Модуль vi. социальная философия
Социальная философия: история и современные концепции. Общество. Проблема происхождения общества. Общество как система. Экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание. Культура и цивилизация. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Смысл истории. Прогресс и регресс (А. Блаженный, Г. Гегель, Н. Бердяев, К. Ясперс, Э. Фромм, Ф. Фукуяма и др.). Формационная и цивилизационная концепции общественного развития (К. Маркс, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин). Свобода и необходимость. Конформизм.Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Тематический план
№ п/п темы | Наименование разделов и тем | Количество часов по учебному плану | ||||
Всего | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | ||||
Лекции | Лабораторные занятия | Практические занятия (семинарские) | ||||
Философия ее предмет, структура, функции | ||||||
Разнообразие картин мира: мифология, религия, философия, наука | ||||||
Восточная философия. Философия Древней Индии и Древнего Китая | ||||||
Античная философия. Досократический период. Классическая древнегреческая философия | ||||||
Период эллинизма в античной философии | ||||||
Философия Средневековья | ||||||
Философия Возрождения | ||||||
Философия Нового времени | ||||||
Философия эпохи Просвещения | ||||||
Классическая немецкая философия. Трансцендентальный идеализм И. Канта | ||||||
Философская система и диалектика Гегеля | ||||||
Антропологический материализм Л. Фейербаха | ||||||
Философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса | ||||||
Неклассическая философия. «Философия жизни» | ||||||
Исторические формы позитивизма. | ||||||
Современная западная философия | ||||||
Русская философия, становление, основные периоды развития, особенности | ||||||
Русская философия XVIII–XIX вв. | ||||||
Русский космизм. Философия русского зарубежья | ||||||
Промежуточный контроль | ||||||
Онтология. Категория «бытие» в философии. Бытие и его всеобщие формы. Категории | ||||||
Материя, ее атрибуты и формы движения | ||||||
Сознание, его происхождение и сущность. Сознательное и бессознательное | ||||||
Учение о развитии. Диалектика миропонимания | ||||||
Познание как предмет философского и специально-научного исследования | ||||||
Уровни, формы и методы познания. Научное и вненаучное познание | ||||||
Истина, ее формы и критерии. Идея творчества | ||||||
Философская антропология. Проблема человека в истории философии. | ||||||
Человек как биосоциальный феномен. Личность. Свобода и ответственность личности. Проблема смысла человеческой жизни. | ||||||
Философия общества: история и современные концепции. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития. | ||||||
Общество как система. Общество и природа | ||||||
Проблема цели и смысла общественной жизни в философии истории | ||||||
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. | ||||||
Итоговый контроль | ||||||
Модуль 1
Философия: предмет, структура, функции
План лекционного занятия
1.Понятие мировоззрения, его исторические формы и типы.
2.Предмет и понятие философии.
3.Структура философского знания. Исторические типы философии.
4.Основной вопрос и основные направления философии. Классическая и неклассическая философия.
5.Функции философии.
Основные понятия
Аксиология, антропология, гносеология, иррационализм, логика, методология, мировоззрение, миф, мифология, нравственность, онтология, рационализм, эмпиризм, религия, теология, эстетика, этика.
Краткие сведения
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Составляющими мировоззрения являются мироощущение и мировосприятие. Мироощущение (первый уровень отражения действительности) возникает в силу определенного эмоционального настроя, фиксирует отдельные внешние проявления бытия, явления, а не сущности. На втором уровне отражения действительности – мировосприятие – создается цельная картина мира благодаря чувственному опыту. Вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов рациональным путем способно миропонимание.
Можно выделить два уровня мировоззрения:
– жизненно-практический – в его основе лежит здравый смысл, проявляющийся в обыденной деятельности людей, складывается стихийно. В данном случае преобладает психологический компонент, нередко отсутствует последовательность, доказательность, систематичность;
– теоретический– на данном уровне вырабатывается свой специфический язык, создаются специальные методы исследования мира и самого человека, формируются мировоззренческие принципы и идеалы, которые служат ориентирами в жизни человека, определяющими цели, средства и характер его деятельности.
Выделяют четыре основные формы мировоззрения, которые возникали постепенно и продолжают существовать сейчас.
1. Обыденное мировоззрение – оно является наиболее древним, возникло у первобытных людей в ходе их повседневной практической деятельности, опирается на повседневный жизненный опыт.
2. Мифология, которая представляет собой отражение в космически обобщенном виде общинно-родовых отношений, описывает явления природы и общества в фантастической, художественно-образной форме.
