Упражнения - их свойства и назначение

В пуране упражнения рассматриваются с учетом их качества и оказываемого воздействия. Количество упражнений указывается в категориях альпа, ардха, пурна и ати (VIII, 23-24).
Физические упражнения Tie всегда полезны, а в некоторых случаях могут представлять угрозу для жизни и здоро-ья человека. По этой причине следующим людям запрещается заниматься упражнениями: пинаса (людям, имеющим болезни носа), софаван (имеющим опухоли), каса (имеющим сухой кашель), шваса (тяжелодышащим), кшудхатура (голодным), бхуктаван (только что поевшим), акшам (слабым), кшина (истощенным), вьягра, чинтатура (озабоченным), аджирнавана (страдающим расстройством желудка), дурбала (немощным), стрисукшина (ослабленным после интимной близости), мадапидита (опьяненным), широрогарта (страдающим болезнями головы), бхранта (безумным), кшудхавишто (очень голодным). Некоторые из этих состояний временные, другие же более продолжительные.

Время выполнения упражнений

Ежедневные упражнения лучше всего выполнять утром, В «Малла-пуране» указываются и их сезонные вариации. Зимой предписывается пурнашрама (декабрь-апрель). Летом (май-июнь-июль) — только ардхашрама, в то время как в сезон дождей рекомендуются легкие упражнения.
Кроме того, сообщается и об обязательных днях отдыха, особенно если они приходятся на апгтами или чатурдаши, а также на последнюю титхи, дни сутаки, махаштами, шраддха-пакши (питри-пакши), акшайи, на новолуние, затмения и акшайя-трития. Это означает, что по меньшей мере один день в неделю посвящается отдыху, а иногда и больше, в зависимости от ситуации.

Массаж

Общеизвестно высказывание тренеров, что для должной подготовки атлета необходимы упражнения, массаж и отдых. Индийские маллы тоже придерживаются такого мнения и потому уделяют массажу соответствующее внимание.
Массаж известен как мардана. Его четыре вида таковы: 1) бхимсени; 2)нарайяни; 3) читрани; 4) масрини. По всей видимости, бхимсени-мардана — это массаж, выполняющийся с достаточным нажимом. Он предназначается для успокоения дыхания, укрепления тела, снятия усталости, уменьшения жировых отложений, развития выносливости, а кроме того, он делает тело красивым.
Более легкий массаж успокаивает перед сном, развивает доблесть и отвагу, очищает и красит тело и придает уму устойчивую направленность на астхи-мансасара-малла,*
Применение бхимсени-мардана для мансасара наделяет бодростью, радостью, счастьем и чувством легкости. Он стимулирует ум и устраняет вялость.
Массаж должен доходить до мяса и костей. Это, судя по всему, является критерием нажима.
Хотя разновидности массажа приводятся, различия между ними четко не указываются. Бхимсени — это массаж ног нарайяни — коленей, читрани — рук, а масрини — бедер.
Бхимсени и нарайяни предназначаются для маллов, а читрани — для старых и юных. Судя по всему, читрани является достаточно легким массажем. Он проводится только для рук. При нарайяни массируются ноги до колена1; причем нажим достаточно силен, так как говорится, что он должен достигать пяти дхат,
Масрини представляет собой растирание тела, и в частности бедер. Это самая легкая форма массажа.
В связи с вышесказанным стоит отметить, что растирание, надавливание, потряхивание и другие приемы массажа в тексте подробно не рассматриваются.

Польза занятий

Эти упражнения носили общеразвивающий характер и укрепляли тело для борцовских поединков. Такие встречи организовывались царями, и их описание приводится в Малла-пуране.

Состязания борцов

Считалось, что борьба приносит радость, воодушевляет и устраняет печали. Поэтому рекомендуется, чтобы царь всегда присутствовал на состязаниях. Он должен пригласить своих друзей, министров, знающих это искусство, разумных
горожан, супругу и дочерей. Ему следует также пригласить маллов. Утром следующего дня царь должен встать пораньше и разбудить маллов. Ему также следует приказать, чтобы на арену принесли землю.

Арена

Арена тоже описывается в Малла-пуране. Она была не похожа на тот настил, что используется сегодня. Арена известна как акхадака. Она бывает высокой, средней и низкой. Существует три её вида, различающиеся размерами: дева-мана (101 хаста), дайтьямана (50 хает) и мартьямана (21 хаста). Она бывает квадратной, треугольной и круглой. В земле, которой посыпана арена, не должны попадаться шипы, куски канкара, железа, дерева, камня и т. д. Судя по всему, обычный размер арены составлял 21 хасту, что равно приблизительно тридцати футам, а девамана и дайтьямана указаны скорее для риторики, нежели для реального применения на практике.
Земля должна быть приятной на вид и такой же мягкой, какая необходима для посева. Ее высота должна равняться длине руки, а поверхность должна быть ровной. Ее следует почтить, поместить на неё Хари, а в центре водрузить биджапураку. Поклонившись Говинде, царь должен наблюдать за борьбой.

Борьба

На пальцы борцы должны надеть аюдху, сплетенную из нитей. Когда противник сломлен (потерпел поражение), мал-ла становится победителем.
В борьбе ваджрамуптти правил нет и разрешены удары ногами, коленом, по голове, в висок и так далее, однако удары ниже груди считаются грязными.
Существует 4 вида борьбы: 1) дхаранипата; 2) ащура; 3) пара; 4) юддха.

Борцовские захваты

Некоторые захваты отмечаются в тексте, но способ их исполнения не вполне ясен, хотя несколько бросков все же можно идентифицировать. Обычный термин для таких приемов— лага.

Распределение призов

Борцам дают призы. Победивший малла получает вдвое больше побежденного. За бой, закончившийся вничью, соперники получают равные награды. После раздачи призов царь возвращается во дворец.

Маллы "Малла-пураны"

В «Малла-пуране» ясно говорится, что подобная работа предназначалась для маллов, известных в наши дни как джьештхи-маллы, джъештхи и джетхи. Их можно найти в Гуджарате, Майсоре, Хайдерабаде и Раджастхане, Они принадлежат к ответвлению касты модда-брахманов, т. е. брахманов, некогда распространившихся по всему Гуджарату из Модхеры, города на севере Гуджарата, Интересно отметить, что такие кастовые названия, свидетельствующие о своем географическом положении, совсем не редкость в Гуджарате.
Джетхи мигрировали в столицы и города различных средневековых княжеств в поисках покровительства, так что их движение из Модхеры представляет собой скорее медленный отток, нежели полный исход- Эту точку зрения подтверждает тот факт, что даже сегодня их можно найти в районе Модхеры- В последнее время они не проживали на этой территории, но традиция настаивает на их происхождении из указанного центра.
Более раннего центра невозможно проследить из их традиции. Модхера — старинный город, который с помощью археологических свидетельств можно датировать по крайней мере началом христианской эры, однако сомнительно, чтобы традиция маллов была столь же древней. Все подтверждает тот факт, что оформившаяся община маллов существовала здесь в X—XI вв. н. э. Конечно, нельзя исключать их возможное более раннее происхождение, однако это трудно объективно установить на основании имеющихся на„сегод-няшний день знаний.
Рассматриваемый период индийской истории относится к позднему средневековью. Хотя маленькие княжества раздробили политический облик нации, культурные связи были очень крепкими — их поддерживали обычные для того времени миграция и странствия. Особенно прочные связи существовали между Гуджаратом, Раджастханом, YIL (Унгавой) и Конканом, Махараштрой и Майсором. Видимо, такие контакты способствовали миграции маллов в различные государства юга и севера Индии. Подобным образом странствовали в поисках покровительства и другие профессионалы, пандиты, барды, ткачи, но это не был внезапный исход, так как эти касты до сих пор обитают в местах своего изначального существования. Опять же, следует помнить, что многочисленные поэты, артисты и др, вели частично кочевую жизнь, путешествуя от одного царского двора до другого, и останавливались там, где им могли оказать покровительство.
Интересно отметить следующий факт, В 1131 году во время правления в Хайсалс Вишнувардханы, Муниджетти воздвиг в деревне Ундиганалу, Джавагал Хобли, Арсикери Талуке, области Хассан штата Майсор, храм Чамундсшва-ри. Далее надпись гласит, что в Ундиганалу было построено около двухсот домов, возможно для джетти. Другим свидетельством их пребывания в этом месте является запись от 1276 г. н. э., что храм Шря Нимбаджадеви получил некое пожертвование. Эти два упоминания, относящиеся к XII— XI11 вв., позволяют предположить, что в описываемое время ваджрамушти-маллы уже появились в Южной Индии. Жители этой деревни придерживаются традиционного мнения, что они пришли сюда из Модхеры,
О существовании маллов в период средневековья известно из другого важного источника, «Манасолласы», энциклопедического труда на санскрите, составленного в первой половине XII в, н, э. Сомешварой, Сомсшвара упоминает четыре класса маллов, но ничего не сообщает об их происхождении. Тем не менее его работа подтверждает существование маллов. Другие свидетельства данного периода указывают, что к тому времени маллы распространились по большей части Западной Индии.
В самом Гуджарате Абхаятилака Гани (XIII в. н. э.), описывая историю династии Чалукьев, в своем комментарии на историческую поэму «Дивьяшрая» великого ученого Хема-чандры, упоминает аюдха-дживи-брахманов (брахманов, живущих оружием). В другом традиционном источнике говорится, что они составляли авангард армии Чалукьев из Гуджарата, Эти данные с очевидностью подтверждают их существование и значимость в то время.
В литературе на старом гуджарати есть интересные упоминания о маллах. В труде «Хансаули», написанном в 1417 г. эры Самват (1361 г. н. э.), термины малла и джетхи используются как синонимы. Там о них сообщается как о массажистах.
В 1529 г. эры Самват (1473 г. н. э.) Каястха Кешавадаса из Прабхас Патан в своем сочинении «Кришна-лила-кавья» характеризует джетхи как борцов.
Бхимав 1541 г. эры Самват (1485 г. н, э.) в своей «Хари-лила-шодаша-кале» употребляет термин «джетхи» для обозначения маллов.
В XVI в. н. э. джетхи-маллы присутствуют в сравнении Накары при описании яростной битвы между Вали и Сугри-вой.
В Северном Гуджарате выражение «это джьештхи-маллы сражаются» использовалось для обозначения любой жестокой схватки один на один. Данное свидетельство заслуживает внимания, так как удостоверяет популярность борьбы маллов.
То, что джетхи, жившие в XVI в. в Гуджарате, были признанными атлетами, подтверждает сообщение в «Аин-е-Ака-бари». В нем гудэкаратские маллы удостаиваются особого упоминания наряду с персидскими и туранскими борцами. Считалось, что они удивительно искусны в своем деле. Им платили от 70 до 450 дирхамов (Aiti-e-Akabari, Trans. H. Blochman, Calcutta, 1873, p. 253),
И в наши дни в общине маллов бытуют предания о том, как с ними познакомился Акбер. Акбер знал джьештхи-маллов как пахалванов, так что он организовал состязание между своими борцами и джьештхи-маллами. Некий Лакхаджи был вызван на бой и успешно победил борца императора. Тогда Акбер попросил Лакхаджи вырвать с корнем дерево ним. Повинуясь воле императора он вырвал дерево, но после этого умер. На этом месте в деревне Дельмал находится храм богини Лимбаджи.
В Гуджарате есть убедительные доказательства маллов и их искусства вплоть до конца XVII века, но на юге традиция продолжалась и в XVII, и в последующих веках. В Гуджарате джетхи часто служили в качестве охраны свадебных процессий и пользовались покровительством правителей-
Но а начале XIX века покровительство джьештхи-маллам стали оказывать Гасквады, так что их начали приглашать в Бароду как из Дельмала, так и из Хайдарабада (Дек-кан). Те, что пришли из Деккана, донесли традицию ваджра-мушти до наших дней, но сейчас она находится на грани исчезновения и может совсем прерваться, если не принять соответствующие меры для поддержания маллов, ее хранителей.

