Возникновение и формирование опытного естествознания

Продолжение технического прогресса в создании приборов для экспериментальной науки. Развитие техники в XVI-XVII вв. дало возможности для экспериментирования: компас, весы, механические часы, астролябия, телескоп, микроскоп, термометры, пневматический насос и т.д.

4. Наука развивается в основном за пределами университетов

Университеты с наукой не дружили. Были ориентированы, в основном, на подготовку юристов и богословов. Учёный мог не сидеть в библиотеках и не знать латыни, но доверял данности опыта. Такие люди объединялись в сообщества отдельно от университетов и Церкви. 1662 г. – Лондонское Королевское Общество учёных. 1666 г. – Парижская Академия Наук. В рамках этих сообществ создаются и выпускаются первые научные журналы. При них возникают лаборатории, обсерватории и мастерские для проведения экспериментов.

Особая роль государства в развитии науки

Государство было заинтересовано в развитии военной техники. Одной из «первых ласточек» был Леонардо да Винчи. Он существовал за счёт государственного финансирования на создание боевых машин.

Фон, на котором развивалась наука в эти времена

Развитие науки было тесно связано с магией и мифологией. Рациональный способ мышления и магия не противостояли друг другу. Коперник профессионально занимался астрологией и медициной. Наука, астрология и медицина были сведены у Коперника в одну систему. К утверждению о том, что Солнце – центр Вселенной, Коперника подвигло не научное наблюдение, а трактат Гермеса Трисмегиста (датировался XVI-XVII вв. до н.э.), где было написано, что Солнце – воплощение бога Солнца. Его называли современником Моисея. Церковь даже хотела сделать его святым, выделяя среди других язычников. Современные учёные выяснили, что трактат создан во II-III вв. н.э. Он пропитан духом неоплатонизма, написан несколькими авторами.

В основе астрологии и её основы, магии, лежит принцип всеобщей связи. Любое вмешательство в природу должно иметь последствия. Такая смешанная система представлений была у многих учёных того времени. Ньютон мыслил себя богословом, его перу принадлежит самый фундаментальный богословский труд того времени. Он был членом Королевского Общества Учёных, но доступ туда открывался только через масонскую ложу.

Два направления науки

Эмпиризм

Опыт – в основе науки. В основе опыта – наше чувственное восприятие. Сенсуализм – первая форма эмпиризма. Представители: Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Джордж Беркли (1685-1753), Дэвид Юм (1711-1776). Все англичане, все гуманитарии.

Исходный импульс задал Бэкон, «большой энциклопедический дилетант». Пытается объять необъятное. «Великое восстановление наук», «Новый Органон[18]».

· Задача – отделить науку от магии, алхимии, философии.

· Науку отличает наличие методологии, она имеет дело с тем, что воспроизводимо, с общим, а не с уникальным. Самый главный его вывод – наука начинается с метода. Метод индукции – метод восхождения от частного к общему с целью установления неких законов. Бэкон различает два вида индукции:

o Индукция через простое перечисление (аристотелевская). Не продуктивна для науки. В ряду фактов могут оказаться явления несущественные или не имеющие отношения к делу. Быстро переходит от опыта к случайным поверхностным обобщениям.

o Исключение случайностей.

Притча о пауках, муравьях и пчёлах. Паук ткёт паутину из самого себя – схоластик. Муравей всё, что попадётся, тащит в свой муравейник – примитивный эмпирик. Пчёлы собирают нектар избирательно – настоящий учёный.

· Вся европейская наука вращается вокруг нескольких людей: Аристотеля, Гиппократа и др. «Истина – дочь опыта и времени, но не авторитета». «Бог дал нам способность чувственного восприятия не только для того, чтобы мы изучали их сочинения, но для постижения мира».

· Критика аристотелевской логики. Она бесполезна для научного опыта. Она эффективный инструмент схоластики. Ведь силлогизм есть выведение одной мысли из другой без обращения к опыту.

