Возвышенный разум и внутренний разум

Возвышенный Разум есть самый первый и низший из уровней сознания духовного разума, расположенный выше обычного ментального сознания. См. также ВНУТРЕННИЙ РАЗУМ. (Прим. сост.)

ВОЛЯ

Воля есть СИЛА Бытия, проявленная в сознательном действии. [19:1024]

Воля есть воздействие СОЗНАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ на ПРИРОДУ. [23:566]

Воля — это сознательная сила, действующая на основе определенной цели. [Наставление 7:107]

Энергия, создающая мир, не может быть не чем иным, как Волей, а Воля, в свою очередь, есть лишь СОЗНАНИЕ, воплощенное в действии и его результате. [18:14]

Ментальная или витальная воля есть лишь проявление изначальной воли в сознании...

Существует сознание, отличное от разума и жизни, в противном случае садхана не имела бы никакого смысла. Истинная воля принадлежит этому сознанию. [Наставление 1:116—17]

ВОЛЯ, БОЖЕСТВЕННАЯ см. БОЖЕСТВЕННАЯ ВОЛЯ

ВОЛЯ-ЗНАНИЕ

[Воля-Знание] является обычно атрибутом СУПРАМЕНТАЛЬНОГО сознания, на уровне которого нет разделения между ЗНАНИЕМ и ВОЛЕЙ, воздействующими друг на друга или, точнее, связанными в неразрывное целое и потому непогрешимыми. [24:1160]

СОЗНАНИЕ, которое является СИЛОЙ, заключает в себе природу БЫТИЯ, и это сознательное Бытие, проявленное в виде творческой Воли-Знания, представляет собой ИДЕЮ-РЕАЛЬНОСТЬ или Супраментальное сознание. [18:189]

ВОЛЯ И ЖЕЛАНИЕ

Воля Духа на уровне ЭГО превращается в ЖЕЛАНИЕ. [19:769]

Воля есть реальная определяющая сила жизни ДУХА; желание — не что иное, как искажение воли на уровне жизни тела и ФИЗИЧЕСКОГО РАЗУМА. Изначальная устремленность души к обладанию и наслаждению миром проявляется в воле к наслаждению, а стремление к удовлетворению желаний есть лишь искажение воли к наслаждению на витальном и физическом уровне. Необходимо отличать чистую волю от желания, внутреннюю волю к наслаждению от внешних пристрастий и вожделений разума и тела. [21:631]

ВОЛЯ И ЗНАНИЕ

ЗНАНИЕ есть сила и действие сознания. Воля есть сознательная энергия и сознательное проявление силы бытия. [19:1037]

ВОЛЯ И ЦЕЛЬ

Эти два слова имеют разное значение. Цель означает намерение, задачу, к разрешению которой стремится Божественное в своей работе. Термин “Воля” имеет более широкое значение.1 [25:390]

1 В английском языке слово “purpose” имеет также значение “воля”, “решимость” (прим. пер.).

ВОСХОЖДЕНИЕ И НИСХОЖДЕНИЕ

Практика этой йоги состоит из двух частей. С одной стороны, это восхождение сознания к высшим планам БЫТИЯ, а с другой — нисхождение силы высших планов в земное сознание для изгнания Силы тьмы и Неведения и преобразования природы. [24:1126]

В нашей йоге СОЗНАНИЕ (после подготовки его низших слоев в результате получения определенного психо-духовного и оккультного опыта) устремляется вверх, в область, расположенную над Брахмаран-дхрой, к высшим сферам чисто духовного сознания не затем, чтобы получить что-то от них, а для того, чтобы пребывать там постоянно и полностью изменять свыше низшие планы сознания. Духовное сознание, будучи по своей природе СВЕТОМ, СИЛОЙ, АНАНДОЙ, МИРОМ, ЗНАНИЕМ и бесконечной ШИРОТОЙ, обладает определенным динамизмом, которым нужно овладеть и наполнить им свое существо. [22:109]

Ощущение волн, поднимающихся из глубин нашего существа, от пят до головы, ведет к внутреннему пробуждению и преобразованию внешнего бессознательного существа. Это и есть восходящее движение нашего низшего сознания к духовным планам сознания высших сфер. Процесс восхождения сознания аналогичен тантрическому пробуждению КУНДАЛИНИ (энергии, дремлющей в нашем теле, которая по мере пробуждения поднимается по позвоночному столбу и проходит через ЦЕНТРЫ — чакры к Брахмарандхре на встречу с Божественным). В нашей йоге этот процесс не вызывается преднамеренно, а является непроизвольным устремлением вверх низшего сознания; иногда в форме потока или волн, иногда в виде менее ярко выраженного движения. В то же время происходит нисхождение в тело БОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ и его СИЛЫ, это нисхождение ощущается как вливание покоя и мира, силы, энергии и света, радости и экстаза, широты, свободы, знания Божественного Существа и его Присутствия. Вы можете чувствовать нисхождение либо одного из перечисленных аспектов, либо нескольких, либо сразу всех вместе. [23:991—92]

