямо отрицали воз-можность построения социализма в СССР. Ибо, переоценивая силу капиталистических элементов, они видели только опасность восстановления капитализма в нем, огромные трудности на пути социалистического строительства и совершенно не признавали за рабочим классом, трудящимися способности справиться с ними собственными силами. Отсюда и характерные для «левого» уклона революционная фразеология, авантюризм, «сверхчеловеческие» прыжки в политике, связанные с постановкой невыполнимых задач и недостижимых целей.
Возглавлял объединенную оппозицию троцкизм. Он представлял собой главную разновидность «левого» уклона, а ядром его было положение о перманентной революции. Идею ее выдвинули еще создатели марксизма-ленинизма, считавшие, что пролетариат, осуществив против феодализма вместе с капиталистами буржуазно-демократическую революцию, должен, теперь уже в союзе с беднейшим крестьянством, продолжать борьбу вплоть до революции социалистической. Троцкий же интерпретировал эту идею по-своему. Он не верил в революционные потенции крестьянства и исключал достижение между ним и пролетариатом классового союза. По мнению Троцкого, в ходе революции пролетариат неизбежно придет в столкновение с крестьянством и не сможет удержаться у власти. Поэтому победа социализма в России возможна только при поддержке пролетарской революции с Запада. И, значит, нужно не начинать строительство социализма, а делать революцию непрерывной (перманентной) – экспортируя ее из одной страны в другую и пытаясь вызвать революционные процессы даже там, где для этого не созрели еще предпосылки.
Стало быть, оба уклона, хотя и с разных сторон, вели к одному – восстановлению капитализма в СССР.