Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
Родился в Вене, в семье крупного промышленника. Избрал профессию инженера-самолётостроителя. Ему принадлежал один из проектов реактивного авиационного двигателя. Увлёкся математикой и логикой. В дальнейшем примкнул к Расселе, в Кембридже. Создал оригинальную логико-философскую концепцию, которую изложил в «Логико-философском трактате» 1921 г. (ЛФТ). Она оказала влияние не только на Венский кружок, но и на его учителя – Бертрана Рассела. Рассел называл его гением. Увлекался русской литературой, перечитал Толстого и Достоевского. В 1937 г. посетил Ленинград, увлёкся советской девушкой, хотел остаться и конструировать самолёты на Русском Севере.
Ещё работы – лекции 1930-х гг. (Голубая и Коричневая книги); в период «позднего Витгенштейна» - «Замечания по основаниям математики».
Основные положения ЛФТ, которые стали основными принципами философии логического позитивизма:
· То, что мы называем миром, есть наше представление о действительности, поэтому мир для нас состоит не из вещей, а для нас он состоит из фактов.
· Факт – это форма нашего знания о вещи.
· Факты делятся на простые (отдельные объекты, их свойства или отношения между ними) и сложные (события).
· Реальность мира дана нам, в конечном счёте, в языке и через язык, ибо весь свой опыт, в т.ч. и опыт научный, человек высказывает в языке, в котором представлены результаты нашего мышления и мире. «Всё, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно. О том же, что высказыванию не поддаётся, следует молчать».
· Знание выражается и передаётся в языке посредством предложений.
· Предложение – есть общая форма логического рационального отображения действительности. Именно этим словом, «предложение», Витгенштейн хотел назвать ЛФТ, но Мур ему придумал текущее название. Рассел полностью принял эту концепцию и назвал её «логическим атомизмом». «Логическими атомами» здесь является элементарные высказывания, которые фиксируют события, и комбинации этих высказываний Витгенштейн назвал «молекулярными предложениями».
· Предложения/высказывания делятся на осмысленные/содержательные (несут информацию о мире, т.е. об объектах и событиях) и бессмысленные/бессодержательные (не несут информации о мире, это не означает бессмыслицы в обыденном понимании – это логика, математика и философия). Философия – особый язык, не имеющий непосредственного отношения к реальности. Существует опасность приписывания философским/математическим/логическим объектам онтологического смысла.
· Если философские высказывания бессмысленны, то также бессмысленны мои собственные высказывания и весь ЛФТ, т.к. ничего нового об устройстве мире. Зачем не нужны эти науки? Они необходимый инструмент для человеческого познания мира.
· Основная задача философии науки – не в построении мировоззрения (это противоречит классическому позитивизму) или общей научной картины мира, а в логическом анализе и прояснении самого языка науки, пользуясь которым, мы строим содержательные предложения и мире.
Как определить где научное и где ненаучное высказывание?
Витгенштейн и Рассел формулируют принцип верификации. Определения Витгенштейна:
1) предложение научно, если его истинность может быть установлена опытным путём. На основе этого была запущена программа логической чистки научного языка. На первом этапе был всеобщий оптимизм, т.к. предложения обыденного языка, литературные тексты и вся европейская философия – нельзя проверить на опыте. Затем наступило «отрезвление» и эпоха пессимизма:
a. Выяснилось, что также не верифицируемы и многие положения, принципы и понятия фундаментальных научных теорий (абсолютно чёрное тело; вакуум (было обнаружено уже во 2-й пол. ХХ в.) – т.к. при удалении всех частиц из определённого пространства было обнаружено, что происходит взаимодействие запускаемых частиц с «вакуумом»).
b. Невозможно проверить потенциально бесконечное количество протокольных предложений в науке. Поэтому возникает вторая формулировка:
2) предложение научно верифицируемо/научно, если существует логическая возможность его проверки.
Программа логического позитивизма оказалась не реализованной. Теоретическое знание оказалось не сводимым к знанию эмпирическому. Оказалось, что оно определяется не только данными опыта, но и установками самого разума. Основное положительное значение логического позитивизма для развития философии науки заключалось в том, что он стимулировал интерес к логическому анализу языка науки и остро поставил проблему соотношения теоретического и эмпирического в языке науки. Именно эта проблема и будет решаться в постпозитивизме второй половины ХХ в.
Позднему Витгенштейну свойственен отказ от построения логическим правильного языка науки и тезисы: мы должны пользоваться языками, которыми мы располагаем; языковая игра (язык – это игра по определённым правилам, правилам той области, в которой функционирует данный язык). Переход к плюрализму языков науки.