Терминологический словарь по теме: антропология
Философская антропология– это, прежде всего, самостоятельная отрасль философского знания. Идея специального выделения собственно антропологических исследований родилась на рубеже ХVIII и ХIХ вв. Страстным провозвестником этой установки был И.Кант. Ему принадлежит мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. В ХХ столетии философская антропология приобрела еще два значения. В 20-х годах так стали называть особое философское направление, представленное такими мыслителями, как М.Шелер, А.Гелен, Х.Плеснер. Эти философы не только пытались вслед за Кантом выделить и представить в некоей целостности накопленные философией прозрения и интуиции о человеке. Они непосредственно обратились к проблеме человека как природного существа. Философские антропологи начала ХХ в. противопоставили данное философское течение психоанализу, феноменологии, структурализму, позитивизму и другим направлениям западной философии.
Человек –наиболее общее родовое понятие, характеризующее черты, присущие человеческому роду (биосоциальное существо, разумное, деятельное, высшая ступень развития живых организмов на Земле и т. д.):
- целостная биосоциальная система;
- способность понятийно мыслить;
- производить орудия труда;
- обладание членораздельной речью;
- обладание нравственными качествами.
Индивид –категория натуралистическая, биологическая. Это человек, взятый в физическом аспекте, т.е. человек как часть материальной Вселенной. Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек.
Индивидуальность –это неповторимый, самобытный способ бытия человека. Это понятие показывает особенность, непохожесть, отличие от других. Оно характеризует совокупность признаков как телесных, так и психических, как унаследованных, так и приобретенных в процессе онтогенеза (черты темперамента, мимика, жесты, походка, привычки, преобладающие интересы). Все это еще не делает человека личностью, но является предпосылками и условиями ее формирования.
Личность -понятие, обозначающее социально-психологическую сущность человека, оно характеризует человека с позиции возможного. Индивидом человек рождается, а личностью становится в обществе, в результате социализации. Личность имеет вполне сложившееся мировоззрение, систему ценностей, нравственные позиции, определенный уровень культуры, знаний, осознает свои обязанности по отношению к обществу и природе и т.д.
В русской философии Личность – категория этическая и духовная, связанная с Богом. Предполагает обязательную активность субъекта. Основные характеристики личности:
- целостность: дух, душа и тело.
- обостренное самосознание;
- способность к творчеству и борьбе за себя;
- свобода;
- ответственность за выбор.
Харизма– необычные, сверхнормальные, выдающиеся способности человека.
Антропоцентризм– мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек.
Воля– способность выбирать цель и развивать усилия к ее достижению.
Гедонизм– этическая теория, признающая наслаждение, удовольствие (того или иного характера) высшим благом и целью человеческой жизни. Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении спокойствия души. Удовольствие понимается как отсутствие страданий. (Представители: Эпикур, Л. Вала, Ламетри)
Эвдемонизм –направление в этике (возникло в античной философии), признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.
Гуманизм– мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности.
Фатализм(детерминизм) – мировоззрение, рассматривающее жизнь в качестве цепи предопределенных событий. Полное отрицание свободы человека. Согласно фатализму весь ход жизни человека и его поступки причинно обусловлены.
Волюнтаризм(индетерминизм)– в широком смысле идейное течение, провозглашающее идею в качестве основного (решающего) фактора общественного развития, который ставится выше социальных законов, разума, морали и т.д.
- позиция, согласно которой все поступки и действия человека целиком зависят от его собственной воли.
Пограничные ситуации–Это ситуации особого рода, которые «отрезвляют» человека, побуждают к пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от однообразной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции побуждает, например, столкновение со смертью. Смерть, - говорит Ясперс, - касается каждого и служит пограничной ситуацией в той степени, в какой она открывает ограниченность нашего быта, входит в нашу жизнь. Смерть оказывается пробным камнем, с помощью которого можно определить, что в жизни экзистенциально, а чтонет.
Свобода– это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Традиционно свобода противопоставляется необходимости.