Богиня Кали, олицетворение Шакти
«соединенный с Шакти Шива наделяется силой творить вселенную. Без нее же он даже двигаться неспособен»9. Шакти известна под многими именами и образами. Когда выделяют ее творческую сознательную силу, ее называют чит шакти, сознание-энергия. Когда она связана с возникновением и преобразованием материи во всех формах жизни, она зовется праной или махапраной. Само слово шакти женского рода, что указывает на «женский нрав» этого принципа, и из этого понимания возникло целое собрание богинь, каждая из которых представляет верховную Шакти либо в полном проявлении (пурна шакти), либо в частичном проявлении, как амша рупини.
Когда Шакти наделяют зримым обликом, она изображается как Богиня (devl). Ее называют также Кали, растворительницей и поглотительницей всех временных мирских явлений и форм. Она выступает в виде Парва-ти, любящей и верной супруги Шивы, и Дурги, победительницы буйволоподобного асура Махиши, завоевавшего три мира. Ее почитают в образах Умы, Лакшми, Сарас-вати, Падмы, Минакши, Гаури и других богинь. Есть знаменитый гимн, прославляющий ее под 72 именами. Но самые распространенные и более общие ее имена — Деви, Ишвари (Владычица) и Адья (Первоначальная).
Когда же хотят выделить ее присутствие в человеческом существе, ее называют кундалини, силой, свернутой кольцами, которую человек может развить или развернуть посредством духовных или физических упражнений.
Однако марево (тауа) мельтешащих образов, имен, явлений скрывает эту Истину. И существо, кажущееся себе личностью, в суете забывает, сгустком какой силы оно является и «какая сила в нем сокрыта».
Но и не сознавая этого в полном объеме, обычный человек чувствует проявления этой силы в своем теле: в дыхании, пищеварительном огне, процессах выделения.
Все эти жизненные проявления вызываются праной. Как и многие санскритские понятия, слово ргапа (рга+ ana) имеет как минимум двоякий смысл: в макрокосмическом смысле это вселенская энергия, которая неотделима от Абсолюта, как нераздельно Солнце и его сияние (поэтому слово прана часто используется в упанишадах как синоним Брахмана, Атмана; являясь же синонимом Шакти, прана олицетворяется в виде Деви, Кали). С «микрокосмической» точки зрения прана — это сила, проявляющаяся человеческим телом, речью, умом и проч., но прежде всего дыханием. Но прана — это не просто процесс дыха-
ния, не вдох и выдох, не поток воздуха (для обозначения его чаще используются слова , vyomaили maruta). не действие (см. Веданта сутра 2.4.9), а двигатель всех их, «биомоторная сила, энергия или жизненность»10, или жизненное дыхание, или, по толкованиям современных йога-нов, сложная многомерная энергия, включающая все открытые и неоткрытые еще виды энергии и проявляющаяся, например, в тепловой, электрической, магнитной и прочих видах энергии, а также в энергии мысли".
В знаменитой притче, с небольшими различиями приведенной в Чхандогъе и Прашне уп., рассказывается о споре жизненных сил — кто из них важнее и лучше. Когда поочередно уходили из тела речь, зрение, слух, ум, тело худо-бедно существовало. Но когда ушло Дыхание , то, «подобно тому как превосходный конь вырывает колышки, к которым привязаны его ноги, так оно вырвало (из тела) другие жизненные силы»12. Такое отождествление дыхания и жизни можно проследить во многих культурах (что например, видно в старинном выражении «всякое дыхание (в смысле «всякое существо») да славит Господа»).
В ведийских упанишадах различаются пять видов дыхания: дыхание, направленное вверх , или дыхание в легких, которое проходит через рот, ноздри у уши; опускающееся дыхание , управляющее выделением мочи, кала, семени и пр.; дыхание, распространенное по всему телу и поддерживающее жизнь между вдохом и выдохом ; дыхание в горле и
серединное, или равное, дыхание , которое находится в середине тела и (или) «уравнивает пищу, поднесенную в жертву»13, т. е. ведает пищеварением.
