Классическая немецкая философия
План лекции
1.Основные черты классической немецкой философии.
2. И. Кант. «Критический» период. «Трансцендентальный идеализм».
3. Философская система Г. В. Ф. Гегеля.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Основные понятия
Абсолютный дух, априорное знание, «вещь-в-себе», «вещь-для-нас», диалектический метод, закон, трансцендентный, трансцендентальный, категорический императив, категория, качество, количество, мера, противоположность, противоречие, скачок.
Краткие сведения
1. Общая характеристика классической немецкой философии
Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения КНФ конца XVIII – начала XIX вв. КНФ создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Для философии немецкого классического идеализма являются общезначимыми просветительские ценности прогресса человеческого рода, разума, свободы. Происходит предельное сближение ценности Божественного абсолюта и развивающегося человечества. Особую значимость приобретает духовно-практическая деятельность человека.
КНФ характеризуется особого рода соединением идеализма и диалектики: все сущее в ней представляется в виде системы, диалектически развивающейся на основе идеального первоначала, которое поступательно разворачивается в мире и предстает в способах человеческой деятельности.
Человек понимается как деятельное культурно-историческое существо, т.е. создающее себя в обществе и истории. Развивается идея историчности форм исторического духа – религии, нравственности, искусства, права, науки, самой философии (Гегель). Поднимаются проблемы свободы и необходимости. Провозглашается гуманистический идеал: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех (Кант).
2. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724–1804).
И. Кант – основоположник КНФ. Родился в семье ремесленника в Кёнигсберге (Калининград), где и провел всю жизнь. После окончания философского факультета Кёнигсбергского университета 9 лет работал учителем, в 1755-1770 гг. стал доцентом, в 1770-1796 гг. – профессором университета. Современники признали его первым философом Германии.
Творчество канта делится на 2 периода: докритический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. и до его смерти). В докритический период философия Канта развивается под сильным влиянием идей Лейбница. Он еще не сомневается, что порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещей. Он разрабатывает философию как умозрительное знание в областях онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии природы. Плодотворно применяет идею развития в естествознании. Кант намечает идеи генеалогической классификации животных, естественной истории человеческих рас. В труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант выдвигает гипотезу о возникновении Солнечной системы, а возможно, и Вселенной из «первоначальной туманности», из облака разреженных частиц, из их вращающихся масс. По Канту Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Французский астроном Лаплас предложил эту космологическую концепцию независимо от Канта. Она вошла в историю как «гипотеза Канта – Лапласа». Гипотеза была революционной. До этого в науке существовало убеждение в неизменности всего существующего: новые биологические виды возникать не могут (Линней); Солнечная система всегда была такой, какая она сейчас (Птолемей, Коперник, Ньютон); капиталистическая экономика всегда остается одной и той же (А. Смит).
Второй важнейший период деятельности Канта связан с переходом от космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период назван «критическим», т.к. он связан с выходом его трех важнейших работ: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика). В этих работах Кант сформулировал свой основной вопрос философии – антропологический «Что такое человек?», который охватывает три кардинальных вопроса: 1. Что я могу знать? (гносеологический) 2. Что я должен делать? (моральный) 3. На что я смею надеяться? (религиозный)
В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания, по Канту, основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств.
Он полагал, что в начале следует исследовать границы познавательных способностей человека. Все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь – в – себе»), а лишь знание явлений вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. Для этого Кант различает феномены («вещь для нас») и ноумены («вещь в себе»). Феномены – явления вещи, представленные субъектом во всеобщих и необходимых формах, непосредственное взаимодействие с предметом. Ноумен – то, что мы можем помыслить, опосредованное взаимодействие с предметом. «Вещь – в – себе» оказывается неуловимой и непознаваемой. Гносеологическую позицию Канта называют агностицизмом.
По Канту,всеобщее и необходимое знание не может быть апостериорным, вытекать из опыта, поскольку опыт всегда не полон, не завершен. Кант назвал свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere – переступать), т.к. исследует переход данных опыта в систему сознания. Кант также использует термин трансцендентное для обозначения того, что находится за пределами сознания и непознаваемо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо.
Теория познания Канта основана на признании существования доопытного или априорного знания, являющегося врожденным.
