Учение о развитии. Диалектика миропонимания
План лекционного занятия
1. Понятие диалектики. Ее исторические формы.
2. Принципы диалектики.
3. Законы диалектики.
4. Категории диалектики.
5. Альтернативы диалектики.
Основные понятия
Диалектика, метафизика, закон, принцип, единичное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, тождество, различие, противоположность, противоречие, количество, качество, мера, отрицание, отрицание-трансформация, -снятие, -синтез, детерминизм, индетерминизм.
1. Понятие диалектики, ее исторические формы
Диалектика – это учение о развитии, о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.
Диалектика, как и другие философские направления, прошла сложную историю. В историческом плане принято выделять три формы диалектики:
– стихийная диалектика Древней Греции,
– идеалистическая диалектика классической немецкой философии,
– материалистическая диалектика XIX века.
Однако диалектические идеи мы можем наблюдать в философии Древнего Китая в VIII–VII вв. до н. э (например, Инь и Ян).
Само понятие «диалектика» родилось в Древней Греции, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона, который указал в своих апориях на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Сам Аристотель отделяет диалектику от аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, но в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает вывод о том, что высшие роды могут мыслиться только таким образом, что каждый из них равен самому себе и не равен, тождественен себе и переходит в «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия.
Подвижный характер бытия, его изменяемость были отмечены Гераклитом (IV в. до н.э.).
Большой вклад в разработку диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг. Однако высшая ступень разработки диалектики принадлежит Гегелю, который понимал под диалектикой метод познания, учитывающий противоречивость мира, его постоянное изменение, взаимосвязь явлений и вещей, качественное превращение, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового. В диалектике идей Гегель угадал диалектику вещей. Автором материалистической диалектики XIX в. был К. Маркс.
Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная – диалектика объективного мира, природы, общества. Она существует независимо от человека и человечества в целом. Субъективная – движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
2. Принципы диалектики
1. Принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано, взаимообусловлено. Связь представляет собой взаимоотношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого. Связи бывают общими и частными, непосредственными и опосредованными, необходимыми и случайными, внутренними и внешними, главными и второстепенными, явными и скрытыми, существенными и несущественными. Все виды связей взаимодействуют между собой.
2. Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики, вокруг которого группируются элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Диалектика считает, что развитие объективно, всеобще, необратимо, включает качественные изменения.
3. Принцип детерминизма – всеобщей причинной обусловленности явлений.
4. Принцип историзма подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность и неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
3. Законы диалектики
Закон – всеобщая, необходимая, существенная связь между предметами и событиями. Для закона характерна необходимость, повторяемость, закон вызывает развитие события в строго определенном направлении.
Следует отличать естественные законы (законы природы) от общественных. По степени общности законы классифицируются на частные (действуют в одной форме движения материи); общие (действуют в нескольких формах движения материи); всеобщие, универсальные (действуют одновременно в природе, обществе и мышлении), эти законы исследуются философией.