В переводимых упанишадах есть названия и других, второстепенных пран — упапран (см. напр. Дхья-набинду уп. 57). По наиболее распространенному толкованию, Нага производит отрыжку и икоту (у секты натхов ему приписывается функция эрекции), курма заведует открыванием, закрыванием и морганием глаз, крикара вызывает голод, жажду, чихание и кашель, де-вадатта — зевоту и сонливость, а дхананъджая — разложение и распухание тела после смерти.
Но при описании практики тексты говорят, как правило, только о двух главных видах дыхания — пране и апане. Если прана устремлена, как пламя, вверх, то апа-на, как вода (на санскрите ар), течет вниз. С помощью задержки дыхания и выполнения бандх и мудр можно направить апану вверх, и тогда совместными усилиями праны и апаны направляется к Высшему и сознание.
Другое проявление праны в человеческом теле — это огонь Вайшванара — «(присущий) всем людям», или «Всеобщий», благодаря которому переваривается поедаемая пища. «Это его гул слышит человек, когда затыкает уши. Когда же он собирается уйти из жизни, он не слышит этого гула»14. В упанишадах йоги его чаще называют Корневым или Основным огнем agni), утробным или животным огнем (jatharaagni), a также Везущим (vahni, имеется в виду — пищу богам). Как тлеющий огонь костра или топки, если направить в него поток воздуха (прану и апану), вспыхивает и разгорается, так воспламеняется этот внутренний огонь. Тогда человек видит свет, чувствует жар и слышит гул в теле. Это проявления того же процесса, который в Ведах называется тапасом, горением, пылом, а в тантре связывается с подъемом кундалини. С помощью его достигаются необычные силы (вибхути или сиддхи). ясновидение, яснослышание, совершенство в речи, перемещение в пространстве, невредимость, невидимость, невесомость и прочее.
Не перестает удивлять поразительная способность индийского мировоззрения находить общее под разными именами явлений и естественно соединять их. Иным это кажется странностью, другим — всеядностью и беспорядочной эклектичностью, третьим — гениальностью. Упанишады йоги вполне естественно и практично соединили ведийское представление о жаре тапаса и тант-рийское — о свернутой в основании тела человека энергии. По их описаниям, воздух дыхания и разожженный им огонь пробуждают дремлющую в нижней части позвоночника змею кундалини, и та, разбуженная, поднимает голову и, шипя, поднимается вверх, при этом пробуждая потенциальные силы человека.
Заметим, что такие образные представления — это и вполне определенное созерцательное упражнение, вызывающее столь же определенный и ощутимый — телесно, чувственно, мысленно — результат.
«АНАТОМИЯ» ТОНКОГО ТЕЛА
Любая индийская религия и философия подтверждает себя и проверяется физиологией. Одни теоретические умопостроения и рассуждения без обретения каких-то особых физических возможностей не привлекают в Индии ни подвижников, ни последователей. Поэтому важное место занимает в переведенных упанишадах, так сказать, «анатомия» тонкого тела. Главным образом, именно с ним имеет дело практика йоги. Физическое, плотское тело есть лишь наиболее грубое или плотное (sthula) проявление высшего сознания. Грубое и плотное, оно, тем не менее, недолговечно, подвержено болезням, старости, хмерти. Говоря о теле, упанишады йоги часто используют общеиндоевропейское сравнение тела с горшком (ghata), намекая на его непрочность и невечность. Но, несмотря на свою крохотность в огромном мироздании, мимолетность и хрупкость, именно тело может стать той твердой опорой, от которой можно оттолкнуться, чтобы начать осознание более высоких и тонких областей бытия. Именно происходящие с телом изменения являются первыми признаками достижений в йоге. В некоторых текстах, например Гхеранде самхите, сама йоговская практика вместо более известного названия хатха йога называется гхата йогой.
ТОНКОЕ ТЕЛО
Здесь усматривается смысловая связь с представлением тантры о том, что в промежности находится некий клубень, желвак в виде птичьего яйца — kandd' или, по другим вариантам, kunda2, что также значит «горшок», «сосуд» или, по толкованию Свами Сатьянанды, «таин-ственнейшее место». Из этого клубня или сосуда исходят многочисленные психические токи (nadi). Некоторые школы йоги Индии производят слово кундалини не от kundali— «кольцевая», «свернутая кольцами», а от kunda. Но в переводимых здесь текстах применяются оба слова и оба исходных образа кундалини, ибо свернутая змеей сила или энергия дремлет до поры в своём тайном убежище, имеющем многочисленные выходы вверх и в стороны.