Познавательный процесс осуществляется в сфере действия трех основных познавательных способностей – чувственности, рассудка, разума. Первыми доопытными формами чувственности выступают пространство и время. Все, что человек познает, он познает в формах пространства и времени, но, согласно Канту, неизвестно присущи ли они самим «вещам-в-себе». Человеку при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени.
Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного познания. Способность к сверхчувственному познанию он назвал трансцендентальной апперцепцией.
От чувств процесс познания переходит к рассудку. Рассудок – способность к понятиям и суждениям – основа теоретического естествознания. Априорные понятия рассудка – категории (предельно общие понятия, с помощью которых можно всё описать и к которым можно свести всё сущее).
Ø Качество: реальность, отрицание, ограничение;
Ø Количество: единство, множество, цельность;
Ø Отношение: субстанция и свойств, причина и действие, взаимодействие;
Ø Модальность: возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность.
Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка: «ощущения без понятий “слепы”, понятия без ощущений “пусты”».
Научное естествознание возможно, т.к. в основе суждений всех естественных наук лежат всеобщие и необходимые априорные законы: 1. Закон сохранения субстанции. 2. Закон причинности. 3. Закон взаимодействия субстанций.
Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта, – это уже разум – способность к умозаключениям, доходящим до идей.
Кант подвергает критике всю предшествующую метафизику, которая опиралась на то, что со времен Платона и Аристотеля считалось умозрительным постижением вечных и неизменных благих первосущностей. Кант считает, что их объективное существование теоретически недоказуемо, а важнейшие идеи прежней метафизики – Бога, души, мира (свободы) – относятся не к области сущего, но должного. Эти идеи внутренне противоречивы, их нельзя ни рационально доказать, ни опровергнуть. Пытаясь их обосновать, разум впадает в противоречия – антиномии:
1. ограниченность пространства;
2. простое и сложное;
3. свобода и причинность;
4. наличие Бога.
Им придается статус высших, безусловных целей, согласно которым человек идет по пути совершенствования. Идеи Бога, души, мира имеют ценностный смысл, необходимы для утверждения достоинства личности, ее свободы. Кант развел ценности и бытие, до него миропонимание покоилось, что существование высших ценностей абсолютно.
Философская система Канта носит название критического или трансцендентального идеализма.
Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, жизни вообще. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Автономная воля побуждает человека к поступкам – добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон – категорический императив. По Канту, поведение человека должно основываться на 3 максимумах:
1. Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать принципом всеобщего законодательства;
2. В поступках исходи из того, что человек – наивысшая ценность;
3. Все поступки должны делаться на всеобщее благо.
Вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга. Кант предлагал, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический общественный строй». Он считал, что люди живут как бы в 2 измерениях:
1) среди регламентации и установления, в государстве;
2) в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали.
Мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, т.к. такой мир основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке. Только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истинную свободу человеку. Кант выдвинул также идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.
3. Выдающееся значение Г. В. Ф. Гегеля (1770–1831) состоит в изложении им в систематической форме диалектического миропонимания и диалектического метода мышления.
Исходным пунктом философии Гегеля является принцип тождества бытия и мышления. Ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное. Он не мыслит первоначало как абсолютное тождество субъективного и объективного. Для него тождество и различие являются диалектическими противоположностями. Принципом истинной философии является некое единство, которое есть деятельность, движение, отталкивание и, следовательно, в различении тождественно с собою. В результате этого Гегель выводит основное понятие «Абсолютная идея». Это:
Ø единственно существующая подлинная реальность;
Ø первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
Ø Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Абсолютная идея «отчуждает» себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе. Человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления, – абсолютной идеи. Поэтому – все действительное разумно, все разумное действительно. Действительно лишь наиболее важное и существенное, исторически необходимое.
Основными частями философской системы Гегеля являются логика, философия природыифилософия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Три части «Энциклопедии философских наук» представляет собой краткий очерк всей системы философии Гегеля.
«Наука логики». Принцип тождества бытия и мышления делает законы логики подлинными законами бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных формах мышления. Для Гегеля логика выступает учением о сущности всех вещей.
Понятия у Гегеля находятся в непрерывном движении, изменяются и развиваются, превращаясь в свою противоположность. Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному по следующей схеме: тезис – антитезис – синтез. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис более высокого уровня.
