Психическое существо и эмоциональное существо

Психическое существо наиболее очевидно проявляется через эмоциональное существо, поскольку психическое расположено непосредственно за сердечным центром. [23:807]

Психическое существо находится за эмоциональным центром; эмоциональное существо в своих проявлениях ближе всего к психическому, и большинству людей проще всего соприкоснуться с психическим и выразить его именно через эмоциональный центр. Поэтому люди нередко принимают одно за другое; однако эмоциональное и психическое — это две совершенно разные вещи. Эмоции обычно носят витальный характер и не связаны с природой психического. [22:339]

ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, ЦЕНТРАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО И ВНУТРЕННЕЕ СУЩЕСТВО см. ВНУТРЕННЕЕ СУЩЕСТВО, ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО И ЦЕНТРАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, ЦЕНТРАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО И ДУША см. ЦЕНТРАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, ДУША И ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

ПСИХОЛОГИЯ

Психология есть наука о СОЗНАНИИ, его состояниях и проявлениях в Природе, а также — если такой опыт может быть возможен — за пределами того, что мы называем Природой. [17:21]

Психология имеет дело с РАЗУМОМ и сознанием и пытается установить не столько их изначальную природу и отношения, сколько законы и формы их фактического проявления. [24:1281]

Психология — это область знания, рассматривающая и изучающая сознание в его всевозможных проявлениях.

Полнота психологических исследований предполагает охват целого комплекса научных дисциплин, изучающих разум, его функции и проявления, а также связи и отношения разума со сферой жизни и материи, с областью интуитивного и экспериментального познания природы разума и его отношений с Сверхразумом и духом.

Истинная психология не укладывается в рамки чисто естественнонаучных исследований, но представляет собой сочетание научного и метафизического знания. [Ежегодник, 1976:9]

ПУРУША

Пуруша, или изначальное сознание, есть Истинное Существо или, по крайней мере, представляет Истинное Существо в зависимости от того, на каком уровне он проявляется. [23:1006]

Сознательное Существо, Пуруша, есть изначальный Дух, свидетель, господин и хозяин, поддерживающий все формы и проявления ПРИРОДЫ. Так же как Дух по своему существу трансцендентен природе, даже когда он и отождествляет себя с процессом универсального и индивидуального становления, так и Пуруша обладает универсально-индивидуальным характером и связан с Природой незримыми узами, даже будучи отделенным от нее. Ибо сознательный Дух, сохраняя свою безличность и универсальность, проявляется в то же время и в личном аспекте1; Пуруша есть безлично-личное существо в Природе, с которой он всегда связан и не может быть полностью от нее независим.

1 Философия Санкхьи делает акцент на этом личном аспекте, придавая Пуруше форму множественности и наделяя Природу универсальностью; при таком подходе, каждая индивидуальная душа представляет собой независимое бытие, хотя в то же время все души в своем опыте переживают одну и ту же универсальную Природу [прим. Шри Ауробиндо].

Природа действует ради Пуруши и согласно его санкциям и воле; Сознательное Существо вкладывает свое сознание в Энергию, которую мы называем Природой, и в этом сознании Пуруши действия Природы отражаются как в зеркале. Пуруша принимает формы, создаваемые Природой как космической Силой, и дает свои санкции на ее действия. Опыт переживания Пуруши-Пракрити, Духа, или Сознательного Существа, в его отношениях с Природой имеет большую практическую важность, ибо от отношений между Пурушей и Пракрити зависит проявление сознания на уровне воплощенного существа, человека. Если Пуруша в человеческом существе занимает пассивную позицию и предоставляет Природе свободу действий, принимая при этом все ее условия и автоматически санкционируя все, что бы она ни делала, то душа человека на уровне разума, жизни и тела, его ментальное, витальное и физическое существо попадают в полную зависимость от Природы и ее деятельности. Такому положению вещей соответствует наше обычное состояние неведения. Если же Пуруша осознает себя как Свидетеля и отчуждается от Природы, то человек делает таким образом свой первый шаг к освобождению души, которая отстраняется от Природы, получая возможность познать ее, ибо человек поднимается тогда на голову выше Природы и, обретая от нее независимость, получает возможность решать и выбирать, идти ли ему и дальше на поводу у Природы и ее действий. В результате мы можем сознательно делать выбор между действием и полной отрешенностью от него, которая достигается путем погружения в глубины духовного безмолвия. Мы также в состоянии подняться на духовный уровень бытия, отвергнув существующие формы Природы, и заново построить свое бытие в этом мире. Пуруша способен покончить со своей зависимой формой существования, аниша, и превратиться в Господа природы, ишвара. [18:348—49]

Пуруша.присутствует на всех уровнях бытия. Можно говорить о ментальном Пуруше, маномайя, который, согласно Упанишадам, контролирует жизнь и физическое тело, о витальном и физическом Пуруше. Есть еще и Чайтья Пуруша, или ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, поддерживающее все остальные уровни сознания в человеке.

В определенном смысле проявленный на разных уровнях Пуруша представляет собой проекции Дживатмана, призванные поддерживать Пракрити на всех планах бытия. В Упанишадах упоминается также супраментальный Пуруша, или Пуруша Блаженства; и если супраментальной природе, или Природе Блаженства, суждено воплотиться на земле, то мы можем стать свидетелями ее проявления в нашем мире. [22:276]

ПУРУША, ВИДЖНЯНАМАЙЯ см. ГНОСТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО (ВИДЖНЯНАМАЙЯ ПУРУША)

ПУРУША И ПРАКРИТИ

Пуруша есть безмолвное сознание-свидетель, наблюдающий за действиями ПРАКРИТИ. Пракрити, в свою очередь, есть Сила Природы, совершающая все действия. Мы начинаем воспринимать Пракрити в таком виде, когда освобождаемся от чувства собственного ЭГО. [22:301]

Пракрити и Пуруша есть две составные части нашего бытия. Пуруша — это Душа, сознание-свидетель, а Пракрити — это Природа, сознание активного действия, облекающее в форму видимый нами мир.

С двойственной категории Пуруши-Пракрити начинается наша Йога. Анализируя свой собственный субъективный опыт, мы приходим к заключению, что наше существо состоит из двух частей, двух форм проявления сознания, которые могут быть полностью отделены друг от друга; одна из них — невозмутимая и пассивная, играющая роль свидетеля, другая — активная и созидающая. Причем первая сознательная форма, Пуруша, Душа, Свидетель, сакши, поддерживает вторую — Пракрити, или Природу, которая представляет собой творческую энергию сакши. Но поначалу создается впечатление, что обе формы сознания не связаны между собой и не имеют друг к другу никакого отношения. [17:51]

Пуруша-Пракрити, СОЗНАНИЕ-СИЛА, ДУША, поддерживающая Природу, — ибо обе составные части бытия представляют собой одно неделимое целое, — есть универсальная и трансцендентная сила. [20:204]

Наши рекомендации