Мультимодальное исследование
Первичные интервью
Первые несколько сессий проводятся не на основе жесткого сценария. Консультанты могут встречаться с отдельными людьми, парами или семьями. Они могут начинать с легкой светской беседы и со сбора основной информации (например, с уточнения адреса и номера телефона) и только потом переходить к более детальному исследованию. Вот два главных вопроса, которые консультанты задают клиентам, когда те предъявляют свои жалобы: «Что привело к возникновению данной ситуации?», «Кто или что способствует сохранению ситуации в этом состоянии?» (Lazarus, 1989с, 1992). Кроме того, консультанты ищут признаки психоза, органических нарушений и депрессии. С самого начала консультанты стараются определить, к каким именно модальностям BASIC I.D. относятся жалобы их клиентов. Помимо этого, консультанты стараются оценить ожидания клиентов относительно результатов консультирования и выбрать наиболее подходящий стиль отношений. К тому же они определяют сильные стороны и положительные качества клиентов. Довольно часто во время начальных интервью консультанты используют определенные воздействия, например когнитивный диспут. В конце первого интервью консультанты просят большинство взрослых клиентов заполнить 15-стра-ничную Мультимодальную анкету истории жизни (Lazarus, Lazarus, 1991a). В этой анкете содержится множество вопросов, касающихся происшедших ранее событий и факторов сохранения, причем ответы подразделяются на категории BASIC I.D.
Важным является следующий принцип мультимодального консультирования: «Знай собственные ограничения и сильные стороны других специалистов» (Dryden, 1991, р. 30). Следует обращаться за помощью и советом к другим консультантам, если они имеют необходимые навыки или личный стиль, более подходящий для работы с конкретным клиентом (если соответствующими навыками не обладает основной консультант). Лазарус считает, что ему не особенно хорошо удается работать с людьми, имеющими серьезные нарушения, например с шизофрениками и людьми, которые злоупотребляют различными веществами, вызывающими зависимость, а также с подростками. Он разыскивает более опытных или одаренных консультантов для таких клиентов. Направить клиента к другому консультанту лучше до установления связи между этим клиентом и первоначальным консультантом. Лазарус также направляет клиентов в группы самопомощи, такие как общества Анонимных алкоголиков, Анонимных обжор, Родителей-одиночек.
Профиль модальностей
Лазарус (Lazarus, 1992) пишет: «Опорой мультимодального анализа являются Профили модальностей и Структурные профили» (р. 246). Профиль модальностей — это таблица BASIC I.D., в которой перечисляются проблемы, возникающие в пределах каждой модальности, и рекомендуемые воздействия. Лазарус составляет такие профили только тогда, когда при консультировании прогресс достигается недостаточно быстро и возникают непредвиденные проблемы. Примерно к началу третьего занятия консультанты обычно получают достаточное количество информации из собеседований и анкеты истории жизни и приступают к составлению плана предварительного Профиля модальности для клиента (как правило, на это уходит 15-20 минут). Иногда клиентов просят набросать собственные Профили модальностей самостоятельно, а затем клиент и консультант сравнивают записи (Lazarus, 1989с). Мультимодальные консультанты относятся к профилям модальностей клиентов как к набору гипотез. Консультанты показывают профили модальностей клиентам и обсуждают с ними эти профили.
Табл. 14.1 представляет собой пример Профиля модальностей, который консультант составил для 37-летнего человека, обратившегося к нему в связи генерализованной тревогой (Lazarus, 1992, р. 242).
Структурный профиль
Структурный профиль появляется в конце Мультимодальной анкеты истории жизни. Здесь клиентов просят оценить себя по каждой из модальностей BASIC I.D., используя 7-балльную шкалу; в этой шкале 1 балл соответствует самой низкой оценке, а 7 баллов — самой высокой оценке. Описания каждой модальности были даны в начале этой главы при знакомстве с семью модальностями BASIC I.D. Структурный профиль обеспечивает получение полезной и для консультанта, и для клиента дополнительной информации о том, как клиент взаимодействует с миром. Это взаимодействие легко представить в виде диаграммы.
В дополнение к включающей семь вопросов Мультимодальной анкете истории жизни Лазарус составил стандартизированную Структурно-профильную анкету (SPI), которая содержит 35 пунктов и образует Приложение 4 в книге Лазаруса (Lazarus, 1989с). SPI оказалась очень полезной при консультировании супружеских пар. Профили позволяют точно установить причины отсутствия взаимопонимания и делают возможными плодотворное обсуждение и принятие оптимального решения. Иногда профили показывают, что консультирование по проблемам развода — более реалистическая перспектива, чем консультирование по проблемам брака, например, если один партнер в наибольшей степени ценит выражение эмоций и межличностную близость, а его отношение к поведению и когнициям характеризуется нижней отметкой, в то время как другой партнер имеет «противоположный» профиль.
Отслеживание
Клиенты имеют довольно устойчивые модели (или распределение модальностей), отражающие порождение отрицательных эмоций, хотя при определенных обстоятельствах эти модели могут изменяться. Отслеживание подразумевает осторожную оценку «порядка запуска», распределения цепи реакций различных модальностей. Например, клиент может генерировать отрицательные эмоции, сфокусировав свое внимание на ощущениях (S) (например, на сильном сердцебиении), «запускающих» когниции (С) (например, «Должно быть, я серьезно болен или умираю»), «запускающих» аверсивные образы (I) (например, картины фатальной болезни), которые «запускают» неадекватное поведение (В) (например, уход в себя) (Lazarus, 1989a). У другого клиента вместо порядка запуска SCIB, обрисованного выше, может наблюдаться модель CISB (когниции — образы — ощущения — поведение).
Отслеживание, в частности, позволяет консультантам помочь клиентам понять механизм именно тех процессов, с помощью которых они порождают отрицательные эмоции; таким образом клиенты получают возможность произвести соответствующее вмешательство. Кроме того, отслеживание помогает консультантам выбрать и расположить в соответствии с приоритетностью техники лечения. Лазарус (1989а) приводит следующий пример. Женщина, страдавшая от агорафобии, проследила у себя порядок запуска CISA. Показательной была следующая когниция (С): «Что, если я упаду в обморок?», за ней следовали мысленные образы (I) (представление, как она глубоко дышит и теряет сознание), запускавшие ощущения (S) (ощущения головокружения и потных ладоней), которые запускали чувства (А) (чувства напряженности и тревоги).
В соответствии с порядком запуска консультант сначала провел с клиенткой тренинг навыков самоинструктирования (Meichenbaum, 1977) по противодействию собственным пагубным когнициям. Затем консультант научил клиентку вызывать у себя образы, позволяющие справиться с ситуацией; женщина стала в деталях воображать, что она сохраняет спокойствие и контролирует себя в вызывающих у нее страх ситуациях (например, при посещении универсама). В рамках сенсорной модальности консультант обучил клиентку медленному диафрагмальному дыханию и дифференцированной мышечной релаксации. Клиентку научили применять тренинг в реальной жизни. Консультант порекомендовал женщине при произведении покупок в супермаркете придерживаться следующей последовательности: использовать положительные самоинструкции (С), затем добавлять образы, позволяющие справиться с ситуацией (I), после чего применять технику диафрагмального дыхания, осознанно расслабляя мышцы, которые в данный момент не задействованы (S). Если бы у клиентки был определен иной порядок запуска, консультант научил бы ее применять другую последовательность и рекомендовал бы ей использовать эту другую последовательность в реальной жизни.