3. Религия – это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств и обрядовых действий, удовлетворяющих определенные потребности человека. Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:
– тотемизм – поклонение животным, растению, которое считается предком рода;
– анимизм – вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;
– фетишизм – вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов;
– магия – вера в действенность специальных обрядов.
К национальным религиям относятся:
– иудаизм – религия евреев, возникла в конце II тыс. до н.э.;
– индуизм – религия северной Индии, возникла в V в. до н.э.;
– конфуцианство – одна из религий Китая (V в. до н.э.);
– синтоизм – средневековая религия японцев.
Мировые религии:
– Буддизм – возник в IV–V вв. до н.э. в Индии. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный).
– Христианство – возникло в I веке в Палестине, основоположник Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Три ветви христианства: католичество, православие, протестантизм.
– Ислам (мусульманство) – возник в VII веке в Аравии. Два основных направления: суннизм, шиизм. Основатель – Мухаммед.
4. Философия, сделавшая мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, критического осмысления, позднее перерастает в научное мировоззрение.
Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» (phileo – любовь, sophia – мудрость). Первым это слово объяснил Пифагор (IV–начало V в. до н.э.), который считал, что смысл философии – в поиске истины.
Философия как система знаний о сущностных проблемах бытия, познания и отношения человека к миру возникла около 2,5 тысяч лет назад. Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но она не совпадает с ним. Философия, в отличие от мировоззрения, не только выделяет всеобщее и необходимое, присущее миру как целому, но и проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия. Предмет философии – общие закономерности развития природы, человека, общества. Специфика философского мировоззрения состоит в том, что оно имеет сложную структуру; носит предельно общий теоретический характер; содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе других наук; во многом субъективно (содержит авторские учения); являются совокупностью объективного знания и ценностей, оказывает влияние культурно-историческая ситуация. Философская мысль рефлексивна. Философия опирается на категории – предельно общие понятия. Кроме того, философское знание неисчерпаемо.
Философские вопросы – это вопросы не об объектах, а об отношении к ним человека.
В истории философии сложились направления, которые можно рассматривать как взаимоисключающие:
1) материализм и идеализм;
2) признание познаваемости мира и ее отрицание (агностицизм);
3) диалектика и метафизика.
Отношение между идеализмом и материализмом, признанием и отрицанием познаваемости мира было наиболее удачно сформулировано Фридрихом Энгельсом в его работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» – он назвал это соотношение основным вопросом философии. В общем виде, это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе.
Основной вопрос философии имеет сложную структуру, которая отражает сложность проблем, стоящих перед человеческим познанием. В нем выделяют две стороны:
1) онтологическая: что первично – сознание или материя;
2) гносеологическая: познаваем ли мир.
На первую часть основного вопроса философии можно дать два противоположных ответа – материалистический и идеалистический. Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Материалистическая философия прошла долгий путь развития. Обычно выделяют следующие ее формы:
– наивный материализм в древнегреческой философии;
– метафизический материализм в философии Нового времени – XVII-XVIII вв.;
– материализм русских революционеров-демократов XIX в.;
– диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса;
– современный философский материализм – XX век.
В Древней Греции состояние науки не давало возможности последовательно объяснить мир материалистически. Поэтому возникает противоположное направление – идеализм. Идеалисты считают первичным началом бытия сознание (дух, мышление и т.п.), а материю – вторичной по отношению к сознанию.
Первичность сознания может пониматься по-разному. Поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.
Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма был Платон, считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, которая развивается в мировой дух. Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название креационизм.
Субъективный идеализм признает первичной реальностью человеческие ощущения и индивидуальное сознание человека. Классик субъективного идеализма Джордж Беркли вводит в свое учение представление о боге как гаранте существования других людей, т.е. он использует и идеи объективного идеализма. На основе субъективного идеализма возникает солипсизм – концепция, согласно которой существую только Я, а все остальные люди и вещи – только комплексы, наборы наших ощущений.
вопрос о возможности и границах достоверного познания мира первыми поставили и подробно проанализировали скептики. Позже отрицание познаваемости мира было названо агностицизмом. В Новое время классиками агностицизма стали английский субъективный идеалист Дэвид Юм и основоположник немецкой классической философии И. Кант. Наиболее полно позиция философского агностицизма выражена во взглядах Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения сущности предмета («вещь–в–себе») и того, как этот предмет представляется человеку («вещь–для–нас»).
Противоположное им направление получило название гностицизм или гносеологический оптимизм.
Гностики – это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающее. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе».
Итак, по способу решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два типа – материалистические и идеалистические. По способу решения его второй стороны философские концепции делятся на признающие познаваемость мира и отрицающие ее.
