I. Философия и ее значение в окружающем мире.
1. Какова специфика философского мировоззрения? Чем оно отличается от мифологического, религиозного, обыденного? Что роднит его с ними?
2. Почему для человека, живущего в мире разнообразного, важно иметь представление о Вселенной как единой целостной системе?
II. Исторические типы философии.
Назовите автора высказывания, философское направление и эпоху.
– Все произошло из воды.
– Все течет, все изменяется.
– Человек есть мера всех вещей.
– Вещи – тени идей.
– Все создано Богом сразу и из ничего.
– Мыслю, следовательно, существую.
– Не Боги создали людей, а люди создали Богов по образу и подобию своему.
– Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах.
– Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума.
– Человек человеку волк.
III. Онтология. Гносеология.
Укажите отличие между философскими понятиями:
1. Быт и бытие
2. Диалектика и метафизика
3. Материализм и марксизм
4. Сознание и мышление
5. Гносеология и эпистемология
6. Деизм, теизм и атеизм
7. Движение и развитие
8. Гносеология и эпистемология
9. Относительная и абсолютная истина
10. Истина, заблуждение, ложь, ошибка
IV. Философская антропология
– На каком основании можно утверждать, что сущность человека имеет биосоциальную природу, а не только биологическую или социальную?
– Как вы понимаете проблему свободы личности?
– Как вы думаете, в чем предназначение человека?
– Как понимать тезис, высказанный в свое время Ф. Энгельсом: «Нам общее с животными все виды рассудочной деятельности»?
V. Социальная философия.
Укажите отличие между:
– Идеалистическим и материалистическим пониманием истории.
– Формационным и цивилизационным подходом к пониманию развития общества.
– Линейными и циклическими концепциями развития.
– Государством и обществом.
– Культурой и цивилизацией.
– Реформой и революцией.
– Культурой России и культурой Запада.
Вариант 2
I. Предмет, структура, функции философии
1. Что вам известно о происхождении и употреблении слов «философия», «философ»? Устарел ли их первоначальный смысл? Какое содержание несут слова: русофилия и русофобия, технофилия и технофобия, антропософия и теософия? Связаны ли они с термином «философия»? Как?
2. Как понимали философию, ее объект, предмет и сущность в прошлом? Рассмотрите исторические образы философии.
II. Исторические типы философии
Общепризнано, что за 2,5 тысячи лет европейская философия прошла пять крупных этапов развития, каждый из которых обладает своим своеобразием и связью с предшествующими периодами. Назовите пять эпох философии.
Обобщенно охарактеризуйте каждую из них, изложив начало и продолжительность той или иной эпохи, рассмотрев основной философский интерес, господствующий тип философского мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм).
III. Онтология. Гносеология.
Укажите отличие между философскими понятиями:
1. Быт и бытие
2. Диалектика и метафизика
3. Агностицизм и идеализм
4. Сознание и мышление
5. Язык и речь
6. Деизм, теизм и атеизм
7. Сенсуализм и эмпиризм
8. Движение и развитие
9. Гносеология и эпистемология
10. Чувственное и рациональное познание
IV. Философская антропология
В какое время существовали данные трактовки человека? Каким философским направлениям они принадлежат?
– Существо разумное и действующее по законам разума.
– Совокупность общественных отношений.
– Существо, границей которого, его подлинной природой является язык
– Существо бунтующее против однообразного, отличающее себя от принятых в обществе норм.
– Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным.
V. Социальная философия
Укажите отличие между:
– Идеалистическим и материалистическим пониманием истории.
– Формационным и цивилизационным подходом к пониманию развития общества.
– Линейными и циклическими концепциями развития.
– Государством и обществом.
– Культурой и цивилизацией.
– Реформой и революцией.
– Культурой России и культурой Запада.
Экзаменационные вопросы
1. Философия как предмет: понятие, функции, методы. Разделы философии.
2. Разнообразие картин мира. Мифология, религия, философия, наука.
3. Философия Древнего Востока.
4. Древнегреческая философия: натурфилософия и онтология досократиков.
5. Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
6. Эллинско-римская философия.
7. Средневековая христианская философия. Основные принципы религиозного мировоззрения. Патристика и схоластика. Августин Блаженный. Фома Аквинский.
8. Философия Возрождения. Космологические учения (Н.Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).
9. Социально-политические идеи эпохи Возрождения: реализм (Н. Макиавелли) и утопизм (Т.Мор, Т. Кампанелла).
10. Философия Нового времени. Поиск универсального метода научного познания (Ф. Бэкон и Р. Декарт).
11. Идея субстанции в философии Нового времени: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
12. Эволюция британского эмпиризма (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
13. Философия Просвещения. Рационализм и механистический материализм.
14. Социальные учения Нового времени и Просвещения. Теории общественного договора и социального прогресса.
15. Немецкая классическая философия. Гносеология и этика И. Канта.
16. Немецкая классическая философия. Диалектическое миропонимание Г.В.Ф. Гегеля.
