Философия истории и её предмет
Термин «философия истории» имеет автора – французский философ-просветитель Вольтер (1694-1778). Он утверждал, что настоящий историк должен не просто описывать события и излагать факты в хронологической последовательности, но, главное, истолковывать исторические процессы. Историк должен за отдельными событиями обнаруживать глубинные связи и смыслы и на этой основе создавать общие картины и сюжеты исторической жизни.
Призыва Вольтера не слышали, но ему во многом уже следовали Геродот и Фукидид, Аврелий Августин и др.
Следует различать две основные области философского интереса: историософия/метафизика истории и область, где изучаются основные закономерности, методы исторического познания – эпистемология истории (учение о закономерностях).
Классики историософии: Августин Блаженный («О граде Божьем» - первая христианская историософия), Вольтер, Гегель и др., о которых позже. Если историк изучает подробности исторического процесса, то дело историософии – понимать его сущность. Гегель: основная задача историка состоит в отыскании фактов, подтверждающих гегелевскую концепцию. КАКАЯ КОНЦЕПЦИЯ? Основной недостаток её в том, что историк оказывался заложником концепции, под которую он подбирал факты. Здесь заметно размывается граница между философией и историей.
Литература: Арнольд Тойнби, «Исследование истории».
Эпистемология. Альтернатива историософии. Доминирует в современной философии истории. Это познание, прежде всего, самого исторического мышления. Основной вопрос – о возможности исторического познания.
Литература: Макс Блок, «Апология истории», Джон Тош, «Стремление к истине», Копусов, «Как думают историки», Барк, «Эпохи и идеи», Реймон Арон, «Введение в философию истории», Поль Рекёр, «Память, история, забвение», Хейден Уайт, «Метаистория», Франк Анкерсмит.
Понятия: исторический факт, время, реальность, истина.
[1] Эпистемология в отечественной литературе - почти синоним гносеологии, теории познания. В западной науке - это теория научного познания.
[2] Двойственная/двойная истина – учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Данная теория сложилась в Средние века, когда обнаружилось, что некоторые положения философии Аристотеля противоречат догмам христианства и ислама.
[3] Ритуал – некий порядок действий, подчинённый определённому сюжету, приобщающий к ситуации и смыслу мифологии.
[4] Но не наука, т.к. научное мировоззрение не существует. Целостного научного представления о мире нет.
[5] Карл Ясперс, «Введение в философию».
[6] Учили (платно) искусству навязывания идей и мнений другим.
[7] Источник картинок: http://dok.opredelim.com/docs/index-46435.html.
[8] Один из историков философии назвал его великим систематизатором. Он ссылается на многих авторов. Парменида он понял неверно (если сравнивать с современным пониманием), однако рассудил о нём рационально.
[9] Аристотель ввёл в философию слово «наука».
[10] Политика в понимании Аристотеля – не способы улучшения греческой демократии, а способы управления многочисленными восточными колониями.
[11] Варианты начала периода: 313 г. – признание христианства легитимной религией. VII в. – возникновение ислама. 476 г. – падение Римской империи. Последний – наиболее распространённый.
[12] 1167 г. – возникает Оксфорд. 1209 г. – Кембридж. 1224 г. – Падуанский. XIV в. – Пражский, Венский и др. Было четыре факультета (философия, медицина, юриспруденция и богословие). Учились так долго, что до конца доживали только 5-10 %. Диспуты – практическая часть, велись записи. Недемонстрация своей учёности – хороший тон.
[13] Противоречивый человек – отменяет Церковь, но учреждает свою; каждый сам себе священник, но после появляются протестантские священники.
[14] Ориентация на духовность.
[15] Гуманизм, такое отношение к человеку, при котором он оценивается/воспринимается как гармоничное единство двух начал (духовного и телесного).
[16] Сильная привязка к природе.
[17] 1609 г., создал первую зрительную трубу с трёхкратным увеличением. Годом изобретения телескопа (зрительной трубы) считается 1608 г. - когда голландский очковый мастер Иоанн Липперсгей продемонстрировал своё изобретение в Гааге.
[18] Органон – традиционное название философских сочинений Аристотеля, посвящённых логике.
[19] Для нас могут звучать очевидными. Но формирование научного стиля мышления пошло от Декарта.
[20] Высказывание – S-P (связь субъекта и его свойства - предикат). Силлогизм – связь высказываний: если S-M, а M-P, то S-P.
[21] Психологии в это время повезло больше всех гуманитарных наук. Она воспринимается как наука о познании.
[22] Это говорится почти в одно время с Эдмоном Гуссерлем.
[23] Сказал, что наука начинается с удивления. Его критиковали в последствии. Был великим назывателем и систематизатором. Но его трактат появился не из-за любопытства. Он столкнулся с проблемой адекватного понимания текста, созданного в другую эпоху в иных культурных обстоятельствах.