И материализм, и идеализм являются монистическими концепциями, признающими, что в основе мира лежит одно начало, одна субстанция – дух или материя. Кроме монизма в философии существуют и другие подходы – дуализм и плюрализм. Дуализм – это учение, утверждающее, что материя и дух являются двумя самостоятельными, независимыми друг от друга субстанциями мира, существующими параллельно друг другу (Р. Декарт). Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (от латинского substuntia – сущность) – это объективная реальность. Главным атрибутом духовной субстанции является мышление, материальной – протяженность.
Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых и независимых друг от друга начал. Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц. Субстанцию он подразделяет на бесконечное множество субстанций, называя их монадами.
Кроме основного вопроса философии в ней существует еще один, второй по значению фундаментальный вопрос – о движении и развитии. Его можно сформулировать следующим образом: развивается мир или он остается неизменным?
Идея развития природы и общества в ее современном виде возникла только в XVIII-XIX вв. В древности – например, у Гераклита – речь шла только о всеобщей изменчивости мира, его непостоянстве и об источнике всех изменений – противоречии. Гераклит стал создателем философского учения о всеобщей изменчивости природы – диалектики. Сократ и Платон применили идею изменчивости и к человеческому мышлению. В XIX веке Гегель создает философскую систему, в основе которой лежит объективный идеализм и диалектика. Маркс и Энгельс разрабатывают диалектику на основе материализма.
Диалектике противоположна метафизика, древние представители данного направления утверждали, что мир неизменчив (Парменид, Зенон). Позже метафизическая концепция природы и общества постепенно изменяется – метафизики признают существование изменения, а иногда и развития. Однако они понимают изменение и развитие упрощенно. Можно выделить следующие черты метафизического понимания мира:
– вещи рассматриваются как обособленные друг от друга, без взаимосвязи и взаимопереходов;
– вещи неизменны в своей сущности, могут подвергаться лишь несущественным изменениям, но не могут развиваться;
– вещи лишены внутренних противоречий.
Основные структурные элементы философского знания:
· онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии;
· гносеология (от греч. gnosis – познание, logos – учение) – учение о познании;
· антропология (от греч. anthropos – человек и logos – учение) – учение о человеке;
· социальная философия – учение об обществе и закономерностях его развития;
· логика – учение о законах правильного мышления;
· этика – учение о нравственности;
· эстетика – учение о прекрасном;
· история философии – изучает развитие философской мысли от зарождения до наших дней;
· философия истории;
· философия культуры;
· философия права;
· аксиология – учение о ценностях;
· философия и методология науки и т.д.
Функции философии
1.Мировоззренческая, которая связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира и места человека в нем.
2.Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.
3.Методологическая, которая заключается в выработке наиболее общих методов познания и освоения человеком окружающего мира.
4.Прогностическая функция состоит в том, что философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человеческого мышления.
5.Критическая функция связана с поиском истины и предполагает критическое отношение к действительности.
6.Аксиологическая функция философии заключается в оценке явлений и событий с точки зрения различных ценностей: нравственных, эстетических и т.д.
7.Социальная функция выражается в том, что философия, анализируя общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности, прогнозирует общее направление его развития, предоставляет человеку возможность разобраться в многообразных социальных отношениях.
8.Культурно-воспитательная функция заключается в том, что она способствует пониманию культуры как материально-духовного феномена, формированию собственной культуры человека.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие факторы являются системообразующими для определенного исторического типа мировоззрения?
2.На ваш взгляд, что такое философия – наука или мировоззрение? Обоснуйте ваш ответ.
3.Как вы понимаете термины «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание»?
4.Какие предпосылки возникновения философии вы знаете?
5.Возможно ли единственное определение философии? Сводимы ли разнообразные определения к одной общей дефиниции?
6.Является ли основной вопрос философии определяющим для любой философской системы?
7.Какие исторические формы материализма вы знаете?
8.Какие исторические разновидности идеализма вы знаете?
9.Какие функции философии вы бы назвали основными?
10. Что такое монизм? плюрализм? дуализм?
Задания для практического занятия
1.Мифология, религия, философия: общее и особенное.
2.Философия и наука.
3.Философия – искусство.
4.Исторические формы философии.
Задания для самостоятельной работы
1.Совпадают ли понятия «мировоззрение» и «картина мира»?
2.Дайте определения философии, высказанные мыслителями различных исторических эпох, и выявите особенность философии, которая является причиной такого разнообразия.
3.«Духовность», «одухотворенность», «дух эпохи» – каков, по-вашему, смысл этих формулировок?
4.Подумайте, какую роль выполняет философия в системе других наук?
5.Назовите качества философских знаний, синтез которых делает философию «наукой мудрости».