Анализ категорий количества и качества позволяет Гегелю раскрыть содержание одного из законов диалектики – закона взаимного перехода количества и качества. Переход одного качества в другое совершается путем перерыва постепенности, то есть скачка.
Гегель подверг критике метафизическое противопоставление тождества и различия, сущности и явления, свободы и необходимости. Закон единства и борьбы противоположностей. Отношение противоположностей – противоречие, которое нельзя уничтожить, можно только разрешить. Противоречие, по Гегелю,– это внутренний источник развития и движения. В органической связи с учением о противоречии находится гегелевское понимание отрицания отрицания.
Характеризуя понятие, Гегель утверждает, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие – процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления истолковывается им как творчество, самопознание абсолютной идеи. Этот процесс совершается вне времени и пространства в лоне абсолютной идеи. Гегель рассматривает практику как определенную деятельность мышления.
Философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии» (другая форма существования идеи). Главными формами отчужденного бытия абсолютной идеи являются механика, физика, органика. Природа – низшая ступень самопознания абсолютной идеи. Гегель не признает реального процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы не возникают, каждая из них порождение абсолютной идеи. Он отрицает развитие в природе, полностью отвергает эволюционную идею: «… в природе ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое». Изменения в природе он рассматривает в рамках вечно повторяющегося, раз и навсегда установленного круговорота.
Философия духа – посвящена рассмотрению абсолютной идеи на заключительном этапе ее развития, когда она возвращается к самой себе. Это учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственно развитии человечества вообще. История человечества у него сводится к истории его духовного развития и оказывается историей познания и самопознания. Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания абсолютной идеи (искусство, религия, философия). Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако религия также содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, наивного образного представления.
Философская система Гегеля приобрела консервативный характер, рассматривая как завершение процесса познания абсолютной идеей своего собственного содержания как последнюю ступень развития мирового разума. Если гегелевская диалектика учит, что развитие всеобще, то гегелевская философская система отрицает всеобщность развития, поскольку природа, по Гегелю, не развивается во времени, а лишь разнообразится в пространстве. Если диалектика утверждает, что развитие не имеет предела, то гегелевская философская система ставит предел развитию мышления.
Философия истории. Интерес к философии истории и философии права в этот период подготовил теоретическую почву для возникновения материалистической философии истории.
Возможность периодизации истории по отдельным эпохам показывает, что в истории властвует – несмотря на кажимость случайности – неличная закономерность.
История является развитием мирового духа во времени. История имеет свою цель – развитие свободы, свободы гражданина в гражданском обществе. Реализация свободы, по Гегелю, с необходимостью заключает в себе то, что дух сам осознает себя свободным. С этой позиции Гегель различает три основных этапа мировой истории. Древние восточные народы знали, что свободным является лишь один-единственный человек; греки и римляне полагали, что свободной является определенная группа людей, и лишь современные «германские» народы полностью осознали, что все люди свободны.
Когда «дух эпохи» поймет сам себя, то форма исторически завершится. Понимание, по Гегелю, значит преодоление до сих пор существующей формы духа и тем самым исходной точки нового «духа эпохи». В этом состоит существенное различие между концепцией истории Гегеля и марксистской концепцией, которая подчеркивает обусловленность исторического развития более динамичными производительными силами и менее подвижными общественными отношениями.
Развитие «мирового духа» проходит не автоматически, оно не может обойтись без «человеческой активности вообще», мотивированной разобщенными эгоистическими потребностями, интересами, страстями индивидов, образует единственное адекватное средство, или инструмент, посредством которого история реализует свою внутреннюю цель. Гегель развивает диалектическую концепцию так называемого коварства разума. Сам дух не может ни работать, ни воевать и поэтому позволяет действовать за себя человеку. Преследуя свои частные интересы, люди делают гораздо больше, чем они задумали. Не осознавая этого, они реализуют закономерности истории, толкая ход истории вперед.
Прогресс в осознании свободы не должен, по Гегелю, пониматься в чисто субъективном смысле. Объективизацией свободы в истории является государство.
4.Людвиг Фейербах(1804–1872).Труды:«К критике философии Гегеля», «Сущность христианства».
