Философия науки и её предмет
Философия науки и её предмет
Ввёл термин «философия» Пифагор (VI в. до н.э.).
Ø Античность. Пифагор говорил ученикам, что жизнь похожа на Олимпийские игры: первые соревнуются, вторые болеют за них, третьи - зарабатывают на этом деньги, четвёртые - пытаются понять, свидетелями чего они являются - это философы. На этом этапе философия - это познание.
Ø Дифференциация наук. Сначала отделяются естественные и математические науки. В XIX в. Активно делятся социальные. Позитивизм Сент-Симона и Огюста Конта провозглашал конец философии. Отрицая метафизику, они пришли к собственным метафизическим теориям. Отрицание философии есть философия.
Ø ХХ в.Марксизм пытался сделать из философии науку наук.
Ø Современная философия- «мышление о мышлении», исследует человеческое сознание.
Философия науки - исследование основных закономерностей научного познания, стиля и мышления. В современной литературе термин имеет два основных значения:
1.Область философии, в которой исследуются основные особенности научной познавательной деятельности. Эта область начала формироваться задолго до появления самого термина. Первыми философско-научными концепциями были рационализм и эмпиризм Нового Времени. Термин «метафизика» возник у Андроника Родосского, когда он переписывал труды Аристотеля. Труд об основах природы не имел названия. Первый назывался «Физика», второй он назвал «Метафизика», т.е. то, что после физики.
2.Особое направление в философии, которое сформировалось на основе позитивизма. Сам термин появился в ХХ в. в нео- и постпозитивизме.
Когда возникла наука (мнения):
1.С возникновением рационального познания, т.е. философии и математики (Египет, Месопотамия, Древняя Греция). И термин «наука» возник в «Метафизике».
2.(распространено у верующих учёных). В позднее Средневековье и Возрождение. Возникновение университетов, формирование доктрины двойной истины[2] (два полноправных пути к одной истине), Эразм Роттердамский, XV-XVI вв.
3.В XVI-XVII вв., когда происходила первая научная революция.
Что такое наука
· Особый способ познания действительности.
· Результат этой деятельности, форма систематизированного знания о мире, которое построено на математическом аппарате.
· Определённая форма человеческой деятельности, производимой совокупностью людей, имеющих важное общественное значение.
Философия науки опирается на ряд наук, занимающихся её анализом: наукометрия, когнитивная психология и др. В своих выводах философия науки опирается на историю науки.
Литература: Томас Кун, «Структура научных революций», 1962 г., США. Быстро была переведена на множество языков мира. Основная позиция: философия науки невозможна без истории науки. «Если история науки без философии науки слепа, то философия науки без её истории пуста».
Генезис и становление рационального познания в античной культуре
Понятие рациональности
Слово происходит от лат. ratio - разум, порядок, число, гармония. Противопоставляется иррациональному. Имеется два значения термина «рационализм»:
· Широкое. Установка сознания и основанное на ней мировоззрение, согласно которому наш мир и отражающее его мышление строго упорядочены и подчиняются некоторым общим законам, т.е. всё предопределено. Представители: Платон Декарт Гегель. Рационалистичны позитивизм и марксизм. Иррационализм (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше).
Литература:
Гастон Башляр, «Новый рационализм», основоположник неорационализма: возобновляемое мышление; рациональное состояние нашего мышления - это его бодрствование, большую часть жизни мы спим, живём инерцией повседневности, традицией; рациональность - внесение в мир чего-то нового; мир становится рациональным или иррациональным в нашем в нём присутствии.
Гайденко П.П., «Научная рациональность и философский разум».
Мартин Хайдеггер, «Что зовётся мышлением». Современный человек - существо, которое отучается мыслить. Мышление в пассивном аспекте - это усвоение существующей информации, в активном - создание нового.
Кант, «Критика чистого разума».
12.11.2015
Список вопросов будет к концу марта. Литература не изменится.
· Узкое. Это направление, философско-методологическая программа в философии Нового времени, согласно которой, основой науки является разум.
Переход от Мифа к Логосу
Рационализм возник из лона мифологии. Литература: Ф. Кессиди, «От мифа к логосу. Становление греческой философии», современный греческий философ, 1960-е гг. (русское издание - 2003 г.).
