Диалектический метод Сократа
Философ обращается к другим, чтобы с их помощью приобрести недостающее ему знание, -форму общего, диалектического исследования (диалектика). Диалектика как метод Сократа связана с его открытием сущности человека как души. В этом методе имеются преимущественно две стороны:
· Он, во-первых, развивает всеобщее из конкретного случая и выявляет понятие, которое в себе существует в каждом сознании
· Во-вторых, разлагает застывшие, непосредственно воспринятые в сознании общие определения представления или мысли и приводит в замешательство собеседника посредством сопоставления этих общих определений с конкретными иллюстрациями
Беседовать с Сократом означало держать "экзамен души", подвести итог жизни и, как уже заметили современники, выдержать именно "моральный экзамен". Собеседники Сократа наивно считают, что владеют каким-либо знанием, Сократ же должен исследовать, как обстоит дело с этим предполагаемым знанием. Его деятельность состоит в испытании людей.
Диалектика Сократа совпадает с диалогом, который состоит из двух существенных моментов — "опровержения" и "майевтики". Чтобы осуществить это, Сократ применяет маску "незнания" и наводящее страх оружие — иронию.
"Опровержение", приведение в замешательство, было деструктивным элементом метода. Заставив собеседника признать его, Сократа, невежество, он понуждал его определить объект исследования, затем различными путями делал выводы и подчеркивал их неполноту и противоречивость, затем шел процесс их критики и опровержения до того момента, пока слушатель не признавал самого себя невеждой.
По Сократу, душа не может постичь истину, если только она "не беременна". Себя же он полагал, как мы видели, невеждой, т.е. не считал себя вправе нести другим знание, по крайней мере знание об определенных вещах. Подобно женщине, что при родах нуждается в помощи, ученик, душа которого беременна истиной, нуждается в помощи со стороны своего рода повивальной бабки, духовного повивального искусства, для высвобождения истины на свет, т.е. майевтика является искусством помогать мысли, уже содержащейся в самом сознании каждого человека, появляться на свет, а именно вывести из неопределенного представления понятие
Билет 6
«Теория идей». Онтология и гносеология Платона
Теория идей:Платон (427 – 347 до н.э.) ввел в качестве философского понятия термин «идея», употребляя греческие слова «idea» и «eidos» попеременно. Многозначность этого термина: вид (видимая форма), суть, природа, сущность. «Idea» в переводе на латинский превратилось в «forma», а в английский вошло как «form». То, что в окружающем мире мы воспринимаем как тот или иной предмет, является по сути существенным в этом предмете – его идеей. Именно идея делает предмет познаваемым, позволяет дать имя предмету. Платоновские идеи не просто умственные представления, не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от всего чувственного. Сущность вещей делает каждую вещь тем, что она есть на самом деле.
Онтология и гносеология Платона:«онтология» – учение о бытии, «гносеология» – учение о познании. Если Сократ обьявил, что лишь познание дает истинное знание, то Платон переходит к дальнейшему утверждению, что лишь то, что мыслится в понятиях формы вещей или идеи – обладает истинным первичным бытием -> бытие вещей и бытие идей. Бытие вещей – изменение, несовершенство, мнение, рассудок. Бытие идей – неизменность, совершенство, истина, разум. Мир идей является «истинно существующим», а мир материальный (мир вещей) является производным от первого. Для всех действий в материальном мире есть идея или причина. Что касается гносеологии то Платон утверждал, что корнем знания является эрос, стремление смертного возвыситься до бессмертия – стремление, которое, переходя постепенно от чувственного к духовному, от единичного к общему, находит свою истинную цель лишь в созерцании и изображении идей. Средством же к познанию идей является отвлеченное или диалектическое мышление, которое имеет двойную задачу:
· образование понятий, с помощью которого мы восходим от единичного к общему, от обусловленного к безусловному;
· разделение понятий, которое методически ведет нас, через естественные промежуточные звенья, от общего к частному, и тем самым дает нам знание о взаимном отношении между понятиями, их согласуемости и несогласуемости, их подчинении и соподчинении.
Платон решительно возражает против мнения, что идеи суть только мысли и сущ вне душ. Поэтому Платон называет их – сущностью, подлинно сущим и существом вещей. И так для каждого класса вещей сущ лишь одна идея, то они называются также единицами или монадами.
Билет 7
Этика Платона:
Платон полагал, что существуют сверхъестественный мир идей и мир чувственных вещей. Первичным он считал мир неизменных, мудрых и совершенных идей-сущностей, а вторичным - чувственный мир, отдельные предметы которого обычными копиями соответствующих идей: прекрасные вещи существуют потому, что есть идея прекрасного; благо существует, поскольку есть идея блага и т. д. То, что в окружающем мире мы воспринимаем как тот или иной предмет, по сути мы воспринимаем его идею.
Этика Платона основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. В чём состоит осуществление добра на земле? Оно – не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Этика Платона – не индивидуальная, а социальная, она органически связана с политической теорией государства.
Платон делит людей на три типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделенная (чувственная). Им соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость, которая состоит в истинном знании, т.е. в знании идей (идеалов), а следовательно – в понимании, что все служит для возможно большего существования добра. Мудрость – это принимаемые разумом решения, направленные только добру. Люди этого типа привержены к правде, справедливости и умеренности во всём, касающемся чувственных наслаждений. Их Платон называл философами, мудрецами, и отводил им роль правителей в идеальном государстве.
При преобладании аффективной части души человек отличался мужеством, отвагой, умением подчинять страсти долгу. Эти качества необходимы воину или “стражу”, который охраняет государство.
Люди же с душой вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, т. к. они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ремесленники, обеспечивающие материальную жизнь государства.
Идеальное государство, справедливость и благо:
Для полного развития добродетели справедливости необходимо соединение людей в такое государство, в котором каждый его субъект исполняет свою роль и не пытается занять чужое место и в котором все было бы приспособлено к одной цели. Цель государства, т. е. смысл его существования, состоит в обеспечении справедливости. Получается, что цель его — этическая.
Граждане в нем должны быть разделены на три сословия (которые соответствовали трем частям души). Первое сословие — правители, архонты. Второе сословие — воины. Третье сословие — люди, заботящиеся о материальном благе общества.
Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от него, они должны быть поставлены в особые условия. Отсутствие у них частной собственности, семьи и полное равноправие женщины. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна накопления.
Воспитание. Первый класс не нуждается в воспитании, так как все осваиваются практически. Второй класс тренирует только часть души, благодаря которой он становится мужественнее. Ну а для правящего класса просто неизбежен длинный путь освоения философской мудрости: 50 лет они осваивали различные премудрости, диалектические навыки и самое важное – созерцание Блага. Целью образования является приближение к Благу-основанию полиса и здоровью политического организма. По мнению Платона, достаточно, чтобы хотя бы один человек начал жить в полисе по законам Добра, Блага и Справедливости.
Билет 8