Ишвара-шакти и пуруша-пракрити
Ишвара-Шакти и ПУРУША-ПРАКРИТИ — это не совсем одно и то же, поскольку Пуруша и Пракрити представляют собой разные силы, а Ишвара и Шакти заключают в себе друг друга. ИШВАРА — это Пуруша, несущий в себе Пракрити и управляющий ею с помощью силы своей ШАКТИ. Шакти есть Пракрити, одухотворенная Пурушей и действующая по воле Ишвары, которая стала ее собственной волей, и ее присутствие она сохраняет всегда в своем движении. Тот, кто следует путем Божественной Работы, в первую очередь должен достичь реализации Пуруши-Пракрити, ибо причина нашего неведения и несовершенства кроется в раздельном восприятии сознательного бытия и Энергии и в подчинении своего бытия механизму воздействия Энергии. С помощью реализации Пуруши-Пракрити человек может освободиться от механического давления природы и добиться определенного духовного контроля над ней. Ишвара-Шакти стоит выше отношений Пуруши-Пракрити и неведения, обращая их на службу эволюционным задачам. Реализация Ишвары-Шакти может привести к сопричастности к высшим динамическим проявлениям бытия и выполнению вами божественной работы, а также к полному единству и гармонии вашего существа с духовной природой. [20:205] ИШТА-ДЕВАТА
Ишта-Девата, избранное вами божество, есть одно из имен и обличий трансцендентного и универсального Божественного, а вовсе не какая-то Сила низшего плана. [20:58]
Ишта-Девата — это определенное имя, форма и представление о Божественном, которое каждый может избрать для своего поклонения и почитания в соответствии со склонностями и особенностями своей природы, характера и духовных способностей. [14:165]
ЙОГА
Йога — это единение. [21:528]
Йога есть не что иное, как практическая психология. [20:39]
Йога — это высшая цель и благороднейшее предназначение человека, заключающееся в установлении отношений с БОГОМ. [17:2]
Суть Йоги сводится к достижению контакта человеческого индивидуального сознания с божественным. Йога — это соединение с первоначальным универсальным источником того, что обособилось от своего истинного “я” в результате вселенской игры. [20:27]
Йога — это общий термин для обозначения процесса и его результата, который приводит нас за пределы нашего обычного человеческого бытия и поднимает на новый, более высокий уровень СОЗНАНИЯ, отличного по своей широте от сознания мыслящего человека-животного. Йога есть замена эгоистического сознания на сознание космическое, устремленное к суперкосмическому, трансцендентному Неизреченному или преисполненное им, как источником всего сущего. Йога — это переход от человека-животного к Богосознанию, которое мы воплощаем в его нисхождении в этот мир. [16:291]
Йога есть практическое применение высшей силы ТАПАСА, с помощью которой БОГ созидает, поддерживает и уничтожает МИР, с целью реализации и откровения божественного. Йога всегда заменяет проявления ограниченной и закрепощенной животной человеческой природы на непосредственное действие бесконечной БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ. Йога использует божественные средства для восхождения к божественному.
Вся Йога есть ТАПАСЬЯ, а все СИДДХИ в Йоге — реализация божества либо путем самоотождествления, либо путем установления отношений с Божественным Существом в Его личном или безличном проявлении, или одновременно и тем и другим способами. [17:41—42]
Йога означает единение с Божественным, которое происходит либо на ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ уровне (сверхвселенском), либо на космическом (вселенском), либо на индивидуальном; в нашей йоге единение с Божественным происходит на всех трех уровнях. Йога означает также достижение такого состояния сознания, в котором вы не ограничены своим мелким эго, индивидуальным разумом, витальным и физическим существом, но пребываете в единении с высшим “Я”, или вселенским (космическим) СОЗНАНИЕМ, или же соприкасаетесь с вашим глубоко скрытым сознанием, на уровне которого вы осознаете свою ДУШУ, ВНУТРЕННЕЕ СУЩЕСТВО и реальную ИСТИНУ бытия. На уровне йогического сознания вы познаете и соприкасаетесь не только с вещами и предметами, но и силами, и СОЗНАТЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВОМ, скрытым за этими силами. Причем все это вы осознаете не только в себе, но и на уровне ВСЕЛЕННОЙ. [24:1149-50]
ЙОГА И ЖИЗНЬ
При правильном подходе к ЖИЗНИ и к Йоге вся наша жизнь, сознательно или бессознательно, — это Йога, поскольку под этим термином мы подразумеваем организованные определенным образом усилия, направленные на самосовершенствование, которое заключается в проявлении потенциальных возможностей, скрытых в человеческом существе, и в соединении нашей личности с универсальным и трансцендентным БЫТИЕМ, частично выраженным и в ЧЕЛОВЕКЕ, и в КОСМОСЕ. Вся жизнь, если отбросить внешнюю видимость, — это Йога ПРИРОДЫ во всей ее широте, направленная на достижение совершенства, более полное раскрытие ее нереализованных возможностей и соединение со своей божественной сущностью. [20:2]