Плотное, плотское человеческое тело сплетено из бесчисленного множества жил, сухожилий, связок, артерий, вен, сосудов. По ним в теле текут ...воды, вращающиеся во всех направлениях, многократно вращающиеся, рожденные, чтобы разлиться
потоками, редкие, красновато-коричневые, красные, темно-дымные, устремленные в Человеке вверх, вниз и поперек.
(Атхарваведа 10.2.113)
В ведийских упанишадах (см. напр. Брихадаранъя-ка уп. 2.1.19, 4.2.3; Каушитаки уп. 4.19) 72 тысячи «сосудов», называемые hits, «двигающие» или «направляющие», тонкие, «как расщепленный на тысячи частей волос», пяти цветов — красные, коричневатые, белые, синие и желтые — исходят из сердца и распространяются по всему телу. В других ведийских упанишадах они называются нади и их число определяется как «сто и одна» (Чхандогья уп. 8.6.6, Катха уп. 2.3.16); однако слово «сто» служило в ведийском и эпическом санскрите обозначением множества вообще. В аюрведе физические сосуды называют «га,но они отличны от nadiупанишад йоги и тантры. Часто слово riafiпереводят как «каналы», усматривая схожесть с акупунктурными меридианами китайской физиологии. Сам исходный глагол nodозначает «рокотать», к этому же кусту значений принадлежит и слово паф — «река», «поток», что в Ведах употребляется по отношению к Инду, Ганге и другим рекам. Да и на современной карте Индии можно найти названия рек, включающие в себя слово нади, например Маханади4.
Видимо, в описаниях ведийских текстов совмещены зримо наблюдаемые физические сосуды и жилы и воспринятые «метафизически» (т. е. с помощью сосредоточения и созерцания) нервные и психические токи или каналы. Русское слово «ток», принятое в нашем перево-
де, по-видимому, совмещает оба значения и точнее передает смысл санскритского понятия. К тому же существование понятия пратинади (противоток) подтверждает, что имеется в виду не канал, не русло, не трубка, а течение некой силы в определенном направлении. Нади можно сравнить с нервными или энергетическими токами. Эти токи могут быть и мысленными, волевыми и т. д. В более поздних упанишадах говорится, что их количество бесчисленно (если перемножить числа, приводимые в Прашна уп. 3.6, то их оказывается 727 210 201, а один из тантрийских комментаторов определяет их число в 35 млн.). Поэтому тонкое тело вполне уместно назвать токовым телом.
Из этого множества довольно большое число имеют имена, определенное расположение в теле и функцию. Например, уже в Атхарваведе (напр. 4.90.5) определение дхамани относится к большим трубкам в человеческом теле, участвующим в пищеварении и выделении (так, gavinayanнесет мочу от почек к мочевому пузырю, Ат-харваведа 1.36). В Майтри уп. упоминается Сушма нади, в переводимых здесь текстах — брахма нади, вад-жра нади и др., а в раннесредневековой Су бале уп. (IV— vbb.) — вираджа, сударшана, джита, саумъя, амогха, кумарамрита, сатъя, мадхьяма, насира, шишура, асу-ра, суръя, 6xaceamw. Еще больше токов с названиями можно увидеть на позднесредневековом рисунке с изображением фигуры йогина, буквально опутанного ими.
Но, согласно Дхьянабинду уп. 50-53, из этого бесчисленного множества токов важны лишь 72 тысячи, из которых десять наиболее важны и используются в практических целях. В свою очередь, из этих десяти главнейшие — три: су шумна, иди и питала. Сушумна — это ток, проходящий в центральном канале позвоночного столба, сияющий, как алмаз. Он соотносится с огнем и, согласно мифической географии, священной рекой ари-ев Сарасвати, некогда ушедшей под землю, но сливающейся под землей с Гангой и Ямуной (Джамной) близ Праяга (Аллахабада). Находящийся слева от сушумны ток — ида, палевого цвета, — соотносится с луной и Гангой, а правый ток — питала, красного цвета, — отождествляется с солнцем и рекой Ямуной6 (хотя в «геогра-
Нади человеческого тела. Средневековый рисунок
фической» действительности воды Ганги — коричневатые, тогда как Ямуны — светлые). Эти три тока берут начало в утолщении, клубне (kanda) и поднимаются вверх, причем ида и питала оплетают сушу мну наподобие змей кадуцея Гермеса или жезла Бафомета алхими-
ков. Эти два тока заканчиваются в межбровье, тогда как сушумна идет выше — в Высочайшее. По сушумне и поднимается кундалини, кольцевитая Сила . По
мере ее подъема йогин обретает различные необычные силы и знания. Но путь вверх непрост и закрыт несколькими преградами.