6.Подумайте, какие, по вашему мнению, обстоятельства сыграли главную роль в постановке вопроса «Познаваем ли мир?»
7.Возможен ли прогресс в философии? Почему?
8.Почему для человека, живущего в мире разнообразного, важно иметь представление о Вселенной как единой целостной системе?
Рекомендуемая литература
1.Ивин А. А. Аксиология. – М.: Высшая школа, 2006.
2.Каган М. С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. – 1997. – № 9. – С. 36–45.
3.Мамардашвилли М. Как я понимаю философию. – М., 1990.
4. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. – М., 1991.
5.Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.
6.Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.
7.Философия: хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. – М., 2002.
8.Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8. – С. 113–123.
Тестовые задания
1. Философия – это
1) наука
2) мировоззрение
3) мироощущение
4) искусство
2. «Основной вопрос» философии –
1) Что первично – дух или материя?
2) Сколько начал лежит в основе бытия?
3) Каким образом человек познает мир?
4) В чем смысл человеческой жизни?
3. Сходство философии с мифологией и религией – это …
1) вера в Бога
2) поиск ответов на «вечные» вопросы
3) логическая доказуемость положений
4) познание мира в форме образов
4. Гуманистическая функция философии предполагает...
1) разработку методов познания
2) размышления над вопросом о жизни и смерти
3) обоснование понятийных и теоретических структур научного знания
4) обретение высших мировоззренческих ориентиров в жизни
5. Философия в ее всемирно-историческом значении должна, по мнению И. Канта, ответить на вопросы
1) «В чем смысл жизни?»
2) «На что я могу надеяться?»
3) «Что я могу знать?»
4) «Что такое человек?»
5) «Что я должен делать?»
6) «Что такое истина?»
6. Философия...
1) имеет догматический характер
2) стремится к систематической целостности знания
3) подтверждает свои положения экспериментом
4) служит выражением самосознания конкретной эпохи
5) исходит из примата веры над разумом
7. Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом:
1) философия – часть мировоззрения;
2) философия есть противоположность мировоззрения;
3) мировоззрение – часть философии;
4) философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения.
8. Философским не является вопрос …
1) что такое истина?
2) что такое экономика?
3) что первично: материя или сознание?
4) познаваем ли мир?
9. Наиболее правильное определение философии. Философия – это…
1) система научных знаний о мире и человеке
2) идеология
3) искусство познания истины
4) рационально-теоретическая форма мировоззрения
10. Мировоззрение – это …
1) эмоционально-чувственное отражение мира
2) совокупность знаний об окружающей действительности
3) система взглядов на мир в целом и место человека в нем
4) комплекс знаний, умений, навыков
11. Главным предметом философии является:
1) человек и его место в этом мире
2) природа и ее законы
3) общественно-исторические процессы
4) универсальные законы и принципы
12. Философия может быть определена как:
1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в мире
2) мудрость вообще
3) совокупность нравственных учений и норм
4) система религиозных учений о мире и человеке
13. Онтология – это философское учение
1) о бытии
2) о ценностях
3) о происхождении Вселенной
4) о доказательствах
14. Гносеология – это философское учение
1) о познании
2) о первооснове бытия
3) о природе
4) о боге
15. Философия отличается от мифологии и религии
1) учением об авторитетах
2) рационально-теоретическим представлением о мире
3) образностью представлений
4) учением о сверхъестественном
16. С точки зрения современной философии верным является следующее суждение:
1) цель оправдывает средства
2) основа мира – это число и гармония
3) материя и сознание – основные формы бытия
4) первоосновой бытия является материальная субстанция
17. Религия – это:
1) привязанность человека к чему-то постоянному и неизменному
2) взаимоотношения между Богом и человеком
3) вера в сверхъестественное
4) образно-символические представления о мире
18. Самыми ранними разделами современной философии являются:
1) онтология
2) гносеология
3) этика
4) антропология
5) аксиология
19. Сходством философии с мифологией является
1) интуитивное постижение сущности вещей
2) поиск единого основания бытия
3) выделение человека из космического целого
4) скептицизм
20. Сходством философии с наукой является
2) логическая непротиворечивость как основной критерий истины
3) конкретные явления действительности в качестве объекта познания
4) всеобщие принципы бытия как предмет осмысления
5) историчность, преемственность знания
Модуль 2
Исторические типы философии
Восточная философия
План лекционного занятия
I. Философия Древней Индии
1) этапы развития, литературное наследие (веды, упанишады);
2) ортодоксальные школы;
3)неортодоксальные школы (буддизм, джайнизм, чарвака).
