Ученики павших гуру, покидающие ИСККОН
Ученики павших гуру не покидали бы ИСККОН, если бы понимали, что у них всегда есть прибежище Шрилы Прабхупады, и что главная обязанность гуру по отношению к ученику - быть прозрачной средой между ним и Шрилой Прабхупадой.
Самым худшим периодом в ИСККОН была первая половина восьмидесятых, когда шесть из одиннадцати гуру пало. Падение духовного учителя - самое печальное событие в духовной жизни преданного. Духовная жизнь основывается на вере, и развить эту веру совсем непросто. Когда по милости Кришны она развивается, то сосредоточивается главным образом на духовном учителе. Преданный принимает от него посвящение, потому что считает его лучшим преданным Господа. Поэтому трудно себе представить, что происходит с его верой, если духовный учитель падает. Когда такое происходит, требуется море сострадания, сочувствия и заботы, чтобы залечить нанесенную рану. Но по своей бесчувственности многие из лидеров того времени не смогли проявить к ним должной заботы и сострадания. Вместо этого их подталкивали к получению повторного посвящения у другого гуру. В некоторых местах вновь назначенный зональный ачарья объявлял, что все ученики падшего гуру в его зоне должны получить посвящение у него в течение трех дней, а иначе им придется покинуть ИСККОН.
Другие заявляли, что преданные с вторым посвящением (гуру которых впоследствии пали) теряли право повторять гаятри-мантру и поклоняться Божествам, потому что с падением их духовного учителя они утратили связь с парампарой, и мантры потеряли силу.
Надо ли говорить о том, какую неприятную и невайшнавскую атмосферу это создало. Неудивительно, что многие израненные души подчинились этому нажиму с тяжелым сердцем, а другие просто покинули Движение. Мы могли бы избежать всего этого, если бы ясно понимали, что каждый член ИСККОН находится над защитой Шрилы Прабхупады.
Джи-би-си признало свою фундаментальную ошибку, и для того, чтобы предотвратить ее повторение впредь, было принято официальное заявление по вопросу о повторных посвящениях и другие резолюции, смысл которых заключался в том, что если преданный ИСККОН теряет своего духовного учителя, он получает прибежище у ачарьи-основателя. Затем, продолжая выполнять преданное служение в обществе преданных, он может постепенно развить веру в других старших преданных и принять их своими шикша-гуру. С течением времени, почувствовав, что вновь готов полностью вручить себя заботе одного из старших преданных ИСККОН, он может принять от него повторное посвящение. Таким образом, всем нам нужно ясно понять, что, как ачарья-основатель Шрила Прабхупада является основным прибежищем для всех преданных ИСККОН и их главным шикша-гуру.
Другое очень важное и заслуживающее внимание явление заключается в том, что ученики павших гуру, которые искренне и преданно служат Шриле Прабхупаде в ИСККОН, даже не принимая повторного посвящения, не только не сталкиваются с проблемами в духовной жизни, но и уверенно прогрессируют в духовной жизни, в то время как покинувшие ИСККОН ученики ныне действующих гуру очень быстро сходят с духовного пути. На этом примере можно понять, как важно иметь связь с ИСККОН и прибежище у лотосных стоп Шрилы Прабхупады. ИСККОН - это проявление духовного мира в материальном. Поэтому занимать прочное положение в ИСККОН - то же, что находиться в духовном мире, а занимать прочное положение в ИСККОН - значит иметь прочную связь со Шрилой Прабхупадой, его ачарьей-основателем.
Философия риттвиков
Ритвиквада - это искаженное отражение концепции ачарьи-основателя. Шрила Прабхупада в своей апраката-лиле больше не дает посвящений. Однако все гуру ИСККОН, как нынешние, так и будущие, признают, что их обязанность состоит в том, чтобы приводить своих учеников к Шриле Прабхупаде и таким образом дать им возможность обрести окончательное освобождение.
Синдром нитья-сиддха гуру
Обычно считается, что гуру должен быть освобожденной душой. Однако в таком обществе, как ИСККОН, на котором лежит огромная ответственность за распространение сознания Кришны во всем мире, существует необходимость в большом количестве духовных учителей, и из среди них далеко не все могут оказаться вечно освобожденными душами. Другое практическое соображение заключается в том, что освобожденная душа обычно не раскрывает своей духовной сущности другим. Поэтому вместо того, чтобы теряться в догадках, кто является освобожденной душой, а кто нет, для нас практичнее утвердить тот факт, что Шрила Прабхупада является вечно освобожденной душой, и каждый, кто должным образом представляет его, является истинным духовным учителем.
В священных писаниях действительно говорится о необходимости принять духовным учителем вечно освобожденного чистого преданного. Однако, по милости Шри Чайтаньи Махапрабху, нам стала доступна другая возможность. Шрила Прабхупада и по сей день продолжает давать нам свою милость в форме ИСККОН. В этот век для широкого распространения сознания Кришны по всему миру требуется много гуру, и большинство из них могут не быть вечно освобожденными душами. Однако никто не станет сомневаться в непревзойденном духовном положении Шрилы Прабхупады.
В ИСККОН много духовных учителей, и все они могут находиться на разных уровнях духовного развития. Ученики и последователи очень возвышенных духовных учителей могут чувствовать своего рода сострадание к ученикам менее продвинутых гуру, думая, что те не смогут продвигаться духовно под руководством своего дикша-гуру. Из такого сострадания они даже могут предлагать им отвергнуть своего духовного учителя и принять повторное посвящение или духовное прибежище у продвинутого духовного учителя.
Несомненно, что уровень духовного прогресса ученика ограничен уровнем его духовного учителя. Однако в ИСККОН прогресс отдельного ученика этим фактором не ограничивается. Уникальная система, введенная Шрилой Прабхупадой, добавляет совершенно новое измерение. В ИСККОН спасителем всех является Шрила Прабхупада. Поэтому ученики должны осознавать, что обязанность их духовного учителя состоит в том, чтобы связать их со Шрилой Прабхупадой, и если он выполняет эту задачу, то идеально исполняет обязанности истинного духовного учителя. И тогда, в конечном счете, ученик гуру ИСККОН не будет ничем ограничен в своем духовном росте.
Начинающему преданному трудно распознать продвинутого вайшнава. Так, часто мы замечаем, что начинающие преданные принимают за признак возвышенного духовного статуса эрудицию и харизму, а иногда даже рождение в определенной стране или принадлежность к высокой касте.
Хотя в ИСККОН запрещается "переманивание" и оказание давления в выборе гуру, иногда это происходит втихомолку. В ряде случаев, даже замечая эти нарушения, старшие преданные не желают вмешиваться в данную проблему из-за ее щекотливого характера, и надеются, что этот синдром пройдет сам собой. Но нужно отдавать себе отчет в том, что сам по себе он не пройдет. Однако, если мы глубоко осознаем положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя, то эта проблема действительно исчезнет сама собой, так как преданные осознают, что им не надо пускаться на поиски нитья-сиддха гуру. Он уже есть. Все, что им необходимо найти, - это того, кто даже находясь не промежуточном уровне духовного развития, сможет связать их со Шрилой Прабхупадой.