Сознание, божественное см. божественное сознание
СОЗНАНИЕ-ИСТИНА см. ИСТИНА И СОЗНАНИЕ
СОЗНАНИЕ, КОСМИЧЕСКОЕ см. КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
СОЗНАНИЕ ТЕЛА
Тело... обладает своим собственным СОЗНАНИЕМ, определяющим его действия без какого-либо вмешательства или даже вопреки нашей ментальной воле. [22:347]
Большая часть сознания тела находится на подсознательном уровне, поэтому сознание тела и ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ тесно связаны друг с другом.
Сознание тела и физическое сознание — не одно и то же; сознание тела есть только часть всего ФИЗИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. [24:1445]
СОЗНАТЕЛЬНАЯ СИЛА (СОЗНАНИЕ-СИЛА)
Сила, созидающая проявленные миры, есть сознательная Сила. [18:90]
Все действия в мире, любая ментальная, витальная и физическая активность — это проявление универсальной ЭНЕРГИИ, Сознания-Силы, принадлежащей Космическому Духу, который составляет истину всего сущего в космосе. [19:923]
СОЗНАТЕЛЬНАЯ СИЛА (СОЗНАНИЕ-СИЛА) И БОЖЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО
Энергия Божественной Матери, созидающая вселенную, МАЙЯ, ПАРАПРАКРИТИ, ЧИТ-ШАКТИ, проявляет свою собственную силу, космическое “Я” и ИШВАРУ в виде двойственного принципа. Все действия Божественного Существа, “Я”, Ишвары не выходят за пределы Божественной Матери и совершаются только в Ней и через Нее. Мать есть высшее проявление Сознания-Силы, объемлющей и заключающей в себе, в ПРИРОДЕ, все души и все живые существа. Бытие и действие всего сущего согласуется с законами Природы и представляет собой проявленную Сознание-Силу, находящуюся в состоянии игры с Божественным Существом и приобретающую миллионы разнообразных форм выражения, отражающих бытие Божественной Матери. [18:356]
СОЗНАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Мы должны осознавать и воспринимать единое сознательное Существо, стоящее за всеми нашими опытами. ... Это — наше истинное “Я”. [18:103]
СОЗНАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВО И ПРИРОДА
В опыте йоги “я”, или существо, по сути составляет единое целое с БОЖЕСТВЕННЫМ или, по крайней мере, является его частью, обладая всеми божественными возможностями. На уровне МАНИФЕСТАЦИИ “Я” имеет два аспекта: ПУРУШИ и ПРАКРИТИ, сознательного существа и Природы. [22:284]
СПОСОБНОСТЬ (ДУХОВНАЯ)
Духовная способность означает лишь естественную способность человека к духовному развитию и переживанию истинного духовного опыта, который можно приобрести на любом уровне бытия. Результат духовного опыта сводится к тому, что вы приобретаете возможность легко вступать в контакт с “Я” и высшими уровнями сознания. [22:325]
СРИШТИ см. ТВОРЕНИЕ
СТАНОВЛЕНИЕ см. БЫТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ
СУБСТАНЦИЯ
Субстанция в том виде, как мы ее знаем, материальная субстанция, есть форма, с помощью которой РАЗУМ, используя органы чувств, соприкасается с Сознательным Существом, по отношению к которому субстанция — это проявление знания. [18:237]
Все есть “субстанция” — в том числе и ПОКОЙ, СОЗНАНИЕ, АНАНДА; существуют лишь различные уровни субстанции. [24:1198]
Если существуют, а в природе должны существовать восходящие уровни субстанции от МАТЕРИИ к ДУХУ, то они будут отмечены последовательным убыванием наиболее характерных физических принципов, таких как концентрация, сопротивление, взаимопроникновение, и одновременным последовательным возрастанием свойств противоположного характера, способствующих чисто духовной самореализации. Восходящие уровни субстанции должны быть отмечены все большим ослаблением привязанности к форме, возрастающей утонченностью и гибкостью самой субстанции и силы, взаимопроникновением, способностью к ассимиляции и взаимообмену, преобразованию и соединению. По мере отдаления от устойчивости формы мы приближаемся к вечной сущности; отходя от принципа двойственности, разделения и сопротивления физической Материи, мы становимся ближе к божественной бесконечности и единству Духа....
Существуют определенные градации субстанции по степени ее утонченности, выходящие за пределы материальной вселенной. Не вдаваясь глубоко в суть вопроса, слишком сложного для нашего настоящего исследования, можно сказать, что градации субстанции соответствуют в главном своем проявлении восходящим уровням бытия - МАТЕРИИ, ЖИЗНИ, РАЗУМУ, СВЕРХРАЗУМУ и высшему божественному триединому принципу САТЧИТАНАНДЫ. Иначе говоря, мы видим, что субстанция по мере восхождения от низшего к высшему на каждом из соответствующих уровней Материи, Жизни, Разума и Сверхразума превращается в средство или орудие космического самовыражения на всех последовательных уровнях бытия. [18:253, 255]
СУБСТАНЦИЯ И СУЩЕСТВО
Субстанция и существо — это одно и то же. В творении они представляют собой два аспекта ДУХА. [23:1072]
СУПРАМЕНТАЛ см. СВЕРХРАЗУМ
СУПРАМЕНТАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ) / СУПРАМЕНТАЛИЗАЦИЯ
В результате супраментальной трансформации происходит преобразование человеческой природы в природу гностического сознания. [22:95]
Супраментализация сознания означает восхождение от уровня разума к супраментальному уровню сознания и нисхождение Сверхразума в земную ПРИРОДУ. [23:509]
Супраментальная трансформация есть конечная стадия СИДДХИ. [22:21]
Освобождение от подсознательного неведения и от болезней, продление физической жизни по желанию и преобразование физиологических функций тела являются составными элементами заключительных этапов супраментальной трансформации. [22:8]
СУШУПТИ см. ДЖАГРАТ И ПР.
СУЩЕСТВОВАНИЕ
Существование есть бесконечная и потому не поддающаяся определению, безграничная Реальность, проявленная в многообразных формах Жизни. [15:56]
Все существование — в том виде как его воспринимают разум и органы чувств — есть МАНИФЕСТАЦИЯ Предвечного и Бесконечного, непознаваемого для человеческого разума и чувств, но доступного для своего собственного осознания. [17:24]
СУЩНОСТЬ
Сущность не поддается определению — она просто существует. [22:286]
Древняя Веданта предлагает нам ... свою концепцию и опыт переживания Брахмана как единого универсального и основополагающего факта, а также опыт восприятия природы Брахмана как САТЧИТАНАНДЫ.
При таком подходе сущность всей жизни заключается в движении универсального и бессмертного бытия, а суть всего чувственного восприятия и эмоций сводится к игре универсального и самосущего блаженства бытия; сущность мысли и интеллектуального восприятия представляет собой излучение универсальной и всепроникающей истины, а вся деятельность — постепенное развитие универсального и самораскрывающегося добра. [18:57]
ТАЙДЖАСА см. ВИРАТ И ПР.
ТАМАС см. ГУНЫ
ТАПАС
Тапас буквально значит — “жар”; впоследствии это слово стало обозначать любой вид энергии, аскетическую практику, воздержание и самоотречение, в результате которого сознательная сила оказывает воздействие на самого человека или на его окружение. Согласно древней легенде, наш мир был создан Тапасом в форме яйца, которое было разбито все тем же Тапасом, а из яйца, как птенец из скорлупы, появился ПУРУША, Душа Природы. [18:570]
Тапас есть сознательная энергия космического бытия, созидающая проявленный мир, поддерживающая его и управляющая им. Этот термин охватывает все значения СИЛЫ, ВОЛИ, ЭНЕРГИИ и того, что связано с активным, динамическим проявлением Силы. [15:93]
Тапас есть божественный аналог низшей витальной, нервной энергии. [12:85]
Тапас — это та сила, с помощью которой самосознание проявляет свои скрытые возможности. Тапас есть Сила, или Энергия, которая, будучи самосознательной, по природе своей представляет собой Волю. [12:121]
Тапас — это воля трансцендентного духа, создающая и поддерживающая вселенную; это также воля свободного индивидуального духа, которая является душой, средоточием его многообразных проявлений. Мы обретаем эту волю, свободную во всех ее выражениях, всеобъемлющую, единую и гармоничную, когда живем и действуем в духе, освободившись от желаний и не прилагая усилий, достигнув духовного блаженства бытия. [21:648—49]
ТАПАСЬЯ
Тапасья есть концентрация воли с целью обретения результатов садханы и установления контроля над низшей природой. [23:541]
Тапасья — это сконцентрированная энергия и воля, направленные на обуздание разума, преобразование витального и физического существ, привнесение высшего сознания на уровень низшей природы или на реализацию любых других йогических, высших целей. [23:596]
ТАТ
Taт обозначает АБСОЛЮТ. [13:475]
Упанишады употребляют термин “тат”, как эпитет Непознаваемого в самом широком и общем значении. [12:95]
ТВОРЕНИЕ
Творение не есть созидание из ничего или создание одной вещи из другой. Творение — это самопроизвольная проекция Брахмана в условиях Пространства и Времени. Творение не есть совершение или делание, оно представляет собой СТАНОВЛЕНИЕ, выраженное в формах и условиях сознательного бытия. [12:80]
Абсолют никем и ничем не создается и ничего не создает сам, в пределах того смысла, который мы вкладываем в эти понятия. Мы можем говорить о творении лишь в смысле становления Абсолюта в определенной форме проявления, которая уже существует в нем как СУБСТАНЦИЯ и статус. [18:333]
Санскритский термин сришти означает проявление того, что уже существует в скрытом состоянии. [16:354]
Сила, созидающая формы, обладающие конкретной реальностью на уровне земного сознания разума, жизни и материи, и есть то, что мы обычно называем творением. [23:895]
ТВОРЕНИЕ И МАНИФЕСТАЦИЯ
Все творение восходит к сознательной субстанции Предвечного и является его МАНИФЕСТАЦИЕЙ. [13:467]
ТЕЛО
МАТЕРИЯ и тело представляют собой лишь одно из многочисленных проявлений СИЛЫ Сознательного Существа, которая является отправной точкой в разнообразных переменных отношениях СОЗНАНИЯ, действующего через свою силу чувственного восприятия. [13:144-45]
Тело есть одновременно и творение ДУХА и место его обитания и поэтому не может быть призрачной тенью или иллюзией. [18:477]
Тело есть внешний признак и очевидный видимый рубеж, отделяющий ПРИРОДУ от Неведения и самозабвения, и в то же время отправная точка, которую использует индивидуальная душа для восстановления единства многообразных форм проявления сознания. [18:578]
Тело — это ... конечное создание, которое не является простым агрегатом более мелких конечных составляющих частей, органов и инструментов; тело обладает сущностью и подчиняется общему закону, позволяющему преодолевать свою зависимость от отдельных составляющих его элементов. [18:328]