теория чакр, которая является принадлежностью именно тантры. Но так как в индийской традиции к ведийской (вайдика) системе ныне относят упанишады, входящие в собрание Муктика, то и система чакр, выведенная из них, также считается ведийской.7
ЧАКРЫ
Точки пересечения трех главных токов образуют или, если угодно, «индуктируют» некие токовые поля, называемые чакрами — буквально, «кругами» или «колесами». Эти значения точнее общепринятого перевода «центры» выражают идею, что чакры являются некими энергетическими и мысленными круговоротами, вихрями, в которых на своем пути к Освобождению кружится в кругу забот сознание, как щепка в водовороте или как белка в колесе. Поэтому неправильно, с одной стороны, описывать чакры в терминах психосоматической медицины и отождествлять их с какими-то сплетениями или ганглиями, а с другой, считать их некими воображаемыми образованиями. Скорее, можно говорить об отражении этих чакр в плотном теле. Часто употребляемое выражение «раскрытие чакр» также неверно. Упаниша-ды могут уподоблять эти чакры лотосам или указывать, что эти лотосы находятся в чакрах. У непробужденного человека эти лотосы не раскрыты, но раскрываются упражнением, а чакры «пронзаются» или «рассекаются», как помехи на пути к совершенству. Эта идея выражается представлением о наличии в тонком теле трех узлов (gfanthi): брахма грантхи, вишну грантхи и рудра грантхи.
Однако пребывание сознания на уровне той или иной чакры является и знаком достижения определенной ступени сознания.
Разные школы указывают разное число чакр, их местоположение и по-разному объясняют их символику. Поэтому в индийской преемственности различают три системы чакр: ведийскую, пураническую и тантрий-скую. Некоторые указания на существование представления о чакрах усматривают еще в ведийских упаниша-дах. В Йога сутре есть лишь намеки, а не развернутая
Однако согласно наиболее употребительной традиции, чакр — семь. Они символизируются лотосами определенного цвета с определенным числом лепестков. Кроме того, в лотосах изображаются различные символы, божественные существа, а также слоги и буквы санскритского алфавита (bija и varna). В описании главных атрибутов чакр мы используем традицию Бихарской школы йоги.
Муладхара, или просто адхара, (корневая опора от — «корень» и — «основание», «опора»)
представляется темно-красным лотосом с четырьмя лепестками. В центре его — квадрат, в середине которого — самосуществующий знак Шивы (svayambhulingam), называемый иногда также дымчатым лингамом (dhumralingam).Вокруг лингама тремя с половиной витками обвивается поднявший голову змей, означающий кунда-лини. Главные значения числа витков — три аспекта природы: саттва (сущность, гармония), раджас (активность, ср. русское «раж») и тамас (темнота, инерция). Полвитка представляют способность достичь четвертого (turiya), запредельного состояния, а поднятая голова змея — устремленность к высшему. Муладхара — центр элемента Земля, который обозначается квадратом и семенем (blja) ЛАМ. Считается, что эта чакра заведует чувством самосохранения. Местоположение муладхары в теле — это область промежности: у мужчин посередине между анусом и пенисом, примерно в сантиметре от кожной поверхности, а у женщин — в месте перехода влагалища в матку.
Выше, на уровне конца копчика и половых органов, расположена свадхиштхана чакра (sva— «свое», — «основание», «остов», «состояние»). Лотос этой чакры киноварного или оранжевого цвета и имеет шесть лепестков. Он связан с элементом Вода, изображаемым полумесяцем и биджей ВАМ. Эта чакра — хранилище подсознательных впечатлений , составляющих личность (свой нрав), круг поиска удовольствий, в том числе и сексуально окрашенных. Именно этой областью сознания ограничен идущий от Фрейда психоанализ.
