Школа начинающих литераторов
Задается существительное (существительные) из четырех и более букв. Нужно придумать как можно больше фраз, первые буквы слов которых и составляют заданное слово. Это не обязательно должны быть законченные предложения, годятся любые грамматически правильные словосочетания.
Например: Знание — сила. «Золотом налитой апельсин нежно искрится. Еще секунда — и лопнет аккуратненько».
Метаграммы
Задаются два четырехбуквенных слова (например, сено и ноль). Нужно выстроить между ними цепочку слов, то есть перейти от одного слова к другому, меняя в каждом следующем слове только одну букву.
Например: сено — село — соло — соль — ноль.
Задание. Постройте цепочку слов между словами муха и слон.
Подстановки
Ведущий придумывает текст самого обычного, бытового содержания. Перед каждым существительным оставляет пробел. Играющие по очереди называют любые прилагательные, которые вписываются на пустые места в тексте. Когда все слова будут снабжены определениями, текст читают вслух.
Сказка наоборот
Необходимо восстановить обратный ход повествования: сочинить сказку наоборот, то есть с конца.
Например: «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец. И женился Иван на Марье-царевне и стал править царством. Тут устроили пир на весь мир». И так до начала сказки.
Слово наизнанку
Ведущий называет какое-нибудь слово. Необходимо мысленно представить, как это слово читается с конца, и произнести полученный перевертыш.
Например: роза — азор, телефон — нофелет, телеграф — фаргелет.
Перевертыш
Ведущий задумывает какое-нибудь слово и записывает на доске все составляющие его буквы в произвольном порядке. Сколько раз буква встречается в слове, столько раз ее и надо написать. Необходимо восстановить правильную последовательность букв.
Если под рукой окажутся карточки или фишки с написанными на них отдельными буквами, советуем ими воспользоваться: легче будет перемешивать буквы, уменьшится вероятность ошибки.
Докучные сказки
Докучные сказки — это бесконечные сказки, их можно рассказывать, подшучивая над товарищами, до тех пор, пока не надоест. Разыграйте окружающих.
Летела сова —
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березу села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березу села...
(И так без конца!)
Жила-была бабка
У самой речки.
И захотела бабка
Искупаться в речке.
Купила бабка
Себе мочало.
Эх, как сказка хороша —
Начну с начала!
Жила-была бабка...
Стоит град пуст,
А во граде куст.
Под кустом сидит старец,
У него в руках косой заяц.
А у зайца во рту сало.
Не начать ли сначала?
Стоит град...
Во бочке журавль да кулик.
Во лужочке старушка и старик.
Накосили стожок сенца
И поставили у крыльца.
Не сказать ли сказочку опять с конца?
Во бочке...
* * *
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
* * *
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
* * *
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
* * *
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? — и т.д.
* * *
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки...
— Ну вот, поманил[1], а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
* * *
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
(Из русского фольклора)
Найдите связь
Играющие выбирают два слова, которые достаточно далеки друг от друга по смыслу, например ботинок и пожар. Каждый находит смысловую связь между этими словами, описывая ситуацию (сюжет), где происходит логичный переход от первого слова ко второму.
Например: ботинком гасят окурок, от которого мог бы произойти пожар.
Выигрывает тот, кто нашел самый интересный смысловой переход.
Разорванный диалог
Играющие вместе называют начальные слова шести реплик диалога (можно использовать текст какого-нибудь литературного произведения). Слова должны быть достаточно общими.
Например:
— Здравствуй...
— Здравствуй...
— Ты почему...
— А я...
— Так ведь...
— Ничего...
Задание: восстановить диалог — продолжить реплики.
Пантомима
Ведущий шепотом говорит одному из играющих пословицу (например: «И сеет, и пашет, и валяет, а все языком», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Семь раз отмерь — один раз отрежь»). Играющий должен изобразить эту пословицу мимикой, жестами, выразительными движениями. Остальным участникам игры надо догадаться, какая пословица изображена.
Отгадай стихотворение
Водящий отходит в сторону. Играющие задумывают строчку из хорошо известного стихотворения. Например: «У лукоморья дуб зеленый». Затем участники игры распределяют слова между собой: каждый произносит по одному или по два слова из строки (зависит от количества участников) одновременно. Задача водящего — отгадать стихотворение.