Основные моменты его учения, которые являются основными для рационализма.
Критика состояния знаний своего времени. Обращена против схоластики. Рациональная интуиция: в основе человеческого, научного познания лежит интуиция.
Критика сенсуализма. Прежде всего, учения Бэкона. Чувственное познание несовершенно и зависит не только от состояния наших органов чувств и условий, в которых наблюдаются предметы.
Учение о методе. Разница между научным и ненаучным способами учения в том, что наука опирается на метод. Наука имеет дело с общим и, поэтому, стремится к формулировке законов. Но, в отличие от Бэкона, Декарт полагает, что основным методом познания является не индуктивный, а дедуктивный - метод рассуждения от общий идей к частным случаям. Основные правила научного метода[19]:
1. Правило очевидности. Учёный должен исходить только из несомненного, только из очевидных фактов, ничего к ним не примысливая.
2. Правило анализа. Каждый предмет при своём изучении при своём анализе должен делиться на фрагменты.
3. Правило синтеза. Когда мы постигли суть фрагментов, мы можем понять устройство целого.
4. Правило фиксации и систематизации результатов научного исследования.
Мамардашвили назвал учение Декарта «тайной при полном свете». Рассуждения о предмете идут с изяществом математика доказывающего теорему. Но после понимаешь всю глубину вопроса и приходишь к какой-то неразрешимой проблеме, к тайне бытия.
Правило очевидности
Границу между очевидным и неочевидным устанавливаю я, это значит, что я должен в этой границе всегда сомневаться. Я должен подставить под сомнение все мои соображения. Если это так, то тотальное сомнение делает невозможным науку о мире. Чтобы спастись в этой ситуации, нужно найти неопровержимый факт. Когда я сомневаюсь, я мыслю. Непосредственно и очевидно мне дан сам факт моего мышления. В прямом переводе: «мыслю, следовательно, существую». Но самое главное следствие: единственным критерием подлинности существования вещей, их свойств, отношений, является или будет являться их присутствие в моём мышлении. Это основной тезис феноменологии, основное положение «Критики чистого разума» Декарта. Существование бога зависит от моего мышления. Этого нормальный человек того времени не мог предположить. Декарт тут же создал онтологическое доказательство существования бога, согласно которому, мир существует вне моего мышления. На основе принципа всеобщей связи явлений. Принцип причинности: у каждого явления есть причины; и в явлении, как в следствии, не может быть ничего, чего бы не было в причине. На место явления ставим идею бога. Если предположить, что человек причина идеи бога, то неясно, как в сознании человека нет качеств, которые приписываются богу: всемогущество, всеведение и др. Поэтому человек не может являться причиной идеи бога, и она является врождённой. Краеугольный камень декартова рационализма: идея врождённости идеи бога, истин и идей логики и математики. Правила математики и логики, как правила нашего мышления, существуют у нас изначально и из наблюдения за природой не выводятся. Идеи приобретаемые: знание, полученное из опыта. Идеи сотворённые: синтез идей приобретённых и врождённых (например, физика).
Рационалисты уважительно относятся к опыту, эмпирики – к разуму. Их противостояние гипертрофировано в старых плохих учебниках. Но, по Декарту, есть некоторое противоречие в утверждении «все знания из опыта». Все истины, получаемые из опыта, - вероятностные. Если все знания из опыта, то всю математику нужно переписывать, т.к. 2 х 2 = не 4, а, возможно, 4. Но нет, эти знания не зависят от опыта.
Позитивистская традиция в философии науки
XIX в. - время продолжения дифференциации наук. Появляется идейная реакция на этот процесс – позитивизм. Ренар: «Наука и только наука может дать человечеству то, без чего оно не может жить». Предпосылки возникновения позитивизма:
1. Интенсивное развитие промышленности и экономики;
2. Применение научных знаний в технике;
3. Влияние НТП на развитие общества, на эволюцию общественно-экономических отношений.
Формируется новое мировоззрение, в котором наука – основное средство для решения насущных проблем. Марксисты сильно ругали позитивизм и окрестили графа Клода Анри де Рувруа, графа де Сен-Симон (1760-1825) социалистом-утопистом.