Миф (букв. с др. греч. «повествование») – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, отождествляемых с подлинными явлениями реальности.
Изначальная мифология
Первая стадия в развитии любой культуры.
Формы существования и распространения мифа: 1) устный рассказ/интерпретация; 2) система ритуалов[3].
Литература: Вильгельм М. Вундт, «Миф и религия»; Тэйлор Э.Б., «Первобытная культура»; философ А.Ф. Лосев, «Диалектика мифа».
Основные элементы мифологического мышления:
1) мифологическое знание – нерациональное, основанное на непосредственном эмоционально-чувственном восприятии действительности и усваиваемое и переживаемое на основе рассказов или ритуалов.
2) мифологический вымысел – это не простое искажение действительности, а основанное на одухотворении мироздания, при котором природа наделяется свойствами, состояниями человеческой души. Причём эти состояния в мифологии, в конечном счёте, персонифицируются, закрепляются за определёнными носителями.
3) мифологическая вера – убеждение в том, что мифологические образы и сюжеты не условны/не сказочны, в том, что они есть сама действительность. Отсутствие дистанции между образом и предметом: Зевс – не причина грома и молний, а сам ими является.
Характеристики мифологического мышления:
§ Целостность. Мифология даёт общее представление о мироздании (также как религия и философия[4]).
§ Природоцентричность. С развитием науки люди становятся бездомными, мир более безумным. Для носителя мифологического мышления мир – дом.
§ Цикличность.
§ «Человекообразующая машина» (сказал Мамардашвили). Миф – культурная система, формирующаяся человеком и одновременно формирующая человека согласно определённым ценностям и образцам.
§ Беспроблемность. Нет вопросов, требующих научного мышления, т.к. нет зазора между образом и предметом. Мышление и бытие тождественно.
Два направления науки
Эмпиризм
Опыт – в основе науки. В основе опыта – наше чувственное восприятие. Сенсуализм – первая форма эмпиризма. Представители: Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Джордж Беркли (1685-1753), Дэвид Юм (1711-1776). Все англичане, все гуманитарии.
Исходный импульс задал Бэкон, «большой энциклопедический дилетант». Пытается объять необъятное. «Великое восстановление наук», «Новый Органон[18]».
· Задача – отделить науку от магии, алхимии, философии.
· Науку отличает наличие методологии, она имеет дело с тем, что воспроизводимо, с общим, а не с уникальным. Самый главный его вывод – наука начинается с метода. Метод индукции – метод восхождения от частного к общему с целью установления неких законов. Бэкон различает два вида индукции:
o Индукция через простое перечисление (аристотелевская). Не продуктивна для науки. В ряду фактов могут оказаться явления несущественные или не имеющие отношения к делу. Быстро переходит от опыта к случайным поверхностным обобщениям.
o Исключение случайностей.
Притча о пауках, муравьях и пчёлах. Паук ткёт паутину из самого себя – схоластик. Муравей всё, что попадётся, тащит в свой муравейник – примитивный эмпирик. Пчёлы собирают нектар избирательно – настоящий учёный.
· Вся европейская наука вращается вокруг нескольких людей: Аристотеля, Гиппократа и др. «Истина – дочь опыта и времени, но не авторитета». «Бог дал нам способность чувственного восприятия не только для того, чтобы мы изучали их сочинения, но для постижения мира».
· Критика аристотелевской логики. Она бесполезна для научного опыта. Она эффективный инструмент схоластики. Ведь силлогизм есть выведение одной мысли из другой без обращения к опыту.
