Закон единства и борьбы противоположностей.
Данный закон – ядро диалектики, так как он отвечает на вопрос: почему происходит развитие? Он раскрывает источник движения: всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов.
Исходными категориями являются тождество различие, противоположность, противоречие.
Тождество – отражает постоянство предмета, его относительную устойчивость, совпадение его сторон и тенденций. Однако предмет постоянно изменяется, то есть нарушает установившееся равенство самому себе. Различие – отражает изменчивость предмета, несходство его сторон, тенденций.
Тождество и различие не существуют друг без друга. Тождество конкретно, оно содержит различие, а различие основано на сравнении.
Противоположности – это различия в явлениях, предметах, сторонах, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга.
Между противоположностями есть противоречие – обозначает отношение между сторонами, тенденциями целого предмета, при котором они взаимополагают, взаимообусловливают, взаимоотрицают друг друга. Борьба противоположностей в едином – сила, которая заставляет развиваться природу, общество, мышление.
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений объясняет, когда происходит развитие.
2 закон раскрывает механизм развития: количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на определенном этапе развития изменения количественные приводят к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Благодаря взаимодействию вещей проявляются их свойства, которые и познает человек, а через них сами вещи. Сами свойства вещей представляют собой проявление чего-то более существенного, что характеризует вещь, – качество.
Качество – определенность предмета, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических свойств, характеристик, черт сходства с другими предметами.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, вес, объем и т.д.).
Мера – допустимый интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество. Мера выражает внутреннюю связь количества и качества.
Скачок – момент, форма, способ перехода из одного качества в другое, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.
3. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: как происходит развитие.
3 закон указывает на направленность развития: в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, представляет собой синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития.
Отрицание – преодоление старого новым на основе внутреннего противоречия, результата саморазвития предметов.
Диалектическое развитие характеризуется:
1) оно есть условие и момент развития, новое не уничтожает полностью старое, а сохраняет лучшее, что в нем имеется, и поднимает на более высокую ступень.
2) есть момент связи нового со старым. Каждый предмет существует как бы между двумя отрицаниями.
В целом данный закон обусловливает прогресс по восходящей спирали.
Существуют конструктивные отрицания в 3-х видах:
1) отрицание-трансформация – такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура;
2) отрицание-снятие – преобразуется внутренняя структура системы; охватывает и стадию скачка, и основную стадию утверждения нового качества;
3) отрицание-синтез – синтез двух отрицаний-снятий, еще большее накопление всего положительного в предыдущем развитии.
|
|
4. Категории диалектики
Категория – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру. Для диалектики характерно формирование парных категорий, которые отражают полярные стороны целостных явлений или процессов.
Сущность и явление
Сущность – совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов. Она относительно устойчивая сторона предмета, явления, процесса.
Явление – конкретные события, свойства и процессы, выражающие внешние стороны действительности. Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как ее внешнее обнаружение. Нет явления без сущности, нет сущности без проявления.
Единичное, особенное, общее
Категория единичного обозначает отдельный предмет, явление, процесс. Особенное – общие черты, присущие некоторым объектам, предметам, явлениям, относящимся к определенному классу. Общее – объединяет все без исключения предметы данной системы.
Единичное | особенное | общее |
Железо | Металл | Элемент |
Роза | Цветок | Растение |
В философии применяется понятие «всеобщее», которое обозначает предельно общие характеристики, свойства, начала мироздания.
Причина и следствие
Все предметы и процессы материального мира находятся в универсальных связях и отношениях друг с другом, благодаря чему складываются причинно-следственные связи.
Из двух явлений, если одно из них является источником изменения или возникновения второго, то первое явление будет называться причиной, а второе – следствием.
Полная причина – возникновение явления в результате пересечения и наложения друг на друга многих причин. Основная причина – та, которая играет наибольшую роль.
Между причиной и следствием может быть разное соотношение.
1) Одно и то же следствие может быть вызвано несколькими причинами.
2) Одна причина может вызвать целую цепочку следствий, но при этом каждое следствие может стать причиной следующих явлений.
3) Одна причина может повлечь за собой несколько следствий.
4) Причина испытывает обратное воздействие со стороны собственного следствия.
В причинно-следственной связи большую роль играют условия развития явлений, внешние факторы. Учение об обусловленности, причинности явлений называют детерминизмом. Он опирается на данные естествознания и практики человека. Индетерминизм – различного рода идеалистические учения, в которых отражается объективный характер причинно-следственных связей мира.
Случайность и необходимость
Данные категории занимают одно из центральных мест в концепции детерминизма.
Необходимость – объективные, устойчивые, повторяющиеся внутренние связи и процессы в мире. Закономерность. Наступление причины влечет вполне определенное следствие.
Случайность – внешние, неустойчивые, необязательные связи, явления, процессы. Это такая связь причины и следствия, при которой допускается любая реализация любого альтернативного следствия.
Мерой возможности наступления случайного события является вероятность. В истории философии признавалось объективное существование случайности (индетерминизм), и напротив, случайность – результат нашего незнания (детерминизм).
Необходимость и случайность относительны. Одно и то же явление может выступать как необходимое и случайное по отношению к разным условиям. Цель научного познания случайных процессов заключается в том, чтобы за случайностью обнаружить необходимость. Для диалектического детерминизма важно обоснование объективного существования случайности и выявление связи случайности и необходимости.