Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
Упражнение 1
Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.
а-у-а-у-а-у
ап-ап-ап-ап
па-па-па-па
та-та-та-та
От топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап.
Упражнение 2
Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.
упа-опа-ипа-апа
па-по-пу-пы
паф-поф-пуф-пыф
хоп-хоп-хоп-хоп
Упражнение 3
Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.
та тату татату
тат ататата та та
Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.
Упражнение 4
Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.
август аист атом
яхонт ялик яма
умница улица узник
Список слов смотрите в приложении 1.
Упражнение 5
Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.
ноги — нога атлас — атлас
руки — рука замок — замок
горы — гора пироги — пироги
козы — коза гвоздики — гвоздики
совы — сова кружки — кружки
Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу,
Маленькая черепаха. Я пою, пою, пою.
Смешная обезьяна.
Упражнение 6
Произнесите слова, выделяя ударный слог.
Доктор — доктора
Город . . . . . .
Сторож . . . . . .
Учитель . . . . . .
Вечер . . . . . .
Берег . . . . . .
Холод . . . . . .
Адрес . . . . . .
Упражнение 7
Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Упражнение 8
Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)
* * *
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
(А. Пушкин)
Упражнение 9
Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты
Куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал до поворота.
Там
Попал
Под колесо,
Лопнул,
Хлопнул —
Вот и всё!
(С. Маршак)
Упражнение 10
Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.
Тексты песен смотрите в приложении 5.
Упражнение11
Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.
Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар.
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — сколько дали?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты — покажите,
Аты-баты — не хочу —
Аты-баты — спать хочу!
(Шуточная народная песенка)
Упражнение 12. Скакалка
Прыгать на одной или двух ногах, делая согласованные движения. Руками крутить воображаемую скакалку. Во время прыжков произносить текст по слогам, четко выделяя ударный. Темп прыжков и речи менять (быстро, умеренно, медленно).
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки,
Голос звучен, льется ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз...
Можно прыгать целый час.
(Е. Саричева)
Упражнение 13
Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.
Баба сеяла горох —
Ох!
Прыг-скок, прыг-скок!
Ох!
Прыг-скок, прыг-скок!
Ох!
* * *
Баба шла, шла, шла —
Пирожок нашла.
Села, поела,
Опять пошла.
* * *
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку!
Эх-ма! Тру-ля-ля!
Эх-ма! Тру-ля-ля!
* * *
Ходит свинка по бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет, и берет,
И в корзиночку кладет.
* * *
Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся...
Дочка, маму слушайся!
* * *
Ахи-ахи-ахи, ох!
Баба сеяла горох.
Уродился он густой.
Мы помчимся — ты постой!
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго.
Выходи скорей из круга.
* * *
Ходит, ходит
Попрошайка.
Просит, просит:
Дай-ка,
Дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки,
Полсосиски,
Полконфетки,
Полредиски,
Полрезинки,
Поллинейки,
Полкартинки,
Полкопейки.
(С. Маршак)
Упражнение 14. Ищем ритм
Ритмлежит не только в основе речи, но и многих музыкальных произведений.
Прослушайте музыку вальса, определите, какой ритм у этого танца? (плавный, неторопливый). Передайте ритм вальса жестами,движениями (раз-два-три, раз-два-три).
Прослушайте марш, каков его ритм? (энергичный, отрывистый).
Промаршируйте в этом ритме под музыку (раз-два-три).
Упражнение 15
Прослушайте любой музыкальный ритм. Прохлопайте (прошагайте) этот ритмический рисунок. Затем прохлопайте и прошагайте одновременно.
Упражнение 16
Стихотворный материал наиболее удобен для отработки правильного ритма и мелодики речи. Хорошим приемом ритмизации речи является произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы.
Маршируя, произнесите текст стихотворения.
С барабаном ходит ежик.
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик.
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он,
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум — бум — бум!
И удары раздавались,
Бум — бум — бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум — бум — бум!
(Г. Виеру)
Подобные упражнения для темпоритмического тренинга смотрите в других разделах.
Рекомендации
♦ Для лучшего усвоения темпа и ритма речи занятия проводятся под метроном на ритм 60—80 ударов в минуту. При этом на каждый удар необходимо произносить один слог.
♦ Пауза в зависимости от логики текста и знаков препинания в нем должна соответствовать 2—3 ударам метронома.
♦ Для того чтобы темпоритмическая организация речи автоматизировалась и стала стабильной, темпоритм должен подбираться индивидуально, вызывая у занимающегося чувство комфорта.
Глава 10
Тайны голоса
Читай не так, как пономарь,
а с чувством, с толком, с расстановкой.
А.С. Грибоедов
Без слова мысль, волненье без названья...
А.А. Блок
Общие сведения
Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи.
После тренировочных упражнений мышц нижней челюсти, губ, мягкого неба и языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков.
С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Гласные — базовый фон для согласных.
Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления его губами.
Рекомендации
♦В упражнениях при произнесении гласных звуков надо стремиться «собирать» звук на губах и высоко поднимать мягкое нёбо. При таком произнесении гласных можно тыльной стороной руки ощутить поток теплого воздуха (мягкое нёбо находится в самом высоком положении).
♦ Работая над гласными, следите за мягкой атакой звука (бархатное звучание, чуть приглушенное, с теплым выдохом).
♦ Не следует допускать горлового и других призвуков.
♦ Упражнения выполняйте последовательно:
— со всеми гласными, перечисленными ниже;
— с соблюдением умеренного темпа;
— с четкой артикуляцией;
— с равномерным распределением выдоха.
♦ При самостоятельных занятиях:
— читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования;
— тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно.