Теоретический уровень научного познания
Методы
Это, прежде всего, методы построения самих теоретических объектов.
· Абстрагирование. Гегель: (абстрактное – сосредоточение на каком-то одном свойстве предмета) наука идёт от абстрактного, переходя от конкретных частностей к конкретности целого. Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, при котором всё внимание сосредотачивается на каком-то одном свойстве. Эта процедура лежит в основе метода идеализации.
· Идеализация – мысленное конструирование объектов, которых не существует в действительности, посредством отвлечения от ряда свойств реального предмета. Идеальные объекты теории в науке являются предельными случаями реальных объектов: математическая точка, идеальный газ, абсолютно чёрное тело, общественно-экономическая формация (Маркс), Человек.
· Формализация - метод исследования объектов путём отображения их содержания и структуры в знаковой системе посредством искусственного языка. Для придания строгости и точности фиксируемому знанию. Позволяет установить логические связи между отдельными положениями теории. Служит расширению эвристических возможностей в познании изучаемой области.
· Мысленный эксперимент – оперирование с мысленными моделями/идеализированными объектами, которые и являются промежуточным звеном между теорией и самой действительностью.
Основные формы теоретического знания
· Теоретическая программа - система исходных принципов, понятий и теоретических конструктов, полученных на основе перечисленных выше методов теоретического познания. Цель программы – разработка концептуального аппарата, т.е. фундаментальных принципов и понятий.
· Гипотеза. Гипотезы бывают эмпирическими, теоретическими. Это вероятное предположительное знание, содержащее возможное объяснение новых опытных фактов и описывающих их эмпирических законов, но это знание, не прошедшее эмпирической проверки.
· Теория – не противоречивая система истинного знания, которое включает общие исходные принципы, фундаментальные теоретические законы и теоретические понятия или конструкты.
Виды объяснений в науке
· Указание причины.
· Объяснение через цель.
· Подведение под закон.
Модели формирования и эволюции естественнонаучных теорий
1) Классическая/эмпирико-индуктивная – процесс формирования знания рассматривается в последовательности от эмпирического к теоретическому уровню.
2) Старая теория делает всё возможное, чтобы показать, что других решений нет. Нормальный учёный выбивающиеся из теории факты игнорирует. При наличии достаточного объёма эмпирических данных, подвергающих сомнению старую теорию, старая теория уже не действительна, а новой нет. Возникает умозрительное исследование, ведущее к возникновению новой теоретической программы. Далее возникает фундаментальное теоретическое исследование и новая теория.
Основная идея современной модели была заложена Карлом Поппером. Суть: в научном познании часто наблюдается другой механизм научного знания, когда возникает не получение новых фактов, а противоречие в теории. Столкновение различных теорий приводит к возникновению проблемы, при решении которой выдвигаются гипотезы, и затем эти гипотезы проходят эмпирическую проверку (верификация).
Социально-гуманитарное познание
Специфика социально-гуманитарного познания.
Гуманитарное знание – 1) (широкое понимание) знание, связанное с человеком и его существованием (тогда проблема с естественными науками); 2) знание, предметом которого является не природа, не человек (как единство биологического и социального), а мир человеческого существования, мир, имеющий ценности и смыслы, которые он приобретает в присутствии и при участии человека. Гуманитарные науки – о культуре в её духовном содержании. При этом, термины «гуманитарное» и «социально-гуманитарное знание» используются как синонимы.
Литература: А. Шюц, «Мир, светящийся смыслом». Фуко «Из философского структурализма ХХ века».
04.02.2016
Неокантианцы. Баденская школа.
Различие между гуманитарным знанием и естествознанием проходят в области метода.
Рядом появляется фигура Вильгельма Дильтея (1833-1911).