· Критика идолов (призраков). Это установки сознания, которые препятствуют достоверному познанию мира и которые получили распространение в средневековой схоластике, которая, в свою очередь, должна быть «благодарна» Аристотелю. Их нужно знать в лицо, чтобы не попадать под их коварное обаяние:
o «Идолы рода» - установки сознания, формируемые человеческой природой и, прежде всего, обществом и семьёй. Суть их – в навязывании природе тех форм и отношений, которые кажутся человеку естественными. Например: ум Аристотеля приписывал природе цели, но у неё не может быть никаких целей; наука должна изучать «как» и «почему».
o «Идолы пещеры» - установки и заблуждения, связанные с индивидуальными особенностями восприятия.
o «Идолы площади/рынка» - заблуждения, коренящиеся в пользовании языком. В процессе повседневной коммуникации смыслы слов затираются как монеты в обращении.
o «Идолы театра» - ложные установки, формирующиеся на основе проникновения в человеческую душу различных учений, созданных авторитетами прошлого. Все философские системы прошлого являются сценариями сказочных спектаклей, которые до сих пор нас развлекают. Древние не виноваты, виноваты мы в своём поклонении перед ними.
Джон Локк – классический представитель сенсуализма. Написал трактат о познании мира. Познание – отражение вещей, явлений действительности в человеческом сознании. Информация от органов чувств перерабатывается и превращается в идеи разума. В разуме не может быть ничего, чего бы не было в чувствах. Чувства – кривое зеркало. Познание – не совсем отражение действительности. Отсюда теория первичных и вторичных качеств:
· некоторые свойства вещей мы воспринимаем субъективно (цвет, температура, вкус) – они вторичны;
· но есть и такие свойства вещей, которые мы можем познавать совершенно объективно (вес, масса, геометрический контур, размеры) – это идеи первичных качеств.
Джордж Беркли. Он согласен со своим предшественником. Но ставит вопрос: что дано субъекту непосредственно и очевидно – объект или его образ? Мир – экстраполяция образа. Не по вещам мы судим об образах, а наоборот. Исходной реальностью является не мир сам по себе, а его восприятие. Быть и существовать, значит быть воспринимаемым. Его спросили, куда девается мир во сне и после смерти, в если всё человечество погибнет? Он поясняет. Бог – источник и гарант восприятия. Всё существует в едином восприятии Бога. Для верующего эта концепция логически не опровержима. Его критиковали марксисты, позитивисты (эмпирио-критицизм – вторая стадия развития позитивизма).
Дэвид Юм. Трактат о человеческом познании. Чтобы удостовериться в истинности знания о действительности, нужно проверить, насколько представление о мире соответствует самому миру. Но кто производит это сравнение? Сам субъект. Человеческий ум никогда не может выйти за свои пределы. Мы обречены на субъективность.
Трудные для эмпиризма моменты:
· Какой бы ни была индукция, мы всегда имеем дело с ограниченным количеством фактов. Любое обобщение всегда ограничено рамками нашего опыта.
· Проблема Юма. Кант, Гегель, Хайдеггер пытались решить.
Рационализм
В основе – разум.
10.12.2015
Корни европейской науки в Средневековье. Декарт прошёл школу схоластики, его мышление связано с этим учением. Учебное заведение (школа Ла Флеш), которое он закончил, по стилю преподавания и предметам напоминало позднее Средневековье. Своим его считают физики, математики и философы. Только историки не считают. Об этом позже. Декарт непосредственно участвовал в конфликтах при дворе и неоднократно обнажал шпагу. Чтобы избавиться от этого, попросил перевести его на войну. Франция воевала с Германией, боевые действия шли на территории Бельгии. Из его письма: они стоят полгода на квартирах и не было ни одного выстрела; прекрасная обстановка для работы. Война закончилась. Декарт не хочет возобновлять свою старую жизнь. Он уезжает в протестантскую Голландию и начинает работать в университете в Утрехте. Голландское затворничество длилось без малого 20 лет. Самое плодотворное время: все основные трактаты были написаны в это время. «Хорошо пожил тот, кто хорошо утаился». Но и тут появились завистники, выживавшие его. Они сожгли его основной трактат «Мир». Там излагались основы математического естествознания – физики.
Он переписывался с симпатизирующей идеям просвещения шведской королевой Христиной. Он отказывался поначалу, но после согласился. По дороге простыл, пару месяцев побыл в Швеции и умер.
Правило очевидности
Границу между очевидным и неочевидным устанавливаю я, это значит, что я должен в этой границе всегда сомневаться. Я должен подставить под сомнение все мои соображения. Если это так, то тотальное сомнение делает невозможным науку о мире. Чтобы спастись в этой ситуации, нужно найти неопровержимый факт. Когда я сомневаюсь, я мыслю. Непосредственно и очевидно мне дан сам факт моего мышления. В прямом переводе: «мыслю, следовательно, существую». Но самое главное следствие: единственным критерием подлинности существования вещей, их свойств, отношений, является или будет являться их присутствие в моём мышлении. Это основной тезис феноменологии, основное положение «Критики чистого разума» Декарта. Существование бога зависит от моего мышления. Этого нормальный человек того времени не мог предположить. Декарт тут же создал онтологическое доказательство существования бога, согласно которому, мир существует вне моего мышления. На основе принципа всеобщей связи явлений. Принцип причинности: у каждого явления есть причины; и в явлении, как в следствии, не может быть ничего, чего бы не было в причине. На место явления ставим идею бога. Если предположить, что человек причина идеи бога, то неясно, как в сознании человека нет качеств, которые приписываются богу: всемогущество, всеведение и др. Поэтому человек не может являться причиной идеи бога, и она является врождённой. Краеугольный камень декартова рационализма: идея врождённости идеи бога, истин и идей логики и математики. Правила математики и логики, как правила нашего мышления, существуют у нас изначально и из наблюдения за природой не выводятся. Идеи приобретаемые: знание, полученное из опыта. Идеи сотворённые: синтез идей приобретённых и врождённых (например, физика).
Рационалисты уважительно относятся к опыту, эмпирики – к разуму. Их противостояние гипертрофировано в старых плохих учебниках. Но, по Декарту, есть некоторое противоречие в утверждении «все знания из опыта». Все истины, получаемые из опыта, - вероятностные. Если все знания из опыта, то всю математику нужно переписывать, т.к. 2 х 2 = не 4, а, возможно, 4. Но нет, эти знания не зависят от опыта.
Классический позитивизм
Основные принципы
Огюст Конт (1798-1857); Джон Стюарт Милль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820-1903).
Огюст Конт. Учился в политехнической школе в Париже, где проявил интерес к двум областям: математике и философии. Влияние Локка, Дидро и Монтескье. Выгнали за вольнодумство. Зарабатывал трудом домашнего учителя. Пошёл в секретари и библиотекари к графу Сен Симону. Вёл записи бесед с графом. Опубликовал своё учение после смерти Сен Симона своё учение «Курс позитивной философии». Раскритиковали, что скучная. Издал более понятную книгу «Дух философии». Система позитивной политики (трактат, в котором содержались основы совершенно новой науки об обществе - социологии). Вместе со Спенсером стал основателем социологии.
Исходные положения позитивизма: учение о трёх стадиях развития человеческого познания. Человеческое познание (также как и общество) развивается, эволюционирует и проходит в этой эволюции три основных стадии:
1. теологическую/религиозно-мифологическую (фиктивную). С древности до 1300 г. Все явления рассматривались как продукты действия сверхъестественных сил.
2. метафизическую (абстрактную). 1300-1800 гг. Основа объяснения – идеи и понятия самого разума, которому, к сожалению, человек некритично доверяет. Что приводит к догматичности (заимствовано у Канта: догматичность метафизики в том, что здесь человеческий разум ставит перед собой некоторые задачи и пытается их решать, не побеспокоившись, однако, о своих способностях решить это). Попытка решения религиозных задач нерелигиозными методами. Необходимо отказаться от решения ненаучных вопросов, т.е. того, что нельзя решить опытным путём. Необходимо построить систему положительного позитивного знания, которая бы синтезировала данные, полученные разными науками для того, чтобы построить научную картину мира.
3. научную (позитивную). Начало - 1800 г. Человеческий разум признаёт свою догматичность и приступает к исследованию действительности на основе наблюдений, экспериментов, фактов и логики. Первые две стадии становятся музейными экспонатами. «Наука в силах решить многие проблемы, в которых философия рассуждала веками».
Классификация наук: абстрактные (изучающие законы определённых областей действительности) и конкретные (занимаются практическим применением знаний, полученных абстрактными науками). Биология – абстрактная/фундаментальная; медицина – конкретная/прикладная по отношению к ней.
Математика – фундамент науки, не наука. Философия – не наука, а научное мировоззрение, в котором создаётся научная картина мира.