С позиций метафизического материализма Фейербах дал наиболее развернутую и глубокую критику гегелевского идеализма. Природа у Гегеля, говорил Фейербах, сама по себе ничто, она лишь осуществленная мысль. Однако критика Фейербах гегелевской философии, несмотря на ее историческое значение, имела ограниченный характер, т.к. в целом сводилась к раскрытию порочности идеалистического истолкования мира этой философией. Фейербах не сумел понять, что в идеалистической диалектике содержится рациональное зерно – мысль о самодвижении и поступательном развитии мира. Он видел в диалектике лишь искусно построенную разновидность софистики. Он критиковал: Абсолютную идею, процесс отчуждения, диалектику Гегеля.
Фейербах: «Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не с ними». Не принадлежит к вульгарным материалистам.
Материализм Фейербах, будучи метафизическим, является также материализмом антропологическим («Ничто человеческое мне не чуждо»).
Фейербах уделяет большое внимание разработке материалистической теории познания. Исходным пунктом познания служат ощущения, источник заключен в самом объективном, реальном мире. На базе ощущений у человека возникает мышление. Он доказывал правильность показания органов чувств. Фейербах отстаивает материалистический сенсуализм и критикует рационалистов, прежде всего Канта, за отрыв разума от показаний органов чувств. Фейербах исходил из первичности материи и подчеркивал, что если бы не существовало материи, не было бы мышления. Он критикует агностицизм Канта.
Фейербахвпадал в идеализм. Давал идеалистическую трактовку критерия истины, усматривая его в «человеческом роде». Критерий истины заключен у него в согласии всех людей с тем или иным суждением. Фейербах выступил как созерцатель, не понявший значения практически-критической деятельности людей.
Фейербах был типичным представителем созерцательного материализма, он ограничивал задачи философии только познанием мира и не ставил перед собой цели преобразовать его. Процесс познания он сводит по существу до акта простого созерцания человеком внешнего мира.
Одним из основных принципов построения философской системы у него выступает антропологизм. Это обусловило односторонность его материализма, распространенного только на область явлений природы. Фейербахбыл материалистом «снизу» при объяснении природы и идеалистом «сверху» при истолковании социальных явлений. Главную причину смены форм общественного строя он видел в смене форм религии.
Идеализм и метафизика пронизывают все рассуждения Фейербаха о государстве. Происхождение государства философ ставил в прямую зависимость от степени религиозности людей. Религия, в обычном смысле, препятствует возникновению государства, т.к. религиозный человек не нуждается в человеке, надеясь получить необходимое от Бога. Вера в Бога не способствует объединению людей в государство и не укрепляет существующее государство, а наоборот, делает его ненужным. Не вера в Бога, а сомнение людей в Боге привело к созданию государства.
Фейербах выступал одновременно и как борец против идеалистической философии, и как критик религии. Он доказывал, что не Бог создал человека, а человек – Бога. Бог – это созданное людьми представление, персонифицированное воплощение тех чаяний людей, которые они оказались не в состоянии осуществить на земле. Бог – плод фантазии людей.
Однако его атеизм не был последовательным. В работе «Сущность христианства», которая «поссорила» Фейербаха с Богом, присутствуют религиозно-этические и идеалистические наслоения. Он указывал на необходимость создания новой земной религии, религии любви человека к человеку, религии, не признающей наличие Бога как сверхвещественного существа.
Основой морали людей, по мнению Фейербаха, является врожденное стремление к счастью. К главным правилам морали он относил разумное самоограничение и взаимную любовь между людьми. Задача морали заключалась в том, чтобы сознательно и добровольно сделать законом человеческого мышления и действия гармоническую связь, вытекающего из самой природы в виде мужского и женского стремлений.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?
2.Возможна ли свобода воли в рамках нравственного закона?
3.Как сочетается система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?
4.Как соотносятся свобода и историческая необходимость в философии истории Гегеля?
5.Почему философия Гегеля становится объектом критики Фейербаха? Какая форма знания, с точки зрения Фейербаха, должна сменить традиционную метафизику?
6.Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха?
7.Какое значение имеет КНФ в философской мысли?
Задания для практического занятия
1. Социокультурная ситуация в Германии конца XVIII–нач. XIX вв. и ее выражение в философии.
2. Эволюция теории познания у немецких философов.
