Дживатман и атман см. атман и дживатман
ДЖИВАТМА(Н) И ЭГО
Необходимо... избавиться от глубоко укоренившегося в нас и неопределимого чувства ЭГО... и обратиться к ПУРУШЕ, тенью которого по сути и является человеческое эго и за счет которого существует. Эта тень должна исчезнуть, уступив место чистой СУБСТАНЦИИ духа.
Субстанция, о которой идет речь, есть скрытое человеческое “я”, в европейской традиции именуемое Монадой, а в индийской философии — Дживой или Дживатманом; это живая сущность, дух воплощенного создания. Джива не имеет ничего общего с ментальным чувством эго, созданным Природой для решения ее временных задач. Он ничем не связан, как ментальное, витальное или физическое существо, никакими привычками, законами и процессами. Джива есть ДУХ и высшее “Я”, превосходящее Природу. [20:345]
Эго не является нашим истинным существом; когда оно исчезает, остается духовная ЛИЧНОСТЬ, вечный ДЖИВА. ... Духовная личность человека есть истина, простирающаяся за пределы неведения; эго — не что иное, как ее обманчивая тень и проекция на уровне неведения. [13:529-30]
ЧИТ-ШАКТИ, или Бхагават Четана, есть МАТЬ, а Дживатма — ее часть, психическое или душа — ее искра. Эго — это искаженное отражение психического или Дживатмы. [25:79]
ДЖИВАТМАН И ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО см. ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО И ДЖИВАТМАН
ДЖНЯНА
В индийской философии и Йоге этот термин, джняна, всегда обозначает высшее ЗНАНИЕ духа; это тот свет, благодаря которому мы обретаем свою истинную сущность, а вовсе не знание, предполагающее накопление информации и обогащение нашего интеллекта. Джняна — это ни научное, ни философское знание, ни знание этики, психологии или эстетики, ни мирское и ни практическое знание. [13:194]
Джняна — это не мыслительный процесс ИНТЕЛЛЕКТА, предполагающий постижение ментальной формы истины с помощью разума; джняна есть видение этой истины и соединение с ней на уровне души и силы внутреннего существа, ее духовное постижение путем самоотождествления с объектом знания. [14:271]
ДИСЦИПЛИНА
Дисциплина — это совершение поступков и действий в соответствии с устоями истины, требованиями закона действия (ДХАРМЫ) или высшего авторитета или принципа, признаваемого разумом и волей, в противоположность действиям, предпринимаемым по своей прихоти и направленным на удовлетворение витальных импульсов и ЖЕЛАНИЙ. В Йоге дисциплина основана на подчинении ГУРУ или Божественному и на соблюдении закона Истины, полученному из уст Гуру. [23:826]
Дисциплина предполагает осуществление контроля над жизнью и действиями согласно представлениям о правде и истине; другими словами, дисциплина исключает произвольные проявления витального и физического существа, равно как и бесконтрольные и беспорядочные причуды и прихоти разума. Дисциплина — это также повиновение тем, кому следует подчиняться. [24:1325]
ДОБРО
За нашими представлениями о добре стоит скрытое во всем благо, которое человек пытается выявить и раскрыть с помощью понятия добра и присущего ему нравственного инстинкта. Вечное высшее Добро превосходит наши несовершенные и отрывочные этические концепции. [15:142]
Все, что способствует вашему обращению к БОЖЕСТВЕННОМУ, следует рассматривать как добро; все, что отвращает вас от Божественного, — есть зло. [23:584]
ДУХ
Дух есть сознание, превосходящее РАЗУМ, АТМАН или высшее “Я”, постоянно пребывающее в единстве с БОЖЕСТВЕННЫМ. [22:278]
Под Духом мы подразумеваем самосущее БЫТИЕ, обладающее бесконечной силой СОЗНАНИЯ и безусловным безграничным Блаженством. [13:144]
ДУХ И ИДЕЯ И СИЛА см. ИДЕЯ И СИЛА И ДУХ
ДУХ И МЕНТАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, ВИТАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, ФИЗИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО
На каждом определенном плане бытия ПРИРОДЫ Дух проявляется в соответствии с законами соответствующего уровня. Так, на уровне ментальной Природы он имеет форму МЕНТАЛЬНОГО СУЩЕСТВА, на уровне Жизни — ВИТАЛЬНОГО СУЩЕСТВА, на уровне Материи — ФИЗИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА, а на уровне Супраментального сознания — облекается в форму Существа Знания. На высших уровнях духовного бытия Дух проявляется в виде Существа блаженства и чистого СУЩЕСТВОВАНИЯ. В человеке Дух поддерживает всю его природу как ПСИХИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, внутреннее “Я”, на которое опирается наше сознание, и духовное бытие. [18:350—51]
ДУХ И ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО см. ДУША И ДУХ И ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО
ДУХ И РАЗУМ
ДУХ и РАЗУМ — это два разных понятия, которые не следует путать. Разум представляет собой инструментальную сущность, инструментальное сознание, в функции которого входит мышление и восприятие; дух же является изначальной сущностью или сознанием, которое не нуждается ни в ментальном мышлении, ни в чувственном восприятии, поскольку всякое ЗНАНИЕ духа есть знание непосредственное и изначальное, сваямпракаша. [22:322]