Манипура чакра («Полная драгоценностей», от — «драгоценность» и - «наполненая») расположена в области пупа, поэтому ее иногда называют Набхи чакра (nabhi— «пупок»). Ее лотос — ярко-желтого цвета с 10 лепестками и с вписанным в него красным треугольником вниз вершиной, который, в свою очередь, вписано сияющее солнце, представляющее жар и энергию этой чакры. Она связана с элементом Огонь, ее семя — РАМ.
Анахата чакра (букв. «Безударная») расположена в позвоночнике на уровне сердца и поэтому называется также (Сердечная) чакра. Название «Безударная» дано ей потому, что там звучит беспричинный космический звук , который не производится ударением или касанием двух объектов, как другие звуки. В большинстве описаний лотос этой чакры — голубой с 12 лепестками. В центре лотоса — два наложенных друг на друга треугольника в виде гексагона (в ближневосточной традиции называемого Звездой Давида). Треугольник, направленный вершиной вверх, символизирует Шиву и означает стремление к высшему, духовному, к познанию, а вершиной вниз, обозначающий Шакти, — к низшему, интеллектуальному. В середине чакры изображено пламя свечи или сияющий лингам, от которого крестообразно расходятся четыре луча, символизирующие распространение сознания во все стороны. Элемент чакры — Воздух, а семя — И AM. Анахата чакра — центр любви и божественного обожания.
На уровне адамова яблока расположена вишуддхи чакра (Очистительная), или, иначе, вишуддхикайа чакра (от санскр. — «очищение» и kaya— «тело»). Она называется так потому, что сознание, находящееся на уровне этой чакры, постепенно очищается от яда противоположностей, как некогда Шива, проглотивший страшный яд, добытый богами и асурами при пахтании небесного океана, и задержавший его в горле. Эту чакру также иногда называют бхаратистхана — «Местопребывание речи». Она изображается пурпурным лотосом с 16 лепестками. В центре лотоса изображен белый круг, из которого вниз стекает капля нектара. Элемент чакры — эфир, семя — ХАМ.
В межбровье расположена аджня чакра. Санскритское означает «власть», «приказ»; эта чакра заведует волей человека. Ее иногда называют гуру чакра. Во многих традициях она известна как «третий глаз», или «око мудрости». Это местопребывание Буддхи, разума, наития, понимания. Чакра изображается белым лотосом с двумя лепестками, с солнцем на одном и луной на другом. Они представляют соответственно пингала и ида нади, которые сходятся в этой чакре, и Шакти и Шиву, обозначаемых мантрами КШАМ и ХАМ. В центре лотоса находится черный «иной» (itara), т. е. отличный от лингама в сахасраре, лингам. Аджня чакра представляет возвышенный уровень осознания, соотноси-
мый с Тапалока, миром, достигаемым тапасом, подвижническим пылом, где сжигаются остатки несовершенства.
Эти шесть чакр иногда группируют попарно. Му-ладхара и свадхиштхана составляют нижнюю часть и область огня, известную также как брахмагрантхи. Следующий узел включает манипуру и анахату, область солнца, известную как вишнугрантхи. Вишуддха и ад-жня чакра — область луны, известная как рудрагрант-хи. Эти пары чакр группируют также согласно качествам тамас, раджас и саттва.
Вне этих качеств — сахасрара, или сахасрадала, («Тысячелепестковая») чакра. Переводимые здесь упа-нишады упоминают еще одну чакру — некий мостик между обусловленным и необусловленным — бинду чакру, которая, по объяснению той же Бихарской школы йоги, находится внутри головы ближе к затылку. Бинду — это такое место или состояние, в котором энергия находится в наивысочайшей собранности8. Бинду, в соответствии с буквальным значением слова — «точка», является как бы математической точкой, не имеющей измерений, через которую сознание достигает свободы в сахасраре. Собственно же сахасрара — не чакра, ибо чакры принадлежат к психическому миру, а сахасрара выше него. Образным выражением этого является представление, что лотос сахасрары находится над макушкой головы и повернут цветком вниз. Это знак целостного сознания, всеведения и Освобождения. Индуисты называют это состояние турийа, кайвалья, нирвикалъпа самадхи, Брахмалока, буддисты — нирвана, суфии — бака. Поскольку это состояние выше всяких описаний, то и описание чакры не имеет большого смысла. Достаточно сказать, что, когда кундалини, пройдя, пронзив или разрушив шесть низлежащих чакр, проникает или растворяется в сахасраре, происходит «высшее сокровенное соединение» с Запредельным.