II. Философия Древнего Китая:
1) становление философской мысли в Китае;
2) конфуцианство как ведущее направление;
3) учение Лао-Цзы (даосизм);
4) моизм, легизм: основные идеи.
Основные понятия
Брахман, атман, рита, пракрити, пуруши, сансара, мокша, дао, дэ, метемпсихоз, реинкарнация.
Краткие сведения
I. В древнеиндийской философии выделяются 3 основных этапа:
1. XV–V вв. до н.э. – ведический период;
2. V до н.э.–X вв. н.э. – классический период;
3. с X в. н.э. – индуистский период.
Веды (дословно «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев и завершаются возникновением первых государственных образований. В этот период кочевые племенные общества ариев превращаются в общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны (сословия): брахманы (священнослужители и монахи), кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса производителей и зависимого населения).
Первоначальные 4 сборника были объединены под общим названием «Веды»: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа». В дополнение к «Ведам» были составлены «Брахманы» (прозаические истории, появившиеся в период 800–600 гг. до н.э.), «Араньяки» (ритуальные формулы), «Упанишады» (философские тексты 600–300 гг. до н.э.).
Ведическая религия является политеистической. В некоторых ведических гимнах обосновывается общий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и процессы окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок (рита), который властвует над всем. Благодаря действию риты движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются времена года; рита – это принцип, который руководит течением человеческой жизни: рождением и смертью, счастьем и несчастьем.
В качестве модели сотворения мира рассматривалось вселенское яйцо, плавающее в водах первичного хаоса. Первосущество Пуруша выступает как первочеловек, которого боги принесли в жертву и из частей тела которого возникают земля, небо, солнце, луна, растения и животные, люди и, наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и сами гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров, который является «всем – прошедшим и будущим». В философской трактовке пуруша – это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.
В «Атхарваведе» появляется осмысление бытия. Вначале не было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства и неба, не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Было только то единое, понимаемое как нечто аморфное, нерасчлененное и лишенное конкретного содержания, которое само по себе дышало.
Упанишады (буквально: «сидеть около») образуют завершение ведической литературы. Брахман – высшая объективная реальность, безличное, абсолютное, объективное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. Вне Брахмана нет ничего, но все, что есть в бытии, заключено в Брахмане. Представление о Брахмане также связано с понятием скамбхи – опоры. Авторы текстов пытаются найти конечную опору всех вещей и явлений, понять, куда уходят вещи, теряя опору, и откуда возвращаются, снова приобретая ее. Дыхание (прана) – опора человека. Дыхание – это то, чего не видно, но есть бытие наше. Атман – обозначение субъективного психического начала – души. Он может пониматься как в личном плане, так в универсальном (основа всего). Выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира являются ядром учения упанишад.
В Упанишадах описывается процесс познания, переход от незнания к знанию, переход от низшего состояния атмана к высшему. Всего выделяются 4 состояния Атмана: бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений, турия.
Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни (сансара) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Учение о круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений, имеет свое начало в анимистических представлениях исконных жителей Индии. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни. Все, с чем человек встречается в жизни, определено кармой. Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные и социальное неравенство как результат поведения человека в прошлой жизни.
Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности не существуют, впрочем, как не существует и человек, ограниченный пространством и временем. Атман, когда покидает тело, сожженное на погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в этот круговорот, находить следующие воплощения. Познание (одна из центральных тем упанишад) состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто это единство осознает, освобождается из бесконечной цепи перерождений (сансары) и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме, где и остается вечно, выйдя из-под влияния кармы.
Мокша – освобождение от цепи перерождений – высшая жизненная цель. Состояние мокши – состояния анады – радости.
В середине 1-го тысячелетия до н. э. развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия между членами отдельных варн и каст, меняется положение непосредственных производителей. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок и теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые большие государственные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в рамках единого монархического государства объединяется практически вся Индия.
В этот период развиваются неортодоксальные учения, ставящие под сомнение авторитет Вед.
Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н. э.).
Джайнистское учение провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка – материальная (аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению человека, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от сансары. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог – это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.
Освобождение души из-под влияния кармы и сансары возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь – большая или меньшая степень аскезы. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь.
Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.
Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм – учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583–483 до н. э.), сын правителя рода Шакьев.
Центром учения являются четыре благородные истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – это все ведет к страданию (1). Причиной страдания является жажда (желания), ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой восьмеричный путь: 1) правильное суждение – отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, 2) правильное решение – понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам, 3) правильная речь – характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная; 4) правильная жизнь – заключается в соблюдении предписаний нравственности – знаменитых буддийских пяти заповедей. Это следующие принципы: не вредить жив