Борцы ваджра-мушти, их подготовка и борьба

В Бароду борцы ваджра-мушти были приглашены Саяджирао I. Его посланник, Панчамсинг Мохансинг, отправился в Канакагири, а затем связался с дхармаджетхи в Сурапуре. Согласно достигнутой договоренности, они прибыли в Бароду, а за ними пришли и канакийские джетхи.
Состязания ваджра-мушти устраивались каждый год на холи и дассеру, а также тогда, когда этого хотел царь. В Бароде традиция просуществовала около века. Теперь, когда штата Барода больше нет, борцы находятся в жалком положения. Они оставляют свою профессию, и многовековая традиция вымирает. Большинство этих борцов выбрало другие занятия, и, таким образом, одна из традиционных форм борьбы и физической культуры скоро будет утрачена. Здесь предпринимается попытка описать некоторые традиционные практики маллов.
Обучение мальчиков начинается по достижению ими возраста 10 или 12 лет. До этого им позволяется играть так, как они хотят. Ученикам преподаются свободные упражнения для увеличения мускульной силы и выносливости. Эти упражнения включают в себя много работы для ног в форме различных байтхак, бега, прыжков с целью развить быстроту и силу. Кроме того, это хорошая разминка. Такая работа ног дополняется значительными нагрузками для рук в форме данда, которых, существует несколько видов. Это комплексные упражнения, развивающие не только мускулы рук, но и силу пальцев, кистей, спину, боковые мускулы и мускулы живота.
Особые перевороты и упражнения на скручивание предназначаются для укрепления талии и развития ловкости. Эти свободные упражнения необходимы для подготовки тела к более тяжелым нагрузкам.
Когда ученик в достаточной степени развивает силу и ловкость, он получает малла-стамбху*. Малла-стамбха представляет собой гладкую деревянную колонну, по которой юноша взбирается и спускается различными способами. Эти упражнения в значительной степени развивают выносливость, силу и ловкость. Особенно они полезны при обучении переворотам и скручиванию тела. Такие разновидности, как висячая малла-стамбха и антарпакад, тоже практиковались.
Для дальнейшего развития силы вводится поднятие тяжестей трех видов. Два из них можно сравнить с современными гантелями (нали) и штангой (самтола). Третий представляет собой круглый камень (чаки), который кладут на шею. У него нет современного аналога. Занятия с тяжестями проводятся раз или два в неделю, но физически крепкие студенты могут работать с ними каждый второй день. Такие тренировки с отягощениями развивают красивые формы и мускульную силу.
Для укрепления плеч, спинных и грудных мускулов применялись тяжелые индийские дубинки. Их брали по одной в каждую руку, а за некоторые хватались двумя руками. Последние похожи на гада и известны под названием карела.
Таковы обычные виды упражнений на тренировках. Плавание тоже входило в программу занятий, но никогда не достигало высокого соревновательного уровня. Борцам были известны следующие стили плавания: по-собачьи, брасс, на спине, на боку и треджен. Кроме того, они могли долго держаться на поверхности. Из прыжков в воду они знали простой прыжок, прыжок со входом головой, сальто и прыжок ласточкой.
После того как студент осваивал обычные упражнения, начиналось его обучение борьбе ваджрамушти. Победа достигается правильным захватом руки, держащей ваджрамушти. Это можно осуществить захватом ноги или руки или их вместе. Студентов учат многим быстрым движениям, позволяющим избегать ударов ваджрамушти, при этом ударяя самому Показываются различные виды захватов, с помощью которых можно свалить противника на землю, и способы защиты от них.
Эти занятия проходят на борцовской арене, известной как акхада. Земля здесь поддерживается в надлежащем состоянии. Следят за тем, чтобы она была вскопанной, мягкой, а ее поверхность ровной. Перед укладыванием на арену землю просеивают, извлекая камешки, шипы и другие предметы, могущие ранить борцов, В неё добавляют пахту, красную охру и другие вещества органического и Неорганического происхождения. Каждый третий день её обрызгивают водой.
Когда обучение закончено, борец начинает участвовать в публичных представлениях. Такие состязания устраиваются только дважды в год на холи и дассеру, поскольку борцы получают многочисленные повреждения головы и иногда требуется много времени, чтобы залечить раны и восстановиться. Иногда такие поединки устраивались на Рождество и для развлечения гостей.
К публичным состязаниям борцы относятся очень серьезно: они уделяют огромное внимание подготовке, обычно носящей религиозный характер.
В день состязания они бреют голову наголо, оставляя лишь небольшой хохолок на макушке. Принимают холодную ванну. На голову наносится красная охра, а в хохолок вплетаются листья нима. Затем тело обмазывается красной охрой и горочаной. Согласно их верованиям, это нужно для охлаждения тела. На различных частях тела рисуются вертикальные тилаки. Они наносятся на лоб, руки, грудь, бока, живот и ноги.
Наряду с этими приготовлениями, они ищут добрые предзнаменования, советуются с астрологами и почитают свое фамильное божество, богиню Лимбаджи.
Для такого почитания в центре акхады устанавливается квадратная платформа со стороной длиной в локоть с четвертью. Посередине нее насыпается кучка земли высотой поллоктя в форме Шивалингама, В неё сажают ветку дерева ним. Это временная обитель богини. К востоку от первой находится еще одна платформа.
Там сложены одежды и оружие борцов. Брахман-священнослужитель почитает богиню посредством заклинаний, предложения лампады и других подношений и возжигания благовоний. Рядом ставится два горшка с водой.
Борцы занимают места перед ареной, лицом к созвездию Рака, Как уже отмечалось, их тела предварительно натирают красной охрой и горочаной. Когда эта часть предбоевой подготовки завершена, им на кисти повязывают цветочные гирлянды, а самую большую гирлянду одевают на шею. Кисти обвязывают красной нитью, известной как ракхади (защитник).
Борцам выдается три одеяния. Набедренной повязкой они препоясывают чресла. Накидку они перебрасывают через левое плечо и пропускают под правой рукой на манер уттария. Головной убор украшают букетом цветов. И наконец, им дают ваджрамушти.
Покидая зал для тренировок, они видят хорошие предзнаменования. С этой целью перед ними стоят молодые служанки, держащие горшки с водой (ил.2). Затем они раскалывают кокосовый орех у храма Лимбаджи рядом с гимназией и выходят на борьбу.
Придя на место, где устраивают состязания, они ждут своей очереди, Коща их вызывают на бой, на арену их препровождает известный борец. Они не идут, а двигаются зигзагообразными прыжками. Ведущий останавливает их в десяти метрах от акхады. Перед схваткой борец раскалывает кокос на заранее приготовленном камне у арены. Затем он снимает одежды и начинается борьба (ил.З, 4> 5).
Когда турнир заканчивается, борцы получают подслащенную воду с лимоном и отправляются домой.
Женщины встречают возвращающихся зажженной лампой и берут оварну* Лампа зажигается в небольшом сосуде, приготовленном из муки. Рядом кладется мучной пирог,
По завершении этой церемонии борцы входят в гимназию и почитают богиню. Убирается ветка дерева ним, и воспеваются хвалы богине и Говинде. Раздается прасад.
Раненый борец лечится в основном землей с арены. Эти бои по сути являются гладиаторскими, и потому для участников это вопрос жизни и смерти. В современной традиции смертельных исходов не бывает, но так могло быть не всегда, если принять во внимание саму природу борьбы, тщательные религиозные приготовления и защиту, которую пытаются обеспечить таким образом.