Абстрактные науки (от простого к сложному): астрономия (проста в силу своей наглядности для описания), физика, химия, биология, социология. У Энгельса почти копия: механика, физика, химия, биология, социология.
Конт первоначально называл социологию социальной физикой. Разделил её на две части: социальная статика (изучает структуру общества, его элементов и отношений между ними; предмет – настоящее состояние общества), социальная динамика (изучает законы развития общества и анализировать факторы/причины социального развития, поэтому она должна полностью ориентироваться на историческую науку). Научная социология должна стать единственным прочным фундаментом для организации общества и преодоления социальных и политических кризисов. Если выяснены законы, то конфликтов не будет.
17.12.2015
Джон Стюарт Милль
Знатного происхождения. Никогда не занимался наукой профессионально. Основную часть деятельности провёл в Ост-Индской компании. На склоне лет подался в политику. Наукой занимался в свободное время. Основная работа - «Система логики силлогистической и индуктивной» (1843 г.). 1865 г. – «Огюст Конт и позитивизм». «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона» - 1869 г. (пожалуй, последняя значительная работа). Доминировали эмпиристские установки. Продолжатель линии английского эмпиризма, её идеологии. В последней названной работе продемонстрировал ограниченность и несостоятельность рационализма. Пример критики дедукции: высказывание/суждение[20] «все люди смертны», «герцог Велингтон человек», следовательно, Велингтон смертен. Но всё опирается на фразу про смертность всех людей, которая выводится не логически, а из опыта. Но опыт опирается на единичные случаи. Ведь нельзя исключать вероятность нахождения «чёрного лебедя». В чём проблема дедукции? В этих рассуждениях можно получить информацию, которая не взята непосредственно из опыта. Основа основ опыта – индукция (обобщение про всех людей). Но: нет гарантии, что данное положение будет всегда выполняться. Таким основанием является принцип единообразия в устройстве природы. Но: откуда происходит наша уверенность в этом однообразии? Это выводится только на основании нашего опыта на основе индукции. Замкнутый круг.
Уильям Уэвелл
Современник и критик Миля, сторонник позитивизма. Незаслуженно неизвестен. По таланту и эрудиции значительно превосходивший Миля. Самый известный трактат - «История индуктивных наук» (1860 г. в Англии, 1867 г. – в России, но (!) с тех пор не переиздавался). Будучи индуктивистом полагал, что индуктивные обобщения не являются простым суммированием фактов. Это означает, что при индуктивных обобщениях и поиске закономерностей в различных науках наше мышление опирается на понятия, которые из опыта не выводятся, и они и помогают обобщить опыт.
Милль
Оставил значительный след в экономике и этике. Он полагал, что без прогресса в области морали невозможен и прогресс общественный. Он утверждал, что моральные ценности выводятся из опыта и не являются априорными, как считал Кант, они меняются со временем. Он полагал, что природа, и человек, и общество существуют о определённым законам. И если определённых законов мы не знаем, то это не значит, что их нет. В человеческом существовании всё строго детерминировано, но это не означает фатальности или обречённости. «Свобода – есть познанная необходимость». Он не оригинален, но эта истина утверждалась до него первоначально античными стоиками по-своему, затем Спинозой, Карлом Марксом. Развитие общества должно идти эволюционным путём, а не революционным, и опираться на науку. Наличие порядка в мире свидетельствует о наличии автора. Но он, очевидно, не всемогущ и не всесилен.
Философское знание носит эмпирический характер. Но философские теории не случайны, а являются отражением изменчивого опыта человеческого существования. И в этом человеческом существовании философия не эмпирична. Почва для философии – психология, которая носит весьма неповторимый и индивидуальный характер. Философия – рациональная реконструкция действительности, определяемая опытом жизни и психологическими переживаниями этого опыта.