3. «Я» и «не-Я» в учении И. Г. Фихте.
4. Объективный идеализм Ф. В. Й. Шеллинга.
Задания для самостоятельной работы
1.Опишите историческую ситуацию, сложившуюся в Германии в конце XVIII–нач. XX вв. Какое влияние она оказала на КНФ?
2.Подготовьте сообщения по темам «Объективный идеализм Шеллинга», «Субъективный идеализм Фихте».
Рекомендуемая литература
1.Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. – М., 1971.
2.Кант И. Критика практического разума. – М., 1994.
3.Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные произведения: В 2-х тт.– М., 1965. – Т. 1.
4.Фихте И. Г. Сочинения. – М., 1995.
5.Ойзерман Т. И. Теория познания Канта. – М., 1991.
6.Семенов В. Е. Функционализм как трансцендентальный принцип философии И. Канта // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 171–180.
7.Соловьев, Э. Ю. И. Кант: Знание, вера и нравственность // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991.
8.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М., 1939 (и др. изд.).
Тестовые задания
1. Философ, отождествлявший понятия свободы и моральной ответственности, – …
1) Н. Макиавелли
2) И. Кант
3) Л. Фейербах
4) А. Шопенгауэр
2. Суть этического учения И. Канта не отражает следующее высказывание:
1) Человек есть житель двух миров – мира природа и мира свободы
2) Высшая свобода есть возможность поступать по собственной воле и нравственно по отношению к другим
3) Следование моральному закону есть подавление личной воли
4) Категорический Императив – внутренний закон, вложенный Богом в души людей
3. Центральным понятием учения И. Фихте является
1) «волевое Я»
2) «мыслящее Я»
3) «Я-бытие»
4) «коллективное Я»
4. Тождество субъекта и объекта, с точки зрения Ф. Шеллинга, достигается через
1) рациональное постижение сущности вещей
2) творческий акт
3) эмпирическое познание
4) самоотречение
5. Суть диалектического метода Г. Гегеляне отражает следующее высказывание:
1) Развитие природы, общества и мышления осуществляется по одним и тем же законам
2) Каждый последующий этап развития является отрицанием предыдущего
3) Высшей целью развития является совпадение субъекта и объекта
4) Бытие определяет сознание
6. Источником развития Г.В.Ф. Гегель считал…
1) естественные законы
2) божественный разум
3) деятельность человека
4) противоречия
7. Автор работы «Наука логики» –
1) И. Кант
2) Ф.В. Шеллинг
3) Г.В.Ф. Гегель
4) И.Г. Фихте
8. «Вещь в себе» у И.Канта означает
1) непознаваемую сущность
2) форму вещи
3) закрытую для других личность
4) феномен
9. Природу как инобытие Абсолюта рассматривал…
1) Ньютон
2) Фейербах
3) Шеллинг
4) Гегель
10. Априорную основу знания утверждает…
1) Кант
2) Фейербах
3) Гегель
4) Конт
11. Г. Гегель сформулировал основные принципы…
1) диалектики как учения о всеобщем развитии
2) теории прибавочной стоимости
3) теории общественного договора
4) цивилизационного подхода
12. «Категорический Императив» Канта – это
1) религиозная заповедь
2) безусловное нравственное поведение
3) социально-правовое требование
4) экономический закон
13. Основным предметом немецкой классической философией является…
1) вопрос об отношении человека и Бога
2) проблема первоначала мира
3) проблема тождества субъекта и объекта
4) структура человеческой психики
14. Какие проблемы волнуют Канта в докритический период его деятельности:
1) социальные
2) этические
3) естественнонаучные
4) антропологические
15. С чего начинается всякое знание, по Канту:
1) разума
2) истины
3) чувств
4) опыта
16. Философский метод Гегеля является
1) метафизическим
2) догматическим
3) феноменологическим
4) диалектическим
17. Существует ли противоречие между методом и системой в философии Гегеля:
1) да 2) нет
18. Какой характер носит материализм Фейербаха:
1) диалектический
2) феноменологический
3) вульгарный
4) антропологический
19. За что Фейербах критикует Канта:
1) материализм
2) метафизику
3) агностицизм
4) дуализм
20. Смог ли Фейербах понять и принять рациональное зерно философии Гегеля:
1) да 2) нет
Философская теория