Естественное стремление соединиться
Многие преданные, которые пришли в ИСККОН после ухода Шрилы Прабхупады, часто сожалели: если бы они присоединились несколькими годами или даже несколькими месяцами раньше, то они могли бы познакомиться со Шрилой Прабхупадой и он дал бы им посвящение. Это трансцендентное сожаление всегда будет жить в сердцах искренних душ, и с течением времени это стремление быть связанным со Шрилой Прабхупадой будет только возрастать. Будущие поколения преданных ИСККОН будут сокрушаться: "Если бы я присоединился на сто лет раньше, я смог бы познакомиться со Шрилой Прабхупадой. Если бы я присоединился тысячу лет назад, я бы познакомился со Шрилой Прабхупадой".
Движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху ширится благодаря ИСККОН. В будущем это Движение привлечет миллионы людей и они вовлекутся в его орбиту. На нас, учениках Прабхупады, лежит ответственность за то, чтобы эти люди поняли, что они состоят в вечных духовных отношениях со Шрилой Прабхупадой, и что он доступен для всех них как выдающийся шикша-гуру ИСККОН.
Окончательное решение всех проблем
После ухода Шрилы Прабхупады ИСККОН столкнулся со многими проблемами. Некоторые из них были так серьезны, что, казалось, общество распадется. Детальный анализ показывает, что все эти проблемы возникли из-за того, что преданные ИСККОН не придавали значения особому духовному положению Прабхупады и не строго следовали его учению. Вот некоторые из этих проблем:
1. система зональных ачарьев;
2. ослабление авторитета Джи-би-си;
3. представление о том, что некоторые вайшнавы велики так же, как Шрила Прабхупада, или даже превосходят его;
4. ученики павших гуру, покидающие ИСККОН;
5. философия ритвиков;
6. синдром нитья-сиддха гуру;
7. недостаток единства среди преданных и клановость.
Предлагаемые решения
Система зональных ачарьев
Одна из самых острых проблем ИСККОН, возникших вскоре после ухода Прабхупады - это формирование системы зональных ачарьев.
К этому времени несколько старших преданных, которых Прабхупада просил давать посвящение ученикам, приняли роль инициирующих духовных учителей. Некоторые из них из-за недостатка опыта попытались поставить себя в абсолютное положение, считая, что для того, чтобы быть духовным учителем, нужно находится на таком же высоком уровне, как Шрила Прабхупада. В своих зонах они уподоблялись "мини-Прабхупадам", упустив из виду уникальное положение Прабхупады в ИСККОН. Это явление позже получило название "системы зональных ачарьев".
Шрила Прабхупада предупреждал своих учеников, чтобы те не пытались назначить "всемирного" ачарью. Он указывал, что именно из-за этой ошибки распался Гаудия-матх. Однако, несмотря на предупреждения Шрилы Прабхупады, ведущие преданные ИСККОН невольно совершили такую же ошибку, хотя и слегка по-иному. Вместо назначения "всемирного" ачарьи, вселенная ИСККОН была поделена на меньшие зоны, и инициирующие учителя стали единственными ачарьями в своих зонах. Хотя ИСККОН не распался, как Гаудия-матх, ему пришлось заплатить дорогую цену за отклонение от указаний Шрилы Прабхупады. Тем не менее из этой ошибки ИСККОН извлек ценный урок: не нужно делать ИСККОН авторитарной организацией. Необходимо руководить этим бесценным духовным движением коллективно, поставив Шрилу Прабхупаду в центр.
Если мы утвердим Шрилу Прабхупаду в положении ачарьи-основателя и учредим систему, в рамках которой гуру ИСККОН будут являться прозрачной средой между своими учениками и Шрилой Прабхупадой, тогда подобные заблуждения в ИСККОН будут искоренены раз и навсегда.
В своем поколении мы осознали эту опасность и в значительной степени исправили эту ошибку. Но не следует быть наивными, думая, что будущие поколения не повторят той же самой ошибки. Обретя нескольких учеников, духовному учителю в этот век очень легко захотеть стать независимым. Может быть, система ИСККОН и стала достаточно прочной, и в будущем никому не будет позволено становиться "всемирным" ачарьей или зональным ачарьей. Но где гарантия того, что какому-то гуру подчинение авторитету Джи-би-си не покажется ущемлением его прав, и он не решит создать собственное Движение, где станет единственным ачарьей?
Можно сказать, что это не затронет ИСККОН прямо. Тем не менее косвенно это может иметь пагубные последствия. В крайнем случае, мы потеряем такого гуру и его учеников, и это породит ненужную конкуренцию. Однако, если каждый в ИСККОН заранее будет знать об уникальном положении Шрилы Прабхупады (как самого выдающегося шикша-гуру и ачарьи-основателя для всех, кто учится духовной жизни в рамках ИСККОН), и что главная обязанность гуру ИСККОН - привести своих учеников к лотосным стопам Шрилы Прабхупады и передать им его учение, тогда возможность такой опасности будет сведена к минимуму.
Мы должны помнить, что живем в век Кали, и люди в этот век в целом очень слабы и не имеют каких-либо духовных наклонностей. Достаточно взглянуть на наши собственные жизни. Большинство из нас были глубоко погружены в материальную деятельность и не имели никаких духовных наклонностей. И только благодаря беспричинной милости Шрилы Прабхупады мы встали на духовный путь. Хотя мы взяли на себя серьезную обязанность быть духовными учителями, многие из нас не обладают в полной мере всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников. Духовные учители понимают это, но они продолжают выполнять свой долг гуру в духе служения Шриле Прабхупаде и стараются делать это наилучшим образом.
Духовный учитель должен быть прозрачной средой между своими учениками и Верховной Личностью Бога. Чтобы быть способным на это, человек должен являться освобожденной душой. Многие из нас таковыми не являются, но ради распространения сознания Кришны в соответствии с желанием Прабхупады, мы принимаем на себя обязанность давать посвящение ученикам, даже несмотря на свое несовершенство. И мы видим, что наши ученики духовно развиваются благодаря прибежищу и наставлениям, которые они получают в ИСККОН. И эта заслуга, конечно же, принадлежит, Шриле Прабхупаде.
Нам очень важно осознать, как совершенно Шрила Прабхупада организовал ИСККОН. В этой духовной организации, просто имея преданность его лотосным стопам, даже мы способны нести тяжелые обязанности духовного учителя, и просто благодаря связи с ним и следованию его указаниям, начинающие преданные могут уверенно продвигаться духовно, постепенно поднимаясь до высших сфер духовного мира. Если уподобить ИСККОН духовному кораблю, несущему обусловленные души через океан материального существования, тогда наша обязанность как духовных учителей заключается просто в том, чтобы помочь пассажирам взойти на корабль и оставаться на борту. Все остальное сделает могущество Шрилы Прабхупады.