Спенсер
Дружил с Милем. Основной труд - «Система синтетической философии» в 10 томах. «Социологические исследования». Фигура на фоне Конта и Миля наименее оригинальная. Но ему некуда было деваться. Он должен был создавать научную картину мира. Но читать его сейчас не интересно. Он был энциклопедист-дилетант. Он предлагает научную картину мира. Тома: «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания этики», «Основания социологии». Социология возникла благодаря позитивизму. По времени создания – Конт, по масштабности разработки проблемы – Спенсер. Хорошо знал экономику. Особенно уважал Адама Смита. Отношение к учению Конта было неоднозначно. Высоко ценил социологические идеи учения Конта, но не разделял его закона трёх стадий и считал, что этот закон является чисто метафизической идеей, далёкой от реальности.
Идея эволюции. В 1857 г. впервые употребил этот термин. Через два года термин зазвучал в труде Дарвина. Развитие – универсальное свойство мироздания в целом. Начинается «эпидемия» эволюционизма.
Религия. Общая картина мира – всегда незакончена. Поэтому истоки и конечные причины мира будут для человека всегда погружены в неизвестность. Если научное познание ограничено, то ограничена и картина мира. А то, что за её пределами, это тайна. Религия – это попытка истолкования этой тайны. Но, т.к. автором этой попытки является ограниченный разумом человек, то эта интерпретация тайны должна содержать массу заблуждений и наивных ошибок.
Второй этап в развитии позитивизма:
Эмпирио-критицизм
Рассматриваем только с точки зрения философии науки. Возникает в европейской философии как продолжение линии позитивизма.
Критика опыта. Что такое опыт? Ранее было открещивание от всякой философии. Но этот вопрос носит философский характер. Кто основные идеологи? Сами учёные.
Эрнст Мах (1838-1916)
Философствующий австрийский физик. Один самых знаменитых и ведущих физиков-теоретиков Европы, заведующий кафедрой теоретической физики Венского университета. Автор принципа относительности. Учитель Эйнштейна. Наличие философских работ присуще учёным-теоретикам высокого уровня. В моменты научных революций появляются новые философские концепции. Основные фил. сочинения: «Анализ ощущений и отношения физического к психическому[21]» (1886 г.), «Познание и заблуждение» (1905 г.). Основные положения:
· Антиметафизическая ориентация (привлекает это в Канте).
· Убеждённость, что психология является главной в изучении человеческого познания.
· В то же время наблюдается заинтересованно-положительное отношение к трансцендентальной философии Канта.
· Вводит понятие «принципа экономии мышления». Наука, устанавливая законы, избавляет человеческий ум от постоянного обращения к фактам. Она даёт универсальные объяснения, подводя бесконечные ряды явлений под единые законы. Таким образом наука и «экономит» наше мышление и делает все наблюдаемые нами факты частными случаями общих теорий.
· Человеческое познание должно пониматься как способ приспособления к миру. Наука возникает всегда как процесс адаптации идеи к определённой сфере опыта. Он есть концептуальная адаптация к опыту, его систематизация, объяснение.
Рихард Авенариус (1843-1896)
Психолог. Соратник Вильгельма Вундта. Основные работы: «Философия как мышление и мире по принципу наименьшей траты сил» (1876 г.), «Критика чистого опыта» (1890 г.), «Человеческое понятие о мире» (1891 г.). Основные положения учения:
· Философия должна быть точной и конкретной наукой, подобной наукам естественным. Но, в отличие от естественных наук, её предметом должен являться не мир, а человеческое познание этого мира[22].
· Познание – есть явление, имеющее не социальные, не метафизические корни, а имеющие биологические причины.
· Жизнь – есть отношение индивида к другим индивидам и к элементам окружающей среды, взаимодействие со средой. В процессе этого взаимодействия происходит обмен энергией между индивидом и средой. Если расход энергии организма превышает её получение из среды, он погибает. Усилия организма направлены на сохранение баланса между приобретаемой и расходуемой энергиями – «принцип наименьшей траты сил».
· Любой организм, существуя в единстве со средой, стремится к гармонии. Поэтому, когда условия среды резко меняются, то организм испытывает стресс. Первый стресс – акт рождения, переход из биологически сбалансированного состояния в неравновесное.
· Познание – это сформировавшаяся в человеческом существовании форма адаптации организма к среде.
· Если жизнь есть единство некого организма и среды, то познание, необходимость в которого возникает в процессе, есть единство субъективного и объективного, психического и физического.