ВРАЖДЕБНЫЕ СИЛЫ

Враждебные силы стремятся извратить все и вся, они противостоят БОЖЕСТВЕННОМУ и препятствуют ЙОГЕ. [22:397]

Основная задача враждебных сил заключается в противостоянии Божественному, Свету, Истине и Божественной Работе. [24:1733]

Одно дело — обычные человеческие недостатки, которые являются результатом деятельности низшей природы НЕВЕДЕНИЯ. Действие враждебных сил представляет собой особое целенаправленное вторжение противостоящих Божественному энергий и сущностей, создающих острые внутренние конфликты, сильные депрессии, мысли и побуждения, схожие с внушениями, как, например, стремление покинуть Ашрам, бросить йогу, противоборствовать Божественному. Такие внушения, иррациональные импульсы толкают человека к бедствиям и катастрофам и отличаются тем, что им трудно противостоять. Враждебные силы — это явление совершенно другого порядка, нежели обычные человеческие слабости. [24:1731]

НИЗШАЯ ПРИРОДА исполнена неведения и противостоящих Божественному импульсов, которые сами по себе не носят враждебного характера, но недоступны для влияния Света и Истины. В отличие от низшей природы, глухой к божественному влиянию, враждебные силы отличаются резкой, активной направленностью действий против всего божественного; они используют низшую природу, извращают ее, наполняют искаженными проявлениями и импульсами и таким образом воздействуют на человека, пытаясь завладеть им или полностью подчинить его своему контролю. [24:1733]

Всякий, кто раскрыл в себе способность внутреннего видения и столкнулся с этим неприятным знакомством, не может усомниться в реальности враждебных сил, в их пагубной роли и настойчивости их усилий. [22:24]

ВРАЖДЕБНЫЕ СУЩЕСТВА

Асуры наравне с прочими враждебными существами, ракшасами, пишачами и другими, им подобными, напоминают дьяволов в христианской традиции; они противостоят божественному промыслу и эволюционным задачам, стоящим перед человеком. [22:394]

Асуры в действительности являются темной стороной ментального уровня сознания, а точнее витального ментального. Разум — это среда обитания и действия асурических сущностей. Их главная характерная особенность — ярко выраженный эгоизм и противоборство высшему закону. Асуры обладают самоконтролем, интеллектом и тапасом, но все это обращено на службу их ЭГО. Аналогичные враждебные сущности, обитающие на низших витальных уровнях сознания, называются ракшасами; они являются носителями сильных страстей и всего, что с ними связано. На витальном плане бытия существуют также и другие существа, называемые пишачами и праматами, которые связаны с проявлениями физического витального уровня сознания. [22:395]

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

Время и Пространство... это условные категории мировосприятия, заложенные в нас Богом. [13:347]

Время и пространство не имеют границ, они бесконечны и являются формой проявления СОЗНАНИЯ, которое обусловливает определенный порядок, последовательность и соотношение происходящих событий, вещей и явлений. [22:224]

Протяженность — реальна, длительность — реальна, Пространство и Время — реальны. [18:76]

На чисто ментальном уровне можно не принимать во внимание последовательность развертывания событий и форму распределения СУБСТАНЦИИ, фиксируя лишь чистое движение СОЗНАНИЯ-СИЛЫ, образующее Пространство и Время, которые, в свою очередь, будут выступать просто как аспекты универсальной силы Сознания, образующие в целом основу ее действия. С точки зрения уровней сознания, превосходящих разум и воспринимающих наше прошлое, настоящее и будущее как единое целое, содержащее все три времени сразу, но не ограниченное ими и не связанное конкретным моментом во Времени, определяющим для нас прошлое и будущее, Время может предстать как вечно существующее настоящее. Так же и для сознания, не сосредоточенного в любой отдельной точке Пространства, но охватывающего одновременно все его области, Пространство, как и Время, является субъективной и неделимой протяженностью. [18:133-34]

ВСЕЛЕННАЯ

Вселенная — это Божественная совокупность преходящих и изменяемых обстоятельств, находящихся в зависимости от беспристрастной, непреходящей и вечной Бесконечности. [12:98]

Вселенная есть самовоссоздающийся процесс высшей РЕАЛЬНОСТИ; присутствие этой реальности превращает ДУХ в главную СУБСТАНЦИЮ всего сущего, которая, в свою очередь, является проявлением силы духа, средством и формой его МАНИФЕСТАЦИИ. [19:755]

Вселенная — это не просто математическая формула для выражения отношений между определенными ментальными абстракциями в виде чисел и принципов, которые, в конечном счете, приводят к нулю или пустоте; она не является также и физическим феноменом, выражающим определенное равновесие сил. Вселенная — это блаженство влюбленного в Дух, это игра и забава вечного Младенца, неиссякаемое творчество Поэта, охваченного восторгом Его собственной силы и страсти бесконечного творения. [16:380]

ВСЕЛЕННАЯ И ЛИЧНОСТЬ

Вселенная — это рассеянное в бесконечном ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ божественное Множество; ЛИЧНОСТЬ — это сконцентрированное многообразие божественных форм в пределах Пространства и Времени. [18:45]

Наши рекомендации