А.С. Пушкин сделал примечание к одному из мест своего «Подражания Корану»: «Плохая физика, но зато какая смелая поэзия!» Перефразируя это относительно «мистической физиологии» упанишад йоги, можно сказать: плохая физиология, но зато какая действенность!
Переводимые здесь тексты чаще рассматривают конечное состояние как блаженный союз индивидуальной души с Высшим Господом или как непрекращающееся блаженное соитие Вселенской Энергии (Шакти) и Шивы. Но к этой запредельной цели можно прийти только с помощью определенных средств. Упанишады признают, что постепенная практика необходима, а милость Господа, скорее, проявляется в даровании желания быть свободным и обретении гуру. Но только личным упорством и неуклонным стремлением к Свободе можно достичь Высшей Истины.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
УПАНИШАД ЙОГИ
В этом небольшом введении, предпосылаемом нами текстам упанишад, не ставится цель подробно рассматривать описываемые в упанишадах йоги техники, тем более что на них мы укажем в небольших предисловиях перед каждым переводом и в примечаниях, но основные черты рассматриваемой группы упанишад можно отметить.
Основные посылки ведийских упанишад — первенство чистого сознания, устремленность к Абсолюту созерцанием, являющимся главным и чуть ли не единственным орудием Освобождения, — в них претерпевают значительные изменения. Склонность к опытному познанию, классификации человеческих проявлений, конкретности, даже если эта конкретность означает почти анатомическую привязку к тем или иным местам тела определенных космических сил, — особенность всех мистических учений средневековой Индии.1 Обожание олицетворенного Бога (бхакти), мистическая физиология и различные действия с телом заменяют зачерствевшую обрядность и метафизические рассуждения, которые были доступны лишь людям, принадлежащим к высшим вар-нам и обладающим «наследственными профессиональными способностями» и способностью к отвлеченной мыслительной работе. Путь к Освобождению посредством подвижнических упражнений и мистической физиологии стал если не более легким, то, по крайней мере, более широким и открытым для многих.
В большинстве своем переводимые упанишады начинаются с теоретического «обоснования» необходимости практики. В Йога таттве, например, это описание ниспадения души в состояние связанности, в Дхъяна-бинду — устрашающий образ горы грехов, «громоздящейся на много йоджанъ (т. е. много десятков верст), которую можно разрушить лишь созерцанием, в Йога кундали причина связанности — неразрывная пара побуждений и дыхания.
Принимая изложенную у Патанджали схему достижения высшего Единения (йога), чаще предлагают не восьмиступенный, как, например, Йога таттва и Шан-дилъя у п., а шести ступенный путь к Освобождению. Это достаточно устойчивое число стадий достижения совершенства, при отсутствии ступеней йама и нийама, находим, например, уже в Майтрайани уп. Это и черта большинства переводимых упанишад, которые, в лучшем случае, упоминают какой-либо, по их мнению, главный способ обуздания. Кроме того, особое внимание они уделяют как раз тем ступеням, о которых в Йога даршане говорится крайне мало: асане, пранайаме и дхъяне. Одна из упанишад йоги — Тришикхабрахмана — так оценивает значение асан: «Кто овладел асанами, тем побеждены три мира» (52). Они знают, что «поз — множество, столько же, сколько видов живых существ», из которых 80 важны, и описывают, по крайней мере, четыре2.
Джаландхара бандха.Со средневекового изображения |
Еще одно отличие приемов упанишад йоги от тех, что описаны Патанджали, — широкое применение «связок», или, лучше сказать, «замков» (bandha)и «печатей» (mudra).Относительно последних традиция однозначно утверждает, что они идут от тантры. В отличие от асан, бандхи и мудры видимо изменяют положение не всего тела, а какого-то его участка (так, джа-ландхара бандха, прижатие подбородка к груди, может выполняться в разных асанах) и могут быть даже совсем незаметны со стороны, как, например, мула бандха или кхечари мудра. Однако эти приемы воздействуют как на все физическое, так и на «психическое» тело, что, пользуясь терминологией современной медицины, связано, вероятно, с мощным воздействием на эндокринную систему.