· Опыт как исходная форма познания является неразрывным единством психического и физического. Основой его являются ощущения и их комплексы, которые и несут нам первичную информацию о мире. И эти комплексы не идеальны и не материальны, не психичны и не физичны, т.к. опыт – единство психического и физического, идеального и материального. Факты опыта – есть третья реальность. Противостояние субъекта и объекта и их искусственное разделение в европейской теории познания, начиная от рационализма и эмпиризма Нового времени, является неадекватным и искусственным - интроекция. При анализе наше мышление начинает их разделять.
· (Мах и Авенариус) Следует различать действительность саму по себе и действительность, как она дана нам в опыте.
Нельзя согласиться с критикой некоторых авторов, которые обвиняли Маха и Авенариуса в агностицизме, солипсизме.
Теоретизм
Т.к. мы оцениваем факты всегда через призму теоретического знания, при абсолютизации этого положения становится непонятным и невозможным явление фактов, противоречащих теории. Будучи зависимыми от теоретического знания в целом, факты могут быть независимыми от конкретной теории, может не соответствовать принципам данной теории.
В последние века для науки характерна независимость опыта от теории. «Случайный эксперимент». Наряду с проверочными и поисковыми экспериментами существуют случайные.
Третьей формой эмпирического знания является Эмпирический закон – математическая формула, описывающая установленные закономерности на эмпирическом уровне. Закон Бальнера – зависимость длины волны от цвета в спектре. Эмпирический он потому, что неизвестно почему так. Нильс Бор поставил всё на свои места (об этом позже).
Философия науки и её предмет
Ввёл термин «философия» Пифагор (VI в. до н.э.).
Ø Античность. Пифагор говорил ученикам, что жизнь похожа на Олимпийские игры: первые соревнуются, вторые болеют за них, третьи - зарабатывают на этом деньги, четвёртые - пытаются понять, свидетелями чего они являются - это философы. На этом этапе философия - это познание.
Ø Дифференциация наук. Сначала отделяются естественные и математические науки. В XIX в. Активно делятся социальные. Позитивизм Сент-Симона и Огюста Конта провозглашал конец философии. Отрицая метафизику, они пришли к собственным метафизическим теориям. Отрицание философии есть философия.
Ø ХХ в.Марксизм пытался сделать из философии науку наук.
Ø Современная философия- «мышление о мышлении», исследует человеческое сознание.
Философия науки - исследование основных закономерностей научного познания, стиля и мышления. В современной литературе термин имеет два основных значения:
1.Область философии, в которой исследуются основные особенности научной познавательной деятельности. Эта область начала формироваться задолго до появления самого термина. Первыми философско-научными концепциями были рационализм и эмпиризм Нового Времени. Термин «метафизика» возник у Андроника Родосского, когда он переписывал труды Аристотеля. Труд об основах природы не имел названия. Первый назывался «Физика», второй он назвал «Метафизика», т.е. то, что после физики.
2.Особое направление в философии, которое сформировалось на основе позитивизма. Сам термин появился в ХХ в. в нео- и постпозитивизме.
Когда возникла наука (мнения):
1.С возникновением рационального познания, т.е. философии и математики (Египет, Месопотамия, Древняя Греция). И термин «наука» возник в «Метафизике».
2.(распространено у верующих учёных). В позднее Средневековье и Возрождение. Возникновение университетов, формирование доктрины двойной истины[2] (два полноправных пути к одной истине), Эразм Роттердамский, XV-XVI вв.
3.В XVI-XVII вв., когда происходила первая научная революция.
Что такое наука
· Особый способ познания действительности.
· Результат этой деятельности, форма систематизированного знания о мире, которое построено на математическом аппарате.
· Определённая форма человеческой деятельности, производимой совокупностью людей, имеющих важное общественное значение.
Философия науки опирается на ряд наук, занимающихся её анализом: наукометрия, когнитивная психология и др. В своих выводах философия науки опирается на историю науки.
Литература: Томас Кун, «Структура научных революций», 1962 г., США. Быстро была переведена на множество языков мира. Основная позиция: философия науки невозможна без истории науки. «Если история науки без философии науки слепа, то философия науки без её истории пуста».