Финансовые условия

Борцы получают зарплату в размере 75—100 рупий, а также жилье и необходимое оборудование для упражнений. По окончании состязания они получают денежные или другие подобные призы. На праздники правительство выделяет им особую сумму, В старости они обычно получают пенсию от штата. Раньше они жили хорошо, но теперь их экономическое положение стало неудовлетворительно. Им приходится браться за первую попавшуюся работу. Оки работают учителями, заводскими рабочими, полицейскими, торговцами. Так они зарабатывают на жизнь.

Диета

Интересно отметить, что борцы ваджра-мушти наших дней — вегетарианцы. В пищу они употребляют зерно, муку, рис, баджри или джовар, а также бобовые и зеленые овощи. Особое предпочтение отдается молоку, творогу, гхи и другим молочным продуктам. Они поглощают огромное количество сухофруктов, как сырыми, так и в виде приправ. Меласса (черная патока) употребляется с пищей или в виде напитка с добавлением воды. Сходным образом потребляется сахар и цитрусовые, в особенности лимоны.
Однако «Малла-пурана» ясно свидетельствует об их невегетарианской диете, описывая качества различных сортов мяса. Неизвестно, когда борцы перешли на исключительно вегетарианское питание.
Они также не употребляют табака и алкоголя, считая их вредными.

Наши рекомендации