17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
18. Исторический и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
19. Неклассическая философия. Иррационализм А. Шопенгауэра, «философия жизни» и Ф. Ницше, А. Бергсона, Дильтея.
20. Неклассическая философия. Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю). Учение З. Фрейда о бессознательном.
21. Философия XX века. Проблема научного знания: 4 этапа позитивизма, структурализм.
22. Философия XX века. Проблема знания и понимания в герменевтике, феноменологии, прагматизме.
23. Русская философия: этапы становления, специфика, основные проблемы.
24. Русская философия. Спор славянофилов и западников.
25. Русская религиозная философия. В. Соловьев и Н. Бердяев.
26. Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).
27. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия.
28. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
29. Понятие материи, атрибуты и формы движения материи.
30. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
31. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение.
32. Проблема познаваемости мира.
33. Субъект, объект, уровни и формы познания.
34. Специфика и основные формы эмпирического и рационального познания.
35. Особенности научного познания. Формы вненаучного знания.
36. Иррациональные формы познания. Понимание, интуиция, вера.
37. Понятие истины в философии. Объективность, относительность и абсолютность истины. Заблуждение, ложь, ошибка. Критерии истины.
38. Проблема человека в истории и современной философии.
39. Человек как биосоциальный феномен. Индивид, индивидуальность, личность.
40. Свобода, необходимость, ответственность в бытии человека.
41. Проблема смысла человеческой жизни. Смерть и бессмертие.
42. Социальная философия: история и современные концепции.
43. Понятие общества. Общество как развивающаяся система. Основные сферы общественной жизни.
44. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития.
45. Типологии общества. «Традиционное», «индустриальное», «постиндустриальное» общество.
46. Проблема цели и смысла общественной жизни в Философии истории.
47. Формы и факторы социального развития. Общественный прогресс и его критерии.
48. Культура и цивилизация.
49. Запад и Восток как геосоциокультурные системы. Проблема «диалога культур».
50. Научно-техническая революция, ее содержание, социальные последствия.
51. Общество и глобальные проблемы современности.
52. Единство и многообразие современного мира. Будущее человечества.
Глоссарий
1. Мировоззрение–система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.
Магия– мистическая способность уметь воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств.
Миф– фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными и целостными.
Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное.
Религия– мировоззрениеи мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.
Философия– это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.
Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.
Гносеология – учение о познании, теория познания.
Онтология– учение о сущем, о бытии.
Антропология– наука о происхождении и эволюции человека.
Социальная философия – философское исследование социальной жизни. Она устанавливает нормы действительности общественной жизни в качестве социально-нормативного учения.
Натурфилософия – совокупность философских попыток объяснять и толковать природу с целью резюмирования и объединения общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познание связей и закономерностей явлений природы.
Космология– философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса.
Теология – богословие, учение о Боге.
Аксиология– учение о ценностях.
Экология – наука, изучающая взаимоотношение организмов друг с другом и средой их обитания.
Этика– учение о нравственности, морали.
Эстетика – учение о прекрасном.
Синергетика – наука о самоорганизующихся системах.
Герменевтика – искусство понимания, истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.
2. Бытие– объективная и субъективная реальности в своей совокупности; это все то, что существует.
Антропология– наука о происхождении и эволюции человека.
Дуализм – сосуществование двух равноправных начал: материального и идеального.
Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание).
Логика – наука о законах мышления.
Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание вторичным.
Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.
Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом.
Время– форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью.
Движение – свойство материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.
Развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.
Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая человека главной ценностью мироздания.
Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского вероучения от язычества с помощью доводов, обращенных к разуму.
Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.
Патристика – догматизация учений «отцов церкви» (3-5 вв.).
Провиденциализм – религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются проведением, Богом.
Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии.
Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.
Субстанция – то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самого.
Схоластика – «школьная философия», соединившая христианскую догматику с логическим рассуждением.
Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.
Абсолют– основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.
Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.
Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.
Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, после сотворение мира движение мироздания совершается без его участия.
Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.
Панлогизм– учение о том, что все есть разум; логос, разум является абсолютной действительностью; учение о логической природе Вселенной.
Волюнтаризм– одно из направлений метафизики и психологии, рассматривающего в качестве основного принципа волю.
Атеизм – отрицание Бога.
Архе – первопричина.
Модусы– свойства.
Монада – философский термин, обозначающий в учении Лейбница простые неделимые бестелесные субстанции.
Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная либо материальная.
Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Имманентный – пребывающий внутри; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует.
Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.
3. Познание – процесс получения информации.
Агностицизм – философское учение, утверждающее, что мир непознаваем.
Гностицизм – философское учение о познаваемости мира.
Теория – система логически обоснованных концептуальных идей.
Дедукция– логический вывод от общего к частному.
Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшего в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.
Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.
Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.
Антиномии– противоречащие друг другу суждения.
Антитезис – противоположное тезису положение.
Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный.
«Вещь в себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой.