· Критика идолов (призраков). Это установки сознания, которые препятствуют достоверному познанию мира и которые получили распространение в средневековой схоластике, которая, в свою очередь, должна быть «благодарна» Аристотелю. Их нужно знать в лицо, чтобы не попадать под их коварное обаяние:

o «Идолы рода» - установки сознания, формируемые человеческой природой и, прежде всего, обществом и семьёй. Суть их – в навязывании природе тех форм и отношений, которые кажутся человеку естественными. Например: ум Аристотеля приписывал природе цели, но у неё не может быть никаких целей; наука должна изучать «как» и «почему».

o «Идолы пещеры» - установки и заблуждения, связанные с индивидуальными особенностями восприятия.

o «Идолы площади/рынка» - заблуждения, коренящиеся в пользовании языком. В процессе повседневной коммуникации смыслы слов затираются как монеты в обращении.

o «Идолы театра» - ложные установки, формирующиеся на основе проникновения в человеческую душу различных учений, созданных авторитетами прошлого. Все философские системы прошлого являются сценариями сказочных спектаклей, которые до сих пор нас развлекают. Древние не виноваты, виноваты мы в своём поклонении перед ними.

Джон Локк – классический представитель сенсуализма. Написал трактат о познании мира. Познание – отражение вещей, явлений действительности в человеческом сознании. Информация от органов чувств перерабатывается и превращается в идеи разума. В разуме не может быть ничего, чего бы не было в чувствах. Чувства – кривое зеркало. Познание – не совсем отражение действительности. Отсюда теория первичных и вторичных качеств:

· некоторые свойства вещей мы воспринимаем субъективно (цвет, температура, вкус) – они вторичны;

· но есть и такие свойства вещей, которые мы можем познавать совершенно объективно (вес, масса, геометрический контур, размеры) – это идеи первичных качеств.

Джордж Беркли. Он согласен со своим предшественником. Но ставит вопрос: что дано субъекту непосредственно и очевидно ­– объект или его образ? Мир – экстраполяция образа. Не по вещам мы судим об образах, а наоборот. Исходной реальностью является не мир сам по себе, а его восприятие. Быть и существовать, значит быть воспринимаемым. Его спросили, куда девается мир во сне и после смерти, в если всё человечество погибнет? Он поясняет. Бог – источник и гарант восприятия. Всё существует в едином восприятии Бога. Для верующего эта концепция логически не опровержима. Его критиковали марксисты, позитивисты (эмпирио-критицизм – вторая стадия развития позитивизма).

Дэвид Юм. Трактат о человеческом познании. Чтобы удостовериться в истинности знания о действительности, нужно проверить, насколько представление о мире соответствует самому миру. Но кто производит это сравнение? Сам субъект. Человеческий ум никогда не может выйти за свои пределы. Мы обречены на субъективность.

Трудные для эмпиризма моменты:

· Какой бы ни была индукция, мы всегда имеем дело с ограниченным количеством фактов. Любое обобщение всегда ограничено рамками нашего опыта.

· Проблема Юма. Кант, Гегель, Хайдеггер пытались решить.

Рационализм

В основе – разум.

10.12.2015

Корни европейской науки в Средневековье. Декарт прошёл школу схоластики, его мышление связано с этим учением. Учебное заведение (школа Ла Флеш), которое он закончил, по стилю преподавания и предметам напоминало позднее Средневековье. Своим его считают физики, математики и философы. Только историки не считают. Об этом позже. Декарт непосредственно участвовал в конфликтах при дворе и неоднократно обнажал шпагу. Чтобы избавиться от этого, попросил перевести его на войну. Франция воевала с Германией, боевые действия шли на территории Бельгии. Из его письма: они стоят полгода на квартирах и не было ни одного выстрела; прекрасная обстановка для работы. Война закончилась. Декарт не хочет возобновлять свою старую жизнь. Он уезжает в протестантскую Голландию и начинает работать в университете в Утрехте. Голландское затворничество длилось без малого 20 лет. Самое плодотворное время: все основные трактаты были написаны в это время. «Хорошо пожил тот, кто хорошо утаился». Но и тут появились завистники, выживавшие его. Они сожгли его основной трактат «Мир». Там излагались основы математического естествознания – физики.

Он переписывался с симпатизирующей идеям просвещения шведской королевой Христиной. Он отказывался поначалу, но после согласился. По дороге простыл, пару месяцев побыл в Швеции и умер.

Наши рекомендации