Если в Йога сутре мы находим лишь отличие неконтролируемого дыхания от контролируемого и упоминание их стадий, то в йоговских упанишадах имеются подробные описания дыхательных приемов, их названий, числа подходов и длительности их. Главное внимание при описании пранайамы уделяется кумбхаке, задержке дыхания. Кумбхака означает «кубок» или даже «кубышка», в которой собирается и накапливается сила, обычно рассеивающаяся у человека на вдох-выдох. Если по Йога даршане впечатления (самскары) создаются деятельностью сознания, а сама деятельность — самска-рами, и это колесо деятельности и самскар вращается непрерывно (Вьяса, на Йога сутру 1.5), то в Йога кун-далини уп. порочный круг связанности вызывает другая пара — впечатление и дыхательная обусловленность. Когда же движение воздуха прекращается, то перестает действовать и нераздельно связанная с ним причина колебаний ума — прошлые впечатления (самскары или васаны). Растворение умственной деятельности (тапо-laya)некоторые упанишады считают завершающим этапом йоги, сразу ведущим к Обособлению (kayvalya),которое они считают производным от Особой задержки (kevalakumbhaka).
Много внимания упанишады йоги уделяют приемам сосредоточения, и среди них дхаране больше, чем дхья-не. Это общая черта почти всех текстов йоги, которая связана, наверное, с характерным для индуизма почитанием более устойчивости, неизменности, нежели текущего потока мысли. Отметим также, что к созерцанию Йога таттвауп. 104-105, например, применяет определения «с качеством» и «без качества», которые в Йога сутре относятся к самадхи. Среди основных видов созерцания можно выделить два: связанные со зрительными и слуховыми восприятиями. Последнему уделяется очень много внимания. Описывается сосредоточение на слышимом изначальном звуке (nada). который по мере повторения мантры и сосредоточения сознания становится все громче и в конце концов соединяет в себе Атмана и Брахмана (Амританада уп., Хамса уп.).
Упанишады — тексты функциональные. И встречающиеся в них «картинки» и сравнения — это не просто литературные украшения, но и созерцательные образы,определенным способом организующие сознание упражняющегося. Почти в каждой из них имеется несколько, а в больших — целый ряд наглядных образов, которые не только направляют его сознание на традиционные «картинки», но и являются проверкой его умения сосредотачиваться, творить устойчивые представления и показывают степень достижений. Это образы лотоса в сердце, льющегося, как масло, резонирующего звука ОМ, лебедя, разрывающего сети, затухающего светильника, в котором исчерпалось масло (кармических действий) и т. д.
Конечная цель йоговских упанишад чаще всего выражается термином кайвалъя, означающим абсолютную обособленность или независимость от мира явлений. Однако, в отличие от Йога даршаны, упанишады в понимании этого состояния больше выделяют положительные стороны. В некоторых упанишадах это состояние считается осознанием освобожденной душой своего равенства со Вселенской Душой. В других оно иногда рассматривается как сопутствующее великому блаженству соединение с Высшим Богом. Многие упанишады провозглашают, что освобожденная от пут проявленного бытия душа сохраняет свою индивидуальность и «сочетается» и даже «сожительствует» с Господом в его самом высшем из миров.
Весьма привлекателен для этих упанишад идеал Совершенного, живущего свободным (fivanmukta), познавшего Истину и всемогущего, вольного использовать все приобретенные упражнением необычные силы.
Но в каких бы образах и сравнениях ни представляли эти старинные писания состояние божественного совершенства, главное в них — это то, что человек способен его достичь.
Пусть же эти писания воспринимаются не как старинная редкая диковинка, любопытная, но бесполезная в нашем обиходе, но как еще годное средство для прояснения сознания.
НАСТРОИМСЯ.
Чтению и изучению упанишад обычно предпосылалось устное возглашение (santipatha), буквально «успокаивающее чтение», с целью успокоить ум и подготовить его к пониманию смысла упанишады. Как пример возможной замены подобной «настройки» (которая для каждого упражняющегося может быть своя и которую лучше найти самому) предлагаем стихотворение, имеющее ту же задачу подготовки ума к восприятию этих текстов.
Полный до краев Покой беспокойною Вселенной. В измененьях — неизменный, в очевидном — сокровенно существующий Покой. За слоистой пеленой непрерывных превращений плотных тел в пустые тени — переливам воплощений неподверженный Покой. Звук, звенящий тишиной, свет, что явлен чернотой, сила — не в каком-то теле, мысль — без образа, без цели, все творит, все так же целый, словно бы пустой Покой. И не этот, не иной мир без счастья, без печали, бесконечный, безначальный, что нарочно, что случайно — все прощающий Покой. В тот Покой с любой виной ты войди — и там увидишь мир, что любишь-ненавидишь, миражом. И если выйдешь, то уже Самим собой.
ОМ! Покой! Покой! Покой!
УПАНИШАДЫ
САРВА УПАНИШАДА
Эта упанишада открывает наши переводы не из-за ее древности (составлена она не раньше VIII в.) или насыщенности сведениями по йоге, а в качестве некого продолжения вступительной статьи, ибо она является прекрасным «словарем» понятий веданты, оказавшей огромное влияние на большинство религиозных учений Индии и обобщившей многие их положения. Поэтому ее понятия и определения весьма часто встречаются или подразумеваются в поздних упанишадах. Здесь в виде кратких изречений объясняются 23 основополагающих понятия. Предварительное чтение ее, несомненно, облегчит восприятие переводимых текстов, разъяснит многие непонятные места и выражения в них и, возможно, будет полезным упражняющимся в йоге для понимания сути упражнений и их собственной природы.
В примечаниях используются комментарии Свами Мадхавананда из Адвайта ашрама.
ВСЕ (ОБЪЯСНЯЮЩАЯ) УПАНИШАДА
1. ОМ! Что такое запутанность1? Что такое избавление2? Что такое неведение3? Что — ведение4 и состояния бодрствования, снов, забытья и Четвертое5? Что такое аннамайа, пранамайа, маномайа, виджня-намайа, анандамайа! Что такое деятель, душа6, по-лезнатец7, очевидец8, горний9, внутренний вождь10? Что такое внутренняя сущность", Высочайший Самый12, Сам13, также марево14? Что такое Самовладыка15?
Не Сам — тело и прочее, но за Самого не Самим принимается. Та гордость собой — запутанность,
избавление — прекращение гордости. Что эту гордость творит — неведение, ведение — что ее прекращает. Когда четырьмя и десятью органами16 -начиная с ума и прочего — Сам воспринимает грубые предметы, такие как звук и прочее17, деятельными и воспринимающими причинами — начиная с Солнца, тогда (Сам пребывает) в бодрствовании. Когда даже в отсутствии звука и прочего стремление к звукам и прочее воспринимает посредством четырех органов, тогда Сам — в состоянии сна. Когда четыре и десять органов18 прекращают действовать и отсутствует различающее знание, тогда Сам — в состоянии забытья.
2. Когда Сознательность19 пребывает свидетелем проявлений трех своих состояний, (всего) существующего и несуществующего, тогда это состояние называют Четвертым. Объединение шести оболочек20, производимое пищей, — это зовут аннамайа коша, пищевым обличьем. Когда 14 видов ветров21, начиная с праны, вращаются в аннамайа коша, это называют пранамайа коша. Когда с двумя обличьями соединены четыре действующих (органа), начиная с ума, (имеющих) намерением звук и прочие предметы (чувств), тогда это называют мысленным обличьем, маномайа коша. Когда с этими тремя облачениями знающий различие и не-различие блистает, тогда это называют познавательным обличьем, виджнянамайа коша. Когда эти четыре облачения пребывают в их собственной причине22, как баньяновое дерево в семени, это называют анандамайа коша. Обитающий в теле как местопребывании мысли, (подверженной) радости и страданию, — он деятель. Когда к желанным вещам мысль (устремлена), мысль радостна, а к нежеланным — страдающа. Причина радости и страдания — звук, касание, зрение, вкус и запах. Когда согласно добрым и дурным делам (дух) обретает связь нынешнего тела (с прошлым телом), словно соитие с телом, тогда, обусловленный23, он называе