Иррационализм – направление в философии, которое, в противовес рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).
Мистицизм – пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению.
Неопозитивизм – отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.
Позитивизм– философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Прагматизм– субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него –успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.
Релятивизм– все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий.
Скептицизм– философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.
Тезис– первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения (тезис, антитезис, синтез).
Тождество– категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.
Трансцендентальный– существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.
Трансцендентальная апперцепция– доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.
Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии, предполагает внутренний источник движения.
Метафизика– это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.
Противоречие – отношение двух противоположностей.
Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.
Ощущение– то же что и чувство; результата возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва.
Восприятие– совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие.
Представление– психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое «поднимается» из сферы бессознательного и превращается в частичное содержание сознания.
Понятие– отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Суждение –связь двух и более понятий.
Умозаключение–формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода.
Объективная истина– это такое содержание знания, которое зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина– это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина– это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который устанавливает те или иные способы получения этого знания; знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Ноумен– объект мысли, разума; это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной стороны он ничто.
Феномен– явление, данное нам в опыте чувственного познания.
Интуиция– духовное видение; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете).
Человек. Культура. Общество
Антикультура– человеческая деятельность, продукты которой изначально направлены на разрушение жизни и культуры.
Духовная деятельность– деятельность в духовной сфере жизни общества. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности является духовная культура.
Духовная культура– система духовных (моральных, религиозных, эстетических и т. п.) ценностей общества.
Культура– способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей. Началом, источником и высшей ценностью культуры является сам человек.
Личность– индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества.
Материальная деятельность– деятельность в экономической сфере жизни общества. Связана с созданием продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.
Материальная культура– система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.
Общество– система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
Система– совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.
Социальная мобильность – процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.
Социальный институт – социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.
Страты– социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п.
Учебно-методическое обеспечение
1. Асмус В. Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.
2. Балашов Л. Е. Философия: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
3. Вальяно М. В. Философия: учебник. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003.
4. Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. – М., 2007.
5. Губин В. Д. Философия: учебник. – М., 2010.
6. Гуревич П. С. Философия: учеб. для студ. вузов. – М., 2005.
7. Данильян О. Г., Тараненко В. М. Философия: учебник. – М.: ЭКСМО, 2006.
8. Иоселиани А. Д. Сборник методических рекомендаций, тестов и контрольных заданий по философии: учеб. пос. – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007.
9.Канке В. А. Современная философия: учебник. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010.
10. Канке В. А. Философия: учебник. – М.: Логос, 2000.
11. Канныкин С. В. Философия: конспект лекций по истории философии. Ч. 1. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2008.
12. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2007.
13. Лекции по философии науки: учеб. пособие / Под ред. В. И. Пржиленского. – М., 2008.
14. Мир философии: Кн. для чтения / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – В 2-х ч.
15. Нижников С. А. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
16. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2001–2003.
17. Орлов С. В. История философии. – СПб.: Питер, 2007.
18. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб.: ТК «Петрополис», 1994.
19. Сербиненко В. В. Русская философия: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006.
20. Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2005.
21. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2007.
22. Философия: учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004.
23. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. / Отв. ред. Л. А. Микешина. – М., 1997.
24. Чернышова А. В. Проблемы культуры в русской философии: от П. Я. Чаадаева до наших дней: учеб. пособие – М., 2008.
25. Специализированные журналы:
– Вопросы философии;
– Философские науки;
– Логос: философско-литературный журнал.
Содержание
Введение. 3
Содержание программы.. 5
Модуль 1. Философия: предмет, структура, функции. 14
Модуль 2. Исторические типы философии. 27
Восточная философия. 27
Античная философия. 40
Философия Средневековья. 63
Философия эпохи Возрождения. 71
Философия Нового времени и эпохи Просвещения. 82
Классическая немецкая философия. 95
Философская теория Карла Маркса и Фридриха Энгельса 111
Западноевропейская философия XIX–XX вв. 120
Отечественная философия в исторической эволюции. 139
Деловая игра «я – историк философии». 159
Модуль 3. Онтология…………………………………….…….166
Проблема бытия. 166
Учение о развитии. Диалектика миропонимания 178
Сознание. 190
Модуль 4. Теория познания. 203
Модуль 5. Философская антропология. 219
Модуль 6. Социальная философия. 235
Задания к контрольной работе по философии. 262
Экзаменационные вопросы.. 266
Глоссарий. 269
Учебно-методическое обеспечение. 277
Васильева Ольга Васильевна
Философия
Учебное пособие
Ответственный редактор: Швецов Н.М.
Корректор: Ефремова Ю.В.
Компьютерная верстка:
Подписано в печать 21.11.2010
Усл.печ.л. 10,5
Заказ № 2673-1. Тираж 100.
Отпечатано в ООО «Т»
424002, г. Йошкар-Ола, ул. Коммунистическая, 31
[1] Процессы, проистекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к хаосу. Процессы, проистекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры.